Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная система коррекционной поддер­жки и социальной защиты детей и подростков — в 4 страница




Мозг человека имеет огромное кол-во нейронов, отлича­ющихся друг от друга генетической программой развития. Чтобы мыслить, подвергнуть анализу действия других, ребе­нок должен пройти спец. обучение, должен «научиться мыс­лить». Речь, мышление, постановка целей и их реализация — качества человеческой психики. Ребенок рождается без речи, с нулевым запасом знаний и умений. Развитие корко­вых речевых центров является не спонтанным результатом генетической программы онтогенеза, а результатом жизнен­ного опыта, обучения и воспитания, это касается и гностиче­ских центров коры головного мозга.

Процесс развития нервной системы очень сложен. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на раз­ных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают главным образом функциональные системы мозга, к-рые обеспечивают важные функции: дыхания, кровообращения, питания. Созревание других функциона­льных систем как бы оставлено на послеродовой период, причем длительность этого срока самая большая во всем эво­люционном ряду.

Длительность периода послеродового развития человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленно­сти новорожденного заложена основа гибкого, дифферен­цированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения не только в детстве, но и всю жизнь. Обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь — продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание.

Биологическая программа развития мозга реализуется всегда в конкретной окружающей среде, к-рая может спо­собствовать его развитию, а может и мешать, приводя к по­ломкам или задержкам развития. Напр., дети, лишенные слуха от рождения или лишившиеся его вскоре после рожде­ния, не имеют нормальной возможности контактировать с окружающими людьми. В результате задерживается их нерв­но-психическое развитие.

В тех случаях, когда имеется «поломка» к. -л. механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. «Поломка» может произойти на разных уровнях: могут быть нарушены ввод информации, ее прием и переработка. Напр., пораже­ние внутреннего уха, связанное с развитием тугоухости, обу­словит снижение потока информации, с одной стороны. А с другой — приведет к функциональной незрелости и к струк­турному недоразвитию коркового отдела слухового анализа­тора. Дальше, как по цепочке, недоразвитие слуховой зоны коры ведет к нарушению двигательной зоны коры. В этих случаях оказывается нарушенным фонематический слух и фонематическое оформление речи. Раз страдает речь, стра­дает и интеллектуальное развитие ребенка, в результате чего значительно затрудняется процесс его обучения и воспита­ния.

Таким образом, недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций.

Однако мозг располагает значительными компенсатор­ными возможностями. Неограниченные возможности ассо­циативных связей в нервной системе, отсутствие узкой спе­циализации нейронов коры больших полушарий, формиро­вание сложных «ансамблей» нейронов составляют основу компенсаторных возможностей коры головного мозга.

Резервы компенсаторных возможностей коры головного мозга поистине грандиозны. По современным расчетам, мозг человека может вместить примерно 1 020 единиц ин­формации. Из имеющихся в мозгу 15 млрд клеток человек использует лишь 4 %.

Наличие больших резервных возможностей нервной сис­темы используется нейропсихологами и спец. педагогами в процессе реабилитации больных с теми или иными отклоне­ниями в развитии или в результате приобретенных наруше­ний. Недифференцированность специфичности клеток коры головного мозга в условиях патологии является важной основой компенсации нарушенных функций. Развивая осо­быми методами сохранные функции, как бы гипертрофируя и приспособляя их к выполнению качественно новых функ­ций, можно добиться значительных успехов в восстановле­нии ослабленных или утраченных функций (В. М. Астапов).

Взрослый -— лицо, достигшее возраста восемнадцати лет.

Вибратор [лат. vibrator — колебатель] — в сурдопедагоги­ке — прибор, преобразующий звучащую речь в механиче­ские колебания одной или нескольких пластинок и предназ­наченный для тактильно-вибрационного восприятия эле­ментов речи глухими.

 

Вибрационная чувствительность [лат. vibratio колебания, дрожание, тряска] — чувствительность к кожно-механическим раздражениям ритмического характера (виб­рациям), возникающим при действии на кожу вибрирующих предметов, воздуха и т. д.

Вибрационное Ощущение [лат. vibratio колебания, дрожание, тряска] — один из видов кожных ощущений; воз­никает при воздействии на кожу быстро следующих друг за другом прерывистых раздражений: вибрирующих предметов (напр., камертона, вибратора), прерывистой струи воздуха и т. п.

Виброскоп [лат. vibrare — колебаться, греч. skopeo смотрю] — прибор для контроля вибраций, возникающих в различных частях речевого аппарата в момент его работы.

«Видимая речь» — прибор, преобразующий речь в опти­ческие сигналы, появляющиеся на особом экране. Сконст­руированный первоначально для акустического анализа речи, прибор в то же время предназначался для зрительного восприятия устной речи глухими взамен чтения. Сопостав­ляя видимые на экране сигналы, ученик сравнивает свое произношение с произношением учителя и таким образом контролирует себя.

ВИЗИОНИЗМ [лат. visus —зрение] — см. Вуайеризм.

Визуализация [лат. visualis зрительный] — в психиат­рии — видоизменение в процессе психического заболевания идеаторных психических расстройств, к-рые приобретают образность в результате появления зрительных иллюзий и галлюцинаций.

Визуальный [лат. visualis — зрительный] — воспринима­емый или производимый посредством зрения.

Visus [лат. —- зрение] — см. Острота зрения.

Визускоп [лат. visus — зрение + греч. skopeo рассматри­вать] — переносной прибор для исследования глазного дна, обеспечивающий офтальмоскопию в прямом и обратном виде, диафаноскопию, щелевое освещение переднего отрез­ка глаза, определение рефракции глаза, зрительной фикса­ции и калиброметрию сосудов глазного дна.

Вильямса синдром — редкое наследственное наруше­ние, для к-рого характерно специфическое сочетание умст­венной отсталости, врожденного порока сердца и своеобраз­ного строения лица (последним определяется еще одно на­звание синдрома — «лицо эльфа»). Интеллектуальные нарушения начинают заметно проявляться примерно на третьем году жизни и часто сочетаются с двигательной недо­статочностью.

Винофобия [лат. vinum — вино + греч. phobos страх] — боязнь употреблять вино.

Вирилизм [virilism] — приобретение женщиной вторич­ных мужских половых признаков: появление избыточного количества волос на теле, увеличение мышечной массы, огрубление голоса (маскулинизация) и развитие мужских психологических черт.

Вирус (-ы) [лат. virus — яд] — неклеточные формы жизни, обладающие геномом (ДНК или РНК), но лишенные собст­венного синтезирующего аппарата и способные к воспроиз­ведению лишь в клетках более высокоорганизованных существ.

В. — мелкая частица, способная копировать саму себя; эта способность, однако, проявляется лишь внутри живых клеток. В. имеют столь малые размеры, что могут быть раз­личимы лишь с помощью электронного микроскопа; большинство фильтров их не улавливает. Они могут инфициро­вать животных, растения и различные микроорганизмы. Основу каждого В. составляет нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), окруженная белковой оболочкой. Нек-рые В.

имеют наружную липидную оболочку. В. могут вызывать раз­личные заболевания (напр., обычную простуду, грипп, корь, свинку, ветрянку, герпес, СПИД, полиомиелит и бешенство). Против нек-рых из этих В. оказываются эффективными анти­вирусные средства; для предупреждения многих вирусных за­болеваний используются различные вакцины.

В. герпеса (герпес-вирус) [англ. herpes ползучая, распространенная кожная болезнь; herpo ползти] — пред­ставитель группы ДНК-содержащих В., к-рые могут вызы­вать скрыто протекающие инфекции у человека и живот­ных. В. герпеса является основной причиной развития гер­песа и ветрянки у человека. К группе этих В. также относятся цитомегаловирус и В. Эпстайна — Барра. В. вида Herpesvirus simiae (В. герпеса типа В [virus B]) вызывает у обезьян заболевание, сходное с простым герпесом, однако если им заражается человек, то у него может развиться тя­желый энцефалит, нередко заканчивающийся смертель­ным исходом.

В. иммунодефицита человека — см. ВИЧ.

В. Коксаки (эховирус) — представитель группы РНК-содержащих В., к-рые хорошо размножаются в желу­дочно-кишечном тракте. Существует около 30 различных видов этих В. В. Коксаки типа А [type A Coxsackie viruses] обычно вызывает более слабые и смазанные проявления раз­личных заболеваний, хотя иногда может являться причиной менингита и тяжелых инфекционных заболеваний горла. В. Коксаки типа В [type B Coxsackie viruses] может вызвать воспаление или дегенеративные изменения мозга, скелет­ных мышц или сердечной ткани.

Витализм [лат. vitalis — относящийся к жизни, жиз­ненный] — одна из основных идеалистических концеп­ций в биологии и медицине, объясняющая специфику ор­ганической жизни наличием особых нематериальных и непознаваемых факторов («жизненная сила», «порыв» и т. д. ).

 

Витальная тоска [лат. vitalis относящийся к жизни, жизненный] — беспричинно подавленное настроение с ослаблением влечений и тягостными ощущениями в области груди.

Витальность «Я» [лат. vitalis относящийся к жизни, жизненный; син.: Ясперса сознание собственного чувство­вания] — разновидность самосознания: сознание психофи­зического единства собственной личности.

Витальный [vitalis; лат. vita жизнь] — жизненный, при­жизненный, необходимый для жизни.

Витамеры [витамины + грем. meros часть] — различные химические формы одного витамина; напр., витамин Е представлен группой витамеров — а-, ß - и ƴ -токоферолами.

Витамин (-Ы) [vitaminum; лат. vita жизнь + амины] — незаменимые факторы питания органического происхожде­ния, присутствующие в пище в следовых количествах, не яв­ляющиеся пластическим материалом или источником энер­гии, но участвующие в регуляции биохимических и физио­логических процессов. Основоположником учения о В. был русский ученый Лунин, к-рый еще в 1 880 г. провел весьма по­казательные опыты, изучая пищевые потребности животно­го организма. Лишь в 1905— 1912 гг. за рубежом были прове­дены аналогичные опыты, полностью подтвердившие выво­ды Лунина. Доказательство существования В. завершилось работой польского ученого Функа (1912), к-рому принадле­жит и само название «витамины».

Витаминизация — 1. Система мероприятий, направлен­ных на повышение потребления витаминов определенными группами населения, напр, детьми, группами работающих и т. д. 2. Обогащение витаминами пищевых продуктов и/или готовой пищи для повышения их биологической ценности.

 

 

Витаминная недостаточность [син.: Голодание вита­минное] — общее название различных по клиническому про­явлению патологических состояний организма, обусловлен­ных недостаточным поступлением витаминов в организм.

Витаминные средства — лекарственные средства, дей­ствующим началом к-рых являются витамины.

Витаминология [витамин + греч. logos учение, нау­ка] — раздел гигиены питания, биохимии, фармакологии и нек-рых других медико-биологических наук, изучающий структуру и механизмы действия витаминов и разрабатыва­ющий методы их применения в лечебных и профилактиче­ских целях.

Витаминоподобные вещества — группа условно не­заменимых факторов питания, напоминающих по физиоло­гическому действию витамины, но при дефиците к-рых не наблюдается развития патологических изменений (вита­минной недостаточности).

ВИЧ (НIY) [анл. Human immunodeficiency virus] — ретровирус, вызывающий развитие у человека СПИДа. См. Вирус иммуно­дефицита человека.

Влечение — возникающее независимо от сознания субъ­ективное переживание потребности, стимулирующее деят-ть человека и придающее ей направленность.

В. импульсивное — патологическое В., внезапно овла­девающее личностью, подавляющее иные желания, подчи­няющее себе все поведение больного; продолжается от не­скольких суток; критическое отношение к В. и. отсутствует.

В. к алкоголю патологическое [англ. Craving for alcohol ] — активное стремление больных алкоголизмом к упо­треблению спиртных напитков как проявление болезненной зависимости от алкоголя. Один из основных симптомов ал­коголизма. Различают В. к алкоголю патологическое первич­ное, когда оно возникает вне состояния опьянения или похмелья, и вторичное, к-рое проявляется после начала приема алкоголя, и тогда оно сопровождается утратой количествен­ного контроля и стремлением продолжать прием алкоголя в состоянии опьянения. Кроме того, к вторичному В. к алкоголю относят и стремление к опохмелению (в состоянии абстинент­ного синдрома).

По классификации, принятой Комитетом экспертов ВОЗ (1955), различаются три варианта В. к алкоголю: а) психоло­гическая потребность в алкоголе; б) физическая потребность в устранении похмельных симптомов; в) физическая потреб­ность в алкоголе, к-рая возникает в результате физиологиче­ских расстройств, обусловленных нарушением метаболизма, эндокринных функций и т. д.

В отечественной наркологии патологическое В. к алкого­лю классифицируют следующим образом: по тяжести (лег­кий, средний и тяжелый варианты В. — И. В. Стрельчук); по выраженности В. и наличию или отсутствию компонента бо­рьбы мотивов (обсессивное и компульсивное В. —А. А. Портнов, И. Н. Пятницкая);  по охваченности больного В. (парци­альное и генерализованное В. — И. В. Стрельчук, В. Б. Альтшуллер);  по характеру проявления (постоянное и периодическое (пароксизмальное)); по возможности преодо­ления В. больным (одолимое и неодолимое); по связи с ситуа­цией (ситуационно обусловленное и возникающее спонтан­но, или импульсивное). Патологическое В. к алкоголю прояв­ляется не только в период рецидива алкоголизма, но и в период ремиссии. См. Алкоголизм.

В. контрастное — навязчивое В., по своему характеру противоположное диктуемым данной обстановкой, запрет­ное или неуместное в ней, противоречащее этическим и со­циальным установкам больного.

В. навязчивое — В. совершать ненужные и даже опас­ные действия, болезненность к-рого осознается больным со­провождается страхом или тревогой.

Вменяемость [син.: импутабельность] — возможность лица нести ответственность за совершенные им уголовно на-

казуемые деяния; в спорных случаях устанавливается судео-но-психиатрической экспертизой.

В. уменьшенная — ограниченная В. в связи с наличием психических отклонений, уменьшающих способность лица управлять своими действиями и поступками и сознавать со­вершенное; применяется в уголовных кодексах ряда стран.

Внимание — форма организации психической деят-ти, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов от­ражения при одновременном отвлечении от других объек­тов.

В. активное — В., возникновение и поддержание к-рого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуу­ма.

В. пассивное — В., направленность к-рого на тот или иной объект не связана с к. -л. намерениями, задачей или целью и определяется только свойствами самого объекта (новизна, необычность, яркость и т. д. ): физиологическим механизмом В. является ориентировочный рефлекс.

Внутренняя речь — скрытая речь, произносимая без­звучно, про себя в процессе мышления. В. р. характеризуется большой, сокращенностью (конспективностью) словесного выражения. При В. р. наблюдаются мышечные напряжения речевого аппарата (языка, губ, гортани), выявляющиеся при записи миограммы (биотоков мышц).

В. р. — важнейшая форма мышления человека, поэтому чрезвычайно важно ее полноценное формирование у детей с нарушениями речевого развития (у глухих и слабослыша­щих, а также при алалии, афазии, умственной отсталости и др. ).

Развитие В. р. осуществляется путем совершенствования внешней речи, как устной, так и письменной, и формирова­ния логических операций мышления. См. Эндофазия.

Внутричерепное давление —это давление жидкости, находящейся в желудочках головного мозга и в канале спин-

ного мозга, а также в пространстве между головным, спин­ным мозгом и костями черепа, позвоночника. Эта жидкость называется спинно-мозговой. Объем ее зависит от возраста человека и колеблется очень незначительно. Кроме того, примерно 15 % спинно-мозговой жидкости обновляется ежечасно. Патологическое повышение В. д. возникает по различным причинам. Напр., в грудном возрасте оно может быть связано с пороками развития головного мозга, опухо­лями, преждевременным сращением костей черепа (когда роднички «закрываются» раньше срока), после перенесен­ных воспалительных заболеваний головного мозга и его обо­лочек (менингит) или травмы. Таким образом, повышение В. д. — симптом, но никак не самостоятельное заболевание, т. е. В. д. — это следствие, один из диагностических призна­ков развития других заболеваний.

Симптомы стойкого В. д. могут быть совершенно разны­ми для грудничков и детей более старшего возраста. Но все они достаточно характерны.

У младенцев это, как правило, чрезмерно быстрый рост головы, нежелание пить, выкатывание глазных яблок, отве­дение их вниз (т. н. симптом «заходящего солнца»), периоди­чески возникающая рвота и частое срыгивание, выпячива­ние (выбухание) большого родничка, расхождение черепных швов, переполнение вен свода черепа, косоглазие.

Для старших детей характерна рвота, упорные головные боли, быстрая утомляемость и частые смены настроения, за­держка умственного развития, изменение двигательных на­выков, склонность к судорогам, косоглазие и т. д. Но одних только симптомов для определения В. д. недостаточно. Не­обходимы дополнительные диагностические исследования, подтверждающие это и помогающие определить причину повышения давления.

 

Такая диагностика у грудных детей проводится с по­мощью УЗИ черепа (нейросонографии) через незакры­тый большой родничок, а у старших детей с помощью компьютерной томографии и осмотра глазногодна.

 

 

Кстати, у взрослых детей признаком В. д., к-рый может увидеть окулист, является отек дисков зрительных нервов. Поэтому никогда не отказывайтесь от консультации окули­ста — его слово в постановке диагноза может стать решаю­щим.

Непосредственно измерить давление спинно-мозговой жидкости возможно только при хирургической операции, когда выполняется люмбальная или внутрижелудочковая пункция. Родителям стоит знать, что до сих пор еще попу­лярный в России метод «измерения» В. д. с помощью эхоэнцефалографии не является достоверным.

Часто после обследований малышам в поликлинике ста­вят диагноз — «гипертензионно-гидроцефальный синдром». Это объединенное название для комп­лекса симптомов, сопровождающихся повышением В. д. с расширением желудочков головного мозга. Он может сопро­вождать самые различные болезни. Как правило, родители таких младенцев приходят к врачу с жалобами на плохой сон, необъяснимые нарушения аппетита, срыгивание, дрожание ручек, ножек и подбородка у ребенка.

 

 

При осмотре у них (особенно недоношенных малышей или не избежавших других проблем, связанных с беремен­ностью мамы или родами) можно увидеть признаки непо­стоянного повышения В. д., плюс увеличение желудочной системы головного мозга без к. -л. врожденных или воспита­тельных его изменений. Это может быть одним из признаков перинатальной энцефалопатии (ПЭП). Она раз­вивается у ребенка под воздействием неблагоприятных фак­торов до рождения и в течение 28 дней после него. Поздние токсикозы, инфекции, неблагоприятная экологическая обстановка могут вызвать кислородное голодание у плода. Раз­витие малыша в условиях хронического недостатка кислоро­да (это состояние врачи называют внутриутробной гипок­сией) тормозится, и нек-рые структуры мозга к моменту рождения оказываются еще не окончательно зрелыми. Для того, чтобы поставить диагноз ПЭП и правильно лечить заболевание,

необходимы дополнительные обследования. Для грудничков — это ультразвук головного мозга через род­ничок, замеры скорости увеличения окружности головы, ди­намическое (повторное) обследование у невропатолога, а возможно, и консультация нейрохирурга. Если же у малыша обнаруживается стойкое и возрастающее увеличение объема спинно-мозговои жидкости, к-рое сопровождается увеличе­нием желудочков головного мозга, это называется гидроце­фалией (см. также Гидроцефалия) и требует быстрого и серьез­ного лечения.

При невозможности вылечить гидроцефалию консерва­тивным путем (а это зависит от причины, ее вызывающей) врачи могут прибегнуть к оперативному хирургическому вмешательству.

Большинство родителей ребят старшего возраста, к-рым поставлен диагноз «гипертензионно-гидроцефальный синд­ром», приходят на прием к врачу с жалобами на то, что их ма­лыш долго не может усидеть на одном месте, эмоционально лабилен, легко отвлекается, импульсивен, быстро утомляет­ся, страдает головными болями, к-рые иногда сопровожда­ются рвотой, плохо спит и т. д.

При обследовании невропатолог обычно назначает осмотр глазного дна, ЭЭГ. А если обнаружена патология дис­ков зрительных нервов, необходима магнитно-резонансная или компьютерная томография. Но чаще всего эти симпто­мы говорят о таком, тоже распространенном, состоянии, как малая мозговая дисфункция, и различных вариантах его про­явления.

Если в младенчестве был поставлен диагноз ПЭП, то в более страшем возрасте у таких детей часто развивается ма­лая мозговая дисфункция (ММД). При ее лечении также используются препараты, улучшающие питание головного мозга (так называемые ноотропы). А при необходи­мости назначают успокоительные и сосудистые препараты, витамины.

 

 

В. д. можно сравнить с артериальным. Оно есть у каждого человека и может подниматься на короткое время по вполне естественным причинам. Напр., в процессе дефекации или в результате психоэмоционального стресса. Это происходит даже тогда, когда малыш сосет молоко из маминой груди (а от него этот процесс требует большого напряжения). Разуме­ется, такое кратковременное повышение не требует никако­го спец. лечения. См. Давление.

Внушаемость — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздейст­вию со стороны другого лица или группы лиц.

Внушение [suggestio; син.: Суггестия] — в психотерапии — целенаправленное психическое воздействие, воспринимае­мое субъектом пассивно, без критической оценки.

В. вербальное — см. В. словесное.

В. гипнотическое [s. hypnotica]В., направленное на человека или группу людей, находящихся в состоянии гип­ноза: применяется в индивидуальной и коллективной психо­терапии.

В. зрительное [s. visualis] — В., включающее использо­вание изображения лиц, предметов или явлений.

В. косвенное [s. obliqua]— В. посредством предметов или явлений, к-рым внушающим придано определенное значение.

В. постгипнотическое [s. posthypnotica] —- гипнотиче­ское В., распростроняющее свое действие на поведение, установки, отношения, самочувствие больного и т. п. после выхода из состояния гипноза.

В. прямое [s. recta] — В. с помощью непосредственно обращенной к больному речи внушающего.

В. словесное [s. verbalis; син.: В. вербальное] — В. с по­мощью речевого воздействия.

 

Воды околоплодные [англ. Amniotic fluid ] — жидкость, содержащаяся внутри амниотического мешка. Внутри нее находится растущий плод, к-рый таким образом защищается от внешнего давления. Первоначально околоплодные воды секретируются амнионом, позднее к ним добавляется также моча, выделяемая почками плода. Частично околоплодные воды заглатываются плодом и всасываются у него в кишеч­нике.

Воды передние [англ. forewaters ] — околоплодные воды, удаляющиеся из матки через влагалище, когда часть амнио­на, расположенная перед предлежащей частью плода, раз­рывается (самопроизвольно или с помощью амниотомии). Самопроизвольный разрыв амниона происходит обычно во время родов, но может произойти и до их начала (преждевре­менный разрыв плодных оболочек).

Водянка [hydrops] — скопление транссулата в к. -л. полости

тела.

В. беременных [h. gravidarum] — начальная форма позднего токсикоза беременных, заключающаяся в задержке жидкости в организме без нарушения функции почек и про­являющаяся развитием отеков.

В. глаза — см. Гидрофтальм.

В. головного мозга — см. Гидроцефалия.

В. плода [h. fetalis] — появление на свет ребенка с выра­женными отеками: жидкость скапливается во всех полостях его тела, особенно в брюшной и плевральной полостях. Час­то в этом случае спасти жизнь ребенка не удается. Существу­ет множество причин развития у плода В., однако чаще всего она связана с тяжелой анемией, развивающейся в результате гемолитической болезни новорожденных. Врожденные по­роки сердца, а также заболевания легких и почек иногда тоже являются причиной развития у плода В. Повторная внутри-маточная трансфузия, осуществляемая в брюшную полость плода во время беременности, позволяет спасти жизнь многим младенцам, у к-рых диагностирована гемолитическая болезнь, являющаяся причиной развития В.

Возбуждение1 [лат. Excitatio ; син.: В. психомоторное] — в психиатрии — общее название психопатологических состоя­ний с выраженным усилением психической и двигательной активности.

В. аментивное [е. атentialis; лат. amentio — безумие] — В. с некоординированными однообразными движениями, наблюдающееся при аментивном синдроме в сочетании с другими его признаками.

В. галлюцинаторное [е. hallucinatoria] — В., возникаю­щее в связи с наплывом галлюцинаций.

В. гебефреническое [е. hebephrenica] — В. при гебефреническом синдроме, проявляющееся нелепо-дурашли­вым поведением (гримасничанье, кривлянье, немотивиро­ванный смех и т. п. ).

В. гебефренопуэрильное [е. hebephrenopuerilis] — ге­бефреническое В. с выраженными детскими чертами в пове­дении и речи (употребление уменьшительных слов, сюсюка­нье и т. п. ).

В. гиперкинетическое [е. hyperkinetica] — резкое дви­гательное В. с усилением как экспрессивной моторики (ми­мика, жестикуляция), так и реактивных и спонтанных дви­жений, напоминающих произвольные, при отсутствии рече­вого В.

В. двигательное — В., проявляющееся преимущест­венно повышением двигательной активности.

В. импульсивное [е. impulsiva] — В. с преобладанием внезапных, стремительных двигательных реакций в форме агрессивных и разрушительных действий, бессмысленного сопротивления, вычурных или ритмических движений, гри­масничанья, крика, разорванной или бессвязной речи.

В. кататоническое [е. сatatonica] — В., проявляющееся манерными, вычурными, импульсивными, некоординированными, иногда ритмическими, однообразно повторяю­щимися движениями и говорливостью, вплоть до бессвязной речи, сочетающимися с другими признаками кататонического синдрома.

В. к. неистовое немое — тяжелая степень В. к., прояв­ляющаяся непрерывными хаотическими движениями, бес­порядочным метанием, яростным сопротивлением, нанесе­нием себе повреждений и сопровождающаяся молчанием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...