Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретическое обоснование преодоления феномена «выученной беспомощности» в процессе обучения




ПРЕОДОЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ» В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Ровда Мария Андреевна

Научный руководитель: Карпович Т.Е.

 

 

Минск, 2013

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование преодоления феномена «выученной беспомощности» в процессе обучения

1.1 Сущность феномена «выученной беспомощности» личности, его причины и типология

    Психолого-педагогические условия преодоления у школьников феномена «выученной беспомощности»

Глава 2. Возможности преодоления феномена «выученной беспомощности» в практике обучения младших подростков иностранному языку

2.1 Диагностика феномена «выученной беспомощности» у младших школьников

Профилактика и преодоление феномена «выученной беспомощности» у младших подростков в обучении иностранному языку (экспериментальное исследование)

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

Настоящая дипломная работа посвящена проблеме преодоления феномена «выученной беспомощности» в процессе обучения.

Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что высокие темпы развития современного общества требуют от школьников быстрого и качественного усвоения материала. Стремясь подготовить школьников к самоопределению в обществе, школа не всегда способна искоренить проблему неуспеваемости. Отстающий ученик может полагать, что причиной его плохих оценок является отсутствие способностей или низкий уровень интеллекта. И тем самым вырабатывается беспомощность, которая может стать стабильной и привнести проблемы в будущую жизнь ученика.

Впервые феномен выученной (обученной) беспомощности (learned helplessness) был описан американскими психологами М. Селигманом и С.Майером на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током. Собак, подвергавшихся вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), помещали затем в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. Однако, вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, собаки не хотели учиться, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Суть открытия состояла в том, что эта пассивность, или беспомощность, имеет своим источником воспринимаемую животным независимость результатов (исходов) от его действий (усилий). Опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам, что порождало ожидание неподконтрольности результатов собственных действий, ощущение неспособности контролировать события (ситуацию) и соответственно бессмысленность усилий.

Исследователи сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Впоследствии многочисленные исследования выявили существование этого феномена и у людей. Выученная беспомощность привлекла внимание исследователей за рубежом, так как она влияет на многие особенности жизни человека. В итоге, от степени беспомощности зависит не только успех в жизни, но и здоровье человека. Формируется же выученная беспомощность чаще всего в детстве под влиянием родителей и педагогов, которым не всегда удается оказать своевременную помощь и поддержку ребенку.

Таким образом, в младшем и начале среднего школьного возраста, когда учебная деятельность является ведущей, развитие феномена выученной беспомощности обусловлено непосредственно фрустрацией учебной деятельности. У ученика выученная беспомощность проявляется во всех аспектах: снижается интерес к учебе, не замечаются собственные успехи, даже если они иногда имеют место, нарастает эмоциональное напряжение.

Что же касается подросткового возраста, то подросток привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, и он становится пассивным и беспомощным. Постепенно у отстающего подростка спонтанно возникающие последствия могут привести к резкому ухудшению успеваемости: образуется пробел в знаниях, что затрудняет усвоение нового материала; замедляется развитие качеств умственной деятельности (активность, подвижность, самостоятельность); закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и самостоятельной рефлексии на решение учебных задач, оценку требований к успеваемости; падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету; постепенно формируется иная мотивация (т. е. иная система оценки и активности); теряется вера в себя - ученику кажется, что ему не под силу понять новый материал и все его усилия обречены на провал; ухудшается социальный статус ученика в классе.

В результате - потеря самостоятельности и полный переход на «иждивенческие» способы работы: списывание, выжидание готовых решений и пр. Низкая обучаемость у подростка приобретает устойчивый характер за счёт слияния в единую систему отдельных недостатков мышления, практического и избирательного отношения к учебному материалу из-за возникновения нерациональных способов действий. К учению относятся как к тяжкой обязанности. Поэтому даже изучение иностранного языка для подростков может стать барьером, который не даст им возможности реализовать себя в дальнейшей жизни. Теоретический материал изучаемого языка не усваивают совсем, сразу начиная поиски обходных путей. Подростки эмоционально угнетены, нередко с переходом в состояние фрустрации, выход из которого находят в отказе от учения.

Поэтому объектом нашего исследования мы выбрали выученную беспомощность в процессе обучения как психолого-педагогический феномен. Предмет исследования состоял в выявлении возможностей преодоления феномена «выученной беспомощности» у младших подростков в обучении иностранному языку.

Целью исследования явилось определение сущности феномена «выученной беспомощности» и возможностей его преодоления у младших подростков в практике обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что cсуществует совокупность личностных особенностей, которые в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, невротическими симптомами и определёнными поведенческими особенностями представляет собой симптомокомплекс характеристик беспомощности как специфического образования личностного уровня в изучении иностранного языка. Тем самым могут быть предложены методики способные не только выявить, но и устранить возникшую выученную беспомощность у младших подростков.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы мы решали следующие задачи:

1) выявить сущность феномена «выученной беспомощности» личности, его причины и типологию;

2) обосновать психолого-педагогические условия преодоления феномена «выученной беспомощности» у школьников в процессе обучения;

3) определить способы диагностики и преодоления феномена «выученной беспомощности» младших подростков в процессе обучения;

4) спроектировать и экспериментально апробировать элементы процесса обучения иностранному (английскому) языку по преодолению феномена «выученной беспомощности» у учащихся 5 класса.

Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,сравнения педагогических позиций отечественных и зарубежных ученых, обобщения и систематизации имеющихся фактов, проектирования и моделирования, наблюдения, анкетирования (опроса).

Результаты исследования прошли апробацию на студенческих научных конференциях студентов и магистрантов МГЛУ в апреле 2012 и 2013 гг. и отражены в 2 публикациях автора [Феномен «выученной беспомощности» у младших подростков, Диагностика феномена «выученной беспомощности» у младших подростков в изучении иностранного языка].

Теоретическая значимость исследованиясостоит в расширении и углублении представлений о сущности феномена «выученной беспомощности» личности и способах ее предупреждения и устранения в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и положения могут быть использованы в организации деятельности педагогов-практиков, в том числе учителей иностранного языка, по профилактике выученной беспомощности школьников в процессе обучения.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...