Выдержки из санитарных норм и правил 2.2.2.-542-96 - гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно–вычислительным машинам и организации работ.
1. Освещение в помещениях должно быть смешанным (естественное и искусственное) а) естественное освещение в помещении должно осуществляться через световые проемы. КЕО – не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и 1,5 % на остальной территории. б) ориентация помещений должна быть на север и северо-восток. в) осветительные установки должны обеспечивать равномерную рассеянность освещения, светильники общего освещения следует располагать над рабочими поверхностями в равномерно прямоугольном порядке. Величина искусственной освещенности не ниже 300 ЛК. г) под рабочим столом должно быть рабочее пространство для ног высотой не менее 60 см. 2. Продолжительность работы для студентов 2 часа с перерывом 15-20 минут, для преподавателей 4 часа –с перерывом 15-20 минут через каждые 2 часа. 3. В целях профилактики переутомления и перенапряжения необходимо выполнять во время перерывов комплексы упражнений для глаз и мышц тела.
Расчет коэффициента равномерности освещенности (отношение минимальной освещенности к максимальной) производится по формуле: q = (Е · 100%)/Еmax, где q – коэффициент равномерности освещенности, %; Е – освещенность исследуемой рабочей поверхности, лк; Еmax - максимальная освещенность в данном помещении, лк. При полной равномерности освещения – q равен 100%. Чем меньше значение q, тем не равномернее освещенность помещения. Освещенность самого темного места помещения не должна быть слабее освещенности самого светлого места более чем в 3 раза.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИИЯ ОСВЕЩЕНИЯ 1.Дата исследования «___» ________20___г. Время___ час. 2.Название помещения ___________________, этаж ___, Размеры _______ длина _______ м, высота, ______м,
Покрытие потолка, стен ________________________. 3.Ориентация помещения по сторонам света ______________ 4.Окна: Число _______, Размеры окна _______, Форма ____________, Характер переплета __________________, Расстояние от верхнего края окна до потолка ________ м, Высота подоконника _________ м. 5.Геометрические показатели естественного освещения: Световой коэффициент _______________________________ Угол падения на рабочую поверхность _________________ 6.Горизонтальная освещенность рабочей поверхности _______ 7.Коэффициент естественного освещения(КЕО)_% 8.Число светильников искусственного света ___________, Тип _________________________________, Высота подвеса _________________м, Уровень равномерности ____ _______ 9.Суммарная мощность источников света ____________________ 10.Удельная мощность __вт/м.кв., Расчетная освещенность ____лк. 11.Горизонтальная освещенность рабочей поверхности _лк. Заключение: а)по естественному освещению б)по искусственному освещению.
Пример: Определить световой коэффициент помещения, площадью 50 кв.м., в котором три окна площадью по 2,7 кв.м. Решение: 1. Определяем площадь окон, их три: 2,7 кв.м х 3 = 8,1 кв.м. 2. Определяем площадь остекления: 8,1 – 100 X – 10 Площадь остекления равна: 8,1 кв.м. – 1,81 кв.м. = 7,29 кв.м. 3. Находим световой коэффициент: 7,29 кв.м.:50,0 кв.м. =1:7
Заключение: Световой коэффициент не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже. Норма светового коэффициента 1: 4 - 1: 5 б) определяем коэффициент заглубления Коэффициентом заглубления называется отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения. Согласно гигиеническим нормам он должен быть равен 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в два раза. Тогда освещенность отдаленных мест помещения будет достаточной. Пример: Высота верхнего края окна над полом 3.0 м, глубина класса 7 м
Решение: Определяем коэффициент заглубления (Кзагл) КЗ = 3 м:7 м = 1,25 Заключение: Коэффициент заглубления почти отвечает норме (1:2). Коэффициент заслонения - это отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой. Чтобы выяснить, не мешают ли проникновению света в кабинет соседние здания и высокие деревья, нужно с мест у внутренней стены оценить, какая часть заслонена ими.Наилучшая гигиеническая норма коэффициента заслонения должна равняться 1:5 (возможны варианты 1:2 –1:3)Для максимального использования дневного света и равномерного освещения классных комнат необходимо: 1) Сажать деревья не ближе 10 м от здания; 2) Не закрашивать оконные стекла; 3) Не расставлять на подоконниках цветы; 4) Размещать шторы в нерабочем состоянии в пространствах между окон; 5) Очистку и мытье наружных стекол проводить 3 – 4 раза в год и не менее одного раза изнутри.
Запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и более.
Метод люксметрии. В конце занятия студентам необходимо научиться измерять освещенность в помещении с помощью люксметра. Освещенность рабочих мест производят с помощью прибора – люксметра, который состоит из селенового фотоэлемента, заключенного в специальную оправу. Люксметр градуирован для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания, поэтому при измерении освещенности от других источников необходимо показания шкалы умножить на поправочный коэффициент. Для люминесцентных ламп белого света он равен 1,1, для ламп дневного света – 0,9, для естественного освещения - 0,8.Измерения производят не менее чем в 11 точках помещения: 10 на горизонтальной поверхности на уровне 1,8 м от пола (9 на партах и 1 на столе учителя) и 1 в вертикальной плоскости. Замеры следует производить в отсутствии людей, в условиях, исключающих естественное освещение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|