Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль наглядного материала в обучении русскому языку младших школьников




 

Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы могут принести пользу только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу как связать данный этап с другими частями урока (7; 189).

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала на этапе закрепления и формирования навыков, на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений, на этапе систематизаций, повторения, обобщения материала (3; 70).

В дидактике, как известно, выработаны некоторые исходные принципиальные положения, которые имеют общее руководящее значение для любого учебного предмета, для различных ступеней обучения. Многие из этих общих положений чаще всего называются дидактическими принципами (25; 44).

Несмотря на обязательный характер для всех учебных предметов и ступеней обучения, они на практике реализуются по-разному, в зависимости от специфики учебного материала, изучаемого в школе, и особенностей этапа, на котором, находятся это изучение. Несмотря на то что в условиях начального обучения чтение и граматика являются частями одного и того же предмета - "Русский язык", нельзя сказать, что, например принцип наглядности, которым пользуется учитель как на уроках чтения, так и на уроках грамматики, применяется совершенно одинаково.

Одним из фундаментальных принципов обучения всем школьным предметам является воспитывающий и развивающий характер обучения (23; 53).

Обучение - это не только сообщение знаний, но и воспитание (коллективизма, дружбы, ответственности, любознательности и тому подобное) и всестороннее развитие (восприятия, наблюдательности, памяти, мышление) ребенка.

Одним из принципиальных требований, которые предъявляет дидактика к каждому учебному предмету и к каждой ступени обучения, является сознательность усвоения учебного материала. Под сознательностью, прежде всего понимается учащимися содержания изучаемого материала; предполагается, что ученик не механически заучивает материал или выполняет задание, он должен объяснить, почему он выполняет или выполнил так, а не иначе (25; 48).

М.Р. Львов рассматривает сознательность обучения русскому языку, как дидактический принцип, предполагает единство преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся). Поэтому обычно принцип сознательности обучения объединяется с активностью учащихся в познавательном процессе и принцип получает название: "Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя". Сознательность обучения предполагает не только понимание, глубокое осознание изучаемого материала, но и понимание путей познание, актуальное участие школьника в познании: наблюдение над фактами языка, анализ языковых образцов, доступная исследовательская работа. Сознательность обучения относится главным образом к усвоению знаний, однако сознательность обучения повышает качество усвоения умений и навыков в области речи, чтения, письма. Сознательность обучения исключает механическое усвоение, зубрёжку, отрывочность знаний (31; 97).

Активность в обучении русскому языку - интенсивность направленности школьника на учебную деятельность; дидактический принцип, требующий такой постановки процесса обучения, при которой учащийся становится субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения. Активность в обучении обеспечивается применением соответствующих методов, приемов работы, оборудования, пособий (31; 14).

Теоретические знаний, однако, в младшем школьном обучении не имеют ни образовательного, ни развивающего значения, если они не сопровождаются достаточным количеством практических упражнений и если они превращаются в практические умения и навыки. "На уроках русского языка изучается и наука о языке, но изучение её не самоцель, а средство осознания собственной речи учащихся, ускоряющее и облегчающее её развитие", - говорит Л.П. Федоренко (67; 11).

"Обучение только в том случае является фактом умственного развития, если оно будет вызывать и направлять активную умственную деятельность школьников" (10; 30). С другой стороны, "недостаток роста самостоятельности учащихся и слабое развитие познавательных способностей наблюдается тогда, когда обучение, опирающееся на активную умственную деятельность учащихся, подменяется натаскиванием их" (10; 21-22).

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы, всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, подготавливать их к активному восприятию, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочетами - словом, учить их учиться, приобщать к культуре умственного труда (15; 35).

Младшего школьника необходимо научить слушать на уроке, то есть, как говорят физиологи и психологи, уметь длительно поддерживать очаг возбуждения в коре головного мозга, направленный на восприятие всего того, что происходит на уроке. Учащийся не только слушает, но и зрительно наблюдает за действиями учителя или вызванного ученика (запись на доске, демонстрируемое наглядное пособие). Но он не только слушает и наблюдает, он также и думает, то есть сопоставляет слышанное, виденное, прочитанное, написанное, классифицирует, анализирует, систематизирует, обобщает, делает вывод. И надо научить детей, чтобы они на уроках русского языка умели объяснить доказывать, рассуждать. Это способствует общему развитию и усвоению знаний и умений (24; 11-13).

Но, развивая у учащихся абстрактное мышление, учитель никогда не должен забывать классическую характеристику познавательных способностей детей, данную К.Д. Ушинским: "... дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще..." (66; 266).

Отсюда вполне естественным представляется известный дидактический принцип - принцип наглядности. Для реализации этого принципа нужны разные формы наглядности, разные приемы её применения, смотря по характеру учебного предмета, в зависимости от особенностей изучаемой темы, от этапа работы над темой. Наглядность на уроках языка - это не только зрительная наглядность, она выражается также в звуковой и произносительной сторонах речи. Учитель своим правильным произношением, четкой дикцией, выразительным чтением и речью поможет иной раз лучше, чем рассуждения, понять языковое явление и, кроме того, воспитать у учащихся умение слушать и слышать речь, отчетливо и правильно произносить, выразительно читать, различать интонационную сторону речи (10; 22-24).

Наибольший педагогический эффект наглядность дает, если сочетается со словом учителя, который организует наблюдения учащихся, побуждает их к самостоятельным выводам. Следовательно, дело не только в характере того наглядного материала, который включается в учебный процесс, но и в методике его использования. В современной дидактике справедливо подчеркивает необходимость поиска новых форм сочетания наглядности со словом учителя, в частности, для создания проблемных ситуаций.

По мнению психолога А.Н. Леонтьева, наглядность может служить не только для конкретизации представлений, обогащения чувственного опыта учащихся, но для решения специальных педагогических задач - раскрытия определенных закономерностей, подведения к научным обобщениям. Второй задаче отвечает лишь тот наглядный материал, который "... служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями" (16, 357).

В создании опор для мыслительных действий А.Н. Леонтьев видит психологическую функцию наглядности, которая облегчает процессы обобщения (26; 57).

Психологическая теория Н.И. Жинкина позволяет уточнить функцию изобразительного материала на уроках развития речи. Это создание ситуации живого общения, которая вызывает у ученика потребность убедиться своими мыслями и определяет интонационную выразительность устного высказывания. Для создания учебно-речевой ситуации может быть использовано не только словесное описание их, но и зрительное воспроизведение таких компонентов, как обстановка, условия общения, адресат высказывания.

Причем второй способ, с помощью изображений, обладает определенным преимуществом, поскольку помогает школьникам увидеть ситуацию, зрительно представить её, тем более, что картина, рисунок, как правило сопровождается словесным пояснением учителя. Поэтому изобразительный материал может найти самое широкое применение на уроках развития речи. Уточнение требует и другой, главный материал, который используется как наглядный - словесный (12; 78).

М.Р. Львов указывает, что языковая подготовка текста сочинения, изложения на подготовительных этапах к письменному или устному сочинению, к изложению проводится специальная, руководимая учителем подготовка языковых средств связи со сбором материала и его систематизацией, с составлением плана, обдумыванием композиций и прочее. Языковая подготовка текста предполагает: а) отбор слов, составление словарика предстоящего сочинения и соответствии с темой с материалом, выбор наиболее точны слов;

б) подготовку правописания нужных слов, предупреждение возможных ошибок в них;

в) подготовку оборотов речи, изобразительных средств, фразеологических единиц, цитат;

г) написание небольших фрагментов предстоящего текста, черновых набросков (31; 54).

На этапе языковой подготовке текста используются словари, образцовые тексты; подготовленный языковой материал может быть обсужден с учителем. В процессе написания текста сочинения или изложения разрешается пользоваться подготовленным языковым материалом; важно, чтобы подготовленные средства языка были действительно использованы.

При оценке написанного сочинения, изложения и устных выступлений учитывается, богатство и разнообразие лексики, синтаксических конструкций, умение пользоваться средствами языка, характерными для научного стиля, для художественного сочинения (30; 18).

Использование не только словесного, но и изобразительного материала, расширение арсенала средств наглядности вполне отвечают требованию работы по развитию связной речи.

Создание средств речевой наглядности соответствует психологическим основам развития речи, облегчает развитие долговременной памяти, потому что позволяет организовать систематическую работу с тем лексическим материалом, который должен войти в активный словарь на определенном этапе обучения (41; 23).

Связную речь М.Р. Львов рассматривает, как термин, употребляемый в методике русского языка в трех значениях:

1) связная речь - деятельность говорящего, процесс выражения мысли, например: В процессе связной речи учащиеся овладевают синтаксическими умениями;

2) связная речь - текст, высказывание, продукт речевой деятельности, например: анализ связной речи, упражнения в связной речи: изложения, пересказы, доклады и прочее;

3) название раздела методики развития речи: методика связная речь - это методика изложений, сочинений и других текстовых, творческих работ (31; 181).

Уроки развития связной речи предполагают использование средств речевой наглядности, однако по содержанию эти средства принципиально иные, потому что предназначаются для формирования других умений и навыков.

Развитие связной речи не сводится к обучению школьников изложениям и сочинениям, а предусматривает формирование конкретных речевых умений, прежде всего умения понимать и раскрывать тему и основную мысль высказываний в различной жанровой форме. Одновременное использование изобразительного материала облегчает осуществление и другого методического принципа - сочетания работы по формированию отдельных умений связной речи с работой над определенными композиционными формами высказывания. Так, картины особенно пейзажи, портреты, натюрморты, полезны для обучения описанию.

Таким образом, не само наглядное пособие, а именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении (23; 44).

Педагог В.П. Вахтеров признавал, что истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависит прежде всего от показаний органов чувств. Ученые особое внимание уделяли принципу наглядности в обучении младших школьников. Но он выступал против односторонности и узости трактовок наглядного обучения и предлагал заменить термин "наглядное обучение" более точно выражающим суть понятия термином "предметный метод обучения". Педагог считал, что познание носит полисенсорный характер, поэтому в обучении необходимо использовать не только зрительный и слуховой анализаторы, но и другие органы чувств: осязание, обоняние, "мускульные и термические чувства", "двигательные и органические ощущения" (5; 14-20).

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времён. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения "пропускают" в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно (57; 40).

М.Р. Львов дает следующее определение восприятия учебного материала по русскому языку - это процесс отражение совокупности свойств изучаемого явления, их узнавание и отнесение к определенной категории уже известных свойств и явлений их осмысление. В восприятии участвуют зрение слух: восприятие избирательно, оно зависит от индивидуального опыта, интересов, поставленной цели. В предмете "русский язык" объектом восприятия служат: звуки речи, морфемы, слова словосочетания, предложения и текст, а также теоретический материал - правила, определения понятий, модели и схемы; в правописании объектами являются орфограмма и пунктограмма. Следовательно, восприятие учебного материала по русскому языку - это слушание, чтение, рассматривание схем и моделей.

Условия хорошего восприятия:

а) постановка цели, задачи перед учащимися и организация их внимания;

б) подготовка, "препарирование" нового материала, его преподнесение - связь с изученным ранее, четкое выделение нового, дозировка материала, деление его на части;

в) контроль восприятия каждым учащимся;

г) осмысление, осознание воспринятого, обобщение.

Очень важно чтобы этап восприятия не был упущен на уроке: отчетливое слушание звуков и их сочетаний, четкое выделение морфем, словосочетаний, орфограмм и так далее, полное восприятие, схем и моделей, правил и определений - это основа эвристической беседы, решения проблемной задачи; без хорошо организованного восприятия невозможна активная познавательная деятельность учащихся (31; 32).

О видах восприятия и понятий наглядности говорится следующее: "... В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия - зрительным, слуховым, осязательным и другие. Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.

Не менее важно опора и на слуховое восприятие, поскольку изучение языка и развитие речи учащихся, как справедливо указывает Н.С. Рождественский, требует "не только визуальной, но, может быть, в ещё большей степени слуховой наглядности" (54; 22-24).

Изучение лексики, морфологии и орфографии предполагает в основном использование зрительных образов. Для синтаксиса и пунктуации этих образов недостаточно: они должны подкрепляться озвученными материалами, облегчающими организацию наблюдений над интонацией как одним из специальных средств выражения грамматических знаний и организаций синтаксических единиц.

Наглядные пособия способствуют организации чувственного познания ученика.

Для младших школьников наглядные пособия имеют большое развивающее значение, так как способствуют формированию абстракции, обобщений, операций анализа и синтеза (1; 38).

Применение наглядных учебных пособии способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового учебного материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные пособия должны соответствовать содержанию учебных программ и учебнику, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определенным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиями (30; 85).

Наглядный материал имеет большое значение в развитии речи детей прежде всего благодаря своей конкретности. Зрительный образ глубже, нежели словесный, волнует чувство и воображение детей, сильнее возбуждает мысли и вызывает желание облечь эти мысли и чувства в слова (62; 112).

Все связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. При выраженных затруднениях в изучении правил дети относительно справляются с правилами наглядно-действенного характера с обобщениями на наглядном уровне. После этого они хорошо осуществляют перенос усвоенных знаний на новый материал. Наблюдения учителей начальных классов и исследования педагогов-психологов свидетельствуют о преобладании у младших школьников кинетических и визуальных стилей обучения.

Школьнику необходима работа с образами. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных свойств. Понятия без образов пусты (41; 79-81).

Недостаточный жизненный опыт младших школьников определяет ограниченность их словарного запаса. Новые слова, научные термины, могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и обозначаемых ими понятий. Наглядно-чувственные данные позволяют проникать в познания действительности (55; 72).

Наглядные пособия активизируют процесс обучения.

Одна из целей обучения русского языка в школе, как отмечено в объяснительной записке к программе - "подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходима для активной творческой производственной и общественной деятельности" (34; 5).

В программе средней общеобразовательной школе под редакцией Л.С. Зайцева в объяснительной записке указано - "В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, чаще вводить упражнения и игры занимательного характера (кроссворды, шарады, ребусы, грамматическое, орфографическое лото, игры в "путешествия" слов и другие), использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения. Нормализация нагрузки, предупреждению утомляемости способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушанье учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с учебником, тетрадью, доской, игры, наглядные пособия и другое), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток" (52; 2).

Т.В. Игнатьева и Л.А. Вахметина утверждали, что "... на уроках обучения чтению и письму учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации направлены на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое" (51; 6).

В программе по русскому языку и чтению Климанова Л.Ф. отмечает, что "... познавательная ориентация курса обеспечивает: усвоение основных языковых понятий на иллюстративно-образной основе с учетом этапов познавательной деятельности ребенка от наглядно-практического и образно-символического уровней осмысления материала к абстрактно-логическому понятийному уровню усвоения языка" (53; 12).

Таким образом, при использовании наглядных пособий урок русского языка приобретает эмоциональную окраску, привлекательную для маленьких учеников, благодоря этому повышается его эффективность и улучшается "климат" в класса.

Вывод по 2 главе

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Наглядность в обучении русскому языку является одним из дидактических принципов, состоит из опоры на чувствительное познание в образовании у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предмета и явлений.

2. Психологи считают целесообразным разграничить наглядность на языковую и речевую, поскольку школьный курс русского языка предусматривает решение творческих и практических задач.

3. Сочетание зрительного и слухового восприятия поможет воспитывать у школьников культуры речевого поведения, в частности умение общаться с аудиторией.

4. Одним из требований эффективной методики использования средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.

5. Наглядность это один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе.

6. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны, в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усеваемого материала; расширение объема усеваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

7. Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы, всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, подготавливать их к активному восприятию, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочетами.

8. Таким образом, наглядность играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Наглядные пособия имеют большое развивающее значение, а так же способствуют выработке у детей умений и навыков.

 

Заключение

Обобщив выше изложенное необходимо отметить, что в первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению подрастающих поколений. Использование наглядности в обучении с давних времен волновал педагогов и дидактов, ученые приходили к единому мнению применение наглядного материала улучшает процесс обучения учащихся, обогащает детей яркими образами, способствует активизации познавательной деятельности школьников.

На основе анализа трудов педагогов-мыслителей 19-20 веков можно сделать вывод, что вопросом использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе внимание уделялось всегда.

Принципы обучения возникли на этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики обобщением эмпирических фактов успешного обучения.

Принцип наглядного обучения один из самых известных и понятных принципов обучения. Принцип наглядности не просто утверждает чувственную основу понятий, а сводит их по существу к эмпирическим понятиям, констатирующим эмпирико-классифицирующее мышление, в основе которого лежит лишь отражение внешних, чувственно данных свойств объекта.

Под методом обучения понимают способ построения и образования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического основания действительности, организованной определенным образом. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая функция.

Современные программы по русскому языку и чтению ставят перед собой и реализуют следующие задачи: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова. В целях активизации познавательной деятельности детей, привлекают дидактические игры, упражнения и игры занимательного характера, использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения.

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны, в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Наглядность используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуации. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

Педагоги и дидакты по-разному классифицируют виды наглядного материала, но они едины в том, что использование его в процессе обучения способствует более эффективной организации работы учащихся; с помощью наглядного материала идет лучше усвоение знаний младших школьников.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы, возбуждать познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, подготовить их к активному восприятию, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочетами.

Таким образом, наглядность играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Наглядные пособия имеют большое развивающее значение, способствуют выработке у детей умений и навыков.

Целью нашего исследования было изучить теорию использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе. Считаем что цель достигнута в ходе написания выпускной квалификационной работы.

 

Литература

1. Баранов С.П. Педагогика: Учебное пособие для пед. учащихся по спец. № 2001 "Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы" / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1987.

2. Болдырев Н.И. методика воспитательной работы в школе - М.: Просвещение, 1981.

3. Власенков А.И. Наглядность и технические средства. В кн.: Общие вопросы методики русского языка в средней школе - М.: Просвещение, 1973.

4. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Бабанского М.: Просвещение, 1981.

5. Герон Е. Психология - М.: София, 1965.

6. Галант Е.Я. Методы обучения в советской школе - Л.: Дрофа, 1955.

7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики - М.: Владос, 1999.

8. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения - М.: Просвещение, 1972.

9. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе - М.: Просвещение, 1960.

10. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-8 классах. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965.

11. Джиджева В. Использование принципа наглядности в процессе обучения

// Вопросы психологии - 1983. - № 6.

12. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе - С-П.: Дрофа, 1982.

13. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи - М., 1966.

14. Ильина Т.А. Педагогика - М.: Просвещение, 1969.

15. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Просвещение, 1960.

16. Зартинова Л. Наглядность в обучении

// Начальная школа. Приложение к газ. "Первое сентября" - 2001. - № 9.

17. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1984.

18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Academa, 2000.

19. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.: София, 1955.

20. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982.

21. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки - М.: София, 1974.

22. Кураколова Н.М. Опорные схемы на уроке русского языка

// Начальная школа - 1995. - № 2.

23. Кустарева В.А. Активизация учебной работы по русскому языку - М.: Просвещение, 1963.

24. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие - М.: Гардаруки, 2002.

25. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.: Просвещение, 1981.

26. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Т 1 - М.: Просвещение, 1983.

27. Линева Р.М. Некоторые приемы, помогают сознательно усваивать материал

// Начальная школа - 1995. - № 5.

28. Луначерский А.В. О воспитании и образовании - М.: Знания, 1976.

29. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах. Педагогика и методика начального образования - М.: Знания, 1987.

30. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов - М.: Academia, 2000.

31. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2001 - М.: Просвещение, 1988.

32. Межпредметные связи в преподавании русского языка. Сборник статей из опыта работы. Пособие для учителей. Сост. Ушаков Н.Н. - М.: Просвещение, 1977.

33. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Рождественского Н.С. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979.

34. Методика преподования русского языка в школе: Учебник для студентов. Баранов, Ипполитова. / Под ред. Баранова - М.: Академия, 2001.

35. Методика русского языка / Под ред. В.А. Кустарева - М.: Просвещение, 1968.

36. Мингазов Э.Г. Гносеалогические основы принципа наглядности обучения - С-П.: Дрофа, 1975.

37. Мингазов Э.Г. О двух формах наглядности // Новые исследования в педагогических науках № 1 - М.: Знание, 1986.

38. Моисеев А.И. К вопросу о наглядности преподавания. Русский язык в школе № 5 - М.: Просвещение, 1971.

39. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения

// Информатика и образование - 2004. - № 3.

40. Окунь В. Введение в общую дидактику: Пер с польского - М.: Знание, 1990.

41. Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы - М.: Просвещение, 1996.

42. Педагогика. Учебное пособие для институтов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2000.

43. Педагогический словарь. Т 1 - М.: Академия пед. наук, 1960.

44. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2121. "Педагогика и методика начального обучения" / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластёнин: под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986.

45. Педагогика: Учеб. для техн. физической культуры / Под ред. В.В. Белорусовой - М.: Физкультура и спорт, 1983.

46. Педагогическая энциклопедия. Т 3 - М.: Слов. энциклопедия, 1966.

47. Педагогическая энциклопедия "Советская энциклопедия". Т 3 - М.: Просвещение, 1965.

48. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. - М.: Гуманитарный Издательский Центр. ВЛАДОС, 1999.

49. Пресман Л.П. Технические средства на уроках русского языка - М.: Просвещение, 1976.

50. Программа восьмелетней и средней школы. Русский язык - М.: Просвещение, 1976.

51. Программа общеобразовательных учереждений. Начальные классы (1-4). Часть 1. / Сост. Т.В. Ингнатьева, Л.А. Вахмятина - М.: Просвещение, 2002.

52. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы одиннадцатилетней школы) - М.: Просвещение, 1988.

53. Программа средней общеобразовательной школы. Начальные классы - М.: Просвещение, 2001.

54. Российская педагогическая энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия. Т 2, 1999.

55. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т 1 - М.: АН СССР, 1962.

56. Симакова Ю.И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова

// Начальная школа - 2002. - № 9.

57. Ситоров В.А. Дидактика / Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2002.

58. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения - М.: Просвещение, 1971.

59. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика - М.: Академия, 2004.

60. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания - М.: Знание, 1971.

61. Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики

// Начальная школа - 2001. - № 4.

62. Совершенствование методов обучения русскому языку. Сборник статей. Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова - М.: Просвещение, 1981.

63. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Рязанская школа, 1974.

64. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 1982.

65. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 6 - М.: Л., 1949.

66. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 8 - М.: Л., 1950.

67. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для студентов педагогических институтов - М.: Просвещение, 1973.

68. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Знание, 1984.

69. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка - М.: Просвещение, 1983.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...