20.Методическая разработка. 21.Учебно-методический комплекс
20. Методическая разработка Это тоже один из основных видов методической продукции. Если методические рекомендации нередко составляются на методическую продукцию других авторов, то есть являются вторичными, то методическая разработка — это авторский методический продукт. Более того, это, чаще всего, первичный методический продукт, рожденный непосредственно практиком в ходе его педагогической деятельности. Именно эта практичность методической разработки (урока, мероприятия, выступления, выставки и пр. ) делает ее особенно ценной. Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может представлять собой: -разработку конкретного урока; -разработку серии уроков; -разработку темы программы; -разработку частной (авторской) методики преподавания предмета; -разработку общей методики преподавания предметов; -разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; -методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета. Требования, предъявляемые к методической разработке: -методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»; -содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели конкретного занятия, программы, методики и т. д.; -содержание методической разработки должно быть понятным и применимым на практике в любых условиях; -методические разработки не должны повторять содержание учебников, учебных программ и иных методических разработок других авторов;
-материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко; -язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать общепринятой в педагогике; -рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны подкрепляться описанием педагогического опыта; -методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, уровневые задания и т. д. ). Примерная схема методической разработки: -автор разработки, должность, место работы; -название разработки. -название и форма проведения дела (урок-диспут, выставка ученических работ, педагогический совет и т. д. ); -пояснительная записка: -цели и задачи проводимого дела; -целевая категория (возраст детей, группа детей, группа педагогов и пр. ); -условия для проведения; -оборудование и оформление; -методические советы на подготовительный период (распределение поручений, работа советов дел и т. д. ); -сценарный план, ход проведения дела. -методические советы организаторам и участникам: -на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, -пути создания эмоционального настроения, -место проведения, -варианты оформления; -методические советы на итоговый период (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата); -список использованной литературы; -приложения (ссылки на источники дополнительного материала, подбор сопровождающих материалов, таблиц, схем). Сегодня нередко встречаются методические разработки, авторы которых стремятся все содержание поместить в таблицу. Такой способ расположения методического материала возможен и иногда даже желателен, но лишь в качестве вспомогательного. Он более компактен, но, к сожалению, плохо отражает временное течение урока, мероприятия. Такое компактное табличное изложение лучше поместить в приложение.
21. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс — это система нормативной и учебно-методической документации, описание средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану. Структура и содержание УМК: · определение тем и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану; · разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане); · разработка учебника, учебного пособия, курса; · разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку, тестовых заданий по курсу дисциплины; · планирование и расстановка точек текущего контроля знаний учащихся; · разработка методических рекомендаций к теоретическим, практическим и лабораторным занятиям; · разработка прочих руководств по изучению дисциплины; · оформление документации учебно-методического комплекса (паспорт комплекса); · данные о результатах апробации материалов учебно-методического комплекса в учебном процессе; · данные о согласовании и утверждении учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс — один из самых громоздких и трудных для создания методических продуктов. Поэтому не всякий педагогический коллектив возьмется за его разработку. Однако даже сама работа над таким значительным методическим материалом может стать замечательной школой для учителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|