Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы функционирования крупного бизнеса в России




 

Понятие крупный бизнес ─ это понятие в основном экономическое. Законодательство как зарубежных стран, так и российское, специально не выделяет понятие «крупный бизнес», но предусматривает ряд организационно-правовых форм, характерных для деятельности крупного бизнеса: акционерные компании и общества, концерны, конгломераты, корпорации, холдинги, субконтрактинг и др.[5]

Акционерные компании ─ это такая правовая форма бизнеса, которая отличается и отделена от конкретных лиц, его владеющих. Владение выражается в пакетах акций. Основные организационные типы: корпорация, консорциум, картель, холдинг-компания, товарищества.

Преимущества. Способ финансирования - продажа акций и облигаций - позволяет привлекать сбережения многочисленных лиц. Через фондовую биржу можно изъять свои ценные бумаги из одной фирмы и вложить их в другую. Более легкий доступ к банковскому капиталу. Ограниченная ответственность. Владельцы корпораций рискуют только той суммой, которую они вложили в покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация пойдет ко дну. Кредиторы могут предъявлять иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Применение технологии массового производства, возможность использования специализированных кадров в каждой сфере деятельности дают преимущества в производительности.

Корпорации. Корпорацией является такая компания, которая представляет собой объединение лиц, причем ее существование, права и обязанности полностью независимы от лиц, входящих в ее состав. Такая компания осуществляет свои права, может приобретать дополнительные права и нести потери, независимо от того, кому она принадлежит полностью или частично в результате владения акциями, или от тех, кто в ней работает [11].

В корпорации:

─ собственность (активы) компании принадлежит самой компании, а не членам ее;

─ долги компании - это ее собственные долги, но не ее членов;

─ управляющие компании осуществляют свои полномочия в соответствии с ее уставом;

─ компания несет ответственность за любые нарушения, совершенные ее сотрудниками, наемными работниками или агентами во время исполнения своих производственных обязанностей.

Холдинг-компании. Холдинговой называется компания, которая имеет контроль над другой компанией (компаниями) либо в результате владения достаточной частью ее (их) капитала (акций, имеющих право голоса), либо путем получения права назначать ее (их) директоров. Такая форма организации бизнеса позволяет добиться централизованного управления (например, в области политики) и наряду с этим децентрализации оперативной хозяйственной деятельности.

Наиболее распространенной формой холдинга в мировой предпринимательской практике и в современной российской являются холдинговые компании как совокупность основного, способного оказывать решающее влияние на принятие решений дочерними, и дочерних хозяйственных обществ. Раскрывая понятия основного (материнского) общества и дочерних (ст. 105 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст.6 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»), законодатель устанавливает несколько возможных вариантов экономического контроля основного общества над дочерними:

наличие преобладающего участия в уставном капитале, которое не обязательно должно превышать 50% голосующих акций (долей участия) - здесь не важен количественный, главное качественный критерий - способность определять решения другого юридически самостоятельного общества;

наличие заключенного договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому. Это может быть договор кредита, ипотеки, залога, ценных бумаг, в законодательстве даже не содержится примерного перечня таких договоров;

наличие иной возможности определять решения дочернего общества, к которой можно отнести, например, право избирать подавляющее большинство членов совета директоров, единоличный исполнительный орган.

Управляющее воздействие основного общества может заключаться и в распределении функциональных обязанностей между структурами смешанного холдинга6, где основное общество наряду с владением контрольными пакетами акций дочерних обществ, осуществляет также самостоятельную производственную и/или торговую деятельность. Основное общество, как правило, организует финансовые потоки, осуществляет планирование, правовое, кадровое, информационное обеспечение дочерних обществ, ведет бухгалтерский учет, статистическую отчетность, иногда организует маркетинг и сбыт продукции дочерних обществ.

Дочерние общества зачастую лишены специализированных структурных подразделений, выполняющих указанные выше функции, и получают такие услуги на основании договоров с основным обществом. Поэтому формирование организационно-управленческой структуры основного и дочерних обществ, распределение между ними коммерческих, производственных и технологических задач имеет существенное значение для обеспечения влияния и контроля основного общества.

Картели. Существуют особые виды сотрудничества между компаниями в форме картелей (картельных соглашений). Иногда термин «картель» используется для определения незаконного соглашения между компаниями, с тем чтобы сократить выпуск продукции, урегулировать взаимную конкуренцию, гарантируя таким образом получение высоких прибылей для каждого участника и высокие цены, ограничение выбора для потребителя. [11]

Нередко картелем также называют ассоциацию фирм для контроля над выпуском продукции (и, следовательно, ценами) и передачи функции маркетинга центральному органу, поскольку считается, что в данном случае это служит на благо экономики, так как гарантирует получение соответствующего дохода фермеру, регулярное снабжение потребителя, поддержание высокого качества. Такая форма ассоциации законна.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой форму объединения отдельных капиталов в общий. Это объединение капиталов, а не лиц. Участники общества несут ответственность по его обязательствам только своим вкладом, а не всем имуществом, т.е. несут ограниченную ответственность.

Конгломерат образуется в результате слияния компаний, у которых нет общих основных черт (таких как производство одинаковой продукции или выполнение одних и тех же технологических процессов). Часто связи между компаниями, составляющими конгломерат, весьма свободны, и в качестве связующего звена служат только произведенные капиталовложения и политика в области получения прибыли, руководимые единым центром.

Субконтрактинг (субконтрактация) представляет собой действенный метод сотрудничества между предприятиями, позволяющий достичь им высокого уровня производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных ресурсов. [12]

Среди мотивов, которыми руководствуются малые и средние предприятия при построении технологических связей с крупными фирмами, следует выделить: повышение конкурентоспособности на рынке; возможность расширения круга инвесторов и укрепление отношений с финансовыми институтами; консолидация инвестиционных ресурсов и оптимизация материально-финансовых потоков; уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров, использования ими товарных кредитов, векселей, трансфертных цен; улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в частности благодаря повышению ритмичности производства; облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.

К сожалению, в России при общей неразвитости субконцентрации, интеграция крупного бизнеса с малым, имеющим большие потенциальные возможности для диверсификации деятельности, находится в аморфном состоянии. Так, по мнению специалистов, общее влияние малых предприятий текстильной и легкой промышленности на деятельность крупных составляет в нашей стране менее 5%. Незначительное участие российского малого бизнеса в интеграционных процессах обусловлено в основном их слабостью как хозяйственных партнеров. [10]

В Российской Федерации практически отсутствует вообще правовое регулирование взаимодействия малого и крупного бизнеса. В качестве единичного примера можно назвать ст.3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В ней предусмотрено участие структур крупного бизнеса в уставном капитале малого предприятия в объеме не более 25 % от его размера. Существовавшая возможность у унитарных предприятий для обеспечения прав государственной и муниципальной собственности путем создания дочерних предприятий, которые, как правило, были небольшими, исчезла в связи с принятием Федерального закона от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», так как унитарное предприятие не вправе теперь создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества. Созданные ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.

Взаимодействие мелкого и крупного бизнеса для развития предпринимательства предполагает значительное расширение имущественной базы субъектов малого предпринимательства как путем организационно-правовых мероприятий, так и крупных финансовых вложений в развитие малых предприятий.

Крупные акционерные общества для диверсификации своей деятельности, расширения объема акционерной собственности и повышения эффективности своего производства вправе создавать другие малые дочерние акционерные общества, тем самым, уменьшая общий объем уплачиваемых налогов с продукции, выпускаемой основным и дочерними обществами. Следовало бы в законе установить преимущества для подобных акционерных обществ при распределении государственных заказов, тем самым, гарантируя при определенных равных условиях получение не менее 15 % от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции. Правило же ст. 14 Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ о размещении у субъектов малого предпринимательства путем проведения конкурсов на указанные поставки между малыми предприятиями на практике не осуществляется. При реализации в законе выдвинутого предложения сложатся действительные условия для кооперации между крупным и малым бизнесом.

В качестве представителя крупного бизнеса выступают финансово-промышленные группы, число которых в России неуклонно растет. Следовало бы в ст. 3 Федерального закона «О финансово-промышленных группах» предусмотреть обязательное участие в них малых предприятий. Нынешняя редакция закона не запрещает их участие в финансово-промышленных группах, но указание в законе об обязательном включении в ФПГ малых предприятий, как это сделано в отношении банков и других кредитных организаций создало бы реальную основу для развития предпринимательства, обеспечения прав собственности.

Эффективное взаимодействие малого и крупного бизнеса невозможно без обеспечения права всех форм собственности. До сих пор не реализованы положения Гражданского кодекса РФ по вопросам права собственности. Прежде всего, не проведено разграничения законом федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации (п.5 ст.214 ГК РФ). Не определены виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п.3 ст.212 ГК РФ). Тем самым, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.126). До сих пор не разработан закон об иммунитете государства и его собственности (ст.127 ГК РФ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...