Базовый комплекс упражнений 8 глава
Продолжительность упражнения:
Сразу после подъема мы повторяем этот текст медитации несколько раз и всегда одними и теми же словами. Общая продолжительность ежедневной медитации должна составлять около 5 минут.
Частота упражнения:
Мы осуществляем это медитативное упражнение по крайней мере 1 месяц ежедневно (позже - по потребности).
ЛЕКЦИЯ 4
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Внутренние вспомогательные средства" для достижения более высоких состояний сознания мы обсудили в последней лекции, и, наверняка, при выполнении соответствующих упражнений, некоторые из них уже использовали.
Так как все-таки наше дальнейшее паранормальное совершенствование обеспечивается не только чисто духовно, мы должны еще поговорить о "внешних вспомогательных средствах", которые поддерживают и ускоряют процесс нашего развития.
Из-за важности внешних вспомогательных средств их обсуждению мы посвятили три лекции — данную лекцию, лекцию 5 и лекцию 6. Так как в этих лекциях подробно описаны все важные с точки зрения парапсихологии вспомогательные средства, а применяться они будут большей частью только в течение нашего дальнейшего обучения, то упражнения неизбежно не всегда совпадают с теоретическим учебным материалом. По этой причине мы найдем объяснение значения чисто духовных упражнений в последней главе лекции под заглавием "Упражнения".
В заключение еще одна просьба ИППН по собственному и, тем самым, по нашему общему делу.
Важной целью Института парапсихологии и пограничных наук всегда было оптимальное обучение своих студентов путем постоянного усовершенствования и обновления учебного материала. В решении этой задачи все слушатели могут оказать неоценимую помощь, письменно сообщая в институт о своем r«:o - -:-...
— опыте по выполнению упражнений,
— мнении об учебном материале, а также
— о собственных паранормальных впечатлениях. За все письма подобного содержания ИППН благодарит заранее.
ВНЕШНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
В практике магии до сегодняшнего дня применяются разнообразнейшие вспомогательные средства — начиная с магической одежды вплоть до символов и амулетов. Украшенные драгоценными камнями, древнееврейскими и арабскими надписями, символами и инкрустированные цветными металлами магические одеяния, волшебные жезлы, мечи, тигли и чаши должны помочь заклинать высоких и низких духов, притягивать силы из космоса или воздействовать на окружающих людей и окружающий мир.
Магические вещества, к самым известным из которых относятся "волшебные мази" и самые различные средства для окуривания, должны облегчить уподобление высшим силам и мирам, зеркала и кристаллические шары позволяют узнать будущее.
Рис.1. Магический символ: Гексаграмма Элифаса Леей
Изготовление и употребление магических вспомогательных средств связаны с таким разнообразием ритуалов и церемоний, что почти никто не может получить об этом полного представления. Так, следует обращать внимание на определенные периоды времени, когда должны быть осуществлены магические действия, нужно рисовать на земле определенные защитные круги, произносить заклинания.
Человек нашего "просвещенного" века несколько скептически относится к этому настоящему "мошенничеству" практической магии — и это не напрасно. Ведь многие из культовых предметов магии и ритуалов являются лишь декоративным приложением к собственно магическому (и, тем самым, паранормальному) процессу воздействия на окружающий мир — и по этой причине также полностью излишни.
Но — и это однозначно признала также современная, научно обоснованная парапсихология — процесс духовного развития "нормального" человека в человека, обладающего паранормальными способностями, не может происходить без некоторых внешних вспомогательных средств. Последние нужны, однако, только для достижения наивысшего из возможных состояний сознания — космического сознания. Если это состояние души уже достигнуто, то более не нужны никакие материальные вспомогательные средства или существенные, с паранормальной точки зрения, вещества, чтобы вызывать паранормальные воздействия.
Рис, 2. Магические вспомогательные средства: меч, колпак, мантия и чаша для окуривания.
В состоянии космического сознания возможны любые воздействия в любое время и без какой-либо подготовки.
Из-за важности внешних вспомогательных средств как раз в начальной фазе нашего обучения мы посвятили им три лекции.
В этой лекции в разделе "Учение Пси о цвете" мы обсудим возможности оказывать целенаправленные воздействия с помощью цветного освещения на психологическое и физиологическое состояние нашего организма, которые поддерживают процесс нашего паранормального развития.
Темой лекции 5 в первую очередь являются вспомогательные средства при концентрации для развития способности ясновидения (как зеркало, кристаллический шар и черное зеркало). Дальше мы поговорим о применении зву-коносителей (кассетный магнитофон, плейер) для поддержки основанных на самовнушении целевых установок, а также об употреблении символов в качестве "возбудителей" "функциональных цепочек".
В лекции 6 рассматриваются использование маятника и лозы как оптических индикаторов восприятий, воздействия и возможности применения магических веществ, а также значение так называемых "звездных часов", т.е. того времени, когда астрологические положения планет нашей Солнечной системы особенно благоприятствуют паранормальным воздействиям.
ОСВЕЩЕНИЕ
Ноябрь. Мы покидаем рано утром дом, чтобы пойти на работу. За завтраком наше настроение еще было отличное — однако теперь, при виде серого, покрытого облаками неба, оно быстро падает. Наш утренний подъем пропадает, у нас больше нет никакого желания идти на работу, мы
хотели бы больше всего снова повернуть обратно и уютно устроиться дома.
Летний день. Темно-синее небо, которое мы можем увидеть через окно нашей спальни, соблазняет нас прямо-таки "магической" силой покинуть постель. Мы полны жажды деятельности, мы хотим и должны в этот прекрасный день непременно что-то предпринять. Ничто не держит нас дома, и, если нам не нужно на работу, мы отправляемся на пляж, работаем в саду, занимаемся спортом или совершаем вылазку на природу.
Отпуск. На пляже Бенидорма солнце медленно садится в море, цвет неба переходит от голубого через желтый в красно-оранжевый. Мы стоим на морском берегу, слушаем шум волн, смотрим зачарованно на море — и ощущаем в глубине нашей души все усиливающееся, не поддающееся определению ощущение счастья, которое нас поднимает высоко над повседневностью. Все наши ощущения в этот момент намного интенсивнее, чем обычно, и мы испытываем желание с кем- нибудь поделиться ими.
Наконец, весна. После долгой, однообразной зимы на лугах и деревьях показалась светлая зелень. Мы — испытывающие стресс от жизни в большом городе и нагрузок нашей профессии — совершаем прогулку на природу. Уже после нескольких сотен метров мы ясно ощущаем, как от нас отступает напряжение последнего времени, как вся нервозность наша спала. Мы вздыхаем совершенно облегченно, чувствуем себя свободно и беспечно. Заботы будней забыты, жизнь опять обрела свою ценность.
Несколько дней, которые, по-видимому, каждый из нас пережил и которые имеют одно общее — доминирует один цвет светового спектра:
серый в дождливый день,
голубой в солнечный день,
красный на закате солнца и
зеленый во время весенней прогулки.
Четыре различных цвета — четыре различных настроения. Напрашивается вывод, что наши душевные состояния и поступки находятся в связи с определенными цветовыми впечатлениями. И действительно, наука учения о цвете давно однозначно доказала, что цвета дают волю определенным чувствам, в то время как другие они ограничивают. Психика и двигательные функции человека могут возбуждаться определенными цветовыми впечатлениями, посредством других — подавляться. В следующем разделе мы хотим подробно разобраться с воздействиями цвета.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА
С точки зрения физиологии и психологии мы можем важнейшие цвета объединить в пять основных групп:
А: ГРУППА СИМПАТИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (Возбуждающие, стимулирующие цвета с тенденцией повышения напряжения)
А.1. Интенсифицирующие, двигательные цвета ("теплые"):
Красный - Чувство собственного достоинства, самоутверждение, доминирование.
Красно-оранжевый - Наполненность страстными чувствами, раздражимость, тенденция к агрессивности.
Желто-оранжевый - Честолюбие, потребность в сочувствии.
А.2. Сильно повышающие напряжение цвета: Золотистый Желтый
- Самовозвышение, блеск, слава.
• Подвижность, воздействие, коммуникация, ненаправленный целевой подход (умозрительность). Зеленовато-желтый- Внимание, регенерация.
Б: ГРУППА ВАГУСА (блуждающего черепно-мозгового нерва)
(Рецептивные, подготавливающие восприятие цвета с тенденцией снижения напряжения)
Б.1. Отличающие, динамически-полярные цвета ("холодные"):
Ультрамариновый - Рациональное управление, дезинтеграция, связь.
Васильково-синий - Обратное развитие, ожидание, примирение.
Зеленовато-голубой- Избавление, превращение, освобождение.
Б.2. Накапливающие раздражения, статически-биполярные цвета:
Зеленый - Сохранение, ограничение, обеспечение.
Желтовато-зеленый- Сосредоточение. накопление.
В: ГРУППА ОБЪЕДИНЕНИЯ
(Концентрирующие внимание на внутренних переживаниях или ведущие в глубину души цвета с тенденцией к соединению)
В.1. Статически-биполярные цвета:
Пурпурный - Интеграция с космосом (созерцательный).
Розовый. - Изолированное чувство "я" (Одиночество с самим собой, покой мыслей).
В.2. Динамически-полярные цвета:
Фиолетовый - Медитативная интеграция, мистико-магическая тенденция в страданиях.
Сиреневый - Обременяющий окружающий мир, поиск защищенности в самостоятельных действиях.
Г: ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ СМЕШАННЫЕ ГРУППЫ (Цвета, стабилизирующие в эзотерическом отношении)
Г.1. Стимулирующе-стабилизирующие цвета:
Охрово-желтый - Социальная стабилизация.
Коричневый - Укоренение, эзотерическое обеспечение и управление.
Темно-коричневый - Педантичная верность местоположению.
Оливково-зеленый - Уменьшение личных притязаний, потребность в поддержке.
Г.2. Регулирующе-стабилизирующие цвета:
Пастельные цвета - Одухотворяющие (сублимирующие).
Д: НЕ СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЕ ЦВЕТА Д.1. Формализующий, принуждающий цвет:
Черный
- Отрицание, возведение в абсолют, схематизация жизни.
Д.2. Гасящий, отменяющий цвет:
Белый
- Забвение, опустошение, прекращение (мнимый мир).
Д.З. Замещающий цвет: Серый
- Приведение в состояние покоя, вытеснение, укрывание.
Воздействия цвета, приведенные в вышеуказанном списке, могут оказать нам существенную помощь при выполнении медитативных упражнений для развития личности, а также при многих паранормальных экспериментах — а именно тогда, когда мы подбираем цвет освещения для нашего тренировочного помещения, который поддерживает желаемую нами целевую установку.
Рис.3. Совокупность электромагнитных волн в форме так называемого "энергетического спектра". Длинные волны (с низкими частотами) находятся слева, короткие волны (с высокими частотами) справа. Узкий частотный диапазон видимого света, так называемое "оптическое окно", представлен в увеличенном виде.
Однако прежде, чем детально остановиться на практическом учении о цвете для экспериментов Пси, мы хотим выяснить вопрос о том, каким образом осуществляется взаимодействие между цветом, с одной стороны, и психикой и общей моторикой, с другой стороны.
Начинаем мы наше исследование с определения понятия "цвет".
ЦВЕТ — ЭТО ЭНЕРГИЯ
В физическом мире нет ни света, ни цвета, а существуют только энергия и материя (смотри об этом лекцию 1). То. что мы все-таки можем видеть свет и цвета, основывается на том, что наши глаза позволяют нам ориентироваться по энергетическим лучам с определенной длиной волн, являющимся частью общего "энергетического спектра". Самые длинные волны этого энергетического спектра составляют длину в километр, самые короткие — одну триллионную миллиметра.
Как мы можем заключить из рис. 3, на длинноволновом конце энергетического спектра находятся волны технического переменного тока, вслед за которым идут длинные волны радиовещания. Затем следуют средние волны, короткие волны и ультракороткие волны радио и телевидения. Последние находятся уже в сантиметровом диапазоне. Еще меньше те ультракороткие волны, которые используются в радиолокации.
Для этих длинных волн наше тело не имеет собственных органов приема; только при определенных условиях, о которых мы еще будем говорить в течение наших занятий, мы можем воспринимать некоторые из них. Только если длины волн составят одну сотую или даже одну тысячную
миллиметра, то мы воспринимаем их как тепловые лучи, какие, например, исходят от батарей отопления.
Если длина волны электромагнитного излучения составляет только около восьмисот миллионных миллиметра (- 800 нанометров; 1 нм - 10'9 м - 10'7 см - 1 миллионная миллиметра), то она будет видима как темно-красный свет. По этой причине самые короткие тепловые лучи, которые расположены еще по эту сторону видимого света, называются также "инфракрасными" лучами. В диапазоне "оптического окна", которое простирается от 780 нанометров до 380 нанометров, находятся лучи видимого света, на которые реагирует наш глаз.
Электромагнитные волны, имеющие меньшую длину, снова невидимы. Так как они находятся по ту сторону фиолетового цвета спектра, их обозначают как "ультрафиолетовые" лучи. За ними следуют рентгеновские лучи, длины волн которых в тысячу раз меньше, чем у видимого света. Самый крайний коротковолновый диапазон энергетического спектра образуют гамма-лучи и космические энергетические лучи с длинами волн, которые составляют ничтожно малую величину от одной триллионной миллиметра.
Однако теперь вернемся назад, к малому диапазону энергетического спектра, излучение которого мы можем воспринимать как свет. Как возникает это излучение, похожее на цвета радуги, которое мы воспринимаем нашими глазами в суммированном виде как белый свет?
Давайте вспомним о том, что мы в лекции 1 учили о структурном строении атомов. Положительно заряженное ядро атома из протонов и нейтронов окружено электронами с отрицательным зарядом. Элетромагнитным взаимодействием электроны вынуждаются занять твердо установленные орбиты с определенным диаметром, который соответствует их энергии.
Рис.4. Квантовый переход электрона.
Если теперь электрон, который связан с атомным ядром, сталкивается со свободным электроном или другой отрицательно заряженной частицей (рис. 4.1), то в результате отталкивания он переходит на более высокую орбиту (рис. 4.2). Так как он там из-за своей явно недостаточной собственной энергии не может удержаться, то он перепрыгивает на свою первоначальную орбиту — знаменитый "квантовый переход" — и одновременно отдает поглощенную в результате столкновения энергию (рис. 4.3). Она превращается в квант электромагнитного излучения, в квант света (фотон), который в форме волны распространяется со скоростью света.
Описанные выше процессы повторяются в каждом светящемся теле многие миллиарды раз в секунду:
— Внутри Солнца под воздействием огромных температур в большом количестве образуются свободные электроны, которые побуждают к свечению атомы, находящиеся на более прохладной поверхности Солнца.
— Атомы нити накала в лампах накаливания посредством свободных электронов от внешнего источника напряжения (электроосветительная сеть, батарея и т.д.) побуждаются к свечению (причем только 5% излучения находится в видимой области; оставшиеся 95% — это тепловое излучение).
— Свободные электроны, протекающие между обоими электродами газосветной лампы, наполненной разряженным инертным газом (неоновые лампы, люминесцентные лампы, ртутные лампы), побуждают атомы инертного газа к свечению. Свет, исходящий от источников освещения, который мы воспринимаем как "белый", состоит в действительности из цветного света — цветов спектра. Они возникают следующим образом:
Диаметры орбит, которые могут занимать электроны вокруг атомных ядер, точно определены силой электромагнитного взаимодействия. Если теперь электрон в результате отталкивания поднимется со своей первоначальной орбиты, то он — в зависимости от ударной энергии столкнувшейся частицы — может последовательно или занять орбиту на одну ступень выше, или же перепрыгнуть через одну или несколько орбит. При переходе назад на свою первоначальную орбиту он отдает квант света, который в зависимости от количества перепрыгнутых электроном орбит обладает большей или меньшей энергией.
Чем сильнее импульс (следовательно, энергия) кванта света, тем короче также длина его волны.
На рис. 5 мы найдем схематическое изображение процесса возникновения цветного света на примере атома водорода.
При переходе электрона с третьей на вторую орбиту в электронной оболочке излучается длинноволновый свет с красным цветом спектра. Если скачок происходит с четвертой на вторую орбиту, то разность энергии больше, квант света мощнее, длина волны короче. Как результат образуется синий свет. Еще более короткая длина волны — видимая как фиолетовый свет — получается при переходе электрона с пятой на вторую орбиту.
В целом область светового спектра включает волны длиной от 380 нм до 780 нм.
780—627 нм - восприятие красного цвета
626—589 нм - от оранжевого до оранжево-желтого цвета
588—570 нм - от оранжево-желтого до лимонно-желтого цвета
569—530 нм - от желтовато-зеленого до зеленого цвета
529—495 нм - от зеленого до сине-зеленого цвета
494—480 нм - от сине-зеленого до синего цвета
479—445 нм - от синего до ультрамаринового (синевато-фиолетового) цвета
444—380 нм - от синевато-фиолетового до сине-фиолетового цвета
ЦВЕТ — ЭТО ИНФОРМАЦИЯ
При попадании энергетических лучей на предметы и вещества они частично абсорбируются (поглощаются), частично отражаются или проникают сквозь них. В крайнем случае излучение целиком может быть абсорбировано, в результате чего возникает восприятие черного цвета. Но оно может также целиком быть отражено или пройти насквозь, что ведет к восприятию белого цвета.
Каждое вещество обладает своей специфической индивидуальной отражающей способностью и задерживает энергию неотраженной части излучения. Так, например, песок на пляже в Италии в полдень под действием солнечного освещения становится таким горячим, что на него едва можно ступать босиком.
Рис.5. При переходе электрона с третьей на вторую орбиту излучается длинноволновый красный свет (вверху), при переходе с четвертой на вторую орбиту (в середине) — синий свет. При переходе с пятой на вторую орбиту возникает фиолетовый свет.
Здесь абсорбированное излучение было преобразовано в тепло.
С точки зрения химии всякая материя различается между собой конструкцией своих молекул, молекулярной структурой. В зависимости от того, какие свойства эта молекулярная структура имеет, от падающего света абсорбируется определенный диапазон волн. Оставшиеся длины волн спектра, которые называются "цветом тела", отражаются или проходят насквозь как так называемый "остаточный свет" и могут падать в глаз наблюдателя, где они в рецепторах сетчатки вызывают цветовое раздражение.
Цвет, следовательно, находится не там, где мы его видим. Зеленый цвет находится не на листе салата, желтый цвет не является свойством материала занавеса. Лист салата и материал занавеса обладают только лишь индивидуальной абсорбционной способностью, которая им позволяет от общего освещения улавливать и поглощать определенные диапазоны волн.
Неабсорбированная часть светового спектра отражается как остаточный свет. Световые лучи этого отражения сами не являются цветом, а только передатчиком информации. Они сообщают о том, каким образом это цветовое раздражение отличается от спектрального состава общего освещения.
Цвет возникает только тогда, когда это цветовое раздражение побуждает орган зрения наблюдателя вырабатывать цветоощущение. Если такой наблюдатель отсутствует или есть только слепой, то этот цвет не может возникнуть. Если то же цветовое раздражение попадает в глаз человека, имеющего аномалии в цветоощущении, то возникает качественно другое его восприятие.
ГЛАЗ
Человеческий глаз представляет собой высокоразвитый приемник энергетических излучений в диапазоне от 780 нм до 380 нм. Он обладает устройством, с помощью которого может создавать образ внутри равномерно распределенного узора свето-воспринимающих фоторецепторов, а также в состоянии полученную при этом информацию подразделять, кодировать и передавать дальше.
Если посмотрим на изображенное ниже (рис. 5) Сечение человеческого глаза, то увидим строение, которое в принципе похоже на конструкцию телевизионной камеры.
Самая передняя, преломляющая лучи света поверхность глаза — это роговая оболочка, имеющая прозрачную структуру, которая позволяет световым волнам через ее поверхность проникать в глаз. Радужная оболочка имеет мышцу, которая изменяет величину входного отверстия в глаз, называемого зрачком (аналогично кольцевой диафрагме объектива камеры). Хрусталик глаза, следующий затем по ходу траектории лучей (действующий как оптическая фокусирующая линза), имеет изменяемую силу преломления света, находящуюся под косвенным контролем так называемой цилиарной мышцы. Так как хрусталик обладает более высоким показателем преломления, чем окружающая его среда (водянистая влага камеры), он позволяет изменять фокусное расстояние глаза (вариообьектив!), что дает возможность аккомодации к предметам, удаленным на различное расстояние.
Мышца радужной оболочки и цилиарная мышца регулируются с помощью нервных импульсов, которые возникают в различных центрах мозгового ствола, но функционально связаны между собой.
Рис. 6. Горизонтальное сечение человеческого глаза.
Эти мозговые центры получают также нервные импульсы из глаза. Эти цепи обратной связи и те, которые управляют внеокулярной мускулатурой, обеспечивающей возможность подвижности глаза, обладают свойствами нелинейной сервосистемы.
Остальные части глаза наполнены жидкостью и веществами, которые находятся под давлением и ответственны за возможность сохранения глазом своей формы.
Изображение, которое создается оптической системой глаза, падает на сетчатку, находящуюся в глазном дне. Она очень мала, так как сам глаз небольшой и имеет короткое заднее фокусное расстояние величиной около 19—23 мм.
Сетчатка, которая соответствует фотоэлектрическому слою в передающей телевизионной трубке телекамеры, является очень тонким органом с предельно сложной структурой. С точки зрения эмбриологии ее можно рассматривать как составную часть головного мозга. На ее обращенной от света задней стороне расположены рецепторы света, колбочки и палочки. Они находятся в непосредственном контакте с* имеющим темный пигмент слоем глазного дна, или сосудистой оболочки, которое не только питает рецепторы, но также препятствует отражению и, тем самым, рассеиванию света.
В каждом из обоих глаз человека находятся приблизительно 118 миллионов палочек, которые обладают высокой светочувствительностью, но могут передавать только черно-белые зрительные впечатления, а также около 7 миллионов колбочек, которые ответственны за цветовое зрение. Колбочки функционируют только при высокой силе освещенности, что объясняет, почему мы ночью можем видеть только в черно-белом цвете.
Цветовое зрение зависит от существования трех классов фотопигментов, которые посылают электрохимический импульс, если в них попадают световые кванты определенного диапазона длин волн. У части колбочек импульс более сильный, если в них попадают световые кванты с длиной волны 422 нм (синевато-фиолетовый цвет), второй тип колбочек реагирует оптимально при 521 нм (зеленый цвет) и третий тип колбочек реагирует на длину волны 634 нм (оранжево-красный цвет). Рисунок 7 показывает нам абсорбционные пики этих трех типов колбочек.
Колбочки, следовательно не видят свет, но исключительно имеют задачу улавливать, собирать световые кванты. Колбочки — это сборщики квантов. Ту электромагнитную энергию излучения, которая передает информацию, они преобразуют в электрохимические импульсы, которые только в зрительном центре головного мозга воспринимаются как три "працвета" — синевато-фиолетовый, зеленый и оранжево-красный.
Однако ни при каких обстоятельствах мы не должны смешивать диапазоны приема разными типами колбочек с тремя працветами, так как каждый тип колбочек собирает свои кванты в частично взаимно перекрывающихся областях спектра. Это значит, что на одну и ту же область спектра цветового раздражителя одновременно могут реагировать два различных типа колбочек. Однако три працвета — это полностью независимые друг от друга, отдельные величины с точно определенными длинами волн.
Каждый працвет имеет определенный потенциал, следовательно, определенную энергию. Максимальное значение наблюдается тогда, когда весь имеющийся потенциал исчерпан, если, следовательно, повышение интенсивности излучения не приводит больше к возрастанию результирующего из него цветоощущения.
Рис.7. Диапазон приема колбочек в соответствии с длиной волн.
Происходит так, что передача информации цветового раздражителя побуждает глаз создавать коды, состоящие из трех частей. Любое возможное цветоощущение в соответствии с этим представлено таким кодом, все цветоощущения возникают из трех працветов!
Рис.8.
По волокнам зрительного нерва код как трехчленный электрохимический импульс попадает в мозговой ствол, откуда он передается в зрительный центр неокортекса. Рисунок 8 должен нам наглядно продемонстрировать только что описанные взаимные связи еще раз.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБРАЗА
Импульсы возбуждения, которые передаются по зрительному нерву в мозговой ствол, передаются дальше в зрительный центр по нервным путям, которые связывают между собой отдельные области мозга. В этом зрительном центре, который находится в затылочных долях неокортекса (смотри лекцию 2), возбуждение преобразуется в воспринятый образ. Но не каждое раздражение, вызывающее возбуждение, приводит к возникновению зрения.
Зрительный нерв состоит примерно из 800 000 отдельных волокон, каждое из которых в состоянии передавать от 20 до 50 раздражений в секунду. Из этого большого информационного потока только часть подвергается дальнейшей обработке. Эта часть зависит также от уже накопленной информации, от внимательности и конституции смотрящего, так как большая часть информации будет упущена.
Видеть, следовательно, не означает, что зрительный образ (воспринятое впечатление) должен совпадать с обьектом. Имеются отклонения, необходимые для сбора информации и ориентации, но которые могут привести к оптическим обманам. Так, воспринятые размеры предметов не соответствуют законам геометрической перспективы: например, более отдаленные предметы кажутся больше, чем это соответствует их дальности (постоянство величины). Подобные феномены постоянства отмечаются также при оценках яркости цвета, движений и т.д.
Так же, как имеется "не — зрение" (или "недосмотр") при наличии физического раздражения и физиологического возбуждения, имеется зрение без реальных объектов и без физических раздражений. В качестве примера здесь следует назвать эйдетическое зрение, при котором возникает восприятие субъективных наглядных образов при отсутствии реального объекта (привлеченная для возникновения образа информация извлекается или из подсознания, или из сознания).
Другой формой зрения несуществующих вещей является так называемое видение послеобраза, которое происходит тогда, когда после рассматривания цветных поверхностей взгляд падает на белую поверхность. Она внезапно кажется более не белой, а воспринимается в "дополнительном цвете" к рассматривавшейся вначале цветной поверхности.
Причина этого феномена основывается на том факте, что при длительном рассмотрении одного цвета ослабевает интенсивность возбуждения участвующих в цветоощущении колбочек. Если отраженный от белой поверхности белый свет, который состоит из трех працветов, попадает на сетчатку, то неактивированные при рассмотрении одноцветной поверхности колбочки отдают более сильный импульс, чем те из них, в которые уже попали световые кванты.
Если мы рассматривали, например, желтую поверхность, то при смене направления взгляда мы зафиксируем синевато-фиолетовый послеобраз. Чувствительные к зеленому и оранжево-красному цвету колбочки, возбуждение которых было вызвано восприятием желтого цвета, тем временем как раз "притупились", в то время как колбочки, ответственные за прием области синевато-фиолетового цвета (которые ведь при восприятии желтого цвета не были активированы), отдают еще полный потенциал возбуждения в зрительный центр.
Как эйдетическое зрение, так и дополнительные цвета имеют значение для парапсихологической практики.
Рассмотренное в лекции 3 воображение предмета, которое позволяет нам мыслить образами, а на более позднем этапе нашего обучения — обладать даром ясновидения во времени и пространстве без использования технических вспомогательных средств, может быть реализовано только с помощью данной нашим мозгом возможности эйдетического зрения. Первых успехов в этом направлении мы ведь уже достигли в результате выполнения упражнения 111/2.
Дополнительные цвета, которые мы. впрочем, сможем "создавать" в нашем зрительном центре путем выполнения Упражнения IV/I: ВИДЕНИЕ ПОСЛЕОБРАЗА, имеют, напротив, совсем другое значение для нашего паранормального развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: