Характеристика результатов дегустации
Запах может определяться, как чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, кислый, пригорелый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый или специфический — селедочный, чесночный, мятный, ванильный, нефтепродуктов и т. Б) Определение вкуса. - Первыми пробуют блюда с менее выраженными вкусовыми свойствами.
-Наибольшей чувствительностью к сладкому и соленому обладает кончик языка, к горькому — область его корня, к кислому чувствительны края языка. -дегустация проводится при определенных температурах: -Максимум чувствительности к сладкому достигается при температуре 37 °С, а при 50° она исчезает. - Для соленого оптимум лежит в пределах 18 °С, -для горького — при 10°. -При О °С все вкусовые ощущения резко ослабевают, поэтому рекомендуется устанавливать вкус пищи при температуре 20—40 °С. -для возникновения вкусового ощущения требуется определенное время с момента попадания вещества в рот (наиболее быстрая реакция возникает на соленое, затем на сладкое, далее на кислое и, наконец, на горькое. -для определения горечи необходимо подать языком пищу к корню языка и выждать несколько секунд. -после каждой пробы нужно ополаскивать рот чистой теплой водой. При большом количестве образцов периодически прополаскивают рот чаем. - - Для наиболее полной оценки вкуса следует распределить пробу по всем участкам поверхности ротовой полости, сосредоточиться, проанализировать ощущения и запомнить их. -В случаях, когда обнаруживается неприятный вкус продукта, пробу не следует проглатывать, а рот хорошо прополаскивают
В) Определение консистентности. -консистенция - осязание, связанное с густотой, клейкостью продукта, силой нажима; она чувствуется при распределении продукта на языке (консистенция жидкая, сиропообразная, густая, плотная), консистенцию продукта определяют в процессе прожевывания пищи. Небольшое количество пищи набрать в рот и совершить несколько жевательных движений.
Характеристика дегустации: Пища может быть: жесткой, сочной и нежной, маслянистой, клейкой, мучнистой, мягкой, прилепаемой, крупнозернистой, рассыпч атой и т. д - нежность - условный термин, оценивается как сопротивление, которое оказывает продукт при разжевывании (например, мягкое яблоко, хрустящий огурец, нежное мясо);
Г) Определение цвета. -Существуют семь основных цветов: синий, голубой, желтый, оранжевый, зеленый, красный, фиолетовый. -Глаз человека способен различить 150 переходов по цветному тону. -Необходимо цвет продукта сравнивать с эталонами, и фон должен быть одинаковым. -Важны индивидуальные особенности дегустаторов. -При не соответствии цвета продукта общепринятому эталону Возникает предубеждение против продукта.(не пригодное, не свежее..) Задание 2.Тема: Оценка рациона питания взрослого населения (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПИЩЕВОГО РАЦИОНА И ЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ). Цели: Для определения полноценности питания в качественном отношении необходимо знать содержание отдельных пищевых веществ в суточных рационах и их соединения. Необходима уравновешенность химического состава и правильность соотношения между ними.
ПОДСЧЕТ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПИЩЕВОГО РАЦИОНА проводиться по меню-раскладке с помощью таблицы (В таб-лице приведены величины суточной потребности в белках, жирах и углеводах для взрослого населения с учетом всех критериев, учитываемых при распределении пищевого рацина). Методика подсчета: 1.подсчитывают отдельные пищевые вещества во всех наборах продуктов (сколько граммов мяса, молока, овощей…)
2.подсчитывают количество белков, жиров, углеводов в каждом отдельном продукте и суммируют данные по каждому блюду и всего пищевого суточного рациона (при необходимости): -содержание количества белков, жиров, углеводов указано в таблице в 100граммов съедобной части продукта, т.е. освобожденного от отходов. -подсчитывают путем умножения массы продукта в граммах по раскладке на процентное содержание съедобной части того или иного пищевого вещества, указанного в таблице, полученный результат делят на 100.
ПОДСЧЕТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА
Энергетическая ценность - количество энергии, высвобождаемой из пищевого продукта в организме человека для обеспечения его физиологических функций. Энергетическая ценность пищи характеризуется количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях. Ее измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или единицах энергии - килоджоулях (кДж) (1 ккал = 4.184 кДж). Чтобы определить количество пищи, которое требуется человеку для восполнения его энергетических затрат, необходимо рассчитать калорийность потребляемой пищи. Проводиться по таблице «состава и энергетической ценности пищевых продуктов». -подсчитывают путем умножения энергетического эквивалента на массу продуктов в граммах по раскладке, с учетом съедобной части пищевого вещества -1г – белков = 4 ккал; 16,7кДж -1г – жиров = 9ккал.; 37,7кДж -1г – углеводов = 3,75 ккал; 15,7кДж (например: 4 ккал х 5г белков …) Суточное количество энергии должно распределяться между отдельными приемами пищи.(25% - 15% - 35% - 25% или 30% - 50% - 20%). В северных районах потребность населения в энергии на 10-15% выше потребности в энергии и пищевых веществах конкретного человека могут отличаться от табличных значений, соответствующих его возрасту, полу и группе энергозатра Рекомендуемое суточное потребление энергии, белков, жиров и углеводовдля взрослого трудоспособного населения
Группы Труд а
|
Возр астные Пы(годы) |
Мужчины |
Женщины | ||||||||||||||||||||
Энер -гия, |
Белки, г |
Жиры, г |
Угле воды, | энергия, |
Белки, г |
Жи- Жиры-ы, г |
Угле -воды, | ||||||||||||||||
всего | в т.ч. живот -ные | всего | в т.ч. живот-ные | ||||||||||||||||||||
1 | 18-29 30-39 40-59 | 2450 2300 2100 | 72 68 65 | 40 37 36 | 81 77 70 | 358 335 303 | 2000 | 61 59 58 | 34 33 32 | 67 63 60 | 289 274 257 | ||||||||||||
2 | 18-29 30-39 40-59 | 2800 2650 2500 | 80 77 72 | 44 42 40 | 93 88 83 | 411 387 366 | 2200 | 66 65 63 | 36 36 35 | 73 72 70 | 318 311 305 | ||||||||||||
3 | 18-29 30-39 40-59 | 3300 3150 2950 | 94 89 84 | 52 49 46 | 110 105 98 | 484 462 432 | 2600 | 76 74 72 | 42 41 40 | 87 85 83 | 378 372 366 | ||||||||||||
4 | 18-29 30-39 40-59 | 3850 3600 3400 | 108 102 96 | 59 56 53 | 128 120 113 | 566 528 499 | 3050 | 87 84 82 | 48 46 45 | 102 98 95 | 452 432 417 | ||||||||||||
5 | 18-29 30-39 40-59 | 4200 3950 3750 | 117 111 104 | 64 61 57 | 154 144 137 | 586 550 524 | - | - - - | - - - | - - - | - - - | ||||||||||||
ПРИМЕР:Студентка института физкультуры в течение 20 лет имеет массу тела 48кг. Энерготраты за сутки, включая сон и прием пищи, на 1кг массы тела –231,8кДж. Для покрытия суточных энерготрат предлагается следующий набор продуктов
– 100г творога, сахар – 50г, масло сливочное – 20г, капуста квашеная – 200г, крупа гречневая – 50г, молоко цельное – 200г, хлеб пшеничный из обойной муки – 200г.
Определить общую энергетическую ценность и качественный состав пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества) и при необходимости дайте рекомендации по оптимизации питания.
1. Суточный расход энергии - 231,8 кДж х 48кг = 11126,4 кДж (по данным задачи).
3. Определяем съедобную часть продуктов по условию задачи: -находим по таблице процент съедобной части каждого продуктов рациона, умножаем на массу продукта и делим на 100:
-творог (из 100г – с.ч.100%) - ---------------- = 100г творога усвоится организмом.
100
50 х 95,5 %
-сахар (из 100г – с.ч.95,5%) - ------------------= 47,8г сахара.
100
20 г х 100%
-масло сливочное (из 100г – с.ч.100%) - --------------- = 20г масла.
|
|
100
200г х 100%
-капуста квашенная (из100г –с.ч. 100%) - ------------------- = 200г капусты.
100
150г х 75%
-говядина 1 к. (из 100г – с.ч.75%) ----------------- = 112,5г говядины.
100
200г х 88%
-яблоки (из100г – 88%) - --------------- = 176г яблок.
100
50г х 98 %
-крупа гречневая (из 100г –с.ч.98%) - --------------------- = 49г крупы. 100
-молоко цельное (из 100г –с.ч. 100%) - ------------------- = 200г молока.
200г х 100%
-хлеб пшеничный (из 100г –с.ч. 100%) - ------------------ = 100г
200
. Определение количество граммов белка:
14г х 100
-творог (в 100г - 14г белка) - --------------- = 14г белка.
100
-сахар (в 100г – о) - 0
0,6г х 20
-масло сливочное (в 100г –.0,6г белка) ---------------- -= 0,12г масла. 100
0,8г х 200г
-капуста квашенная (в 100г – 0,8г белка) ------------------ = 1,6г белка.
100
18,9г х 112,5г
-говядина 1к. (в100г – 18,9г белка) ----------------- = 21,3г белка.
100
|
|
0,4г х 176г
-яблоки (в 100г – 0,4г белка) -------------------- ==0,7г белка.
100
9,5г х 49 г
-крупа гречневая (в100г – 9,5г белка) ----------------- = 4,7г белка. 100
2,8г х 200г
-молоко цельное (в 100г х 2,8г белка) ------------------ = 5,6г белка.
100
8,1г х 200г
-хлеб пшеничный (в 100г х 8,1г белка) ------------------ = 16,2г белка.
100
ИТОГО: суммируем белки (14+0,12+1,6+21,3+0,7+4,7+5,6+16,2 = 64,2г белка, а необходимо 78г белка, соответственно интенсивности группы труда (1гр.)
Определение количества жиров:
18г х 100г
-творог (100г – 18г жиров) - ---------------- = 18г жиров
100
-сахар (100г – 0г жиров) –
82,5г х 20г
-масло сливочное (100г – 82,5 жиров) - --------------- = 16,5г жиров
100
-капуста квашеная (100г – 0гжиров) –
12,4г х 112,5г
-говядина 1 к (100г – 12,4г жиров) - ------------------- = 14,1г жиров
100
-яблоки (100г – 0) –
1,9г х 49г
-крупа гречневая (100г – 1,9г жиров) - -------------- = 0,9г жиров
100
3,2г х 200г
100
-молоко цельное (100 – 3,2г жиров) - ----------------- = 6,4г жиров 100
1,2г х 200г
-хлеб пшеничный (100г – 1,2г жиров) - ---------------= 2,4г жиров 100
ИТОГО количество жиров в рационе – 58,3г, а необходимо – 88г
Определение количества углеводов:
1,3г х 100г
-творог (100г – 1,3г углеводов) - -------------= 1,3г углеводов
100
99,9г х 47,8г
-сахар (100 – 99,9г) - ------------------= 47,8г углеводов
100
0,9г х 20г
-масло сливочное (100г – 0,9гуглеводов) - ---------------= 0,18г углеводов 100
1,8г х 200г
-капуста квашеная (100г – 1,8г) - -------------- = 3,6г углеводов
100
-говядина 1к (100г – 0г) –
11,3г х 176г
-яблоки (100 – 11,3г) - --------------- = 19,9г углеводов
100
72,2г х 119г
-крупа гречневая (100г – 72,2г) - ----------------- = 35,4г углеводов
100
4,7г х 200г
-молоко цельное (100г – 4,77г) - ------------- = 9,4г углеводов
100
42г х 200г
-хлеб пшеничный (100г -42г) - ---------------- = 84г углеводов
100
ИТОГО количество углеводов в рационе 201,58г, необходимо – 324г углеводов.
Энергетическая ценность пищевого рациона:
1.- 1г белка - 4 ккал, 16,7 кДж
-1г жиров - 9ккал, 37,7кДж
-1г углеводов – 3,75ккал, 15,7 кДж
2.Определили всего в пищевом рационе:
-белков – 64,2г.
-жиров – 58,3г.
-углеводов -201,58г.
3.умножаем КК на количества белков, жиров, углеводов.
-16,7 кДж х 64,2г = 1072,14 кДж.
-37,7кДж х 58,3г = 2197,91кДж.
-15,7кДж х 201,6г =3165,12кДж.
Итого: 1072,14 = 2197,91 + 3165,12 = 6435,1кДж.
или
-4ккал х 64,2г = 256,8ккал.
-9ккал х 58,3г = 524,7ккал.
-3,75ккал х 201,6г = 756ккал.
Итого: 256,8 + 524,7 + 756 = 1537,5ккал.
Рекомендации: 1.суточная потребность энергии студентки 20 лет должна быть – 10041,6 кДж Белков – 78г. Жиров 88г. Углеводов – 324гПо предложенному пищевому рациону суточная потребность энергии – 6435,1кДж.
(10041,6 – 6435,1 = 4609,5) кДж не достает до нормы.
Недостаточное количество белков – на 13,8г, жиров – на 29,7г, углеводов – на122,4г.
Следует пополнить рацион продуктами компенсирующих величину суточной потребности пищевого рациона.
Суточный расход энергии в зависимости от выполняемого труда |
|
РЕШИТЬ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
1.составить меню-раскладку на сутки для шахтера 50лет, 80кг веса.
2.Рассчитать энергетическую ценность пищевого рациона (обеда) для преподавателя 30лет.3.Расчитать качественный состав пищевого рацион: хлеб ржаной – 150г; яйцо куриное – 1шт., печень свиная – 150г, капуста тушенная – 200г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Гигиена детей и подростков.
Мотивация темы:
Состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей.
Цели:
Образовательная:
Освоить методику:
-Гигиенической оценки режима дня в детском школьном и дошкольном учреждении.
-Гигиенической оценки школьной мебели в учебных помещениях
Оснащение:
-Нормативно – правовые документы по теме;
-ситуационные задания по всем заданиям темы;
-сантиметр;
Алгоритм выполнения заданий:
· ознакомиться с теоретическими положениями по теме,
· получить задание,
· сделать необходимые измерения и расчеты
· сравнить результаты с нормативом
· сделать вывод.
Задание №1
|
|