Упражнение на формирование сплочённости группы: «Буквы в именах».
Стр 1 из 5Следующая ⇒ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ
Педагог-психолог: Демченко Е.В.
п. Чаканиха
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:Коррекционно-развивающая программа формирования познавательных универсальных учебныхдействий составлена с целью развития у детей познавательных компетенций. Основной результат внедрения программы - развитие познавательных действий, составляющих базис для успешного освоения предметных результатов программы общего образования. Занятия разработаны, направлены на развитие у первоклассников способностей: производить логические действия и операции; воспринимать и анализировать сообщения (в том числе тексты); использовать знаково-символические средства и модели в учебной деятельности. Разработанный модуль программы включает 12 занятий длительностью от 30 до 40 минут.
Новизна:Составленная программа основана на принципах системно-деятельностногоподхода, включает психолого-педагогические технологии, направленные на повышение качества освоения учениками содержания программы начального общего образования. Результаты программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и относятся к области метапредметных результатов основной общеобразовательной программы.
Цель:Развитие у учащихся первых классов общеобразовательной школы познавательныхуниверсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности.
Задачи:
Развивать у учащихся способности:
1. самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
2. перерабатывать информацию для получения необходимого результата, используя логические операции сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;
3. решения задач творческого и поискового характера;
4. использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации.
Требования к условиям:Необходимыми условиями для проведения занятий являются:наличие помещения, позволяющего организовать изобразительную, творческую деятельность, коммуникацию детей в подгруппах, подвижную активность, а также (для отдельных заданий) комплекта проекционной аппаратуры и персонального компьютера, подключенного к сети интернет.
Требования к содержанию: В проведении занятий применяются методы интерактивногообучения (дискуссионные, игровые, тренинговые, проектные задачи). Выбор игр и упражнений для занятий производится с учетом возрастных особенностей возраста, принципов: соответствия возрасту 6,5 – 8 лет; наличия приоритетной цели в рамках реализации ФГОС НОО, относящейся к области познавательных универсальных учебных действий; системно-деятельностного подхода в развитии у детей новых компетенций.
Требования к результатам: Результаты составленной программы,соответствуют частиметапредметных результатов, определенных в Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, формируемых в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся. Успешность достижения детьми результатов программы определяется на основании данных психолого-педагогической диагностики, проводимой в декабре и мае текущего учебного года.
Приложение к пояснительной записке.
1) При проведении занятий очень важно, чтобы все дети правильно поняли инструкцию. Если потребуется, объяснить детям, что им необходимо делать и как выполнять задание.
2) Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы детей всей группой или в мини группах.
3) Данные занятия необходимо проводить в группе по 8 человек, тогда ведущим является педагог-психолог. Детей для занятий выбирает психолог после проведения психодиагностики, которая выявляет детей «группы риска», т.е. детей, находящихся в трудной ситуации.
4) Кроме того, данные занятия можно проводить с целым классом, для этого нужно поделить класс на 3или 4 группы. В этом случае, занятия могут проводить 2 психолога (или психолог и учитель).
5) Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для детей, но и проводить подвижные (динамические) игры.
6) Помещение делится на зоны: спокойной работы, исследовательскую и игровую.
Примерный конспект занятий:
Тема занятия: «Знакомство с волшебной страной» | Объем: | ||||||||||||||||
35 мин. | |||||||||||||||||
Цель:формирование общеучебных и логических познавательных действий.
Задачи:
Формировать:
1. способность выделять и формулировать познавательные цели;
2. логические операции (сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей);
3. способность контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности;
4. навыки совместной деятельности.
Оборудование:
- ковровое покрытие в помещении или коврики для спортивных занятий на пол;
- доска для записи
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети здороваются с педагогом.
1. Игра: вход в волшебную страну – расшифровка секретного кода, ознакомление с понятием схемы.
Инструкция для группы: «Мы с вами оказались перед волшебной дверью, ведущей в Волшебную страну. И сейчас поиграем в путешественников, которые стремятся туда попасть. Путешественники всегда очень наблюдательны и внимательны. Посмотрите, пожалуйста, на дверь (дверь может быть условной). Здесь зашифровано волшебное послание, которое нам нужно разгадать, чтобы дверь открылась. Так как это послание волшебное, нам необходимо успеть расшифровать его за одну минуту».
|
|
Приложение 1.
После предъявления инструкции психолог зачёркивает две фигурки - солнце и луна - на листе бумаги с несколькими рядами разных фигурок, чередующихся в случайном порядке. Далее следует продолжение инструкции для группы: «Давайте, вы будете показывать нужные фигурки, а я буду их зачёркивать. Чтобы не запутаться, показывайте нужные
фигурки по очереди – каждый по одной. Вы должны найти свою фигурку самостоятельно, без подсказки». Когда дети находят все фигурки, педагог спрашивает: «Какую последовательность мы зачеркнули? Правильно – фигурки солнце-луна. Это и есть ключ
к коду». (Задание можно усложнить: предложить детям самим найти закономерность в расположении фигур и зачеркнуть повторяющиеся элементы.)
2. Игра: «Подбор кода» (задание на выведение аналогии).
Далее психолог вывешивает «волшебную карту» (в виде аналогии) под «ключ», который нашли дети.
ДЕНЬ -?
ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, ДОЖДЬ
Задача для группы – заполнить её недостающую часть. Детям предлагается выбрать из трёх альтернативных слов пару к слову «день», в соответствии с заданным отношением, отражённом в «ключе». А именно: солнце-луна (в виде символов), день – ночь (в форме слов). Предлагается на выбор три альтернативных слова: земля, ночь, дождь. Дети не только должны отгадать слово «ночь», но и объяснить, почему они его выбрали.
Основная часть.
Когда дети разгадают зашифрованное послание и код, дверь в «волшебную страну» открывается. Дети заходят в помещение и приглашаются психологом в «зону спокойной работы». Все участники садятся на коврики (один большой ковёр) на пол или на стулья в круг.
|
|
Упражнение на формирование сплочённости группы: «Буквы в именах».
Цель: возможность выучить имена участников (при необходимости), сказать что-то позитивное о каждом участнике группы.
Ведущий просит детей сесть в круг. Затем первый ребенок громко и четко называет вслух свое имя и придумывает прилагательное, например: Катя – красивая, Владимир - веселый
и т.д. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и положительно характеризовать человека. Второй выступающий сначала повторяет имя и прилагательное предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.
2. Игра «Знакомство с персонажем» (Незнайка)
Психолог предлагает продолжить играть: «Так как мы с вами попали в Волшебную страну, нас ждут различные приключения и сказочные (волшебные) герои. Угадайте, какой герой пришел к нам в Волшебную страну? Этот персонаж носит оранжевую рубашку с зелёным галстуком, жёлтые, канареечные брюки и большую голубую шляпу». Игра состоит из нескольких частей:
1) Узнавание персонажа по атрибуту (шляпа) или можно процитировать описание героя из книги Носова.
2) Появление самого персонажа (элемент ролевой игры) Краткие характеристики Незнайки. Дети отвечают на вопросы: «Почему героя так зовут?», «Как можно понять, что он не знает?».
3) Группа детей делится на малые подгруппы (по 4 человека) или на пары. Каждая подгруппа придумывает для Незнайки маленькие вопросы, на
которые он должен ответить. Вопросы, должны быть, связаны с тем программным материалом, который дети проходят, в настоящее время на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира. Ведущий озвучивает персонаж Незнайка – отвечает на заданные вопросы невпопад. А дети поправляют его, объясняют ему, как правильно.
Динамическая пауза.
1)«НЕЗНАЙКА рассмеялся – НЕЗНАЙКА испугался» (2 мин). По сигналу ведущего дети быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).
2) «Огонь и лед»(2-5мин). По команде «огонь» - интенсивные движения телом: танцевать,
прыгать и т.д. По команде «лед» - замереть, сильно напрягая мышцы.
|
|