15.Методическая инструкция. 16.Методическая памятка. 17.Методическая записка. 18.Методические рекомендации. 19.Авторская программа
15. Методическая инструкция Данный вид методической продукции более полно, чем предыдущий раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Но чаще всего методическая инструкция пишется для использования вновь созданного учебного пособия. Примерная схема составления методической инструкции: Ø название; Ø кем разработано; Ø целевая аудитория (для кого предназначено); Ø цели и задачи предлагаемого пособия; Ø структура пособия; Ø сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться; Ø условия и порядок пользования пособием. Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов. 16. Методическая памятка Очень похожа на методическую инструкцию, но гораздо меньше объемом. Памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Как правило, памятка имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала дается предельно лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам. 17. Методическая записка Это вспомогательный методический продукт, который помещают в начале сборника материалов, пособия. Методическая записка дает пояснения к последующим методическим материалам, изложенным сжато (планам, графикам, таблицам). Обычно в записке даются ответы на следующие вопросы: ü решению каких задач способствует данная методическая работа;
ü кому адресована; ü на основании каких документов, фактов составлена работа; ü какова система изложения последующего материала. 18. Методические рекомендации Это основной вид методической продукции. По своей сути все остальные виды, так или иначе, содержат в себе методические рекомендации. Однако очень часто данный вид представлен самостоятельно. Методические рекомендации создаются в образовательном учреждении для оказания методической помощи коллективу, педагогу. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий, выработанных на основе положительного педагогического опыта. Рекомендации всегда имеют точный адрес и, в связи с этим, терминология, стиль и объем методической рекомендации строго регламентируется. Вариант схемы методических рекомендаций: v автор работы, год написания, рецензия; v вступительная часть: v обоснование актуальности, необходимости данных рекомендаций; v краткий анализ положения дел в системе образования по данному вопросу, проблема; v указание адресата рекомендаций; v разъяснение, какую помощь призвана оказать данная работа; v изложение главного тезиса: v рекомендуемые действия по решению проблемы, поставленной во вступительной части; v общее описание методики организации деятельности (как это сделать? ); v описание конкретных способов, приемов, форм и методов работы. v методические рекомендации по организационным вопросам, сопровождающим описанную выше методику (распределение функций, подготовка к осуществлению методики, организация пространства и расчет времени и т. д. ); v описание возможных результатов рекомендованной методики; v список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной литературы. v приложения (конкретные материалы, конспекты занятий, сценарии мероприятий).
Не общеупотребительные термины в рекомендациях желательно растолковывать, давая четкие, ясные определения. Объем методических рекомендаций прямо зависит от материала, который является их источником. Так методические рекомендации к уроку вряд ли стоит делать более 10 страниц. А методические рекомендации к учебному пособию нуждаются в гораздо большем объеме. Однако самым важным в методических рекомендациях является их стиль. Автор рекомендаций должен остаться на грани между чистой практикой (простым пересказом конспекта, последовательности действий) и педагогической наукой. Каждое действие, описанное в рекомендациях должно получить обоснование. Например, в методических рекомендациях к уроку учитель должен увидеть как общую картину педагогического процесса и место в этом процессе конкретного урока, так и мельчайшие детали своих и ученических действий. Именно поэтому методические рекомендации часто пишутся от целого к частностям.
19. Авторская программа Авторская программа — это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов. Авторская программа должна: соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся; удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании; сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами; быть оптимальной по объему (соответствовать отведенному времени на изучение данного материала); соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их психического развития; содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса; включать надпредметное содержание — развивать универсальные общеучебные навыки; быть согласованной с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними; учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ;
соответствовать учебно-методическому обеспечению; иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение. Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы: v наименование программы; v объем программы в учебных часах; v пояснительную записку; v содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам; v требования к уровню подготовки учащихся; v дополнительные материалы. Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются: ü концепция (методологическая основа) программы; ü цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся; ü актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости нововведений; ü особенности содержания и структуры курса; ü учебно-методическое обеспечение курса. К дополнительным материалам относятся: Ø тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения; Ø указатель межпредметных связей; Ø списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся; Ø методические рекомендации по реализации программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|