Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовый комплекс упражнений 24 глава




УПРАЖНЕНИЕ Х1/3: СЛУХОВОЕ САМОВНУШЕНИЕ оу

Предварительное замечание:

В самогипнотическом состоянии "сна наяву" единственные афференции - это слуховые раздражения. Не осознаваясь в лобном кортексе, который непосредственно связан со слуховыми областями, внешние слуховые раздражители вызывают возникновение таких же воображаемых образов, как и произведенные чисто мыслительно при духовном самовнушении.
Таким образом, слуховые самовнушения могут во многих случаях заменить духовные внушения, что, по крайней мере вначале, представляет для многих участников обучения определенное облегчение при процессе самовнушения. А при некоторых действиях - как. например, обучение во сне - они представляют единственную возможность для осуществления.

Вспомогательное средство:
Ленточный или кассетный магнитофон.

Ход внушения:

Перед началом самовнушения мы наговариваем текст на звуконоситель спокойным и тихим голосом. причем особо обращая внимание на то, чтобы интонация оставалась равномерно монотонной и медленной. Несколько минут незаписанной пленки (кассеты) в ее начале дадут нам необходимое время, чтобы переместиться в состояние Пси-сознания.
Мы начинаем прослушивание записи с представления, что через установление тесной связи между сознанием и подсознанием достигли состояния полного самообладания (см. упр. Х1/2, пункт 2). И остальной текст внушения составляем по рекомендациям упражнения 2 данной лекции.
Само собой разумеется, мы можем записать и постгипнотические приказы на звуконоситель, например:
"День ото дня мне становится лучше!"
"У меня вообще нет никаких недугов больше!"
"Мое вегетативное равновесие стабилизируется все более день ото дня!"
Если эти необходимо, то мы можем в конце сформулировать приказ о возвращении к нормальному сознанию:
"Я теперь возвращаюсь в нормальное бодрствующее сознание. При этом я чувствую себя свежим и отдохнувшим, спокойным, но полным стремления действовать и энергии!"
Когда мы записали нашу кассету с внушением, садимся или ложимся в удобную позу. включаем магнитофон, перемещаемся в состояние Пси-сознания и позволяем внушению воздействовать на нас

УПРАЖНЕНИЕ Х1/4:
ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ оу

Целевая установка

Продолжительная и растянутая по времени фиксация внушаемых приказов или накопление бессознательной информации в памяти.

Воздействия

Соответствующими сильными образами представления во время самогипнотического состояния мы можем крепко соединить синаптические связи.
И это образование энграмм позволит нам растянутое по времени приведение в действие внушаемых приказов, длительных внушений за пределами состояния "сна наяву" или накопление знаний, полученных во время медитативных внушений в долговременной памяти.

Ход внушения:

Самовнушаемые приказы, которые мы давали себе по рекомендации в упр. Х1/3, мы можем расширить постгипнотическим заданием.
Знания, которые мы получили во время медитативных самовнушений, мы хотим, естественно, снова вспомнить в нормальном бодрствующем сознании. Поэтому мы даем себе в конце внушаемого приказа (например, при решении проблемы) следующий приказ:
"Как только я снова вернусь а нормальное бодрствующее сознание, я вспомню обо всем, о чем я думал во время состояния "сна наяву" и какие знания я приобрел. Эти знания глубоко запечатлеваются в моей памяти и останутся таким образом у меня навсегда!"
Внушаемые приказы для психической и физической стабилизации должны, конечно, действовать более длительный период времени. Поэтому мы даем себе следующее заключительное внушение:
"День ото дня мне становится лучше. Я становлюсь все... (здесь вставить соответствующее желаемое представление, например, "радостнее", "здоровее" и т.д.) ничто не может задержать или ограничить этот процесс!"
Наши способности к концентрации и учебе мы можем повысить соответствующим постгипнотическим приказом на будущую перспективу:
"В будущем я посвящу себя учебе с большими концентрацией и тщательностью. Ничто не будет меня отвлекать, все знания я буду усваивать легко и полностью понимать. Все, что я выучил и понял, будет неизгладимо запечатлеваться в моей памяти. День ото дня учеба будет доставлять мне больше радости, и ничто не сможет воспрепятиствовать мне все более повышать мои достижения. Мои достижения становятся день ото дня лучше - все лучше!"
Иногда желательно, чтобы внушаемый приказ - смещенный по времени - начал действовать лишь в нормальном бодрствующем состоянии, примерно как "внутреннее ухо" или "духовный календарь встреч" (большей частью подобные постгипнотические приказы отдаются для "погони за успехом" при общественных гипнотических сеансах). В зависимости от целевой установки мы даем себе тогда приблизительно следующее постгипнотическое задание: "Завтра утром я проснусь в..... часов!" "Такого-то числа я вспомню то-то во столько-то часов!"

УПРАЖНЕНИЕ Х1/5:
ПРОТИВ СТРАХА И ДЕПРЕССИИ ду

Целевая установка:

Успокоение лимбической системы путем отключения состояний страха и депрессий.

Воздействия:

Телесным расслаблением во 2-й степени сознания мы уменьшаем афференции, которые при нормальном сознании проникают через все вегетативные центры и таламус в лимбическую систему и вызывают там эмоциональные возбуждения. Усиливается этот эффект
расслабления самовнушаемым изменением нашей духовной установки: мы представляем себе желаемое душевное состояние и посылаем соответствующие командные импульсы из лобного кортекса - местонахождения нашего сознания - через существующую между ним и лимбической системой нервную связь в лимбическую систему,
Тогда как раньше мы часто по-настоящему "впадали" в состояние страха или другого чувства, то теперь мы можем этим упражнением устранить страх и другие негативные ощущения.

Ход упражнения:

Всегда, когда начнем ощущать нервный налет страха или депрессии, перемещаемся во вторую ступень сознания и даем себе следующее самовнушение:
"Я совершенно спокоен, я совершенно спокоен, я полностью спокоен и раскован.
Чудесное чувство покоя и уверенности распространяется во мне, я полон мира и гармонии. Я чувствую себя хорошо таким, какой я есть сейчас, я по-настоящему радостен и счастлив.
Во всех отношениях день ото дня мне становится лучше. Каждый вечер, когда я ложусь, я тотчас же ощущаю снова это чувство уверенности и гармонии и сразу же засыпаю. Я сплю глубоко и крепко, а утром просыпаюсь совершенно свежим и отдохнувшим. Тогда я ощущаю снова это чудесное чувство внутреннего покоя и уверенности.

УПРАЖНЕНИЕ Х1/6: ПРОТИВ СТРЕССА ду

Целевая установка:

Достижение способности так противостоять стрессовым ситуациям, чтобы они больше не вызывали чрезмерных нервных или физиологических нагрузок, препятствующих общему успокоению и. следовательно, достижению самогипнотического состояния.

Воздействия:

Путем духовного "проигрывания" стрессовых ситуаций и их воображаемого преодоления мы научимся в 1 ступени упражнения самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями реальной жизни, так что они не будут более нагрузками для нас.
Текстом внушения из 2 ступени упражнения мы "программируем" наше подсознание на автоматическое преодоление стресса. Чрезмерные афференции при этом снижаются самостоятельно до "нормального" уровня и не могут больше вызывать в моторных и вегетативных центрах сверхреакций.

1 ступень упражнения:

Хорошим антистрессовым тренингом является испытание на себе стрессовых ситуаций наших будней в состоянии самогипноза. Поэтому мы вначале перемешаемся во 2 степень сознания.
Если наступило уже знакомое "неощущение своего тела", то мы представляем себе настолько ярко и четко, как это возможно, типичную стрессовую ситуацию из наших будней.
Однако в противоположность нашему "нормальному" поведению мы теперь владеем ситуацией самостоятельно. остаемся совершенно спокойными и действуем продуманно.
Мы по-настоящему наслаждаемся ощущением продуманного спокойствия и уверенности, которое мы при этом испытываем.
Так мы научимся и в "реальностях будней" подходить к нашей ситуации спокойно и по-деловому и не нервировать самих себя. Уже спустя короткое время наше новое поведение станет для нас привычкой и ничто не сможет вывести нас из спокойного состояния. Каждая преодоленная ситуация станет для нас переживанием успеха, что даст силу преодолеть следующую стрессовую ситуацию еще более уверенно, спокойно и успешно. Мы ведь знаем теперь из своего опыта, что мы справимся с этим!

2 ступень упражнения:

Следующий антистрессовый текст внушения мы должны, находясь во 2 степени сознания, или мысленно сформулировать, или прослушать с магнитофона, запись на котором мы сделали по рекомендации в упражнении 3 данной лекции:
"Я совершенно спокоен и расслаблен. В этом чудесном состоянии спокойствия широко открыты ступени к моему подсознанию... совсем широко открыты. Последующие слова проникают совершенно легко и глубоко в подсознательные области мозга и запечатлеваются там неизгладимо. Мое подсознание всегда будет действовать в соответствии с этими словами.
Я совершенно спокоен, раскован и расслаблен. Все, что я буду впредь делать, я буду делать быстро и концентрированно, оставаясь при этом всегда спокойным и уравновешенным. Все задачи, которые мне придется решать, я решу спокойно и уравновешенно. Ничто впредь не сможет меня потрясти - я всегда останусь совершенно спокойным. Я знаю. что справлюсь с любой ситуацией, и это делает меня сильным.
Чудесная сила омывает мое тело и придает мне уверенность.
Это чудесное ощущение - быть в состоянии сказать: "С этим я справлюсь"! Я знаю. что я достигну всего, чего хочу. и при этом останусь спокойным и уравновешенным. Мои спокойствие и уверенность в себе возрастают день ото дня. Я становлюсь все более спокойным и все более уверенным
Я чувствую себя в этой ситуации хорошо. Мое сердцебиение равномерное и спокойное, мое кровообращение стабильное и может справиться с любой нагрузкой. Любая нагрузка сделает меня только еще сильнее. Я становлюсь все сильнее. Мое здоровье стабилизируется день ото дня... мое здоровье стабилизируется день ото дня.
Как только я ложусь в постель, от меня отпадают все заботы и проблемы и я тотчас же засыпаю. Мой сон глубокий и крепкий... глубокий и крепкий! Я нахожусь в здоровом, естественном и приносящем отдых сне и каждое утро просыпаюсь свежим и отдохнувшим. Я радуюсь каждому новому дню, я люблю мою работу, моих друзей и коллег, мою семью. Я чувствую себя хорошо в моей жизненной ситуации. Во всех отношениях мои дела обстоят день ото дня все лучше и лучше!"
(Здесь мы делаем паузу на 4 минуты).
"С головы до ног меня охватывает глубокая радость от моего хорошего самочувствия. Я еще раз ощущаю это чудесное расслабление, которое охватывает все мое тело. В этом чудесном спокойствии каждая клетка моего тела пополняется новой энергией и силой и я чувствую себя хорошо заряженным энергией. свежим и неописуемо хорошо.
Я теперь буду считать до трех. Затем открою свои веки, полный силы и энергии, я чувствую себя совершенно свежим и здоровым.
Один-два-три! Мои руки и ноги теперь снова совершенно ненапряжены, легки и ими можно свободно двигать. Я чувствую себя как новорожденный, свежим, полным энергии... для меня теперь нет ничего невозможного".

Частота выполнения упражнения:

Мы даем себе это самовнушение по потребности.

УПРАЖНЕНИЕ Х1/7: УЛУЧШЕНИЕ СНА ду

Целевая установка:

Непрерывный спокойный ночной сон с 4-5 фазами быстрого сна.

Предварительные замечания:

"Боже. благослови изобретателя сна". - писал Сервантес в своем "Дон Кихоте", но у большого числа людей это полезное изобретение больше не функционирует (так. каждый пятый в ФРГ страдает нарушением сна). Достаточный сон без помех важен не только для регенерации тела и восстановления вегетативного равновесия. но и для (бессознательного) информационного обмена между сознанием и подсознанием во время быстрого сна.
Так как мы хотим использовать эту связь и сознательно, например, для обучения во сне (упр. Х1/9) или для медитативного решения проблем во сне (упр. 1Х/8), то для нас. особенно важен быстрый сон без помех.
Однако посредством снотворного нельзя устранить нарушения быстрого сна. так как они вызывают лишь удлиненный медленный сон без фаз быстрого. Поэтому при возможных нарушениях сна мы задействуем следующий текст внушения (в качестве поддержки мы можем для телесной бодрости перед отходом ко сну проделать небольшую прогулку или выпить чашку кофе. бокал шампанского или пива, в случае необходимости также съесть плитку шоколада).

Ход упражнения:

Следующий текст внушения мы проговариваем после того. как ляжем в постель, или мысленно, или прослушиваем магнитофонную запись вслед за тем, как переместились в ступень сознания 2:
"Я сейчас медленно считаю до десяти. С каждым числом я погружаюсь все глубже в чудесное ощущение спокойствия и хладнокровия. 1-2-3: я опускаюсь все глубже. 4-5-6-7-8-9-10. Я теперь совершенно спокоен, ничто не может мне больше помешать.
Я слушаю только свои мысли (свой голос) и чувствую, ощущаю, как постепенно погружаюсь еще глубже... все глубже в темный, теплый и абсолютный покой. Я чувствую себя очень хорошо и падаю все глубже... все глубже и глубже.
В этом чудесном состоянии покоя широко открываются ворота в подсознание, совсем широко открываются ворота к моему подсознанию. Сознание и подсознание сливаются... и все, о чем я думаю (говорю), проникает легко и глубоко в мое подсознание и запечатлевается там неизгладимо. Все последующие рекомендации будут строго исполняться!
Мое спокойствие теперь абсолютно и чудесные ощущения мира и гармонии распространяются во мне. Я по-настоящему радостен и счастлив. Каждый вечер, когда я ложусь спать, я тотчас же снова ощущаю это чудесное чувство мира и гармонии. И вскоре после этого я засыпаю. У меня здоровый, естественный сон, приносящий отдых, из которого я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим. И тогда я тотчас же ощущаю это чудесное чувство мира и гармонии, я весел и раскован, по-настоящему радостен и счастлив. Я радуюсь новому дню, который только наступает... день ото дня все больше. День ото дня дела во всех отношениях обстоят все лучше и лучше." (Здесь мы делаем паузу на 4 минуты). "В будущем каждый вечер, когда я ложусь спать, от меня будут отпадать все мешающие мне мысли и я тотчас же засну. Всю ночь я сплю глубоко и крепко, мое сознание, между тем, связывается постоянно с моим подсознанием и обменивается с ним информацией. Каждое утро я просыпаюсь свежим и отдохнувшим. При пробуждении я тотчас же ощущаю снова это чудесное чувство мира и гармонии, я весел и раскован... я по-настоящему радостен и счастлив.

УПРАЖНЕНИЕ Х1/8: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ду

Целевая установка:

Решение всех возможных проблем и постановок вопросов без сознательного участия лобного кортекса.

Воздействия:

Представленная в самогипнотическом состоянии Пси-сознания проблема автоматически решается нейронными структурами мозга, с использованием содержания подсознания и памяти.
Так как в самогипнотическом состоянии или быстром сне слои коры головного мозга, перерабатывающие информацию, имеют в распоряжении всю накопленную в мозгу информацию (доступ через гиппокампус) и нейронные способности значительно расширяются коммутацией сознательных и бессознательных областей мозга, то обнаруживаются решения, которые в значительной степени более эффективны, чем те, к которым мы приходим при "нормальном" раздумье.

Ход упражнения:

Для решения проблем и других сходных вопросов в состоянии "сна наяву" мы перемещаемся в Пси-сознание и даем себе внушение по следующему образцу:
"Моей проблемой является... (теперь мы представляем себе нашу проблему или наш вопрос во всех деталях настолько четко и ярко, как это возможно). Я знаю, что имеется простое и удовлетворяющее меня решение ее. Как только завершится ведущий к решению бессознательный мыслительный процесс, я вернусь к нормальному сознанию и найду ответ в моем сознании!"
Решение проблем во сне осуществляется сходным образом. После того, как мы ляжем горизонтально, мы перемещаемся в Пси-сознание и даем себе следующее внушение:
"Моей проблемой является.... (снова представляем себе нашу проблему настолько четко, как это возможно). Я знаю, что имеется простое и удовлетворяющее меня решение.
В быстром сне мои сознание и подсознание будут стараться найти решение. Его я вспомню после пробуждения во всех подробностях!
Я засыпаю в настоящее время глубоко и крепко. Завтра утр(?м я проснусь (.... во столько-то часов... - мы здесь можем вставить необходимое время пробуждения) свежим, полностью отдохнувшим и бодрым".

Частота выполнения упражнения:

Так как, собственно говоря, всегда какие-нибудь вопросы повседневной жизни (и не только абстрактного характера, на которые наше подсознание, само собой разумеется, ответит), ждут своего ответа, то мы приучим себя ежедневно искать их решения перед тем. как заснуть, посредством вышеприведенного самовнушения.

УПРАЖНЕНИЕ Х1/9: ОБУЧЕНИЕ ВО СНЕ ду

Целевая установка:

Бессознательное восприятие и длительное накопление любых знаний в состоянии "сна наяву" или во сне.

Воздействия:

Мы бессознательно воспринимаем в самогипнотическом состоянии или в быстром сне поступающую со звуконосителя слуховую информацию, слуховая восприимчивость при этом сохраняется. Через гиппокампус информационные импульсы поступают затем непосредственно в долговременную память, где они накапливаются в видеэнграмм. При нормальном бодрствующем сознании эта информация находится в любое время в нашем распоряжении и может быть "извлечена" легче, чем та, которая накоплена при "нормальной" учебе.

Вспомогательные средства:

Ленточный или кассетный магнитофон (желательно с автореверсом), будильник-реле.

Ход упражнения:

Вначале мы наговариваем учебный текст (как описано в упражнении Х1/3), который хотим воспринимать бессознательно, на звуконоситель. Не играет роли, идет ли при этом речь об иностранных языках, стихотворении или научных формулах; мы должны только соблюдать максимальную продолжительность записи - 30 минут. Повторы способствуют образованию энграмм. Чем чаще мы воспринимаем одну и ту же информацию, тем крепче "зарывается" она в нашу память. Поэтому мы воспринимаем один и тот же учебный материал по крайней мере 2 раза подряд. Если у нас есть кассетный магнитофон с автореверсом (при котором кассета при своем окончании автоматически переключается в обратном направлении), то мы можем на обе стороны 30-минутной кассеты наговорить учебный текст и прослушивать ее до тех пор, пока продолжается наше состояние "сна наяву" или наш сон. Если мы хотим воспринимать знания в состоянии "сна наяву", то несколько минут в начале кассеты мы оставляем незаписанными для того, чтобы иметь время переместиться в состояние Пси-сознания и дать себе следующее на-
чальное внушение:
"Все. что я бессознательно услышу в следующие... (здесь необходимо вставить продолжительность записи), должно глубоко и неизгладимо запечатлеться в моей памяти. После того как я снова вернусь из сна к нормальному бодрствующему сознанию, я ясно и четко вспомню все то, что я услышал. Это воспоминание сохранится навсегда!"
Если же мы хотим учиться в простом сне. то мы должны оставить работающим кассетный магнитофон с автореверсом и с записанной информацией на всю ночь или же обеспечить его включение посредством электрического будильника-реле на 1,5 часа позже (ведь быстрый сон наступает только по истечении этого времени).
После того как мы включили магнитофон (с замедлением включения его записи или без), мы даем себе следующее внушение:
"Я засыпаю в данный момент глубоко и крепко. Все, что я буду воспринимать во время сна из слуховых впечатлений, я должен сохранить прочно и неизгладимо в моей памяти. После пробуждения (здесь можно вставить необходимое время пробуждения)... я вспомню четко и ясно все то, что услышал. Это воспоминание сохранится на все времена!"

 

ЛЕКЦИЯ 12

ПРЕДИСЛОВИЕ

То, что человек представляет собой функциональное единство сознания, подсознания и материального тела, в котором ни один из перечисленных компонентов не может обойтись без другого, мы уже узнали из предыдущих занятий. Мы уже знаем, что многие функции организма регулируются автономно субкортикальными областями нашей центральной нервной системы, и мы в состояниях расширенного сознания можем воздействовать на эти процессы регуляции, управляя ими.
К сожалению, не только волевые управляющие импульсы из лобного кортекса, но и эмоционально обусловленные импульсы помех из лимбической системы и сверхсильные рецепторные афференции могут оказывать значительное влияние на автономные функции. Если эти возмущающие воздействия превалируют и длятся долго, то наступают органические феномены, которые обобщенно называются "психосоматикой": длительное нарушение эндокринного и вегетативного равновесия вызывает дисфункции обмена веществ, гормональные отклонения, постоянный повышенный мышечный тонус, аллергии, ослабление иммунитета и, в худшем случае, острые повреждения органов.
Однако подверженность субкортикальных механизмов переработки и регуляции чужому влиянию имеет и свои положительные стороны: она позволяет нам в самогипнотическом состоянии сознания Пси воздействовать на нарушенные автономные функции и таким образом лечить все возможные болезни, вплоть до раковых, духовным путем.
В настоящей лекции мы не только познакомимся и научимся применять механизмы духовного самолечения, но и узнаем, как можно заранее исключить внутренние и внешние возмущающие воздействия. Таким образом, мы обеспечиваем отсутствие у себя в будущем психосоматических феноменов и отличное здоровье на протяжении всей жизни.
В следующей лекции, в которой мы познакомимся с переносом принципа самолечения на третье лицо (путем гетерогипноза и гетеровнушения), мы перейдем к подробному рассмотрению отдельных психосоматических феноменов (включая различные формы маниакального поведения) и возможностей их лечения.

ДУХОВНОЕ САМОЛЕЧЕНИЕ

Во всей Юго-Восточной Азии существуют маленькие животные, питающиеся насекомыми и фруктами и напоминающие нашу белку.— тупаи. Они живут парами на территории, тщательно охраняемой самцами от незванных гостей.
Даже в неволе тупаи проявляют территориальный принцип отношений: мгновенно атакуют своего собрата и побеждают его обычно в течение нескольких минут. Серьезные повреждения бывают при этом редко, а победитель быстро забывает о побежденном, но все-таки последний умирает в течение трех недель (см. рис. 1).
Смерть побежденного является не непосредственным следствием драки, как, например, смерть от ран, а следствием постоянного присутствия рядом победителя. Этот факт однозначно доказал зоофизиолог профессор Дитрих фон Хольст из университета Байрета. Если после драки обоих зверьков разделить деревянной стенкой так, чтобы побежденный не видел победителя, то первый придет в себя так же быстро, как и второй. Если же соперников разделить обычной проволочной решеткой, через которую побежденный постоянно видит победителя, то первый постепенно худеет, пока не умрет; пользуясь человеческими понятиями, он умирает от продолжающегося страха.
В то время как тупаи-победители уже не интересуются побежденным соперником, поведение последнего с момента поражения полностью меняется, образуются два принципиально новых типа поведения:
— активные побежденные избегают в будущем любой конфронтации тем, что сторонятся более сильного сородича и их поведение полностью зависит от поведения победителя;
— пассивные побежденные, напротив, почти целый день проводят в апатии в углу клетки и сносят редкие нападки победителя, не убегая и не обороняясь.
Если самцы-победители по своей физиологии соответствуют подопытным животным, не принимавшим участия в стычке, то побежденные проявляют явные стрессовые реакции: уменьшается концентрация гормонов щитовидной железы и половых гормонов в крови, а также содержание гемоглобина, зато увеличивается содержание холестерина и азота в моче.
У некоторых из пассивных побежденных содержание азота в моче достигает такого значения, что они отравляются им и гибнут. Другие умирают от инфекции или от опухолей. Из-за непомерно большого выделения стероидных гормонов кортизона и кортикостерона из коры надпочечников их иммунная система практически гибнет: например, количество лимфоцитов (белые кровяные тельца — часть иммунной защиты) в их крови в течение нескольких дней понижается на 20% от их нормального уровня.
У активных побежденных зверьков гормоны коры надпочечников вырабатываются нормально, но непомерно увеличивается время активности симпатических ветвей их вегетативной нервной системы и связанной с ней внутренней ткани надпочечников. Чрезмерное выделение стрессового гормона адреналина и норадреналина обусловливает учащение биения сердца (см. лекцию 11), которое раньше или позже приведет к отказу системы кровообращения и сердца — смерти в результате инфаркта (см. рис. 2).


Рис.1. Два тупая сражаются за господство в клетке (вверху); стычка постоянно кончается поражением более слабого, который через три недели умирает вследствие страха перед победителем.

Рис.2. Измерение частоты сердцебиения обоих противников: даже через несколько дней после схватки биение сердца побежденного остается на уровне боя.

Постоянный страх побежденного перед победителем (даже когда уже нет непосредственной опасности, но она еще существует в его воображении) ведет к психической нагрузке, которая, в зависимости от того, как пострадавший с ней пытается справиться, вызывает
различные физиологические последствия с разнообразными симптомами заболеваний.
Такое явление наблюдается не только у тупаев, но и у других млекопитающих, включая человека. Насколько сильно воздействие воображения, вызванного страхом, иллюстрирует следующий достоверный пример: При путешествии ученого Свена Хединса по Тибету один из его сотрудников поспорил с тибетским отшельником, который предсказал, что доктор X. умрет ровно через год. Доктор X., который в этом путешествии не раз убеждался в необыкновенных способностях отшельника, поверил и в это предсказание.
За некоторое время до предсказанного дня смерти он вернулся в Берлин, но чувство вал себя уже так плохо, что вынужден был обратиться к врачу. Его поместили в больницу. Но и там врачи не решили загадки и могли только констатировать, что пациент медленно умирает. Когда главврач узнал о предсказании, ему стало ясно, что имеет место особенно выраженный случай самогипноза, который уверенно приведет к смерти, если не...
За два дня до своего "дня смерти" доктор X. выглядел уже как покойник. С помощью лечащего врача он был введен в гипнотический сон и находился в таком состоянии в течение четырех дней. Только когда его разбудили и сообщили, что роковой день уже два дня как минул, и что "обреченный" его пережил, внушение прошло и через короткое время он был полностью здоров. Страх ввел доктора X. в состояние длительного стресса, который усиливался с приближением предсказанного дня смерти. Активными побежденными, как он, являются также все жертвы колдовства Буду вест-индских негритянских врачевателей — тех гипнотических сил, которые пришли от австралийских аборигенов и к которым относятся наши "дурной глаз" и другие приемы черной магии отечественных "колдуний".
Если бы они не поверили этому "лжеволшебству", не свели сами себя "с ума", они все могли бы выжить.
Еще один яркий пример физиологического воздействия, вызванного страхом,— на этот раз у пассивного побежденного — представляет собой судьба Джеральда Чэп-мэна: За период 1920—1925 г.г. отчаянный бандит и грабитель банков после нескольких нападений добыл несколько миллионов долларов. После того, как он застрелил одного сотрудника банка, он был схвачен и приговорен к казни на электрическом стуле. Но каждый раз, когда устанавливался день его казни, Чэпмэна охватывала такая сильная лихорадка, что тюремные врачи откладывали казнь — в США казни подвергаются преступники только в полностью здоровом состоянии.
Но все имеет свои границы, особенно терпение: после того, как накануне третьего срока казни у Чэпмэна вновь объявилась эта мистическая лихорадка, заключением суда было решено подвергнуть его казни, несмотря на состояние его здоровья.
После всего, что мы перед этим узнали о взаимосвязи тела и души, нам нетрудно найти объяснение лихорадке Чэпмэна: страх перед небытием запускал — неосознанно - в нем те механизмы тела, которые казались пригодными для сохранения жизни (ведь Чэпмэн знал, что только здоровый осужденный может быть казнен). Из вегетативных центров мозга через симпатическую ветвь его вегетативной нервной системы симулировалась защитная реакция на инфекцию (несуществующую, но воображаемую) и сразу же возникала высокая температура (обязательная при настоящей инфекции). Физиологическое воздействие внушений, которые в наших примерах имели негативные последствия, можно, разумеется, использовать и в противоположных целях:
путем позитивного самовнушения или постоянного внушения можно достичь соответствующих позитивных воздействий на материальное тело.
С возможностями самовнушаемого влияния на собственное физиологическое состояние тела мы познакомимся и научимся использовать его в этой лекции, а с влиянием постороннего внушения — в следующей. Но перед этим посмотрим, какие факторы участвуют в возникновении психосоматических заболеваний и каким образом психика может воздействовать на материальное тело положительно или отрицательно в столь значительной мере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...