Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления совершенствования государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в России




Исходя из значимости хозяйственной кооперации малого, среднего и крупного предпринимательства для повышения эффективности производства, а значит и для социально-экономического развития страны, давно назрела необходимость формирования корпоративной государственной политики с ее концептуальным и институциональным обеспечением. [3]

Данная политика должна включать меры по нормативно-правовому регулированию хозяйственной деятельности предприятий, различных по масштабам своей деятельности, а также условий и форм их взаимодействия между собой, экономическому (в том числе налоговому) стимулированию, регулированию отношений занятости. Реализация такой политики откроет для российских предприятий также и перспективы к международной интеграции, что, безусловно, будет способствовать оживлению отечественной экономики. Особое значение в этом аспекте принадлежит проблемам взаимодействия государства и крупного бизнеса. [14]

Учитывая многообразие типов структур крупного бизнеса и сложившихся зарубежных и отечественных методологических подходов к их анализу, можно сформулировать следующие наиболее общие и ясные постулаты управления такими предприятиями.

. Цели и стратегия собственников крупного бизнеса, а также механизмы их осуществления не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, общепринятым критериям общественного блага и права (не должны, иными словами, создавать угрозы экономической безопасности страны).

. Эти цели и стратегию надлежит реализовывать посредством ответственных и компетентных действий управляющих крупного бизнеса (исполнительных органов компаний при том, что должны эффективно задействоваться функции контроля последних со стороны собственников).

. Экономическое поведение отдельных компонентов организационной системы предприятий крупного бизнеса (юридических лиц-участников объединения) необходимо рационализировать с позиции отношений собственности и организационной иерархии (суббординации) с целью достижения синергии совместной деятельности.

Следует подчеркнуть особую значимость для российской экономики первого из перечисленных постулатов, естественного для цивилизованной практики индустриального развития. Не решив общесистемных задач поведения корпоративного («мезоуровневого») звена в экономике (что безусловно предполагает партнерство и взаимоуважительный диалог между властью и бизнесом), вряд ли можно рассчитывать на устойчивость и перспективу высоких социально-экономических результатов деятельности крупнейших компаний.

Понятно, что каждый из названных общесистемных постулатов управления крупными структурами российского бизнеса предполагает наличие перечня более конкретных положений (принципов), имеющих ясное операциональное значение. Так, последовательная и эффективная реализация первого постулата предполагает задействование ряда принципов, касающихся налаживания эффективного взаимодействия крупного бизнеса, власти и общества. Это принципы:

методологического и информационного сотрудничества ведущих национальных корпораций и власти в процессе разработки отраслевых и общегосударственных социально-экономических прогнозных и программных документов;

определенности, регламентации и стабильности состава функций и методов госрегулирования крупного бизнеса;

разумной открытости последнего власти и обществу, объективности и полноты информирования широкой общественности об основных результатах, приоритетах и ценностях ведущих корпоративных объединений;

признания наличия зон «взаимного невмешательства», т.е. невмешательства крупного бизнеса в вопросы, относящиеся к прямой прерогативе власти, и наоборот;

ответственности руководителей корпоративных структур перед обществом и государством за состояние контролируемых сфер экономики;

функционирования института независимой и квалифицированной государственно-общественной экспертизы по проблемам формирования инвестиционных программ ведущих корпораций, их реструктурирования, и т.п.

Относительные успехи российской экономики в истекшем году (связанные прежде всего с благоприятной динамикой цен на энергоносители и металлы и с затухающим постдевальвационным импульсом) создали определенный временной лаг и финансовый задел для активизации структурной (промышленной) политики. Ее следует активизировать прежде всего по линиям упорядочения правил взаимодействия власти и крупных компаний, блокирования тенденций дезиндустриализации и преодоления пока лишь углубляющихся диспропорций между сырьевым и наукоемким секторами. Эти серьезнейшие задачи предполагают сближение процедур макроэкономического прогнозирования и программирования, субъектами которых выступают федеральные органы власти, и стратегического корпоративного планирования, осуществляемого ведущими компаниями, функционирующими в стратегически значимых сферах (прежде всего в экспортных и высокотехнологичных отраслях).

Таким образом, конструктивная позиция федеральных властей должна состоять в первую очередь в том, чтобы при разработке инструментария макрорегулирования (включающего перспективные программы социально-экономического развития, президентские бюджетные послания, федеральные целевые программы, отраслевые концепции реформирования отдельных отраслей, квотирование размеров добычи природных ресурсов и др.) учитывать роль, предложения и прогнозные наработки ведущих крупных компаний, определяющих:

основные финансовые потоки государства;

работу структур национального жизнеобеспечения;

добычу и переработку национальных природных ресурсов;

создание конкурентоспособных на мировом рынке высоких (наукоемких) технологий.

Разумная государственная промышленная политика не может быть выстроена в духе абстрактно-либералистского принципа «одинаковости условий хозяйствования для всех экономических субъектов». Глубокое знание федеральными структурами отраслевых и региональных особенностей хозяйствования, специфики крупного бизнеса в тех или иных сферах - императивное условие повышения эффективности взаимодействия между исполнительной властью и высшим менеджментом. Корпорации в свою очередь должны быть уверены в способности органов федеральной власти к четкой и стабильной регламентации управленческих работ, связанных с госрегулированием промышленности, к созданию четких правовых норм «прямого» действия, к адекватному анализу тенденций и опоре на реальные экономические факты в оценке и прогнозировании ситуаций.

Естественный с учетом масштабов, разнообразия, а также хронических «болезней» промышленности России селективный подход к организации экономического взаимодействия власти и крупного бизнеса должен включать следующие аспекты.

. Определение приоритетных отраслевых направлений промышленного развития, а также функционирующих на этих направлениях групп крупных предприятий (корпораций). Особого внимания заслуживают компании, действующие в сферах использования природных, минерально-сырьевых ресурсов (энергоносителей, руды, металла, леса, и др.), в обозримом периоде способные к получению «сверхприбылей».

. Выявление направлений техники и НИОКР, нуждающихся в протекционизме государства и приоритетных с позиций: а) коммерциализации научно-технических достижений и получения в этой области «сверхприбыли» (включая научно-технические достижения «двойного» применения); б) поддержания должного уровня национальной технологической безопасности государства.

. Отбор (на основании анализа данных по пунктам 1 и 2) совокупности системообразующих компаний потенциал, результаты деятельности, предложения и прогнозные оценки руководителей которых могут учитываться при разработке общегосударственных, межотраслевых и отраслевых прогнозов и программ, индикативных народнохозяйственных планов.

. Разработка информационного «формата» взаимодействия уполномоченных федеральных органов и крупного бизнеса (состав информации, идущей «вниз» и наоборот).

. Получение соответствующими федеральными структурами регламентированной информации «снизу», ее агрегирование и использование в вышеуказанных документах макрорегулирования (прогнозного, программного и планового характера), включение в последние рекомендательного минимума целевых задач, показателей и мероприятий по развитию системообразующих корпораций.

Обязательное условие формирования эффективной системы взаимодействия власти и бизнеса на принципах промышленной политики и индикативного планирования - совершенствование нормативно-правовой базы функционирования корпоративного звена.

Законодательная нормативная база современной промышленной политики призвана определять:

общие нормы и правила поведения хозяйствующих субъектов, в целом ориентированных на внутренний рынок и получение средней нормы прибыли);

специфические регулятивные нормы и правила функционирования предприятий и корпораций, работающих в сфере особо ликвидной продукции и использующих национальные сырьевые ресурсы;

стимулирующие нормативные параметры функционирования корпораций, работающих в зоне относительно слабых рыночных стимулов, однако объективно необходимых для сохранения национальной научно-технической базы или имеющих перспективу получения (после оказания им целевой господдержки и их коммерциализации) «сверхприбылей».

Селективный подход государства к промышленному комплексу ни в коем случае не следует понимать в том смысле, что власть забирает деньги у сильных компаний, чтобы передать слабым.

Эффективная система взаимодействия власти и крупного бизнеса предполагает стремление и способность сторон найти приемлемый компромисс в уровне защищенности своих интересов и совместно работать в рамках установленных приоритетов, задействуя согласованную систему взаимных стимулов и ограничений.

Реализация селективного подхода к выстраиванию целенаправленной системы взаимодействия государства и крупного бизнеса предполагает использование ряда методов:

- информационные методы.Первейшей обязанностью государства в рамках его политики развития реального сектора, производства товаров и услуг является обеспечение предприятий и соответствующих госорганов систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными об окружающей их экономической и политической среде. Это позволяет участникам процессов развития национального хозяйства повысить обоснованность своих решений в области производственной, инвестиционной, инновационной, коммерческой деятельности;

методы макроэкономического регулирования.Они направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на обеспечение финансовой стабилизации, преодоление дефицита госбюджета и упорядочение денежного обращения, достижение положительного платежного баланса, стабилизацию или по крайней мере предсказуемое изменение курса национальной валюты. Все, что перечислено, образует макроэкономический фундамент, без которого невозможно развернуть действенную промышленную политику;

ресурсные (затратные) методы. Это, как правило, методы прямого воздействия на объекты индустриальной политики, и они наиболее результативны. Конкретные виды ресурсных методов весьма многообразны. Прежде всего, это система государственных заказов и госзакупок, а также адресные субсидии и субвенции, кредиты, формирование и использование фондов страхования рисков (инвестиционных, экспортных и др.), налоговые льготы;

институциональные методы: формирование соответствующей рыночным принципам и задачам экономической (в частности промышленной) политики правовой и организационно-экономической среды, общего для всех хозяйственного порядка. Характер воздействия этих методов - регулирующий и стимулирующий. Реализация институциональных методов не предполагает затрат непосредственно на объект промышленной политики (отрасль, предприятие, регион). Если и есть ресурсные затраты, то на проведение самих институциональных преобразований, на создание соответствующих институтов рынка и регулирования развития производства.

Институциональные методы - это преимущественно средства общесистемного характера, они воздействуют не избирательно, а на всю экономическую систему, охватывают весь комплекс вопросов хозяйственного законодательства, в особенности правовое обустройство трудовых отношений. Полем применения институциональных методов являются, например, системы ценообразования и регулирования цен, определение и изменение норм амортизации и т.п. В этот класс методов воздействия на экономическое (индустриальное) развитие входят всякого рода административные приемы - квоты, лицензии, стандарты, требования к качеству товаров и услуг, санитарные нормы, требования к безопасности, экологические нормативы.

При разработке и реализации государственной политики в отношении предприятий крупного бизнеса следует руководствоваться следующими принципами.

. Необходимость учета особенностей текущей воспроизводственной ситуации в отдельных отраслях национальной экономики и роли отдельных отраслей в обеспечении экономического развития в перспективе.

. Необходимость критического анализа мер отраслевого уровня в процессе синтетических, обобщающих построений.

. Необходимость поиска эффективного компромисса интереса или справедливого распределения экономической нагрузки.

. Необходимость учета эффектов глобализации.

Вмешательство государства осуществляется тогда и в таких формах, когда это обеспечивает общеэкономический эффект. При этом должен реализовываться принцип справедливого распределения жертв между правительством (потери в налоговых поступлениях или рост расходов), деловыми кругами (принятие определенных обязательств в части ценовой политики, направленности инвестиций, снижения издержек и накладных расходов) и занятыми (профсоюзы принимают обязательства по ограничению роста зарплаты, активному участию в программах повышения производительности труда и снижения издержек).

Финансовая и любая другая государственная поддержка предприятий должна быть «связанной», т. е. возможности ее использования не по назначению должны быть минимизированы.


Заключение

В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. Наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий.

Отличительная черта современной российской экономики - активизация деятельности крупных холдингов с государственным участием, которые расширяют масштабы своего бизнеса посредством его диверсификации, горизонтальной и вертикальной интеграции. Холдинги с государственным участием как основные субъекты данного процесса становились обладателями прав собственности на новые активы в результате рыночных сделок.

В современных условиях крупный бизнес является носителем эволюционного процесса в экономике, обеспечивая устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Понятие крупный бизнес ─ это понятие в основном экономическое. Законодательство как зарубежных стран, так и российское, специально не выделяет понятие «крупный бизнес», но предусматривает ряд организационно-правовых форм, характерных для деятельности крупного бизнеса: акционерные компании и общества, концерны, конгломераты, корпорации, холдинги, субконтрактинг и др..

Список 500 крупнейших компаний России максимально точно иллюстрирует структуру корпоративной России. Лидирует сырьевая экономика, но быстрее растет интеллектуальный бизнес. Государство по-прежнему остается основным собственником в российской экономике. Положение крупного бизнеса в экономике и политике постоянно является предметом научного и общественного анализа.

В условиях, когда государство демонстрирует стремление отстаивать свои интересы, представители крупного бизнеса по-разному реагируют на изменение ситуации. Одни олигархи переводят свои капиталы за границу и пытаются оказывать политическое давление на государство, другие признают его новую роль, стремятся найти компромисс на приемлемых для них условиях и, прежде всего, требуют гарантий сохранения собственности, полученной в результате приватизации. Что находит отражение в принимаемых государством решениях по вопросам регулирования деятельности крупного бизнеса и выстраивания партнерских отношений с ним.

В целом отношение к крупному бизнесу определяется доминирующей в обществе негативной социально-политической установкой. По данным ФОМ, в первой половине июля 2006 г. более половины опрошенных (59%) было убеждено, что крупный бизнес приносит стране значительно больше вреда, чем пользы. Доминирование негативных установок в отношении крупного бизнеса тесно связано с отрицательным отношением к владельцам наиболее крупных состояний (сверхбогатым).

Большей определенностью отличается отношение общественного мнения к политической роли крупного бизнеса. По данным ФОМ, в первой половине июля 2006 г. около половины опрошенных было убеждено, что крупный бизнес оказывает негативное влияние на политику (49%). Противоположное мнение поддержали только 17%. Судя по всему, негативная оценка политической роли крупного бизнеса объясняется несколькими причинами.

Специфика деятельности государства на рынке корпоративного контроля обусловлена реализацией трех ключевых функций: приватизационные продажи; приобретение (административными или рыночными методами) тех или иных активов; регулирование (законодательство, ведомственный контроль, правоприменение). Если модель регулирования этого рынка (при всех национальных особенностях) является непременным атрибутом любой относительно развитой правовой системы, то реализация приватизационных или национализационных программ (не в качестве разовых актов, а как компонент экономической политики) может быть связана только с относительно коротким историческим периодом и только на альтернативной основе (в силу, например, идеологических предпочтений правящей партии). Выбор же зависит от широкого комплекса экономических, правовых, исторических и этических традиций в конкретном обществе. Особенностью России середины первого десятилетия 2000-х годов стало параллельное развитие обоих процессов.

К числу важнейших функций слияний и поглощений можно отнести перераспределение производственных ресурсов в пользу более эффективных компаний. Объектом поглощения чаще всего является менее эффективная компания.

При переходе к экономическому этапу становления, формирования и развития крупных корпораций содержание координационных механизмов начинает претерпевать определенные изменения. А именно, проблемы распределения ресурсов и обеспечения напряженности бизнес-программ «опускаются» на уровень корпораций - на уровень взаимоотношений по линии «головная структура управления корпорацией» - «структурное подразделение».

В рамках взаимосвязей по линии «государство» - «крупные корпорации» определяющим становится поиск пропорций распределения чистого дохода (в состав последнего входит наряду с прибылью от различных видов и сфер производственно-хозяйственной деятельности экономическая рента) с целью создания условий для достижения в России макроэкономического роста.


Глоссарий

№ п/п Понятие Содержание
1 Балансовая стоимость Стоимость актива, зафиксированная в бухгалтерских отчетах компании. Балансовая стоимость часто отличается от текущей рыночной стоимости активов
2 Бизнес Организация, способная действовать как отдельный независимый хозяйствующий субъект (фирма)
3 Валовая прибыль Валовая прибыль фирмы в процентах от выручки
4 Выручка 1. Сумма денежных средств, полученная (или сумма, которую предстоит получить) компанией за поставленные товары или услуги, отраженная на ее счетах. Показатель выручки обычно «очищают» от связанных с ее получением налогов, таких, как НДС или акцизы. 2. Общее количество денежных средств, полученных компанией в течение года, за отпущенные потребителям товары или услуги, синоним оборота. Не путайте выручку и прибыль
5 Деятельность предпринимательская Инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность
6 Закон Существенные, устойчивые, причинно-следственные связи экономических явлений и их закономерностей
7 Затраты Производственные затраты относящиеся к определенному отчетному периоду
8 Инвестиции 1. Новые основные фонды. 2. Приобретение финансовых активов. 3. Любая деятельность (включая обучение, рекламу и другие «мягкие» вложения средств в собственное образование и репутацию), направленная на получение отдачи в будущем. 4. В бухгалтерском учете: любые активы, которые невозможно прямо использовать в основной деятельности компании
9 Капитал Часто используется как синоним понятий акционерный капитал, собственный капитал компании. Нередко говоря о «капитале», имеют в виду ссудный капитал, кредиты, предоставляемые банками и другими заимодавцами. В сравнении с акционерным капиталом, использование ссудного несет с собой меньшие риски, ибо в случае банкротства предприятия сразу выплачивают задолженность по кредитам
10 Коммерческая прибыль Прибыль, полученная от коммерческой деятельности до вычета или получения процентов и уплаты налогов
11 Контроль Составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, др. нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями
12 Олигополия Экономический термин, обозначающий рынок, 75% (или более) которого контролируют пять (или менее) поставщиков. Олигополия может быть выгодна производителям, но из этого не следует, что она наносит ущерб потребителям.
13 Политика 1. деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями
14 Политика индустриальная, промышленная Всякая политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли правительства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста
15 Политика экономическая государственная Генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости
16 Право собственности Право на владение, пользование и распоряжение имуществом
17 Прибыль Денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности
18 Предприниматель Лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью
19 Предприятие Самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги
20 Расход 1. затраты на потребление; 2. затраты в процессе предпринимательской деятельности, связанные с обеспечением ее необходимыми ресурсами
21 Рыночная экономика Такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос «что - как - для кого производить» с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...