Наблюдение за солнцем – обратить внимание детей на солнце, рассказать как оно сегодня светит, рассказать об изменениях которые происходят в неживой природе с приходом весны.
Беседа «Пришла весна в наше село»: - обогатить представления детей о весне (солнце светит ярко, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, появляются почки на деревьях, кустах, прилетают птицы, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые; )
М/п и. «Запрещённое движение»
Цель: Развитие координации движений в крупных и мелких мышцах рук.
Описание: Дети сидят или стоят, руки на коленях. Педагог показывает разные гимнастические движения последовательно для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. Дети повторяют все упражнения, кроме одного условленного заранее – «запрещённого». Игра усложняется с изменением правила: при показе ведущим «запрещённого» движения дети выполняют назначенное вместо него другое движение. Например, вместо запрещённого – вытягивание рук вперёд – дети должны выполнить заранее условленное движение – хлопнуть в ладоши или надуть щёки.
Индивидуальная работа. _____________________________________. по развитию речи: выучить пословицу о весне
Самостоятельная деятельность детей(игры, личная гигиена, дежурство по столовой, дежурство по подготовке материалов к занятию.
Утренняя гимнастика.
НОД
1. Формирование элементарных математических представлений
Тема. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
Цель. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
Программное содержание: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года. Воспитывать внимание.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, мел, карточка с изображением квадрата, конверт, 2 полукруга, целый круг, карточки с арифметическими знаками.
Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы (см. рис. 50), полоски картона (условные меры), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Круглый год».
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.
– Назови соседей весны.
– Назови весенние месяцы по порядку.
– Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.
– Назови пропущенный месяц: октябрь, декабрь.
– Назови соседей зимы.
– Назови осенние месяцы по порядку.
– Назови зимние месяцы.
– Какой месяц идет после января?
– Назови месяцы по порядку: сентябрь… (Дети передают мяч друг другу. )
II часть. Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы». Воспитатель уточняет: «Куда вы пойдете в первый день осени? Как называется первый месяц осени? »
У детей карточки со схемами пути от дома до школы (см. рис. 50).
Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от дома до школы: «Как узнать длину дороги до школы? (Измерить. ) Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы. )Измерьте дорогу с помощью меры – полоски картона».
Уточняет правила измерения. Каждый отрезок дороги дети обозначают цифрой.
После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Чему равна длина дороги от дома до поворота? (Дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой. ) Чему равна длина дороги от поворота до школы? Чему равна длина дороги от дома до школы? Как вы узнали длину дороги? » (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой. )
III часть. Игровое упражнение «Собираемся в школу».
Воспитатель говорит детям, что учительница дала школьникам задание принести в школу 5 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку.
Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение. Он выслушивает задачу, уточняет ее структуру и просит детей повторить задачу: «Ученик принес в школу пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей ученик принес в школу? »
Затем воспитатель спрашивает: «Что является целым в задаче? (Общее количество тетрадей и в клетку, и в линейку. )Что является частями? (Пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку. )Что надо сделать с частями, чтобы получить целое? (Объединить. )Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы объединить части? »(Сложение. )
Ребенок вместе с воспитателем с помощью полукругов, целого круга и карточек с цифрами и арифметическими знаками «записывает» на доске решение задачи (см. рис. 51).
Дети на местах записывают решение задачи с помощью цифр и знаков и читают запись. Затем отвечают на вопрос задачи и показывают ответ с помощью пальцев рук.
Аналогично составляется, моделируется (см. рис. 52) и решается задача на вычитание: «Ученик принес в школу десять тетрадей. Пять тетрадей в клетку он отдал учителю. Сколько тетрадей осталось у ученика? »
Физкультминутка «День – ночь»
Воспитатель говорит: «День», – и дети двигаются под ритмичную музыку. Затем он произносит: «Ночь», – и ребята останавливаются (садятся на корточки).
IV часть. Игровое упражнение «Рисуем фигуры».
Воспитатель предлагает детям отгадать, какая фигура нарисована на листе бумаги, лежащем в конверте. Для этого дети должны правильно выполнить задание: «В тетради от предыдущего задания отсчитайте вниз четыре клетки и поставьте точку. От точки слева направо проведите линию длиной в две клетки, затем сверху внизу проведите еще одну линию длиной в две клетки, потом проведите такую же линию справа налево и, наконец, снизу вверх».
Дети называют фигуру и сравнивают ее с отгадкой (воспитатель показывает карточку с изображением квадрата). Затем воспитатель предлагает детям нарисовать любые фигуры, состоящие из четырех клеток, и расположить их друг от друга на расстоянии двух клеток.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и оценивает его. Дети рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.
2. Художественное творчество (Лепка)
Тема. «Чудо-букет» (лепка рельефная декоративная)
Цель: Совершенствовать технику рельефной лепки
Программное содержание: Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) - сворачивание трубочки (рулона)и разрезание на части. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: картонные квадратики размером 10x10, 15x15, пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины (для глаз); 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора, например,
семёновская матрёшка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская ложка.
Ход занятия
Воспитатель проводит небольшую искусствоведческую беседу для того, чтобы
уточнить и расширить представление детей о керамических изразцах как виде декоративно-прикладного искусства. Изразцы, как любой другой вид народного декоративно-прикладного искусства, были придуманы и создавались в повседневном быте людей. Они представляют собой керамические узорчатые плитки для облицовки стен и печей. Но в отличие
от обычных кафельных плиток, производимых промышленным способом, изразцы всегда красиво оформлены керамической росписью или лепным узором. Изразцы могут быть гладкими или рельефными, по-
крытыми глазурью (майоликовые) или не глазурованные (терракотовые).
Изразцы похожи на картины. Благодаря квадратной форме их удобно соединять вместе, чтобы покрывать и украшать большие пространства. А изображать на них можно что угодно - любые узоры, растения, зверей, птиц, людей, сказочные существа и даже жанровые юмористические сцены со словами и присказками. Сегодня мы с вами совершим «путешествие» в мастерскую народных умельцев.
Здесь мы сами сможем:
•• лепить картины-рельефы по мотивам крестьянских изразцов;
•• придумывать свои орнаменты и лепные украшения;
•• сочинять истории и сказки о чудо образах на изразцах: «Сказочный букет»,
«Цветущий вазон», «Древо жизни».
Берём кусочек картона.
Задумываем букет, набрасываем карандашом эскиз на бумаге или намечаем
опорный рисунок на подготовленной пластине. Начинаем лепить. Сначала лепим стебельки или веточки: раскатываем жгутики или «колбаски», прикладываем их к фону - «выводим» в букет из одной точки снизу композиции, размещаем просторно, чтобы поместились венчики цветов. К сте-
белькам прикрепляем листочки – мелкие или крупные, округлые или удлиненные. И принимаемся за главную в букете красоту - цветочки. Цветы в букете бывают одинаковые или разные. Лепим их по своему желанию. Это могут быть ромашки, васильки, пионы, розы или какие-то сказочные цветы. Много одинаковых цветов удобно сделать так: раскатать толстый валик и сплющить его в ленту, затем раскатать тонкий жгутик другого цвета и поло-
жить на длинный край ленты (с одной стороны), аккуратно завернуть ленту в длинную трубочку, начиная с того края, где жгутик, - получилась трубочка с серединкой другого цвета. Нужно разрезать её, как рулет, на много одинаковых кусочков – это и есть цветы. Прикрепляем их к стебелькам или веточкам. Потом придумываем и делаем вазу. Для букета полевых цветов подойдет ваза простой формы с несложным узором. Для сказочного букета нужно пофантазировать - придумать необычную форму и украсить причудливым узором.
Итог занятия. Рассмотреть вместе с детьми получившиеся изразцы.
3. Музыка. По плану специалиста.
ПРОГУЛКА
Наблюдение за состоянием погоды
Цель: учить различать характерные приметы весны.
П\игры «Линеечка»
Инвентарь: не требуется.
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Игроки строятся в 2-3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своем месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась. Строиться только в своей команде, очередность в шеренге значения не имеет.
«Прыжковая эстафета»
Цель: учить детей выполнять на скорость разные виды прыжков: боком, с мячом, зажатым между ног, в руках, с ноги на ногу, на одной ноге.
Ход игры:
Дети встают в колонны и продвигаются вперёд разными видами прыжков: с одной ноги на другую, на двух ногах, с набивными мячами в руках, боком. В конце продвижения дать задание – выпрыгнуть вверх, коснуться рукой отметки на стене, баскетбольного кольца, подвешенного мяча.
«Волки и овцы»
Цель: учить детей прыгать широкими шагами, стараясь запятнать «овцу». Развивать ловкость, быстроту. Укреплять мышцы ног.
Ход игры:
Дети изображают овец, двое или трое из них волки. Волки прячутся на одной стороне площадки в овраге. Овцы живут на противоположной стороне лужайки. Они выходят погулять, разбегаются по лужайке, прыгают, присаживаются и щиплют траву. Как только воспитатель произнесёт: «Волки! », волки выскакивают из оврага и бегут широкими прыжками за овцами, стараясь поймать их, пойманных, волки отводят к себе в овраг.
Чтение художественной литературы: стихотворение А. Плещеева «Весна»: познакомить со стихотворением. Минутки любования природой родного края –воспитывать любовь к родному краю
Д/игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, веселый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Робкая, ранняя…
Всходит, появляется, прорастает…
Прилетают, возвращаются…
Трудовая деятельность. Дежурство по столовой. Цель: Прививать культурно – гигиенические навыки у детей, закреплять умение сервировать стол. Воспитывать старательность, трудолюбие.
Индивидуальная работа с ___________________________ -Формировать умение ориентироваться в пространстве «Справа, слева»
Самостоятельная деятельность детей. (выносные игрушки) Цель: развитие навыков совместной игровой деятельности.
Обучение спортивным играм и упражнениям.
«Догони обруч». Цель. Учить играть по сигналу воспитателя.
«Мяч в кругу». Цель. Повторить игровые упр-я с мячом.
2-я пол. дня
Гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры.
Самостоятельная деятельность детей в игровых центрах.
С/р игра«Строительство». Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Беседа. «Правила поведения на занятии». Цель. Продолжать расширять и закреплять полученные раннее знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т. д.
Индивид. работа. __________________________________. «Геометрический диктант». Цель: формировать представление детей о взаимном расположении геометрических фигур на плоскости (слева, справа, вверху (над), внизу (под)).
Развлечение. «Весенняя викторина»
2-я прогулка
Самостоятельная деятельность детей.
Работа с родителями. __________________________ рекомендовать родителям продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.