В. Соловьев и Н. Бердяев о «Русской идее».
В 1-ые о РИ высказал Сол. в своей работе под назван «РИ». С. поставил и по своем решение таких вопрос. Своеобраз историч пути россии? Ее место и призван в мире? Роль интеллегн в судьбе России, ее отношен к гос-ву и народу? Основ содерж «РИ» - развитие хар-ра и историч призвания рус народа. В книге Берд. под таким же назв «РИ» (1946) развиви обогащ мысли Сол. Он пишет: «рус мысль, рус-кие дух искания конца 19 нач 20 вв. свидет о сущ-нии рус идеи, кот соответ хар-ру духовностии призван рус народа. Характерные черты «РИ»: -1русское мессианство 0 об особой роли рус народа, ведомая церквью в осуществлен града божьего на земле и в спасени чел-ва. –2 религиозн как изначал черта рус самосознания. В ко. Отразил вечные стрем к богу. Берд: «рус народ – религиозн по своему типу и своей душ структуре». –3 рус люди выс ценят справедл, но любовь ставят выше справедливсти. –4 рус религиозн носит соборн хар-ер. Рус люди ценят общение и обществ образ жизни. Они склон к вселен общ-нию и братству людей. –5 в рус проваславии, как в сердцевине рус дух-ти «больше свободы, больше доброты, больше истинного смирения, мен властолюбия, чем в зап христ-ве.» Таким образом «РИ» - это выражение дух русского народа, его дух сути. Это путеводная звезда его жизни, выраж его историч судьбы и его истор мысли. 17. распространенное выделение следующих философских направлений: – неопозитивизм; – прагматизм; – марксизм; – неотомизм; – феноменология; – "философия жизни"; – экзистенциализм; – герменевтика; – структурализм; – постмодернизм. Культура постмодерна. Общая характеристика Постмодернизм- категория, обозначающая новый (последний на сегодняшний день) период развития направлений культуры. Это общее направление в развитии культуры, сложившееся в 70-х гг. XXв. Постмодерн пришел в европейскую культуру на волне студенческих революций 1968 г. и стал реакцией на искусство, которое к концуXXв. стало зеркалом общества потребления. Он попытался внедрить в общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает общество революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом, постмодерн достаточно органично вписывается в леворадикальную концепцию эстетического бунтарства. В контексте традиционной культуры художник - это мастер, творческий субъект, высокое ремесло которого сводится к выражению общечеловеческих ценностей в языке того или иного искусства. Мера талантливости здесь напрямую связана с мерой овладения художником материалом искусства - словом, звуком, цветом, камнем. В контексте постмодернистской культуры не отменяются ни талант, ни интуиция художника, но обесценивается достаточно многое - годы труда, которые обычно тратит художник, овладевая ремеслом. Центральной становится проблема «дилетантизма в искусстве». Происхождение постмодернистских тенденций связано с пониманием человека-творца ограниченности социального прогресса, осознанием того, что прогресс ставит под удар саму культуру. Его задача - приостановить вмешательство человека в гармонию развития природы, культуры и самого общества. Как основные черты постмодернизма можно выделить:
1) стилевой плюрализм; 2) направленность постмодернистской культуры и на массу, и на элиту; 3) использование игровых приемов при творении произведений искусства; 4) поиски универсального художественного языка; 5) многообразие стилей, эклектизм, коллажность, монтаж; 6) переплетение различных художественных направлений;
7) иронизм образов; 8) широкое обращение к произведениям предшествующих эпох; 8) влияние искусства на политику, религию и другие нехудожественные сферы человеческой жизни. Характерными признаками этого направления являются деканонизация традиционных ценностей, деконструкция эстетичного субъекта, стилевой синкретизм, интертекстуальность, цитатность как метод художественного творчества, открытость, пародийность, гедонизм, смешивание высоких и низких жанров, ориентир на потребительскую эстетику, внедрение принципов информационных технологий. Реакцией постмодерна на модернистскую концепцию мира как хаоса становится освоение этого хаоса, превращение его в среду существования человека. В художественном творчестве этого направления происходит осознанная смена ориентиров с творчества на цитирование. Для постмодерна творчество не тождественно творению. Акцент смещается в сторону положения произведение искусства - зритель. Постмодернизм манипулирует уже созданными творческими кодами. В авангардной установке постмодерна преобладает стремление овладения историей мировой культуры путем ее ироничного цитирования. Создатель перестает быть творцом, поскольку смысл произведения видится в процессе его восприятия. Произведение должно быть выставлено для обозрения, поскольку без зрителей оно существовать не может. Теоретически обосновали это течение Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, П. Слотердийк. Перенос акцента с творчества автора на творчество зрителя требует принципиальной способности последнего к интерпретации, к пониманию множества смыслов текста, а именно соответствующего интеллектуального, эстетического, духовного опыта. Содержание произведения возникает только в акте его восприятия, а творчество автора требует признания сегодня и сейчас. Становление новой культурной парадигмы - попытка поиска выхода из новейшего кризиса ценностей. В XXв. многочисленное тиражирование произведений искусства, возникновение виртуальных музеев, и интернет-сайтов, развитие международной выставочной деятельности, просветительского туризма, присутствие элитарных текстов в бытовой рекламе и дизайне приобщают к массовой культуре потребителя.
18. Онтология – это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение. Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. Иное понимание онтологии — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман, Мартин Хайдеггер и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания. Типы онтологий 1.Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей. 2.Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии 3.Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы. 4.Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи. 19. В 20 – 30 гг. ХХ в. возрождается интерес к проблемам онтологии как таковой, вне сцепки с гносеологией. Об этом свидетельствуют работы Н. Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера. Однако современная онтология сосредотачивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений: § человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы из законов внешнего, объективного мира, и не могут быть объяснены с помощью этих законов;
§ сознание человека рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире; § поэтому требуется особый метод постижения человеческого бытия. Это не теоретическое познание, не умозрение, а понимание. Понимание бытия предполагает перспективу Другого Таким образом, на смену онтологии объекта как объективном учении о мире и онтологии субъекта, акцентирующей внимание на актах и структурах сознания, благодаря которым формируется наше представление о мире, приходит экзистенциальная онтология человека или человеческого бытия, создаваемая той системой отношений, которая устанавливается между человеком и миром, а также между человеком и Другими (людьми).
Категориальная структура онтологии включает набор категорий: бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, времяи т. д. С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, но, говоря простым языком, само свойство объекта реально существовать в любой форме (материальной или идеальной). В истории бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель), благо(Платон), Бог(Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего. В современный понятийный аппарат активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия,: например, иллюзорное бытие в виртуальном пространстве, своеобразное бытие-небытие. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества. Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).
Развитие философских представлений о материи прошло три этапа. 1) Материя как вещь. Этот этап связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель). 2) Материя как свойство. В Новое время понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п. 3) Материя как отношение. На третьем этапе (XIX–XX в.) материю стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию ( Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности. 20. Монизм (греч. монос – один) – утверждение, что мир имеет только одно начало (субстанцию): или материальное или идеальное. Например: первична материальная причина (материя); первична идеальная причина (Бог). Дуализм (лат. дуа – два)– признание наличия двухравноправных начал (причин чего либо). Примеры дуализма: - в онтологии: причинами возникновения и развития мира являются два равноправных начала: и материальное и идеальное (и материя и сознание); - в гносеологии: признание двух разных методов познания действительности (например, эмпиризм и рационализм). Плюрализм (плюраль – множественность) – признание множественности начал (причин) в мире. Примеры плюрализма: - в онтологии: в основе мира лежит несколько равноправных, самостоятельных начал (причин) – вода, воздух, огонь, идеи, Бог; - в гносеологии (в познании) – признание множественности методов познания (эмпиризм, рационализм, индукция и др.).
Материализм и идеализм: Два основных направления (течения) в философии (в монизме). Соответственно, их сторонников называют материалистами и идеалистами. Материализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что мир возник и развивается благодаря материальным причинам (началам). Например: материя, атом, земля, воздух, и т.п. А все идеальное в мире - вторично и возникло благодаря материальному (в том числе, сознание человека). Поэтому, например, в возникновении и развитии общества материалисты главными движущими силами развития соответственно считают материальную основу общества (экономику), которая определяет все остальное, в том числе идеальные (духовные) сферы – культуру, образование, науку и т.п.
Исторические формы материализма: Материализм в истории существовал в нескольких формах. 1. Древний материализм (материализм древних греков) - стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит). 2. Метафизический (механистический) материализм: мир в своей основе материален, но существует лишь в к оличественном, механическом перемещения тел (Новое время в Европе. 16-17 века. Декарт, Гоббс). Упрощенное понимание свойств мира. 3. Диалектический материализм: мир в своей основе материален и постоянно, качественно изменяется (т.е. развивается). (19-й век. Маркс, Энгельс).
Виды материализма: - Последовательный материализм: признание первичности и главенства материального и в природе и в обществе (марксизм). - Непоследовательный материализм – признание первичности материального в природе, но отрицание его главенства в обществе и в истории (Фейербах). - Вульгарный материализм – все существующее в мире сводится к материальному, в т.ч. и сознание человека (Бюхнер, Фогт, Моллешот).
Идеализм и его разновидности: Идеализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что основой мира и причиной его возникновения является идеальное (духовное) начало. Например: - в природе – Бог, абсолютный разум, понятия и т.п. - в обществе – идеи, культура, образование, наука.
Практические последствия принадлежности к материализму или к идеализму: главное внимание - или к материальным или к идеальным факторам, их главенствующему значению в мире (материализм – экономика; идеализм - наука, образование, духовность).
Две разновидности идеализма: объективный и субъективный
1. Объективный идеализм – утверждение, что основа мира (его причиной) есть объективное идеальное начало, т.е. не зависящее от человеческого сознания. Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п.
1. Субъективный идеализм – утверждение, что основа мира – сознание человека. Мир зависит от человеческого сознания, создается им. Фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и не существует вне человеческого сознания (англ. философ Дж.Беркли, 1685-1753). Например: вишня. Следовательно, мир всецело зависит от человеческого восприятия, от человеческих ощущений. Он субъективен, так как восприятие мира каждым человеком субъективно. Действительность есть результат духовного творчества субъекта. Отсюда – ведущая роль человека (субъекта) в преобразовании мира и общества (т.н. субъективный метод в социологии).
21. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика. диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость. В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог», «искусство вести беседу». Такое понимание восходит к философии Сократа,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина. Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода.диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии.диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах. В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям. Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития. Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|