Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Исходя из значимости хозяйственной кооперации малого, среднего и крупного предпринимательства для повышения эффективности производства, а значит и для социально-экономического развития страны, давно назрела необходимость формирования корпоративной государственной политики с ее концептуальным и институциональным обеспечением. [3] Данная политика должна включать меры по нормативно-правовому регулированию хозяйственной деятельности предприятий, различных по масштабам своей деятельности, а также условий и форм их взаимодействия между собой, экономическому (в том числе налоговому) стимулированию, регулированию отношений занятости. Реализация такой политики откроет для российских предприятий также и перспективы к международной интеграции, что, безусловно, будет способствовать оживлению отечественной экономики. Особое значение в этом аспекте принадлежит проблемам взаимодействия государства и крупного бизнеса. [14] Учитывая многообразие типов структур крупного бизнеса и сложившихся зарубежных и отечественных методологических подходов к их анализу, можно сформулировать следующие наиболее общие и ясные постулаты управления такими предприятиями. . Цели и стратегия собственников крупного бизнеса, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, общепринятым критериям общественного блага и права (не должны, иными словами, создавать угрозы экономической безопасности страны). . Эти цели и стратегию надлежит реализовывать посредством ответственных и компетентных действий управляющих крупного бизнеса (исполнительных органов компаний при том, что должны эффективно задействоваться функции контроля последних со стороны собственников).
. Экономическое поведение отдельных компонентов организационной системы предприятий крупного бизнеса (юридических лиц-участников объединения) необходимо рационализировать с позиции отношений собственности и организационной иерархии (суббординации) с целью достижения синергии совместной деятельности. Следует подчеркнуть особую значимость для российской экономики первого из перечисленных постулатов, естественного для цивилизованной практики индустриального развития. Не решив общесистемных задач поведения корпоративного («мезоуровневого») звена в экономике (что безусловно предполагает партнерство и взаимоуважительный диалог между властью и бизнесом), вряд ли можно рассчитывать на устойчивость и перспективу высоких социально-экономических результатов деятельности крупнейших компаний. Понятно, что каждый из названных общесистемных постулатов управления крупными структурами российского бизнеса предполагает наличие перечня более конкретных положений (принципов), имеющих ясное операциональное значение. Так, последовательная и эффективная реализация первого постулата предполагает задействование ряда принципов, касающихся налаживания эффективного взаимодействия крупного бизнеса, власти и общества. Это принципы: методологического и информационного сотрудничества ведущих национальных корпораций и власти в процессе разработки отраслевых и общегосударственных социально-экономических прогнозных и программных документов; определенности, регламентации и стабильности состава функций и методов госрегулирования крупного бизнеса; разумной открытости последнего власти и обществу, объективности и полноты информирования широкой общественности об основных результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпоративных объединений;
признания наличия зон «взаимного невмешательства», т.е. невмешательства крупного бизнеса в вопросы, относящиеся к прямой прерогативе власти, и наоборот; ответственности руководителей корпоративных структур перед обществом и государством за состояние контролируемых сфер экономики; функционирования института независимой и квалифицированной государственно-общественной экспертизы по проблемам формирования инвестиционных программ ведущих корпораций, их реструктурирования, и т.п. Относительные успехи российской экономики в истекшем году (связанные прежде всего с благоприятной динамикой цен на энергоносители и металлы и с затухающим постдевальвационным импульсом) создали определенный временной лаг и финансовый задел для активизации структурной (промышленной) политики. Ее следует активизировать прежде всего по линиям упорядочения правил взаимодействия власти и крупных компаний, блокирования тенденций дезиндустриализации и преодоления пока лишь углубляющихся диспропорций между сырьевым и наукоемким секторами. Эти серьезнейшие задачи предполагают сближение процедур макроэкономического прогнозирования и программирования, субъектами которых выступают федеральные органы власти, и стратегического корпоративного планирования, осуществляемого ведущими компаниями, функционирующими в стратегически значимых сферах (прежде всего в экспортных и высокотехнологичных отраслях). Таким образом, конструктивная позиция федеральных властей должна состоять в первую очередь в том, чтобы при разработке инструментария макрорегулирования (включающего перспективные программы социально-экономического развития, президентские бюджетные послания, федеральные целевые программы, отраслевые концепции реформирования отдельных отраслей, квотирование размеров добычи природных ресурсов и др.) учитывать роль, предложения и прогнозные наработки ведущих крупных компаний, определяющих: основные финансовые потоки государства; работу структур национального жизнеобеспечения; добычу и переработку национальных природных ресурсов; создание конкурентоспособных на мировом рынке высоких (наукоемких) технологий.
Разумная государственная промышленная политика не может быть выстроена в духе абстрактно-либералистского принципа «одинаковости условий хозяйствования для всех экономических субъектов». Глубокое знание федеральными структурами отраслевых и региональных особенностей хозяйствования, специфики крупного бизнеса в тех или иных сферах - императивное условие повышения эффективности взаимодействия между исполнительной властью и высшим менеджментом. Корпорации в свою очередь должны быть уверены в способности органов федеральной власти к четкой и стабильной регламентации управленческих работ, связанных с госрегулированием промышленности, к созданию четких правовых норм «прямого» действия, к адекватному анализу тенденций и опоре на реальные экономические факты в оценке и прогнозировании ситуаций. Естественный с учетом масштабов, разнообразия, а также хронических «болезней» промышленности России селективный подход к организации экономического взаимодействия власти и крупного бизнеса должен включать следующие аспекты. . Определение приоритетных отраслевых направлений промышленного развития, а также функционирующих на этих направлениях групп крупных предприятий (корпораций). Особого внимания заслуживают компании, действующие в сферах использования природных, минерально-сырьевых ресурсов (энергоносителей, руды, металла, леса, и др.), в обозримом периоде способные к получению «сверхприбылей». . Выявление направлений техники и НИОКР, нуждающихся в протекционизме государства и приоритетных с позиций: а) коммерциализации научно-технических достижений и получения в этой области «сверхприбыли» (включая научно-технические достижения «двойного» применения); б) поддержания должного уровня национальной технологической безопасности государства. . Отбор (на основании анализа данных по пунктам 1 и 2) совокупности системообразующих компаний потенциал, результаты деятельности, предложения и прогнозные оценки руководителей которых могут учитываться при разработке общегосударственных, межотраслевых и отраслевых прогнозов и программ, индикативных народнохозяйственных планов.
. Разработка информационного «формата» взаимодействия уполномоченных федеральных органов и крупного бизнеса (состав информации, идущей «вниз» и наоборот). . Получение соответствующими федеральными структурами регламентированной информации «снизу», ее агрегирование и использование в вышеуказанных документах макрорегулирования (прогнозного, программного и планового характера), включение в последние рекомендательного минимума целевых задач, показателей и мероприятий по развитию системообразующих корпораций. Обязательное условие формирования эффективной системы взаимодействия власти и бизнеса на принципах промышленной политики и индикативного планирования - совершенствование нормативно-правовой базы функционирования корпоративного звена. Законодательная нормативная база современной промышленной политики призвана определять: общие нормы и правила поведения хозяйствующих субъектов, в целом ориентированных на внутренний рынок и получение средней нормы прибыли); специфические регулятивные нормы и правила функционирования предприятий и корпораций, работающих в сфере особо ликвидной продукции и использующих национальные сырьевые ресурсы; стимулирующие нормативные параметры функционирования корпораций, работающих в зоне относительно слабых рыночных стимулов, однако объективно необходимых для сохранения национальной научно-технической базы или имеющих перспективу получения (после оказания им целевой господдержки и их коммерциализации) «сверхприбылей». Селективный подход государства к промышленному комплексу ни в коем случае не следует понимать в том смысле, что власть забирает деньги у сильных компаний, чтобы передать слабым. Эффективная система взаимодействия власти и крупного бизнеса предполагает стремление и способность сторон найти приемлемый компромисс в уровне защищенности своих интересов и совместно работать в рамках установленных приоритетов, задействуя согласованную систему взаимных стимулов и ограничений. Реализация селективного подхода к выстраиванию целенаправленной системы взаимодействия государства и крупного бизнеса предполагает использование ряда методов: - информационные методы.Первейшей обязанностью государства в рамках его политики развития реального сектора, производства товаров и услуг является обеспечение предприятий и соответствующих госорганов систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными об окружающей их экономической и политической среде. Это позволяет участникам процессов развития национального хозяйства повысить обоснованность своих решений в области производственной, инвестиционной, инновационной, коммерческой деятельности;
методы макроэкономического регулирования.Они направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на обеспечение финансовой стабилизации, преодоление дефицита госбюджета и упорядочение денежного обращения, достижение положительного платежного баланса, стабилизацию или по крайней мере предсказуемое изменение курса национальной валюты. Все, что перечислено, образует макроэкономический фундамент, без которого невозможно развернуть действенную промышленную политику; ресурсные (затратные) методы. Это, как правило, методы прямого воздействия на объекты индустриальной политики, и они наиболее результативны. Конкретные виды ресурсных методов весьма многообразны. Прежде всего, это система государственных заказов и госзакупок, а также адресные субсидии и субвенции, кредиты, формирование и использование фондов страхования рисков (инвестиционных, экспортных и др.), налоговые льготы; институциональные методы: формирование соответствующей рыночным принципам и задачам экономической (в частности промышленной) политики правовой и организационно-экономической среды, общего для всех хозяйственного порядка. Характер воздействия этих методов - регулирующий и стимулирующий. Реализация институциональных методов не предполагает затрат непосредственно на объект промышленной политики (отрасль, предприятие, регион). Если и есть ресурсные затраты, то на проведение самих институциональных преобразований, на создание соответствующих институтов рынка и регулирования развития производства. Институциональные методы - это преимущественно средства общесистемного характера, они воздействуют не избирательно, а на всю экономическую систему, охватывают весь комплекс вопросов хозяйственного законодательства, в особенности правовое обустройство трудовых отношений. Полем применения институциональных методов являются, например, системы ценообразования и регулирования цен, определение и изменение норм амортизации и т.п. В этот класс методов воздействия на экономическое (индустриальное) развитие входят всякого рода административные приемы - квоты, лицензии, стандарты, требования к качеству товаров и услуг, санитарные нормы, требования к безопасности, экологические нормативы. При разработке и реализации государственной политики в отношении предприятий крупного бизнеса следует руководствоваться следующими принципами. . Необходимость учета особенностей текущей воспроизводственной ситуации в отдельных отраслях национальной экономики и роли отдельных отраслей в обеспечении экономического развития в перспективе. . Необходимость критического анализа мер отраслевого уровня в процессе синтетических, обобщающих построений. . Необходимость поиска эффективного компромисса интереса или справедливого распределения экономической нагрузки. . Необходимость учета эффектов глобализации. Вмешательство государства осуществляется тогда и в таких формах, когда это обеспечивает общеэкономический эффект. При этом должен реализовываться принцип справедливого распределения жертв между правительством (потери в налоговых поступлениях или рост расходов), деловыми кругами (принятие определенных обязательств в части ценовой политики, направленности инвестиций, снижения издержек и накладных расходов) и занятыми (профсоюзы принимают обязательства по ограничению роста зарплаты, активному участию в программах повышения производительности труда и снижения издержек). Финансовая и любая другая государственная поддержка предприятий должна быть «связанной», т. е. возможности ее использования не по назначению должны быть минимизированы. Заключение В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. Наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий. Отличительная черта современной российской экономики - активизация деятельности крупных холдингов с государственным участием, которые расширяют масштабы своего бизнеса посредством его диверсификации, горизонтальной и вертикальной интеграции. Холдинги с государственным участием как основные субъекты данного процесса становились обладателями прав собственности на новые активы в результате рыночных сделок. В современных условиях крупный бизнес является носителем эволюционного процесса в экономике, обеспечивая устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства. Понятие крупный бизнес ─ это понятие в основном экономическое. Законодательство как зарубежных стран, так и российское, специально не выделяет понятие «крупный бизнес», но предусматривает ряд организационно-правовых форм, характерных для деятельности крупного бизнеса: акционерные компании и общества, концерны, конгломераты, корпорации, холдинги, субконтрактинг и др.. Список 500 крупнейших компаний России максимально точно иллюстрирует структуру корпоративной России. Лидирует сырьевая экономика, но быстрее растет интеллектуальный бизнес. Государство по-прежнему остается основным собственником в российской экономике. Положение крупного бизнеса в экономике и политике постоянно является предметом научного и общественного анализа. В условиях, когда государство демонстрирует стремление отстаивать свои интересы, представители крупного бизнеса по-разному реагируют на изменение ситуации. Одни олигархи переводят свои капиталы за границу и пытаются оказывать политическое давление на государство, другие признают его новую роль, стремятся найти компромисс на приемлемых для них условиях и, прежде всего, требуют гарантий сохранения собственности, полученной в результате приватизации. Что находит отражение в принимаемых государством решениях по вопросам регулирования деятельности крупного бизнеса и выстраивания партнерских отношений с ним. В целом отношение к крупному бизнесу определяется доминирующей в обществе негативной социально-политической установкой. По данным ФОМ, в первой половине июля 2006 г. более половины опрошенных (59%) было убеждено, что крупный бизнес приносит стране значительно больше вреда, чем пользы. Доминирование негативных установок в отношении крупного бизнеса тесно связано с отрицательным отношением к владельцам наиболее крупных состояний (сверхбогатым). Большей определенностью отличается отношение общественного мнения к политической роли крупного бизнеса. По данным ФОМ, в первой половине июля 2006 г. около половины опрошенных было убеждено, что крупный бизнес оказывает негативное влияние на политику (49%). Противоположное мнение поддержали только 17%. Судя по всему, негативная оценка политической роли крупного бизнеса объясняется несколькими причинами. Специфика деятельности государства на рынке корпоративного контроля обусловлена реализацией трех ключевых функций: приватизационные продажи; приобретение (административными или рыночными методами) тех или иных активов; регулирование (законодательство, ведомственный контроль, правоприменение). Если модель регулирования этого рынка (при всех национальных особенностях) является непременным атрибутом любой относительно развитой правовой системы, то реализация приватизационных или национализационных программ (не в качестве разовых актов, а как компонент экономической политики) может быть связана только с относительно коротким историческим периодом и только на альтернативной основе (в силу, например, идеологических предпочтений правящей партии). Выбор же зависит от широкого комплекса экономических, правовых, исторических и этических традиций в конкретном обществе. Особенностью России середины первого десятилетия 2000-х годов стало параллельное развитие обоих процессов. К числу важнейших функций слияний и поглощений можно отнести перераспределение производственных ресурсов в пользу более эффективных компаний. Объектом поглощения чаще всего является менее эффективная компания. При переходе к экономическому этапу становления, формирования и развития крупных корпораций содержание координационных механизмов начинает претерпевать определенные изменения. А именно, проблемы распределения ресурсов и обеспечения напряженности бизнес-программ «опускаются» на уровень корпораций - на уровень взаимоотношений по линии «головная структура управления корпорацией» - «структурное подразделение». В рамках взаимосвязей по линии «государство» - «крупные корпорации» определяющим становится поиск пропорций распределения чистого дохода (в состав последнего входит наряду с прибылью от различных видов и сфер производственно-хозяйственной деятельности экономическая рента) с целью создания условий для достижения в России макроэкономического роста. Глоссарий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|