Использование принципа наглядности
В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Наглядность в обучении - дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Наглядность обогащает круг представлений школьников, делает обучение для них более доступным, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому и прочному усвоению учебного материала (43; 727). Принцип наглядности впервые теоретически обоснован классиком педагогической науки Я.А. Коменский, который считал, что необходимо уметь познавать предметы на основе их эмпирического восприятия. Таким образом, педагог должен руководствоваться золотым правилом - зримое воспринимать зрением, слышимое - слухом, благоухающее - обонянием (19; 302). Особое значение имеет взгляд Коменского на восприятие наглядности, так как он находится в прямой связи с мышлением. Педагог Я.А. Коменский в своем труде "Великая дидактика" сформулировал правило, предполагающее непосредственное знакомство с изучаемыми объектами или их изображениями. Это, соответственно, требовало вовлечения в процесс восприятия учащимися нового материала как можно больше числа органов чувств. В своем известном "золотом правиле дидактики" Коменский указывал, что обучение следует начинать "не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними". Коменский считал, что наглядное обучение - "это ход учения, от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли". И именно принцип наглядности, по мнению Я.А. Коменского, является "золотым правилом дидактики", которое требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала. Причем вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности: их недостаток приводит к формальности знаний, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения.
В отличие от него, Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. У Песталоцци наглядность превращается в самоцель. Ж.-Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения здесь не приобретает самостоятельного и существенного значения - ребенок просто непосредственно видит то, что должен узнать и изучить (39; 21). К.Д. Ушинский считает правильным такое обучение, которое ведется от конкретного к абстрактному. Так как наглядное обучение опирается не на отвлеченные представления и слова, а на конкретные образы, которые воспринимаются непосредственно, то необходимо сочетание наглядного обучения с активной умственной деятельностью обучаемых (65; 265). К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении. Ушинский придавал большое значение наглядному обучению как методу, который должен как можно чаще использоваться на уроках в первоначальный период, поскольку он: ·стимулирует элементарные умственные процессы; ·развивает устную речь; ·способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся; ·дает учителю возможность глубже изучить своих учеников.
Принцип наглядности обеспечивает в учебном процессе связь между научной теорией и материальной действительностью. Он основывается на сущности диалектического хода познания. Живое созерцание дает человеку серой исходный материал для умственной переработки. В процессе наблюдения предметов и явлений реальной действительности человек обнаруживает различия и сходства между ними, определяет их общие характерные черты, обобщающие свои наблюдения, создает понятия, формулирует законы и правила, которым подчинены эти явления. Таким образом, "переработанные" впечатления превращаются в понятия и абстрактные обобщения (39; 22). Л.М. Фридман, изучая роль наглядности в обучении, сформулировала следующую формулу: "Наглядность - это понимание и активность". Таким образом, наглядность обучения - это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Причем конкретная наглядность должна постепенно уступать место абстрактной наглядности. Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания (39; 23). Принцип наглядности в учебном процессе связь между научной теорией и материальной деятельностью. Он основывается на сущности диалектического хода познания. Живое созерцание дает человеку сырой исходный материал для умственной переработки. В процессе наблюдения предметов и явлений реальной деятельности, человек обнаруживает различия и сходства между ними, определяет их общие характерные черты, обогащающие свои наблюдения, создает понятия, которым подчинены их явления. Таким образом «переработанные» впечатления превращаются в понятия и абстрактные обобщения(15; 32).
И, наконец, Л.М. Фридман, изучал роль наглядности в обучении, сформулировала следующую формулу: «Наглядность – это понимание и активность». Таким образом, наглядность обучения - это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обогащения учащимися изучаемого материала. Дидакты исходят единства чувственного и логического, связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой(39; 23). Принцип наглядности в учебном процессе имеет отношение, прежде всего к той части пути познания, которая ведет от фактов к абстрактным обобщениям. Но при обучении нужно иметь в виду, что это не осуществляется на основе простого, непосредственного отражения реальной действительности, а является результатом многовекового развития человеческой мысли, анализирующей деятельность. Поэтому принцип наглядности, то есть непосредственное наблюдение предметов и явлений в учебном процессе, необходимо рассмотреть шире. Он предполагает использование сочетания слова и образа. И.М. Сеченов отмечал, что мысль человеческая переходит из области ощущений в область внутренней речи как системы условных знаков. Без этого элемента мышления, лишенные образных форм, не имели бы возможности фиксировать в сознании (55; 381).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|