Ретроспективный анализ проблемы
Стр 1 из 6Следующая ⇒ План Введение........................................................................................................ Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности на уроках русского языка.................................................................................. 1.1 Ретроспективный анализ проблемы.............................. 1.2 Различные подходы к определению наглядности в педагогике....................................................................... 1.3 Виды и формы наглядности............................................ Выводы по 1 главе...................................................................................... Глава 2. Основные направления использования наглядности в процессе обучения русскому языку в начальных классах................................. 2.1 Сущность и разновидности наглядного материала................ 2.2 Роль наглядного материала в обучении русскому языку младших школьников......................................................................................... Выводы по 2 главе....................................................................................... Заключение..................................................................................................... Литература................................................................................................... Введение Проблема использования наглядности в процессе обучения русскому языку младших школьников, занимает видное место в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, философов, методистов. На основе этих исследований были сделаны выводы, о максимальной степени взаимосвязи наглядности с учебным процессом-деятельностью учителя и ученика, ее принципами, методами, средствами, видами и формами. В методике русского языка накоплен значительный опыт применения наглядных пособий. Данным вопросом занимались известные педагоги: Вахтеров В.П., Давыдов В.В., Корф Н.А., Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж. При работе с ними обеспечивается формирование полноценных навыков выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. Наглядные пособия способствуют организации чувственного познания ученика. Так считают Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Ушинский К.Д. Для младших школьников наглядные пособия имеют большое развивающее значение, так как способствует формированию абстракции, обобщений, операций анализа и синтеза.
Применение наглядных учебных пособии способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядность предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психологического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления её использования в процессе обучения остается один из актуальных на сегодняшний день. Данное исследование посвящено изучению проблемы использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе. Цель исследования: изучить теорию использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе. Объект исследования: процесс обучения русскому языку младших школьников. Предмет исследования: процесс использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе. Исходя из цели, мы определили следующие задачи: 1. Проанализировать состояние проблемы использования наглядности в психолого-педагогической и лингвистической теории; 2. Изучить виды и формы наглядности; 3. Рассмотреть разновидности наглядного материала на уроках русского языка;
4. Определить роль наглядного материала в обучении младших школьников. Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности на уроках русского языка Ретроспективный анализ проблемы На ранних этапах развития человеческого общества обучение осуществлялось за счет подражания, копирования детьми практических действий взрослого человека. Эта простейшая форма обучения сохраняется и в наши дни благодаря её надежности (23; 23). С накоплением человечеством знаний, появлением книг, развитием производства содержание обучения значительно усложняется. Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. В древнем Египте, Греции, Риме, на Руси применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников (24; 30). Роль наглядности в преподавании языка общепризнанна. Ещё Ян Амос Коменский выдвинул знаменитое "золотое правило", которое предусматривало непосредственное знакомство учащихся с предметами внатуре или изображением этих предметов. Это правило гласило: "... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами" (19; 14). Ещё Я.А. Коменский в основу познания и обучения поставил опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше (19; 16). Великая заслуга Я.А. Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов, он обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками (19; 24). И.Г. Песталоцци вслед за Я.А. Коменским обосновал принцип наглядности обучения, который является важнейшей основой обучения. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, развивать мышление и речь. Он видел в наглядности единственную основу всякого развития. И.Г. Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем Я.А. Коменский. Если Коменский рассматривал наглядное пособие как средство усвоения учебного материала, то Песталоцци наглядность обучения преимущественно характеризует, как средство развития мужественно характеризует как средство развития логического мышления (1; 15).
Много ценных дидактических советов о том, как развивать и поддерживать учениках интерес и внимание дал немецкий педагог Иоганн Герберт. Он считал, что на начальных ступенях обучения в детях должны создаваться такие представления, которые помогают усваивать последующий учебный материал (42; 45). В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать сам предмет, надо продемонстрировать его изображение. Большой вклад в использование наглядности внес в педагогику Роберт Оуэн. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развивать их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками; использовались различные наглядные пособия (42; 47). Глубокое психологическое обоснование использования наглядности в процессе начального обучения дал великий русский педагог К.Д. Ушинский, что преподавание отечественного языка составляет главный предмет первоначального обучения. К.Д, Ушинский придавал особое значение наглядности при обучении детей, так как им, писал он, свойственно мыслить "формами, звуками, красками, ощущениями". По его мнению, принцип наглядности заключается в том, что преподаватель создает у учащихся ясные, конкретные представления об изучаемых предметах и явлениях. Следует добавить самостоятельности детей в процессе развития дара слова. Лучшим средством для этого служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя "ощущение дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово. Правильность мышления зависит от того являются ли верными впечатления, полученные из внешнего мира. Поэтому надо обогащать дитя полными, верными, яркими образами" (65; 34).
К.Д. Ушинский подчеркивал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаза, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. По-прежнему актуальны и другие утверждения выдающегося педагога, связанные с ролью наглядности в развитии наблюдательности, внимания, дара слова, мышления учащихся (66; 251). Таким образом, необходимо отметить, что наглядность не только выступает источником знаний, но и оказывает большое влияние на развитие учащихся. Применение наглядности способствует развитию мышления и речи, облегчает переход от конкретного к абстрактному, помогает организовать восприятие и внимание. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику начального обучения, разработав ряд способов и приемов (65; 45). Известный психолог Л.С. Выгодский отмечал, что необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников. Ребёнок на этом этапе ещё не готов к тому, чтобы иметь дело с предметами и явлениями, которые он не может воспринимать непосредственно, и не имеет соотвестсвующего опыта, приобретенного в прошлом. В ситуации, когда ребенок испытывает затруднения, когда ему что-то непонятно, у него что-то непонятно, у него что-либо не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает (24; 55). Таким образом, вопрос использования наглядности в обучении с давних времен волновал педагогов и которые приходили к единому мнению применение наглядного материала улучшает процесс обучения учащихся, обогащает детей яркими образами, способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает логическое мышление. В своих трудах (Ушинский К.Д., Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж.) подчеркивали необходимость использования наглядности в обучении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|