Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20.Методическая разработка. 21.Учебно-методический комплекс




20. Методическая разработка

Это тоже один из основных видов методической продукции. Если методические рекомендации нередко составляются на методическую продукцию других авторов, то есть являются вторичными, то методическая разработка — это авторский методический продукт. Более того, это, чаще всего, первичный методический продукт, рожденный непосредственно практиком в ходе его педагогической деятельности. Именно эта практичность методической разработки (урока, мероприятия, выступления, выставки и пр. ) делает ее особенно ценной.

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может представлять собой:

-разработку конкретного урока;

-разработку серии уроков;

-разработку темы программы;

-разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

-разработку общей методики преподавания предметов;

-разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

-методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

-методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»;

-содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели конкретного занятия, программы, методики и т. д.;

-содержание методической разработки должно быть понятным и применимым на практике в любых условиях;

-методические разработки не должны повторять содержание учебников, учебных программ и иных методических разработок других авторов;

-материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

-язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать общепринятой в педагогике;

-рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны подкрепляться описанием педагогического опыта;

-методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, уровневые задания и т. д. ).

Примерная схема методической разработки:

-автор разработки, должность, место работы;

-название разработки.

-название и форма проведения дела (урок-диспут, выставка ученических работ, педагогический совет и т. д. );

-пояснительная записка:

-цели и задачи проводимого дела;

-целевая категория (возраст детей, группа детей, группа педагогов и пр. );

-условия для проведения;

-оборудование и оформление;

-методические советы на подготовительный период (распределение поручений, работа советов дел и т. д. );

-сценарный план, ход проведения дела.

-методические советы организаторам и участникам:

-на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание,

-пути создания эмоционального настроения,

-место проведения,

-варианты оформления;

-методические советы на итоговый период (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата);

-список использованной литературы;

-приложения (ссылки на источники дополнительного материала, подбор сопровождающих материалов, таблиц, схем).

Сегодня нередко встречаются методические разработки, авторы которых стремятся все содержание поместить в таблицу. Такой способ расположения методического материала возможен и иногда даже желателен, но лишь в качестве вспомогательного. Он более компактен, но, к сожалению, плохо отражает временное течение урока, мероприятия. Такое компактное табличное изложение лучше поместить в приложение.

 

21. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс — это система нормативной и учебно-методической документации, описание средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Структура и содержание УМК:

· определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану;

· разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане);

· разработка учебника, учебного пособия, курса;

· разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку, тестовых заданий по курсу дисциплины;

· планирование и расстановка точек текущего контроля знаний учащихся;

· разработка методических рекомендаций к теоретическим, практическим и лабораторным занятиям;

· разработка прочих руководств по изучению дисциплины;

· оформление документации учебно-методического комплекса (паспорт комплекса);

· данные о результатах апробации материалов учебно-методического комплекса в учебном процессе;

· данные о согласовании и утверждении учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс — один из самых громоздких и трудных для создания методических продуктов. Поэтому не всякий педагогический коллектив возьмется за его разработку. Однако даже сама работа над таким значительным методическим материалом может стать замечательной школой для учителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...