Проблемы в функционировании крупного бизнеса в современных российских условиях
В период рыночных преобразований и приватизационных процессов в России было достигнуто между властью и крупным бизнесом «негласное» соглашение о разделении сфер влияния - политика исключительная сфера власти, экономика отдана во владение очень узкому кругу «назначенных» олигархов. Согласно этому соглашению власть обязалась не «трогать» крупный бизнес, при соблюдении условия «невмешательства» крупного бизнеса в политику. В результате осуществленного сговора власть получила в монопольное распоряжение государственную политику, без учета политических интересов граждан. [6] Крупные бизнесмены получили под свой контроль практически все доходные отрасли экономики, без внутренней конкуренции со стороны остального бизнеса. Мировая история уже не раз свидетельствовала самоуничтожение власти в отсутствии правовых ограничений и контроля со стороны общества. Никакая власть не способна противостоять искушению бесконтрольностью, безответственностью, вседозволенностью и произволом. Неограниченная власть всегда дрейфует от Управления государством к Эксплуатации населения и природно-сырьевых ресурсов. Все государственные функции и полномочия концентрируются в исполнительных органах власти, принцип разделения властей в такой системе управления не действует, за ненадобностью. [13] Избавившись от исполнения государственных функций власть, рано или поздно, переключается на получение «личной прибыли», соответствующей статусу во властной иерархии. Максимальные прибыли чиновники могут получать в виде «откатов» при распределении «бюджетного пирога» и шантажируя не «чистых на руку» крупных бизнесменов. В «идиллических» отношениях неограниченной власти и «назначенных» олигархов всегда наступает момент конфликта интересов жаждущих денег чиновников и интересов крупных бизнесменов, нуждающихся в предсказуемой государственной политике и сложившимся «статус-кво».
Крупный бизнес, в свою очередь, получил в результате соглашения с властью индульгенцию на любые средства и методы получения сверхприбылей от эксплуатации природно-сырьевых, технических и трудовых ресурсов. Отсутствие норм и правил промышленно-предпринимательской деятельности, правового регулирования бизнеса сполна компенсировалась невмешательством в бизнес власти и «огрехами и дырами» в законодательстве, позволяющими уводить из-под налогообложения колоссальные деньги. Наличие «бешенных» денег не могло не провоцировать власть на получение большего «куска» от «жиреющих» олигархов. Усиление давления власти на крупный бизнес сопровождается формированием негативного отношения общества к олигархам, как виновникам преступного перераспределения общественной собственности. [17] Крупное предпринимательство в современной России было изначально нацелено на максимальное дистанцирование от теневой экономики, хотя по ряду причин (особенности налогового обложения, общая ситуация периода первоначального накопления) оно время от времени частично функционировало в ее рамках. Да и провести четкую грань между теневой и нетеневой экономикой в нынешних условиях зачастую невозможно. Однако все крупные хозяйствующие субъекты твердо ориентированы на сохранение своего присутствия в формальной экономике и, следовательно, на увеличение степени прозрачности своих операций, что принципиально отличает эти компании от «стандартных» агентов теневой экономики. Если считать теневыми взаимодействия крупного предпринимательства с государством, выходящие за пределы правового поля, то множество противоречий в нынешней законодательной базе непомерно расширяют теневую составляющую. Из-за огромного дефицита законов в России в «тень» попадают отношения, которые в демократических странах считаются абсолютно нормальными.
Давление власти, негативное отношение населения, открытость отечественного рынка, деловое сотрудничество с западными компаниями, выдвинуло на повестку дня необходимость наведения порядка в российском бизнесе, что вступило в противоречие с интересами чиновничества. Власти стал необходим «козел отпущения» в лице ненасытных олигархов, на которых всегда можно взвалить вину за развал отечественной промышленности, нищету населения и запредельную коррупцию в стране. [24] Однажды отказавшись от правового регулирования рынка, ради льгот и экономических преимуществ, представители крупного бизнеса лишили правовой защиты от произвола власти все российское бизнес сообщество. Общественные организации бизнеса вынуждены искать понимания у власть предержащих используя единственный инструмент - договоренность с властью. Единственно, на что способна действующая власть - разрушение. Отечественная промышленность, если не разрушена полностью, то изношена на «все сто». О степени изношенности энергосистемы, ЖКХ, транспортной системы говорить просто не приходится. Система социального обеспечения граждан находится в процессе разрушения, на очереди системы медицинского обеспечения и образования. Чиновники от энергетики, как нечто неизбежное, предупреждают нас об ожидаемых авариях большего масштаба в энергетике в ближайшем будущем, отечественные самолеты и вертолеты, военные и гражданские «падают» ежемесячно, дома либо горят либо разрушаются. Граждане замерзают в не отапливаемых полуразрушенных домах. Недостатки существующей системы взаимодействия органов госвласти и крупных промышленных предприятий приводят к тому, что бизнес теряет значительные финансовые средства, а государство не имеет четких механизмов регулирования экономики. В частности, эксперты только ММК оценивают собственные потери до 100 млн. долл. в год. Трагизм ситуации состоит в том, что бизнес в России по-прежнему очень боится власти. И боится по самой прозаической причине - весь экономический курс страны до сих пор зависит исключительно от личной воли главы государства, его способности подбирать кадры на ключевые посты в правительстве, а не от четкого набора неукоснительно выполняемых законов. Такое отношение капиталистов к власти побуждает скрывать от государства валютную выручку, отмывать деньги за пределами Родины, уводить в тень зарплаты наемных работников. Наши капиталисты чувствуют себя холопами при помещиках-политиках, даже финансируя их.
Можно выделить, кроме указанных выше, несколько проблемных направлений в деятельности крупного бизнеса и взаимодействии его с государственными органами власти. Во-первых, это взаимодействие в сфере налогообложения, главным образом в части возврата экспортного НДС. В среднем время рассмотрения составляет около двух месяцев. Из-за этого значительный объем средств попросту зависает и не может использоваться в производственном процессе. Во-вторых, это взаимодействие в области экологии и предупреждения чрезвычайных ситуаций. И государство, и промышленные предприятия одинаково заинтересованы в том, чтобы производственный процесс осуществлялся с полным соблюдением норм экологической безопасности. А создание эффективной системы оперативного мониторинга экологической ситуации возможно лишь на базе информационных технологий. Такая система позволит предприятиям и уполномоченным органам государственной власти следить за уровнем безопасности вокруг производства, а также быстро принимать меры при выявлении нарушений. В-третьих, реализация социальных программ. Крупные промышленные предприятия, как правило, несут на себе ответственность за значительные объемы пенсионных и медицинских выплат. И государству, и предприятию одинаково выгодно четко контролировать этот процесс, чтобы, с одной стороны, убедиться в полном выполнении социальных обязательств перед гражданами, а с другой стороны - проверить эффективность расходования финансовых средств.
В-четвертых, это сфера грузоперевозок. В настоящее время наиболее эффективным средством доставки сырья и готовой продукции для промышленных предприятий является железная дорога, работа которой находится под контролем государства. Сейчас взаимоотношения между органами государственной власти и крупными промышленными предприятиями строятся на основе бумажного документооборота. Это обуславливает их сложность и низкую оперативность. В результате государства теряет эффективность в управлении экономикой, а бизнес не имеет возможности интенсивно развиваться и теряет в прибыли. С использованием информационных технологий реально создать эффективную систему получения предприятиями оперативной информации о расписании движения поездов, наличии и типах вагонов, оценки их технического состояния и т.д. Среди всего множества проблем взаимоотношений по линии «государство» - «крупный бизнес» - взаимоотношения по линии «государство» - «крупные компании, имеющие в своем составе сырьевые переделы» отличаются, как представляется, наибольшей остротой. Острота проблемы связана со следующими обстоятельствами: [32] неустойчивостью конъюнктуры на рынках сырьевых материалов и топливно-энергетических ресурсов; преходящим (временным) характером наличия минерально-сырьевых ресурсов - точнее тенденцией их истощения с течением времени. Данные обстоятельства определяют и специфические подходы и особенности к формированию (определению) направлений экономического развития данных территорий. Масштабы и характер прямого государственного участия в экономике, если принять во внимание вариант частной ренты как жизнеспособный, прямо влияют на состояние дел в сфере гарантий и защиты прав собственности. Именно государство как инициатор имущественной экспансии становится наиболее заинтересованным в отсутствии четких правил игры в сфере имущественных отношений. Здесь вполне уместна аналогия со второй половиной 1990-х годов, когда интересы субъектов постприватизационного передела собственности в частном секторе и бурного становления частных корпоративных групп активно препятствовали введению адекватных ограничительных норм в сфере корпоративного права, банкротств, рынка ценных бумаг, оптимизации реорганизационных процедур, государственных предприятий и т.д. В начале 2000-х годов им на смену приходят государственные компании и предприятия, выполняющие интервенционистские функции. Одновременно заметно сужаются возможности полноценной реализации частным собственником его основополагающих прав - прежде всего распоряжения (в терминологии «классической триады») или права отчуждения всей совокупности других прав (в терминологии теории прав собственности). Необходимость политического согласования сделок с теми или иными значимыми активами, тем более с зарубежными, не только подтверждает системный характер вмешательства государства в сферу рыночных отношений, но и обесценивает понятие частной собственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|