Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение на формирование сплочённости группы: «Буквы в именах».




КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

 

ДЕЙСТВИЙ»

 

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ

 

Педагог-психолог: Демченко Е.В.

 

 

п. Чаканиха


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность:Коррекционно-развивающая программа формирования познавательных универсальных учебныхдействий составлена с целью развития у детей познавательных компетенций. Основной результат внедрения программы - развитие познавательных действий, составляющих базис для успешного освоения предметных результатов программы общего образования. Занятия разработаны, направлены на развитие у первоклассников способностей: производить логические действия и операции; воспринимать и анализировать сообщения (в том числе тексты); использовать знаково-символические средства и модели в учебной деятельности. Разработанный модуль программы включает 12 занятий длительностью от 30 до 40 минут.

 

 

Новизна:Составленная программа основана на принципах системно-деятельностногоподхода, включает психолого-педагогические технологии, направленные на повышение качества освоения учениками содержания программы начального общего образования. Результаты программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и относятся к области метапредметных результатов основной общеобразовательной программы.

 

Цель:Развитие у учащихся первых классов общеобразовательной школы познавательныхуниверсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности.

 

 

Задачи:

 

Развивать у учащихся способности:

1. самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

 

2. перерабатывать информацию для получения необходимого результата, используя логические операции сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;

 

3. решения задач творческого и поискового характера;

 

4. использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации.

 

Требования к условиям:Необходимыми условиями для проведения занятий являются:наличие помещения, позволяющего организовать изобразительную, творческую деятельность, коммуникацию детей в подгруппах, подвижную активность, а также (для отдельных заданий) комплекта проекционной аппаратуры и персонального компьютера, подключенного к сети интернет.

 

 

Требования к содержанию: В проведении занятий применяются методы интерактивногообучения (дискуссионные, игровые, тренинговые, проектные задачи). Выбор игр и упражнений для занятий производится с учетом возрастных особенностей возраста, принципов: соответствия возрасту 6,5 – 8 лет; наличия приоритетной цели в рамках реализации ФГОС НОО, относящейся к области познавательных универсальных учебных действий; системно-деятельностного подхода в развитии у детей новых компетенций.


 

Требования к результатам: Результаты составленной программы,соответствуют частиметапредметных результатов, определенных в Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, формируемых в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся. Успешность достижения детьми результатов программы определяется на основании данных психолого-педагогической диагностики, проводимой в декабре и мае текущего учебного года.

 

Приложение к пояснительной записке.

 

 

1) При проведении занятий очень важно, чтобы все дети правильно поняли инструкцию. Если потребуется, объяснить детям, что им необходимо делать и как выполнять задание.

 

2) Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы детей всей группой или в мини группах.

 

3) Данные занятия необходимо проводить в группе по 8 человек, тогда ведущим является педагог-психолог. Детей для занятий выбирает психолог после проведения психодиагностики, которая выявляет детей «группы риска», т.е. детей, находящихся в трудной ситуации.

 

4) Кроме того, данные занятия можно проводить с целым классом, для этого нужно поделить класс на 3или 4 группы. В этом случае, занятия могут проводить 2 психолога

(или психолог и учитель).

 

5) Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для детей, но и проводить подвижные (динамические) игры.

 

6) Помещение делится на зоны: спокойной работы, исследовательскую и игровую.

 


 

Примерный конспект занятий:

 

 

Занятие №1 Форма организации: занятие (игровое)  
     

Тема занятия: «Знакомство с волшебной страной»

Объем:
    35 мин.
     

Цель:формирование общеучебных и логических познавательных действий.

 

 

Задачи:

 

Формировать:

 

1. способность выделять и формулировать познавательные цели;

2. логические операции (сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей);

3. способность контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности;

4. навыки совместной деятельности.

 

 

 

Оборудование:

 

- ковровое покрытие в помещении или коврики для спортивных занятий на пол;

 

- доска для записи

 

 

Ход занятия:

 

Вводная часть.

 

Дети здороваются с педагогом.

 

1. Игра: вход в волшебную страну – расшифровка секретного кода, ознакомление с понятием схемы.

 

Инструкция для группы: «Мы с вами оказались перед волшебной дверью, ведущей в Волшебную страну. И сейчас поиграем в путешественников, которые стремятся туда попасть. Путешественники всегда очень наблюдательны и внимательны. Посмотрите, пожалуйста, на дверь (дверь может быть условной). Здесь зашифровано волшебное послание, которое нам нужно разгадать, чтобы дверь открылась. Так как это послание волшебное, нам необходимо успеть расшифровать его за одну минуту».

 

Приложение 1.

 

После предъявления инструкции психолог зачёркивает две фигурки - солнце и луна - на листе бумаги с несколькими рядами разных фигурок, чередующихся в случайном порядке. Далее следует продолжение инструкции для группы: «Давайте, вы будете показывать нужные фигурки, а я буду их зачёркивать. Чтобы не запутаться, показывайте нужные

 


фигурки по очереди – каждый по одной. Вы должны найти свою фигурку самостоятельно, без подсказки». Когда дети находят все фигурки, педагог спрашивает: «Какую последовательность мы зачеркнули? Правильно – фигурки солнце-луна. Это и есть ключ

 

к коду». (Задание можно усложнить: предложить детям самим найти закономерность в расположении фигур и зачеркнуть повторяющиеся элементы.)

 

2. Игра: «Подбор кода» (задание на выведение аналогии).

 

 

Далее психолог вывешивает «волшебную карту» (в виде аналогии) под «ключ», который нашли дети.

 

ДЕНЬ -?

 

 

ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, ДОЖДЬ

 

 

Задача для группы – заполнить её недостающую часть. Детям предлагается выбрать из трёх альтернативных слов пару к слову «день», в соответствии с заданным отношением, отражённом в «ключе». А именно: солнце-луна (в виде символов), день – ночь (в форме слов). Предлагается на выбор три альтернативных слова: земля, ночь, дождь. Дети не только должны отгадать слово «ночь», но и объяснить, почему они его выбрали.

 

 

Основная часть.

 

Когда дети разгадают зашифрованное послание и код, дверь в «волшебную страну» открывается. Дети заходят в помещение и приглашаются психологом в «зону спокойной работы». Все участники садятся на коврики (один большой ковёр) на пол или на стулья в круг.

 

Упражнение на формирование сплочённости группы: «Буквы в именах».

 

Цель: возможность выучить имена участников (при необходимости), сказать что-то позитивное о каждом участнике группы.

 

Ведущий просит детей сесть в круг. Затем первый ребенок громко и четко называет вслух свое имя и придумывает прилагательное, например: Катя – красивая, Владимир - веселый

 

и т.д. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и положительно характеризовать человека. Второй выступающий сначала повторяет имя и прилагательное предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.


2. Игра «Знакомство с персонажем» (Незнайка)

 

Психолог предлагает продолжить играть: «Так как мы с вами попали в Волшебную страну, нас ждут различные приключения и сказочные (волшебные) герои. Угадайте, какой герой пришел к нам в Волшебную страну? Этот персонаж носит оранжевую рубашку с зелёным галстуком, жёлтые, канареечные брюки и большую голубую шляпу». Игра состоит из нескольких частей:

 

1) Узнавание персонажа по атрибуту (шляпа) или можно процитировать описание героя из книги Носова.

 

2) Появление самого персонажа (элемент ролевой игры) Краткие характеристики Незнайки. Дети отвечают на вопросы: «Почему героя так зовут?», «Как можно понять, что он не знает?».

 

3) Группа детей делится на малые подгруппы (по 4 человека) или на пары. Каждая подгруппа придумывает для Незнайки маленькие вопросы, на

 

которые он должен ответить. Вопросы, должны быть, связаны с тем программным материалом, который дети проходят, в настоящее время на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира. Ведущий озвучивает персонаж Незнайка – отвечает на заданные вопросы невпопад. А дети поправляют его, объясняют ему, как правильно.

 

Динамическая пауза.

 

1)«НЕЗНАЙКА рассмеялся – НЕЗНАЙКА испугался» (2 мин). По сигналу ведущего дети быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).

 

2) «Огонь и лед»(2-5мин). По команде «огонь» - интенсивные движения телом: танцевать,

 

прыгать и т.д. По команде «лед» - замереть, сильно напрягая мышцы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...