Основные приемы поиска материала
После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся: - официальные документы; - научная, научно-популярная литература; - справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям науки, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники и др. - художественная литература; - статьи из газет и журналов; -передачи радио и телевидения; - собственные знания и опыт; - личные контакты, беседы, интервью; - размышления и наблюдения.
Подбор материалов для ораторской речи (в том числе и учебной) требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее. На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Какие же действия способствуют образованию этого навыка? Психолог В. Сахаров называет следующие действия: 1) припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления, 2) просмотр личной библиотеки или каталога, 3) просмотр каталогов в библиотеке, 4) просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей, 5) просмотр библиографических изданий, 6) просмотр справочников. Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счете позволит ускорить сам процесс подготовки. Важнейшим этапом подготовки ораторской речи является изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.
Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Наиболее простой вид записи – это выписки. Чтение – важнейший этап в подготовке к выступлению. Чтение – процесс не простой. Необходимо помнить, что чтение научной, научно-популярной литературы требует настойчивости, упорства, усидчивости.Работать с книгой нужно систематически и последовательно. Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории. «Готовиться, – подчеркивает Д. Карнеги, - это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке». Слово композиция восходит к латинскому composition, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Приступая к работе над композицией речи. Необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. По определению толкового словаря русского языка, план – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.
После выбора темы выступления необходимо составить предварительный план будущей речи. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, истощении почвы, уничтожении лесов, растительности, исчезновении животных и т.д. важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения и анализа литературы по данной теме план может измениться. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основно й план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие речи. Формулировки плана должны быть четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Однако план не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.п. в приветственных, воодушевляющих, убеждающих и призывающих речах сообщение плана неуместно. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения.
Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит задача важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Особое внимание необходимо уделять началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. А.Ф. Кони учил лекторов, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. В статье «Советы лекторам» он приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает им соответствующие пояснения. Надо говорить о Ломоносове, - пишет автор. – Во вступлении можно нарисовать (кратко – непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет, в Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и рассказывал Екатерине 2 о новых опытах по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью. Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик…
Следует отметить, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость гласит: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Наоборот, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного и слушатели напрасно потратили время. Этого не следует делать.Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Каким должно быть заключение? А.Ф. Кони писал: Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд – разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Писатель К. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы». Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части выступления, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Задача оратора – умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. К основным методам ораторского выступления относятся: - индуктивный метод – изложение материала от частного к общему; - дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному; - метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов; - концентрический метод – расположение материала вокруг проблемы, поднимаемой оратором; - ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим; - исторический мето д – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, происшедших в течение времени. Существуют специфические приемы ораторского выступления, к числу которых относятся прием поддержания внимания, прием усиления, прием прямого требования внимания, прием обращения, прием прерывания речи, прием паузы, вопросно-ответный прием и др.
КЛК «Публичные выступления, речи выдающихся деятелей архитектуры и известных дизайнеров» Задание 1. Прочитайте текст. определите тип и стиль текста. Охарактеризуйте лексические, морфологические и синтаксические особенности данного текста. Выскажите свое мнение о винтажном дизайне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|