Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и классификация денежных потоков предприятия




Денежный поток предприятия - совокупность поступления и выплат денежных средств

хозяйственную деятельность предприятия.

Классификация:

1)По масштабам обслуживания хозяйственного процесса

а) денежный поток по предприятию в целом

б) денежный поток отдельного структурного предприятия

в) по отдельным хозяйственным операциям

2)По видам хозяйственной деятельности

а) по основной деятельности

б) по финансовой деятельности

в) по инвестиционной деятельности

3) По направленности движения

а) положительный денежный поток (поступления)

б) отрицательный (выплаты)

4) по методу исчисления объема

а) валовой - характеризует всю совокупность поступлений и выплат денежных средств

б) чистый – характеризует разность между отрицательным и положительным потоком

5) По уровню достаточности объема

а) дефицитным, когда поступления средств меньше реальной потребностью и их использованием

б) избыточный

6) По методу исчисления во времени

а) настоящий приведенный по стоимости

б) к текущему моменту времени

в) будущий приведенный по стоимости к какому-то моменту в будущем

7) По регулярности формирования

а) регулярный

б) дискретный т.е по разовым фин-м операциям

8) По величине поступлений платежей

а) с неравными поступлениями (выплатами)

б) с равными поступлениями (выплатами)

 

22. Управление денежными средствами предприятия: направление, цели, содержание процесса

1) оперативный повседневный контроль за хранением наличных денежных средств в кассе предприятия.

2) контроль за использованием денежных средств по целевому назначению.

3) контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками и персоналом.

4) контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с получателями и поставщиками.

5) выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

6) диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия.

7) прогнозный способ предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки.

Цель: Управление денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину, для выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций, увеличить скорость поступления наличных денег, снизить скорость выплат денежных средств, рассчитать оптимальный размер денежных средств, реализовать принцип максимальной отдачи от вложения наличных денежных средств.

Управление денежной наличностью направлено на: расчет и поддержание такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств; достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.

Методы управления денежными средствами:

1) синхронизация денежных потоков. Если денежные поступления сочетаются с денежными выплатами то предприятие может сохранить текущий остаток на счете банка до минимума

2) использование денежных средств в пути = остаток денежных средств, отраженных на текущем счете фирмы за минусом проходящих по банковским документам

3) ускорение денежных поступлений, т. е. поиск способов увеличения поступлений на предприятие: сдача в аренду, создание системы оценки клиентов и учетов рисков работы с ними, разделение поставщиков на категории и по степени их важности для предприятия, оценка срочности потребности в инвестициях, определение группы товаров, приносящих наибольшую прибыль

4) контроль выплат.

Этапы управления денежными средствами: Расчет времени обращения денежных средств; анализ денежных потоков; прогнозирование денежных потоков; определение оптимального уровня денежных средств.

1. Расчет времени обращения денежных средств. Цикл обращения денежной наличности – это время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота (запасы, дебиторская задолженность). Сокращение операционного цикла возможно за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности. Финансовый цикл может быть сокращен за счет этих же факторов, а также за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности. Продолжительность финансового цикла рассчитывается по формуле:

ПФЦ = ПОЦ – ВОК

ПОЦ = ВОЗ + ВОД

ПФЦ = ВОЗ + ВОД — ВОК

ПОЦ – продолжительность операционного цикла, ВОК – время обращения кредиторской задолженности, ВОД – время обращения дебиторской задолженности, ВОЗ – время обращения запасов

ВОЗ = (средние запасы / затраты на производство) * Т

ВОД = (средняя дебиторская задолженность / выручка) * Т

3. Прогнозирование денежных потоков. Его сущность сводится к исчислению возможных источников поступления и оттока денежных средств. Т. к. большинство показателей трудно спрогнозировать, то прогнозирование сводят к построению бюджетов денежных средств, учитывая основные составляющие потока: объем реализации, долю выручка за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности.

Этапы прогнозирования: Прогнозирование денежных поступлений; расчет чистого денежного потока (излишек – недостаток); определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании.

Для расчета используется балансовый метод:

ОН + П = Р + ОК

ОН – остатки на начало, ОК – остатки на конец, П – поступления, Р – расход.

П = Р + ОК – ОН

 

23. Определение оптимального уровня остатка денежных средств.

Определение оптимального (целевого) остатка денежных так­же представляет собой одну из основных задач финансового менед­жера. Только денежным средствам присуща абсолютная ликвидность. Чтобы во­время оплачивать счета поставщиков, предприятие должно обладать определенным уровнем абсолютной ликвидности.

Компания должна поддерживать определен­ный уровень свободных денежных средств, который для страховки дополняется некоторой суммой средств, вложенных в ликвидные ценные бумаги, т.е. в активы, близкие к абсолютно ликвидным. При необходимости или с некоторой периодичностью ценные бумаги конвертируются в денежные средства; при накоплении излишних сумм денежных средств они либо инвестируются на долгосрочной основе или в краткосрочные ценные бумаги, либо выплачиваются в виде дивидендов.

Необходимо оценить: а) общий объем денежных средств и их эквивалентов; б) ка­кую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде бы­строреализуемых ценных бумаг; в) когда и в каком объеме осуществ­лять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуе­мых финансовых активов.

Расчет минимально необходимой суммы денежных активов основывается на планируемом денежном потоке по текущим хо­зяйственным операциям, в частности, на объеме расходования де­нежных активов по этим операциям в предстоящем периоде.

Минимально необходимая потребность в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности может быть определена по следующей формуле:

ДА min = ПРда / Ода

Где

ДAmin - минимально необходимая потребность в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности в предстоящем периоде;

ПРда - предполагаемый объем платежного оборота по те­кущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств предприятия);

Ода - оборачиваемость денежных активов (в разах) в ана­логичном по сроку отчетном периоде (она может быть скорректирована с учетом планируемых меро­приятий по ускорению оборота денежных активов).

 

Расчет минимально необходимой потребности в денежных ак­тивах для осуществления текущей хозяйственной деятельности может быть осуществлен и иным методом по следующей формуле:

ДА min = ДАк + ((ПРда – ФРда) / Ода)

где

ДАк - остаток денежных активов на конец отчетного пе­риода;

ПР да - планируемый объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде;

ФР да - фактический объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в отчетном периоде;

Ода - оборачиваемость денежных активов (в разах) в отчет­ном периоде.

 

 

В западной практике наибольшее распространение получили мо­дель Баумоля и модель Миллера-Орра.

Данные модели практически не используются в практике российских предприятий, но при небольшой подгото­вительной работе они могут оказаться весьма эффективными.

Модель Баумоля. Модель Уильяма Баумоля основана на опти­мизации сочетания доходов при вложении в краткосрочные ценные бумаги и затрат на проведение данных операций (комиссионные за­траты и разница в курсовой стоимости, в также операционные затра­ты компании). Эта модель определена аналогично модели оптималь­ного объема заказа.

Оптимальное количество

Sопт = √ (2 × Расходы денежных средств х 3атраты на одну операцию) / Ставка процента

 

Среднее количество денежных средств Scp = Scтpaxoвoe + Sопт / 2.

Достоинства модели Баумоля: при понижении став­ки процента величина оптимального размера увеличивается, то есть выгоднее реже проводить операции продажи ценных бумаг, несмот­ря на накапливание денежных средств. Важно, чтобы в затратах на одну операцию учитывались не только прямые затраты, но и стои­мость времени менеджеров и операционистов.

Ограничения модели Баумоля: предполагается, что осуществляются операции только продажи (или только покупки) ценных бумаг.

 

Модель Миллера - Орра. В случае непрерывного расходования и накапливания денежных средств, причем часто с непредсказуемой на­правленностью, лучше работает модель, разработанная Миллером и Орром.

в модели Миллера-Орра определяются нижняя и верхняя границы остатков денежных средств, а также точка возврата. Разрыв между верхним и нижним пределами определяется по формуле:

Разрыв = 3 3√ (3 х Операционные издержки х Дисперсия ден. Потоков) / (4×Ставка процента)

Остатки денежных средств меняются, пока не будет достигнута верхняя или нижняя граница. В этот момент ценные бумаги прода­ются (если достигнут верхний предел) или покупаются (если достигнут нижний предел) для возврата денежных средств (точка возврата).

 

Недостатком указанной модели является то, что в явном виде не учитываются денежные обороты компании (компания с малыми оборотами должна поддерживать такие же остатки денежных средств, как и компания с большими оборотами).

 

24. Дебиторская задолженность: сущность, классификация и факторы определяющие объем и состав

Дебиторская задолженность – это неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями.
В соответствии с бухгалтерской отчетностью (Форма № 5) дебиторская задолженность подразделяется на долгосрочную и краткосрочную. В свою очередь, в составе каждого вида учитываются следующие элементы: расчеты с покупателями и заказчиками, авансы выданные. В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90 % от всей дебиторской задолженности.
Значительный размер дебиторской задолженности замедляет ее оборачиваемость, а также оборачиваемость оборотных активов в целом, увеличивает длительность финансового цикла предприятия.
К тому же увеличение дебиторской задолженности требует дополнительных источников денежных средств.
Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно:
оптимизировать размер дебиторской задолженности;
обеспечить своевременное получение этой задолженности.

Дебиторская задолженность -∑долгов к фирме от физ.и юр. лиц в результате отношений между ними, отвлечения средств из оборота или использования их другими юр.и физ.лицами

По причинам образования:

- оправданная ДЗ, т.е. связанная с нормальными сроками документооборота (срок погашения не наступил)

- неоправданная ДЗ – связанная с ошибками в оформлении документов, нарушениями условий договоров

- безнадежная (неоплаченная) – списывается на убытки по истечению срока исковой давности в 1 год.

По статьям бух.баланса:покупатели и заказчики, векселя к получению, дочерние и зависимые общества, авансы выданные, прочие дебиторы

По срокам образования:ДЗ< 12месяцев и ДЗ>12месяцев (…платежи по которой ожидаются…)

Факторы, влияющие на ДЗ:

Внешние факторы – состояние эк., расчетов в стране, эфф.денежно-кредитной политики, ур.инфляции, сезонность выпуска продукции, ёмкость рынка и степень его насыщенности.

Внутренние факторы: кредитная политика предприятия, вид useрасчетов (при отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению покупателю расчетных документов-«метод начисления» или по фактическому поступлению ДС на счет организации - «кассовый метод»), состояние контроля за ДЗ

 

25. Управление дебиторской задолженностью: сущность и этапы

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними или отвлечение средств из оборота организации и использование их другими организациями или физическими лицами.

Основные элементы процесса управления дебиторской задолженностью:

1) анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде – оценка уровня и состава дебиторской задолженности, а также эффективности инвестируемых в них финансовых средств. Рассчитываются:

- коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность(дебиторская задолженность / на общую сумму оборотных активов)

- средний период инкассации дебиторской задолженности(средний остаток дебиторской задолженности / сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде)

- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности(общая сумма оборота по реализации продукции (выручка) / средний остаток дебиторской задолженности)

- оценивается состав дебиторской задолженности по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

- коэффициент просроченной дебиторской задолженности= сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренный срок / общая сумма дебиторской задолженности

- “средний возраст” просроченный дебиторской задолженности= средний остаток дебиторской задолженности неоплаченный в срок / сумма однодневного оборота по реализации продукции.

2) формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции:

1) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит. Товарный кредитпредставляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (на срок 1-6 месяцев).Потребительский кредит- форма розничной реализации товаров покупателям с отсрочкой платежа (1 месяц – 6 лет).

2) какой тип кредитной политики следует избрать: консервативный, умеренный, агрессивный.

Консервативная (жесткая) политиканаправлена на минимизацию кредитного риска. За счет: сокращения круга покупателей в кредит, минимизации сроков и размеров предоставленного кредита, ужесточения условий предоставления кредита.Умеренная политикахарактеризуется средним уровнем кредитного риска.Агрессивная политикахарактеризуется стремлением предприятия к максимальному наращиванию объема реализации продукции, максимальное распространение кредита на все группы покупателей.

3) определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту.

Расчет необходимой суммы финансовых средств производится по формуле:

ИДЗ= ОРК* КС:Ц* (ППКСР+ ПРСР): 360

ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит, КС:Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, ППКСР – средний период предоставления кредита покупателям в днях, ПРСР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту в днях.

4) формирование системы кредитных условий. В состав условий входят следующие элементы:

срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок); система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5) формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита – в составе установления таких стандартов покупателей лежит их кредитоспособность.

6) формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности – должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминания покупателям о дате платежей, возможности и условий пролонгирования долга, условий возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7) обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности – ускоренный перевод дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Формы: факторинг, учет векселей, форфейтинг.

8) построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

 

26. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки

Кредитная политика создана с целью контроля за рисками в процессе обеспечения наиболее эффективного размещения кредитных ресурсов. Особое значение следует придавать комплексному характеру взаимоотношений с клиентурой.Находясь на разных этапах развития, компании преследуют различные цели и придерживаются различных стратегических линий. Можно выделить три основные модели поведения:

o расширение рыночной ниши;

o удержание рыночной ниши;

o максимизация прибыли при минимальном риске.

Понятно, что чем более агрессивные цели ставит перед собой фирма, тем более активной будет ее финансовая политика. Кроме того, серьезное влияние на выбор политики оказывает уровень конкурентной борьбы на рынке. Но во всех случаях регулирование дебиторской задолженности, наравне с ценообразованием, будет ключевым механизмом управления сбытом. Причем рост доходности возможен как вследствие увеличения продаж, так и за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Первое будет происходить при либерализации кредитования, второму же будет способствовать ужесточение кредитной политики.

Кредитная политика – это проводимая предприятием линия в области проведения расчетов за отгруженную продукцию. Она тесно взаимосвязана с маркетинговой политикой фирмы и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.

Показатели определения кредитной политики:

1) срок предоставления кредита – это период времени, в течение которого клиент должен оплатить купленный товар.

2) стандарты кредитоспособности – это минимальная финансовая устойчивость, которой должен обладать клиент для получения возможности отсрочки платежа, размера допустимых сумм кредита.

3) политика сбора платежей – определяется степенью лояльности клиента

4) скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки.

Этапы формирования кредитной политики:

1) определение принципов кредитной политики по отношению к клиентам. На этом этапе определяется, какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. Консервативный (жесткий, безрисковый) тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя такой тип кредитной политики, фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска, минимизирует сроки предоставления кредита и его размера, ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость, использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. Умеренный тип – характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой финансовой политикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Агрессивный (мягкий, рисковый) тип политики – это тип, при котором приоритетной целью является максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации в кредит, сочетающийся с высоким уровнем кредитного риска Механизмом реализации такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгации кредита.

2) формирование системы кредитных условий (срок предоставления, размер кредита, стоимость кредита, система штрафных санкций за просрочку, исполнение обязательств по кредиту.)

3) формирование стандартов оценки показателей кредитоспособности и дифференциация условий предоставления кредита.

4) формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

5) обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

 

27. Операционный анализ. Методы расчета эффекта операционного рычага.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...