Сущность и разновидности наглядного материала
Наглядность - это 1) свойство психологических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения (54; 29). Наглядность в обучении - использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического, материализма. Ощущение и понятие различные ступени единого процесса познания (46; 16). М.Р. Львов дает свое определение наглядности в обучении русскому языку - одним из дидактических принципов, примененных к предмету "русский язык"; состоит в опоре на чувствительное познание в образовании у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предмета и явлений, в данном случае - явлений языка. "Наглядным" материалом при этом служит в первую очередь сам язык - живая речь, звучащая и написанная, образец русской речи, как правило художественные произведения, служащие материалом для наблюдений над языком, для анализа, упражнений. Поэтому в методике русского языка говорят о "слуховой наглядности", особенно при изучении фонетики, орфоэпии, интонации, орфографии. При усвоении письма, орфографии существенную роль играет зрительная наглядность. Средства обучения, реализующие принцип наглядности, различаются: по характеру материала - словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и их модели, схемы; по видам восприятия - зрительному, слуховому, зрительно-слуховому; по способам подачи материала - с помощью технической аппаратуры или без неё, в статике или в динамике; по организационным формам работы с ними - фронтальная работа на основе демонстрационным пособий и индивидуальная на основе раздаточного материала (20, 120).
Модель - это условный образ (изображение, схемы, описания) какого-либо объекта им системы объектов (47; 10). Натуральные предметы и их изображения дают прежде всего представление о внешнем облике изучаемого объекта, позволяют представить его в целом. Учебные модели воспроизводят лишь отдельные наиболее существенные стороны явления или процесса (12; 21). Роль учебных моделей в формировании теоретических понятий как основы научного мышления убедительно раскрыты В.В. Давыдовым. Он характеризует учебные модели, как своеобразный сплав наглядности и понятия, конкретного и абстрактного, предполагает даже рассматривать моделирование, как дидактический принцип, дополняющий наглядность. Соотношение этих принципов В.В. Давыдов определяет следующим образом: "... там, где содержанием обучения вступают внешние свойства вещей, принцип наглядности себя оправдывает. Но там, где содержание обучения становятся связи и отношения предметов, - там наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования" (8; 59). Средства обучения русскому языку построены на языковом материале. Это слова, словосочетания, предложения. Однако далеко не всегда словесный материал обладает наглядностью, ибо она предполагает определенную упорядоченность языковых единиц. В поисках обоснованного решения этих сложных вопросов считают целесообразным разграничить языковую и речевую наглядность, поскольку школьный курс русского языка предусматривает решение творческих и практических задач. Основания для подобного разграничения мы находим у психологов (34; 66). Так В.А. Артемов языковой наглядностью называем "такую специально обработанную подачу" материала, которая позволяет выявить законы языка (44; 22).
Д.Н. Боярский утверждает, что в языке есть своя особая языковая наглядность, которая служит чувственной опорой при формировании грамматических понятий (55; 29). Схематическое изображение языкового материала является своеобразным моделированием, то есть воспроизведением существенных сторон изучаемых правил, определений, понятий. Подобные модели в наглядной форме раскрывают грамматические закономерности, облегчают формирование не только представлений, но и понятий. Главной задачей речевой наглядности для уроков русского языка - облегчить запоминание наиболее трудных случаев словоупотребления, соблюдение норм литературного произношения. Поэтому средства речевой наглядности, призванные облегчить воспитание культуры речи, воспроизводят конкретные слова, словосочетания, предложения. Конкретность отличает и те средства наглядности, которые используются на уроках развития речи, но для формирования коммуникативных умений необходим иной материал - текст. Важно уточнить не только характер материала, составляющего содержание средств языковой и речевой наглядности, но и те виды восприятия, на которые эти средства должны быть ориентированы (29; 81). М.Р. Львов говорит о речи как о деятельности человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий. Речь материальна, она воспринимается органами чувств. Речь не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные,- книги, рассказы, песни и прочее (30; 173). При непосредственном воздействии некоторого объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. Создание такого образа - это решение человеком познавательной задачи в котором наряду с ощущением участвуют память и мышление. Наглядность образа восприятия зависит от того, насколько он привычен и понятен человеку. Воспринимаемый объект обладает свойством чувственности, поскольку он воздействует на органы чувств, но его образ человек анализирует и осмысляет объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями, иначе образ восприятия представляется лишь как награждение деталей. Если созданный восприятием образ ненагляден, он не вызывает интереса и не запоминается; наглядный образ сохраняется в памяти как образ представления. Наглядность или не наглядность образов, возникающих у человека, зависит главным образом от индивидуально-психологических особенностей последнего, то есть от уровня развития его познавательных способностей, от интересов и склонностей, от интересов и склонностей, особенности мотивации и эмоциональной сфер. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека (30; 239).
Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательной способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия (36; 56). Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Роль таких образов чрезвычайно велика, благодаря этому человек способен вначале представить себе продукт своего труда (32; 106). Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психологического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Одновременная опора на слух и зрение желательна при пояснении средств выразительности устной речи, интонационно-звуковых и неязыковых (взгляд, мимика, жесты). С этой целью учащимся надо предоставить возможность не только слышать рассказчика, но и видеть его. Сочетание зрительного и слухового восприятия поможет в данном случае воспитывать у школьников культуры речевого поведения, в частности умение общаться с аудиторией (говорить, глядя на слушателей, держаться спокойно, естественно, избегать ненужных движений) (36; 85).
Современная дидактика исходит из необходимости широкого оснащения педагогического процесса. Этот подход отражен в специальном нормативном документе, который регламентирует разработку средств обучения по всем учебным предметам, в том числе и по русскому языку (25; 24). Типовой перечень предусматривает создание средств, ориентированных на разные виды восприятия, разные способы подачи материала, разные организационные формы работы с ним. М.Р. Львов дает своё определение наглядных пособий по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительные восприятия: таблицы - по фонетике, грамматике, лексике (например, таблицы гласных и согласных, таблицы склонения имен существительных и прочее), схемы, словарные плакаты для запоминания правописания слов, картины для бесед, рассказов и сочинений, портреты ученых и писателей, альбом, а также экранные пособия - диа- и кинофильмы, слайды, телефильмы и прочее. Средства наглядности делятся на: 1. средства зрительной наглядности; а) экранные: транспаранты, диапозитивы, диафильмы; б) печатные: демонстрационные карточки, картины, раздаточный материал; 2. средства слуховой и зрительно-слуховой наглядности: а) звуковые: магнитофонные записи, грампластинки; б) экранно-звуковые: кинофильмы и кинофрагменты, диафильмы со звуковым сопровождением (31; 120). Так зрительная наглядность реализуется в печатных и экранных пособиях. Значительная часть этих средств построена на языковом материале. Он распределен между таблицами, демонстрационными карточками и транспарантами. Подобное распределение помогает вводить информацию сразу и по частям, использовать, статичный и динамичный способ подачи материала, чередовать готовые таблицы и составление их на основе подвижных элементов. Главным средством реализации слуховой наглядности является звукозапись, то есть материалы, записанные на грампластинку или магнитофонную пленку. Эти средства обучения дополняют живое слово учителя, расширяют возможности для подготовки и использования, звучащих образцов (22; 28). М.Р. Львов характеризует звукозапись следующим образом. Звукозапись - вид дидактического материала, используемого при обучении артикулированию звуков, орфоэпическому произношению, выразительному чтению, интонациям. Представляет собой магнитофонные ленты, диски для проигрывания, киноленты. Звукозаписи используются также для письма диктанта с магнитофона, для выполнения других упражнений, особенно в малокомплектных школах, где один учитель одновременно занимается с учащимися разных классов (3; 63).
Сочетание зрительной и слуховой наглядности осуществляется с помощью кинофильмов, а также диафильмов со звуковым сопровождением. Эти средства обучения позволяют создать слухо-зрительный синтез на основе динамического и статистического изображения. Перед школой поставлена серьёзная задача: улучшения качества обучения и воспитания учащихся. Успешно решение этой задачи предполагает не только повышение научно-теоретического обучения, но и укрепление материально-технической базы школ, оснащение учебно-воспитательного процесса средствами наглядности. Эти укрепление особенно очевидны на примере такого учебного предмета, как русский язык (22; 29-30). Средства обучения, как обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов уровней. К средствам обучения относятся различные материальные объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся (46; 158). По мнению М.Р. Львова средства обучения русскому языку - складываются из трех компонентов: а) учебного, дидактического материала, составляющего содержание обучения: языковые понятия и термины, входящие в школьную программу, их определения, правила примеры языковых единиц, употребляемые в процессе обучения для иллюстрации определений и правил для упражнения, примеры употребления языковых единиц в речи, то есть тексты; б) методов и приемов обучения - как при усвоении языковой теории, так формировании речевых умений и навыков говорения, чтения, письма, аудирования; в) организации учебно-воспитательной работы по русскому языку, таких её форм, как уроки и их системы, лабораторные занятия, экскурсии, внешкольные и внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия или занятия в группе продленного дня и прочее. Особо выделяются материальные средства обучения русского языка: 1)учебные комплексы: учебник, учебные пособия, сборники упражнений, словари, карточки, таблицы, картины, звукозаписи, кино- и телефильмы; 2) аппаратура ТСО для воспроизведения звучащей и письменной речи; 3) контрольно-обучающие устройства, принадлежности письма и прочее, лингафонные кабинеты, кабинеты русского языка. Некоторые авторы относят к числу средств обучений также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство обучающего труда учителей (31; 197). Технические средства обучения (ТСО) - современное оборудование учебного процесса, позволяющее воздействовать на слух, зрение учащихся, реализовать принципы наглядности и интереса в обучении. Современные ТСО - это экранные пособия: кино- и другие проекционные аппараты, телевидение, видеомагнитофон: звуковоспроизводящая аппаратура: магнитофоны, радиоприемники, проигрыватели, лингафонное оборудование. Иногда к ТСО относят также вычислительные устройства: электронные калькуляторы, счетные машины, а также пишущую технику: пишущие машины. ТСО стали неотъемлемой частью оснащения современного урока. Кинофильмы и телепередачи используются для развития речи учащихся, для расширения сведений о языке звукозаписи дают образцы звучащей речи, магнитофон и лингафонное оборудование позволяют учащимся работать над собственным произношением, исправлять орфоэпические ошибки. Использование ТСО направлено на повышение активности учащихся в учебном процессе (49; 66). Таким образом, типовой перечень предусматривает пополнение имеющегося учебного фонда, широкое использование, наряду с печатными, экранно-звуковых средств обучения. Эти средства действительно помогают в реализации принципа наглядности. Экранно-звуковые средства являются образной моделью действительности. Но любая учебная модель, в том числе и образная, должна обладать наглядностью (39; 81). Поэтому есть достаточные основания рассматривать звукозапись, диа- и кинофильмы, как средства наглядности, которые выполняют важную психологическую функцию: обогащают конкретно-чувственный опыт учащихся, расширяют их представления о действительности, тем самым накапливают материал, необходимый для построения высказываний, стимулируют их (30; 39). Диапозитивы (слайды), диафильмы - вид наглядных пособий, представляют собой изображения на стекле или пленке, проецируемые на экране с помощью аппаратуры. Могут быть черно-белыми или цветными, изображают схему, графики, слова или текст, портреты, различные картины и прочее; бывают как единичные изображения, так и серии, передающие сюжет или материал целой темы. Используются в качестве наглядных пособий по теме, для бесед и рассказов, сочинений (31; 19). Ещё сравнительно недавно в распоряжении учителя было лишь несколько серий, таблиц. Сейчас для уроков русского языка и развития речи, кроме таблиц, издали комплекты раздаточного материала, учебные грамзаписи, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, компьютеры и другие, то есть значительно расширился арсенал средств наглядности. Наличие большого фонда названных средств обучения, которые к тому же ежегодно пополняется, с особой остротой ставит вопрос о том, как пользоваться этим фондом (3; 51). Одним из требований эффективной методики использования средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей. Поэтому изложению методических основ использования каждого вида средств наглядности предшествует краткая характеристика их дидактических функции, а также требований к содержанию, построению и оформлению материала. Уточнение этих требований, кроме того, поможет учителю в целенаправленной работе по созданию самодельных пособий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|