Игра: Сбор рюкзака для путешествия по волшебной стране.
1) Работа в малых группах (по 4 человека) – называние волшебной страны. Каждая группа придумывает название для Волшебной страны. Затем названия двух групп предъявляются. Из них выбирается одно. Кроме того, по одному названию предлагают Незнайка и психолог. Причём Незнайка даёт название, не подходящее по смыслу. Таким образом, из 4-х названий три – совпадают по смыслу, а одно – нет (по принципу 4-й лишний).
2) Игра с карточками (работа в малых группах). Проводится в зоне исследовательской работы «сбор рюкзака для путешествия». Задание: Незнайка собирается отправиться в путешествие по волшебной стране. Ему нужно помочь собрать рюкзак. Далее участникам предлагаются карточки с изображением необходимых для путешествия вещей. В каждой малой группе дети выбирают четыре главных предмета и представляют их другой группе, логически обосновывая свой выбор. Кроме того, в наборе карточек будут содержаться пустые, в которые дети смогут дописать или дорисовать нужные,
с их токи зрения, предметы (выделение существенных второстепенных предметов).
Перечень предметных картинок:
рюкзак, книга, компас, карандаши, зонтик, палатка, спички, вода, еда, топор, подушка, игрушка, часы, удочка, тетрадь, подушка и т.д. (до 20-ти) Картинки можно подобрать в интернете.
Заключительная часть.
1) Домашнее задание: склеить каждому участнику конверт из бумаги в виде рюкзака,
чтобы собирать туда символы вновь приобретённых в Волшебной стране знаний. Предложить детям сделать в рюкзаке по 3 кармашка (структурирование полученных знаний). Эти кармашки нужно назвать, по принципу свободной классификации (ребенок сам выбирает критерии).
Конверт-рюкзачок (образец).
2) В конце занятия дети возвращаются в «спокойную» зону и делятся своими мыслями (что нового сегодня узнал Незнайка; что нового сегодня узнал ты?).
Психолог говорит детям, что на следующих занятиях мы с Незнайкой продолжим путешествие по Волшебной стране и будем узнавать много нового и интересного.
Цель:развитие общеучебных,логических и знаково-символических учебных действий.
Занятие соотносится со школьной программой по предметам: литературное чтение, Русский язык и Окружающий мир.
Задачи:
Научить:
1. анализировать текст и восстанавливать его из частей (осуществлять синтез как составление целого из частей);
2. устанавливать последовательность событий;
3. использовать знаково-символические средства для решения задач;
4. создавать простейший макет (моделирование).
Оборудование:песок,вода,ёмкости для песка и воды,камешки,сосуд для послания,цветная бумага, скорлупа грецкого ореха, зубочистка, пластилин, листок, верёвочка, шляпа, карточки с ролями, карточки с текстом и картинками, повязка на глаза (3штуки), стулья, верёвка.
Ход занятия:
Вводная часть.
1. Встреча детей психологом перед дверью в класс.
«Здравствуйте дети, сегодня мы с Вами продолжим наше путешествие. Незнайка нас уже ждёт. Чтобы войти нужно открыть «волшебную дверь».
Что за задание прислал нам Незнайка? Какой ответ откроет дверь?»
1. На двери четыре картинки, выстроенные по принципу «4-й лишний». Лишний предмет
– это и есть ключ, вводящий участников в тему занятия.
Дети заходят в класс, и Незнайка предлагает поиграть им в игру «Корабль среди скал».
2. Разогревающее упражнение. «Корабль среди скал» (5-10мин) (с участием Незнайки).
Путь прохода корабля изображается на карте. Корабль должен пройти через арки в скалах
В игре между детьми распределяются следующие роли: капитан Незнайка – 1 ребёнок,
корабль – 3 ребёнка, скалы – 4 ребёнка. Роли определяются путём жеребьевки. Дети
достают карточки с изображением и названием роли. Для проведения игры необходима
повязка на глаза. «Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сейчас я объясню вам,
как играть в эту игру, и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг,
будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море.
Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. "Кораблю" мы
завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он
должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел на «скалы» и добрался до
«гавани» (двое детей, изображающих «берег»). Ребята, изображающие «скалы» встанут в
круг, чтобы устроить на предполагаемом маршруте следования корабля препятствия,
через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до «гавани».
"Скалы" остаются внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их "корабль". Капитан же должен вести "корабль" очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: "Сделай два маленьких шага вперед", "Сделай еще один шаг вперед", "Стоп!", "Повернись направо... Еще немного", "Сделай один шаг вперед", "Стоп!", "Сделай один шаг влево" и т.д.
Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "гавань" должна сказать "кораблю": "Ты достиг цели", и радостно заключить "корабль" в объятия». Основная часть
1. Игра «Бутылка с посланием». После «прибытия в гавань»,Незнайка подходит кстолу (в зону спокойной работы) и внизу находит сосуд. «Посмотрите ребята, я нашел какой-то волшебный сосуд, давайте посмотрим что там. Незнайка открывает сосуд, внутри которого находится послание, состоящее из двух частей: листок с текстом сказки «Кораблик» (текст разрезан на 7 частей) и 7 карточек с картинками (сказки).
«Нам нужно восстановить текст послания. Судя по картинкам, это сказка. Давайте восстановим текст, соединив по порядку все части, и к каждой части подберем соответствующую картинку».
Психолог читает текст на карточках в случайном порядке. Дети должны сначала восстановить текст, расставив части текста по порядку, и, затем, соединить части текста
с соответствующими картинками. При необходимости педагог оказывает помощь при восстановлении текста. См. Приложение к занятию №2.
После того, как определена последовательность картинок, детям предлагается придумать счастливый конец сказки.
В дополненном детьми варианте сказки Мышонок, Муравей и Жучок решают простить Лягушонка и забрать его с собой.
2. Задание «Кораблик». С применением исследовательской зоны (лаборатория дляестественного эксперимента). Задача детей воссоздать часть сказки «Кораблик» при помощи предметов из исследовательской зоны. Макет создается из природных материалов: песок, вода, камешки, трава, ореховая скорлупка, листок, соломинка. Работа происходит в командах по 4 человека. Одна часть команды собирает ландшафт, а другая – кораблик (моделирование).
Инструкция для детей:
«А сейчас ребята, вам нужно будет вспомнить из сказки фрагмент постройки кораблика, и каждой команде по очереди подходить в исследовательскую зону и приносить предметы для постройки макета кораблика и озера. Какой материал для постройки нужно принести, вы определите по карточкам с символами этого предмета. Карточки лежат на столе рядом с предметами и на столе, куда нужно перенести эти предметы. Одна часть команды будет собирать макет пруда и берега, другая – кораблик. Когда кораблик будет построен, опустим его на воду. И пусть каждая команда по очереди подует на свой кораблик, и он проплывет от одного берега до другого». Последовательность действий по сборке макета: 1. Ставится поддон с песком (берег).
2. В центре поддона устанавливается емкость с водой (пруд).
3. Раскладываются на песке трава и камешки.
4. Из скорлупы ореха, листика и соломинки строится кораблик.
5. Кораблик спускается на воду.
Инструкция для психолога: заранее подготовить в исследовательской зоне следующиепредметы: емкости с водой, поддоны для песка, скорлупа грецкого ореха, камешки, сделать из цветной бумаги растительность (траву и листок), зубочистку, пластилин, веревочку. Материалы готовятся для каждой команды. (В скорлупу ореха, для большей устойчивости на воде, можно поместить кусочек пробки или пенопласта.)
В исследовательской зоне на столе разложены предметы, к каждому предмету имеется его схематическое изображение. Ребенок должен взять один из предметов, запомнить какой символ его обозначает, и перенести предмет на стол с такими же схематическими изображениями. Задача - найти нужный символ и поставить рядом с ним предмет.
Символы:
веревочка соломинка Фото макета:
Заключительная часть.
5. Игра: «Пополнение рюкзака». Дети пополняют рюкзак Незнайки и свой собственный.
Рефлексия, обратная связь.
Попросите детей вспомнить, что такое символы и попробовать нарисовать эти символы, по памяти, на карточках для Незнайки. Можно придумать свои символы, для того чтобы пополнить «рюкзак», тем что происходило на занятии. Например, спросить: «Что сплотило героев для постройки корабля?» Ответ: «Дружба!» «Попробуйте нарисовать символ понятия дружба» и т.п.
Приложение к занятию №2.
СутеевВ. Г. Кораблик.
Источник: planetaskazok.ru/vsuteevskz/korabliksuteev
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А
Жучок - веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!
Текст сказки.
В.Г. Сутеев «Кораблик»
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек.
Мышонок - ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!
Цель:знакомство с понятием«Схема»
Задачи:
Развивать:
1. способности выделять и формулировать познавательные цели; 2. логические операции (сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей); 3. способность составлять простейшие схемы; 4. способности контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности; 5. формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование:нарисованная схема-ключ;нарезанные полоски бумаги(разные по длине
и разного оттенка синего цвета); лист бумаги для аппликации; клей; изображения альтернативных схем, плана, карты.
Ход занятия: Вводная часть
Встреча детей психологом перед дверью в аудиторию
(Классификация. Обобщение).
Инструкция 1. Психолог говорит детям: «Ребята,посмотрите,на двери для нас снова
приготовлен секретный шифр, отгадав который, мы сможем попасть в волшебную страну.
Посмотрите на эти картинки»
На двери прикреплена схема (части – целое): корабль и от него идут лучи. В центре – корабль, внизу изображение частей корабля и посторонних частей предметов: например колесо, крыло самолёта, часть мотоцикла. Детям нужно выбрать из этих предметов то, что является частью корабля и поместить на схему.
Инструкция 2
Психолог: « Из всех,находящихся под корабликом картинок,подберите подходящие(выделяя интонацией) к этой (центральной - корабль), и разместите вокруг корабля.
Мы подобрали картинки, все они подходят к центральной картинке – кораблю, являются его частями. Объединив все части в целое у нас получится общее-корабль-это и есть ключ в волшебную страну. А то, как мы расположили все эти картинки, называется «схема».
Основная часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|