Психолого-педагогические условия преодоления феномена «выученной беспомощности» школьников в процессе обучения
Для всех школьников с феноменом выученной беспомощности характерна слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Тем самым можно сказать, что учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемого материала. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебный материал, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания школьника с феноменом выученной беспомощности имеют бессистемный, фрагментарный характер. Такие ученики менее успешны в учебной деятельности, в отличие от своих самостоятельных одноклассников, что проявляется в снижении познавательной потребности, а также скоростных, ориентировочных и коммуникативных показателей учебной деятельности [8]. Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников. Это приводит к неуспеваемости в школе и к значительным психологическим расстройствам ученика [8]. Таким образом, у ученика выученная беспомощность проявляется во всех трех аспектах: снижается интерес к учебе, не замечаются собственные успехи, даже если они иногда имеют место, нарастает эмоциональное напряжение. Исходя из сказанного, иначе смотрятся такие типичные способы самооправдания отстающих учеников, как ссылка на необъективность, повышенную требовательность учителя или на невезение и случайности. В этих аргументах прослеживается не только стремление сложить с себя ответственность, но и потребность защититься от установок, которые способны превратить выученную беспомощность в стабильное состояние. Ведь приписывание поражений неудачному стечению обстоятельств, которые всегда могут измениться, или предвзятому отношению одного конкретного человека способствует сохранению веры в собственные возможности и ограничивает прогноз будущих неудач [28].
Педагогам хорошо известно, что дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников - диагностический психологический эксперимент, подробное биографическое изучение, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями - позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей [28]. Анализ литературы показывает, что под условием следует понимать обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [34, с. 837]. Следовательно, к педагогическим следует относить те условия, которые сознательно создаются в образовательном и воспитательном процессах, обеспечивают наиболее эффективное их протекание и результативность. Первым и наиболее важным фактором становления отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неудачи естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что «ничего не задано», а в школе - что «забыл книги дома» и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения [28].
Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У школьников с феноменом выученной беспомощности возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость [8]. Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей, учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами [8]. К преодолению выученной беспомощности ведёт обучение соответствующему типу атрибуции (атрибутивная терапия) [30]. В работах К.Двека продемонстрирована эффективность такого метода. Сначала было установлено, что дети, имеющие проявления выученной беспомощности, объясняли свои успехи и неудачи наличием или отсутствием способностей, а не затраченными усилиями. Дети пасовали перед задачами при наличии определённых раздражителей, связываемых с неудачей (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха). К. Двек провёл тренинг с детьми от 8 до 13 лет, на котором дети занимались по двум программам. Для каждой группы было проведено 25 занятий. На занятиях по первой программе дети время от времени терпели неудачи, при этом их заставляли почувствовать ответственность за свой провал, приписывая его недостаточным усилиям. На занятиях по второй программе дети всегда добивались успеха. У этой группы детей в дальнейшем не наблюдалось никакого улучшения деятельности достижения и её результатов, тогда как после «атрибутивной терапии» дети демонстрировали улучшение своих достижений в ситуации неудачи и в большей степени объясняли неудачу недостаточными усилиями.
«Атрибутивная терапия» использовалась и в программе, направленной на предотвращение депрессивных симптомов в процессе обучения школьников, составленной Д. Гилхам, К. Рейвич, Л. Джейкокс и М. Селигманом [30]. В эксперименте участвовали дети пятого и шестого классов, которых разделили на 10 групп по 12 человек в каждой. Встречи проводились еженедельно по 1,5 часа, в общей сложности работа в каждой группе составила 18 часов. Программа включала в себе два компонента: когнитивный компонент и компонент, направленный на развитие навыков разрешения социальных проблем. Суть когнитивного компонента состояла в следующем: детей обучали идентифицировать негативные убеждения, оценивать эти убеждения, находя доказательства за и против, и производить более реалистические альтернативы. Компонент тренинга, касающийся атрибутивного стиля, подразумевал обучение детей идентифицировать пессимистические объяснения и давать более оптимистичные (и более реалистичные) альтернативные объяснения. Компонент, направленный на развитие навыков разрешения социальных проблем, сосредоточен на проблемах поведения и межличностных проблем, которые часто связаны с депрессией и беспомощностью у детей. Детей обучали обдумывать свои цели прежде, чем действовать, составлять список возможных решений проблемы и принимать решение, взвесив за и против относительно каждого пути решения. Детей обучали справляться с конфликтами с родителями. Проводилась работа по развитию настойчивости у детей. В итоге дети, прошедшие программу, были меньше подвержены беспомощности, а как следствие - депрессии, по сравнению с контрольной группой. У испытуемых после участия в программе атрибутивный стиль стал значительно более оптимистичным (менее устойчивым, общим и внутренним для негативных событий), чем у детей контрольной группы. Этот эффект возрос с течением времени, как было обнаружено в результате дальнейших исследований, проводимых в течение двух лет. Изменения атрибутивного стиля были статистически связаны с сокращением депрессивных симптомов.
Для профилактики и преодоления выученной беспомощности, создания эмоционального благополучия у школьников также необходимо обратить внимание на формирование адекватной самооценки школьников, на развитие правильного отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на ошибку, а на получение новых знаний. Важное место в профилактике выученной беспомощности занимает отношение к учащемуся со стороны учителей, уважение чувства собственного достоинства учащегося. Учитель, школьный психолог, директор школы должны восприниматься школьником не как лица, призванные карать, а как люди, основная функция которых - укрепление его веры в себя, помощь в развитии и решении его проблем. Учителям следует проводить специальную разъяснительную работу с родителями для формирования у последних правильного отношения к отметкам, успехам и неудачам ребенка. Важно показать родителям, что при занятиях с ребенком нужно по возможности свести к минимуму негативные оценки, а обращать особое внимание на качественный анализ деятельности школьника. Важно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что его успехи и неудачи, радуя или огорчая родителей, вместе с тем не влияют на их общее отношение к нему [18]. Таким образом, главные условия в преодолении феномена выученной беспомощности должны быть направлены на восстановление у ребенка желания учиться. У человека существует врожденная потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле». Эта потребность у ребенка может снижаться. Причиной является насильственное ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности ребенка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются часто только с точки зрения взрослого, не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского суждения [31]. Бывает, что учащийся боится осознать свою ошибку, старается защититься от этого осознания, уходит от решения проблем, что ведет к интеллектуальной пассивности. Поэтому при восстановлении желания учиться путь психологической коррекции - поощрение готовности к поиску противоречий, несоответствий, создание таких условий, при которых уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата. Избранный вариант психокоррекции в каждом случае будет индивидуальным в зависимости от психологических особенностей, возраста школьника, его отношения к процессу обучения [28].
Наиболее эффективными методами диагностики феномена «выученной беспомощности» являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые непосредственно проводятся учителем. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае учитель будет прослеживать положительные результаты работы с такими детьми. Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению феномена в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления феномена «выученной беспомощности» и устранения ее. Решение системы диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития учащихся, требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается диагностики уровня сформированности отдельных познавательных действий (отдельных видов познавательной деятельности), то эту работу должен уметь выполнять и учитель [8]. Анализируя работу школьного психолога, следует сказать, что, в основном при подборе методик для диагностики причин феномена «выученной беспомощности» им делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, что в последующем позволит подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции [8]. В ходе диагностики феномена «выученной беспомощности» можно выделить основные методы, которые могут помочь выявить этот феномен в ходе обучения у младших подростков. В первую очередь нужно провести анализ письменных работ и анализ журнала успеваемости, т.е использовать методы педагогической диагностики отставания в обучении [18]. Кроме того, в ходе диагностики важно использовать психологические методики определения отставания в обучении: наблюдение за поведением ученика на уроках и на переменах. Можно использовать тест школьной тревожности Филлипса, для выявления мотивации к учению. Дети с феноменом «выученной беспомощности» в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности [20]. В перечень трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе обучения, входят следующие: пропуски букв в письменных работах; невнимательность и рассеянность; трудности при решении математических задач; неусидчивость; постоянная грязь в тетрадях; плохое знание таблицы сложения; трудности при выполнении задач в классе; постоянное переспрашивание учителя; опоздания на уроки; постоянное отвлечение на уроках; боязнь устных ответов. Важно провести наблюдение за учебной деятельностью на уроках. В схему наблюдения за младшими школьниками с феноменом «выученной беспомощности» входят следующие: как ребёнок включен в работу на уроке; уровень проявления его активности; вопросы, которые он задавал учителю; выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно); высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные) [20, с. 129-132]. В результате выявления трудностей младших школьников с феноменом «выученной беспомощности» и наблюдения за ними в процессе учебной деятельности, целесообразно анализ исследований, проводимых в Республики Беларусь по выявлению этого феномена среди детей младших классов. Важным этапом работы педагога по профилактике и преодоление феномена «выученной беспомощности» младших школьников является практическое нахождение тех конкретных причин, которые у данного ученика вызывает ту или иную учебную трудность. Поэтому учителями и психологами должна проводиться проверка всех выдвинутых в данной конкретной ситуации гипотез о вероятных причинно-следственных связях, обусловливающих возникновение данной трудности. Психодиагностическая работа в этих случаях может быть осуществлена следующими двумя способами - с помощью психограммы и психодиагностических таблиц. Задача первого способа - с помощью составления психограммы - состоит в том, чтобы выявить наиболее «западающий», отстающий по степени сформированности показатель общего психологического развития младшего подростка, который, по всей вероятности, и является главной причиной школьных неудач ребенка. Сделать это можно, наглядно, графически представив все результаты психодиагностического обследования ученика и выявив тот (или те), который свидетельствует о низком уровне его сформированности. Именно на развитие этого показателя, на повышение уровня его сформированности и должны затем быть направлены коррекционные воздействия [18]. Второй способ выявления причин развития феномена «выученной беспомощности» когнитивного характера состоит в использовании психодиагностических таблиц, представляющих собой психологический инструментарий, с помощью которого возможно существенное повышение эффективности диагностической, а впоследствии и психокоррекционной деятельности [18]. В составленных психодиагностических таблицах в интегрированном виде представлены возможные учебные трудности когнитивного характера на разных уровнях их проявления и детерминации и приведены диагностико-коррекционные психологические методики. Такие психодиагностические таблицы, предназначенные, в первую очередь, младшим подросткам. В каждом случае как можно полнее перечислены возможные причины, приводящие к возникновению данной учебной трудности. Таким образом, еще до начала практической работы с учащимся школьный психолог или учитель, пользуясь предложенными психодиагностическими таблицами, располагает «веером» возможных причин конкретной трудности у данного ученика и описанием конкретных психологических методик для их изучения. На основании данных, полученных в ходе исследований этого феномена, создается программа преодоления феномена «выученной беспомощности» в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы [17]. Программа может включать следующие этапы. Этап 1. Выявление и изучение педагогически запущенных школьников, т.е. учеников младших классов с выраженным феноменом «выученной беспомощности» ) Выявление педагогически запущенных школьников; ведение личных дел, составление психолого-педагогической характеристики личности школьника. ) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; определение путей и способов их преодоления. ) Изучение положения ученика в классе, характера взаимоотношений с товарищами; определение путей и способов их улучшения. ) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика. ) Установление, входит ли педагогически запущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика. Этап 2. Организация учителем педагогической, психологической и медицинской помощи школьникам с феноменом «выученной беспомощности». ) Ведение учета пробелов в знаниях, умениях и навыков; определение путей и способов их ликвидации. ) Повышение и укрепление интереса к учению, уверенности в своих силах путем создания ситуаций успеха. ) Осуществление мероприятий по укреплению положения беспомощных детей в классе: руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности и работу по формированию мотивации достижения отстающего ребенка определенных целей, связанных с достижением социальной значимости в коллективе сверстников. ) Работа с родителями ребенка, имеющего феномен «выученной беспомощности»: показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе. Для этого особое внимание следует уделить следующим факторам семейного воспитания отстающего ребенка [18]. Этап 3. Организация свободного времени школьника с феноменом «выученной беспомощности». ) Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей. ) Привлечение к участию в школьных мероприятиях. ) Организация ненавязчивого контроля над свободным временем со стороны родителей. ) Вовлечение ребенка в группу продленного дня в школе при отсутствии надлежащих условий для обучения дома [31]. Положительным моментом этой программы, на наш взгляд, является оказание разного вида помощи ребенку, подключение различных специалистов к решению коррекционных задач. Кроме того, в рамках любой работы по преодолению феномена «выученной беспомощности» в обучении детей младшего школьного возраста следует осуществлять регулярные системные мероприятия, связанные с: постоянной коррекцией отношений педагога к ребенку, снятием психологических перегрузок; гуманизацией межличностных отношений в детском коллективе; рационализацией воспитательно-образовательной работы в классе; взаимодействием учителей и родителей в педагогическом процессе. Эффективные методы коррекции беспомощности являются «атрибутивная терапия», усиление осознания контроля над происходящим, развитие навыков разрешения социальных проблем и развитие мотивов стремления к успеху, развитие настойчивости и позитивного отношения к себе и к окружающему миру, а также использование стратегий воспитания и обучения, поощряющих самостоятельность. При использовании различных методов коррекции необходимо учитывать возрастные и структурные особенности беспомощности у детей и подростков. Таким образом, результатом изучения проблемы должна стать разработка психологами и педагогами программы преодоления феномена «выученной беспомощности» в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы, в которую включаются рекомендации всем субъектам образовательного процесса, системное выполнение которых в полном объеме будет способствовать созданию психолого-педагогических условий преодоления отставания школьников в обучении, предотвращения и устранения причин возникновения феномена «выученной беспомощности». Выученная (обученная) беспомощность (learned helplessness) это психологическое состояние живого существа, возникающее в результате его попадания в неблагоприятную среду, которое проявляется в отсутствии воли выйти из неё даже тогда, когда такая возможность реально предоставляется. Специфика феномена характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. М. Селигман отмечал, что выученная беспомощность формируется к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий. Для всех школьников с феноменом выученной беспомощности характерна слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Важным этапом работы педагога по профилактике и преодоление феномена «выученной беспомощности» младших подростков является практическое нахождение тех конкретных причин, которые у данного ученика вызывает ту или иную учебную трудность. Использование различных методов коррекции необходимо учитывать возрастные и структурные особенности беспомощности у детей и подростков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|