Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Гигиеническая оценка учебной мебели и ее размещения в классе.




Цели: Познакомиться с нормативами применения школьной мебели и размещения ее в классе.

 

Оснащение Методическое пособие для студентов

 

Алгоритм работы:

1. Изучить список учащихся данного класса, их рост, состояние зрения, слуха, частоту простудных заболеваний.

2. Определять с учетом ГОСТа (приложение 3) группу и место школьной мебели, установленной в данном помещении. Составить план-схему размещения парт и учащихся    в классе.

3. Проанализировать полученные  материалы путем их сравнения с нормативными данными.

4. Сделать заключение о соответствии их гигиеническим требованиям и соблюдении правил размещения учащихся.

 

                Теоретическая обоснование темы

Теоретическое обоснование темы: Гигиенические требования к школьной мебели и оборудованию классных помещений, посадке ученика за партой

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп.

Размеры школьной мебели и ее маркировка.

Группа мебели по ГОСТам 11015-93; 11016-93

- Группа роста (мм)

- Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику (мм)            

-Цвет маркировки        

Высота над полом переднего края сиденья (мм)

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Для определения необходимой ученику группы мебели рекомендуется цветная мерная линейка, на которой соответственно группам мебели наносятся цветные полосы:

Высота от пола (мм)

Оранжевый

от1000 до115

Фиолетовый

от 1150 до1300

Желтый

от 1300 до145

Красный

от 1450 до1600

Зеленый

от 1600 до1750

голубой

более 1750

По этой линейке можно легко определить маркировочный цвет необходимой мебели

Если мебель не имеет фабричной маркировки, ее надо провести самостоятельно. Для этого с помощью сантиметровой ленты или рулетки измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом В каждом классе следует иметь парты или столы и стулья 2-3 групп, в зависимости от потребности Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми.При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния. Между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

 между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;

между рядами столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70 см;

от последних столов до стены противоположной классной доске - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной - не менее 100 см;

от первой парты до учебной доски - 240- 270 см;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см; высота нижнего края учебной доски над полом - 80 -90 см.

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красногцвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы

Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

      Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10.

       Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед. кабинете школы. Рассадка провдится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде

• Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения, слуха.

• Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие парты - дальше.

• Дети с нарушением слуха и зрения, независимо от номера их парты, размещаются первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны сидеть в первом ряду от окон.

* Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживатъ дальше от наружной стены.

* Соблюдаются следующие размеры проходов между предметами оборудования: между рядами двухместных столов - 60 ем, между рядами столов и продольными стенами - не менее 50 - 70 см, от последних столов до стены, противоположной классной доске, - не менее 70 ем, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100 см, от демонстрационного стола до первой парты - 100 см, от первой парты до классной доски - 240 - 270 см, наибольшая удаленность последнего места от учебной доски - 860 см.

* Расстановка столов трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

* Кабинеты физики, химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. В зоне учащихся предусмотрена подводка воды, электроэнергии, сжатого воздух

Самостоятельная работа

Задание 1:

-Определите по маркировке, мебель каких групп имеется в классе.

- Определите группы мебели, проведя соответствующие измерения с помощью рулетки.

- Определите группу мебели, соответствующей вашему росту по цветной мерной линейке.

Полученные данные запишите в таблицу:

1. Группа столов по маркировке    

2. Группа стульев по маркировке  

3. Группа столов, полученная в результате измерений  

4. Группа стульев, полученная в результате измерений  

5. Группа мебели, соответствующая вашему росту.

 

Ответьте на следующие вопросы:

- Соответствует ли маркировка мебели группе, полученной в результате измерений?

- Соответствуют ли группы столов и стульев друг другу?

- Имеется ли в классе мебель, соответствующая вашему росту?

 - Сколько групп мебели имеется в классе? Соответствует ли гигиеническим требованиям их расположение?

 

Самостоятельная работа

С помощью рулетки проведите измерения проходов и расстояний между предметами оборудования в классе. Сравните полученные данные с гигиеническими нормами

 Результаты исследования оформите в виде таблицы:

   - Параметры

-Гигиенические нормы

-Результаты измерений

-Отметка о соответствии

-Между рядами двухместных столов                       

-Между рядами столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены                 

- Между рядами столов и наружной продольной стеной   

- От последних столов до стены, противоположной классной доске - -От первой парты до учебной доски                

- От последней парты до учебной доски                

-Высота нижнего края учебной доски над полом                

Сделайте общий вывод о соответствии мебели и ее размещения в учебном классе гигиеническим требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях.

5. Оформление работы. Ваша работа должна содержать существующую схему размещения учеников в классе с указанием их роста и состояния здоровья, гигиеническую оценку расположения мебели в зоне учителя и в зоне учащихся, в случае необходимости также правильную (соответствующую гигиеническим требованиям) схему размещения мебели.

1). Составить план-схему размещения парт и учащихся    в классе.

   Практическое занятие №6.

 Тема: Гигиеническое обучение и воспитание населения

Мотивация темы:   

Крайне негативные тенденции в состоянии здоровья населения в значительной степени являются следствием резкого увеличения количества курящего населения, особенно среди подростков, молодых людей в возрасте 30-39 лет, обострившейся проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании,уменьшения числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерационального питания и, как следствие этого, наличие избыточного  веса у значительной части населения. За последнее десятилетие резко обострилась проблема психического здоровья. В настоящее время более 70% взрослого населения испытывает состояние хронического психологического стресса. Все  это требует целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится гигиеническо обучение и воспитание населения с целью формирования здорового образа жизни.Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни - профессиональный долг, а собственное здоровье - запас необходимых в работе душевных и физических сил. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, п омогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Цели:

- повысить уровень знаний студентов - медиков о важнейших аспектах здорового образа жизни.

-Освоить совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению с целью формирования у него сознательного гигиенического поведения объединяется понятием «методы и средства гигиенического воспитания».

-Формировать новое мышление в необходимости здорового образа жизни.     

Задачи:

-участие в проведении санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий на объектах ЛПУ города;

- проведение работы по эколого-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни;

-оформление санбюллетней, памяток, буклетов и агитационно-информационных сообщений для больных стационара и студентов медицинского техникума;

- оформление агитационных плакатов, презентаций.

 

Оснащение:

-Методическое пособие по практическим занятиям для студента

-инструкции по проведению профилактической работы среди населения;

-мультимедийное оборудование.

Алгоритм выполнения задания:

Ознакомиться с теоретическими положениями по теме,

 получить   задание, разобрать инструкции по оформлению профилактико-гигиенической наглядности, методы и средства гигиенического воспитания,

сделать вывод.

Теоретическое обоснование темы.

Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни - профессиональный долг, а собственное здоровье - запас необходимых в работе душевных и физических сил. В связи с этим гигиеническое воспитание населения является неотъемлемой частью и обязательным разделом деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональной обязанностью каждого медицинского работника.

Методы и средства гигиенического воспитания.

В санитарном просвещении различают:

-Метод индивидуального воздействия

 

К нему относятся:

личная беседа;

индивидуальный санитарно-просветительный инструментарий;

индивидуальная консультация;

телефонная служба;

личная санитарно-просветительная корреспонденция.

- Метод воздействия на группу лиц

К нему относятся: Лекция - это средство устной пропаганды, освещающая какую-либо тему или вопрос в определенный отрезок времени

Беседа - эффективное средство устной пропаганды. Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25-30 человек).

"Вечер вопросов и ответов" - это та же беседа, где на вопросы аудитории отвечает ведущий.

Агитационно - информационное выступление - сообщение медицинского работника в зале ожиданий, поликлинике, палатах стационара, цехе, бригаде и пр. Его задача - рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни (например, гриппа, кишечных инфекций и др.).

-Метод массового воздействия Это гигиеническое воздействие с помощью технических средств телевидения, радио, печати, театра, выставок и т. д.

   - Метод печатной пропаганды включает средства: публикации в центральной и местной прессе, научно - популярные брошюры, памятки, буклеты, листовки, лозунги, журналы, книги, стенные газеты, бюллетени, Данный метод делится на две основные группы: а) печатная продукция (памятка, брошюра, лозунг, листовка, буклет, газетные и журнальные публикации):

памятка - содержит конкретные рекомендации для отдельных групп здорового населения (о вреде курения, алкоголя) или людей, страдающих тем или иным заболеванием (сердечно - сосудистые, диабет и др.); должна быть предельно ясной, краткой, содержать точно сформулированные и выполнимые советы;

брошюра - представляет собой малообъемное печатное средство массовой информации и содержит конкретные советы отдельным группам больных или здоровых людей. В ней освещаются различные вопросы охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;

лозун г - печатное средство массовой пропаганды, содержащее призыв, обращение к населению с краткой и четко выраженной медико - гигиенической рекомендацией или требованием ("Неупотребляйте немытые фрукты!", "Соблюдайте чистоту!" и т.п.);

буклет - один из видов иллюстрированного издания, в нем текст и иллюстрации располагаются на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам. Содержит рекомендации по одной теме;

листовка - печатное средство агитационно - информационного характера. Содержит мотивированный призыв к участию в тех или иных профилактических мероприятиях либо лаконичные медико - гигиенические советы;

б) средства печатной информации, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (стенные газеты, санитарные бюллетени, рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, статьи, заметки в периодических изданиях). Санитарно - просветительная газета (или бюллетень) – выпус  

выпускается в лечебно - профилактических учреждениях, медсанчастях промышленных предприятий, школах и др. учебных заведениях и т.п. медицинскими работниками. При оформлении санитарного бюллетеня должны соблюдаться определенные требования, красочность, привлекательность, броскость, конкретность темы, интересное содержание.

 - Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает:

1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, фотография, слайды, диапозитив, диафильм, кино - видеофильм;

2 ) объемные средства: муляж, макет, скульптура, чучело;

3) натуральные объекты ( используемые как наглядные пособия и экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного и животного мира, изделия, продукты и др.);

4 ) комбинированные средства: вагон - выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр;

5 ) технические средства: фильмоскоп, киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель и пр.

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств

Задание №1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...