Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в 4 страница
Мозг человека имеет огромное кол-во нейронов, отличающихся друг от друга генетической программой развития. Чтобы мыслить, подвергнуть анализу действия других, ребенок должен пройти спец. обучение, должен «научиться мыслить». Речь, мышление, постановка целей и их реализация — качества человеческой психики. Ребенок рождается без речи, с нулевым запасом знаний и умений. Развитие корковых речевых центров является не спонтанным результатом генетической программы онтогенеза, а результатом жизненного опыта, обучения и воспитания, это касается и гностических центров коры головного мозга. Процесс развития нервной системы очень сложен. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают главным образом функциональные системы мозга, к-рые обеспечивают важные функции: дыхания, кровообращения, питания. Созревание других функциональных систем как бы оставлено на послеродовой период, причем длительность этого срока самая большая во всем эволюционном ряду. Длительность периода послеродового развития человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения не только в детстве, но и всю жизнь. Обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь — продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание. Биологическая программа развития мозга реализуется всегда в конкретной окружающей среде, к-рая может способствовать его развитию, а может и мешать, приводя к поломкам или задержкам развития. Напр., дети, лишенные слуха от рождения или лишившиеся его вскоре после рождения, не имеют нормальной возможности контактировать с окружающими людьми. В результате задерживается их нервно-психическое развитие.
В тех случаях, когда имеется «поломка» к. -л. механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. «Поломка» может произойти на разных уровнях: могут быть нарушены ввод информации, ее прием и переработка. Напр., поражение внутреннего уха, связанное с развитием тугоухости, обусловит снижение потока информации, с одной стороны. А с другой — приведет к функциональной незрелости и к структурному недоразвитию коркового отдела слухового анализатора. Дальше, как по цепочке, недоразвитие слуховой зоны коры ведет к нарушению двигательной зоны коры. В этих случаях оказывается нарушенным фонематический слух и фонематическое оформление речи. Раз страдает речь, страдает и интеллектуальное развитие ребенка, в результате чего значительно затрудняется процесс его обучения и воспитания. Таким образом, недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями. Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры больших полушарий, формирование сложных «ансамблей» нейронов составляют основу компенсаторных возможностей коры головного мозга. Резервы компенсаторных возможностей коры головного мозга поистине грандиозны. По современным расчетам, мозг человека может вместить примерно 1 020 единиц информации. Из имеющихся в мозгу 15 млрд клеток человек использует лишь 4 %. Наличие больших резервных возможностей нервной системы используется нейропсихологами и спец. педагогами в процессе реабилитации больных с теми или иными отклонениями в развитии или в результате приобретенных нарушений. Недифференцированность специфичности клеток коры головного мозга в условиях патологии является важной основой компенсации нарушенных функций. Развивая особыми методами сохранные функции, как бы гипертрофируя и приспособляя их к выполнению качественно новых функций, можно добиться значительных успехов в восстановлении ослабленных или утраченных функций (В. М. Астапов).
Взрослый -— лицо, достигшее возраста восемнадцати лет. Вибратор [лат. vibrator — колебатель] — в сурдопедагогике — прибор, преобразующий звучащую речь в механические колебания одной или нескольких пластинок и предназначенный для тактильно-вибрационного восприятия элементов речи глухими.
Вибрационная чувствительность [лат. vibratio колебания, дрожание, тряска] — чувствительность к кожно-механическим раздражениям ритмического характера (вибрациям), возникающим при действии на кожу вибрирующих предметов, воздуха и т. д. Вибрационное Ощущение [лат. vibratio — колебания, дрожание, тряска] — один из видов кожных ощущений; возникает при воздействии на кожу быстро следующих друг за другом прерывистых раздражений: вибрирующих предметов (напр., камертона, вибратора), прерывистой струи воздуха и т. п. Виброскоп [лат. vibrare — колебаться, греч. skopeo — смотрю] — прибор для контроля вибраций, возникающих в различных частях речевого аппарата в момент его работы. «Видимая речь» — прибор, преобразующий речь в оптические сигналы, появляющиеся на особом экране. Сконструированный первоначально для акустического анализа речи, прибор в то же время предназначался для зрительного восприятия устной речи глухими взамен чтения. Сопоставляя видимые на экране сигналы, ученик сравнивает свое произношение с произношением учителя и таким образом контролирует себя. ВИЗИОНИЗМ [лат. visus —зрение] — см. Вуайеризм. Визуализация [лат. visualis — зрительный] — в психиатрии — видоизменение в процессе психического заболевания идеаторных психических расстройств, к-рые приобретают образность в результате появления зрительных иллюзий и галлюцинаций.
Визуальный [лат. visualis — зрительный] — воспринимаемый или производимый посредством зрения. Visus [лат. —- зрение] — см. Острота зрения. Визускоп [лат. visus — зрение + греч. skopeo — рассматривать] — переносной прибор для исследования глазного дна, обеспечивающий офтальмоскопию в прямом и обратном виде, диафаноскопию, щелевое освещение переднего отрезка глаза, определение рефракции глаза, зрительной фиксации и калиброметрию сосудов глазного дна. Вильямса синдром — редкое наследственное нарушение, для к-рого характерно специфическое сочетание умственной отсталости, врожденного порока сердца и своеобразного строения лица (последним определяется еще одно название синдрома — «лицо эльфа»). Интеллектуальные нарушения начинают заметно проявляться примерно на третьем году жизни и часто сочетаются с двигательной недостаточностью. Винофобия [лат. vinum — вино + греч. phobos — страх] — боязнь употреблять вино. Вирилизм [virilism] — приобретение женщиной вторичных мужских половых признаков: появление избыточного количества волос на теле, увеличение мышечной массы, огрубление голоса (маскулинизация) и развитие мужских психологических черт. Вирус (-ы) [лат. virus — яд] — неклеточные формы жизни, обладающие геномом (ДНК или РНК), но лишенные собственного синтезирующего аппарата и способные к воспроизведению лишь в клетках более высокоорганизованных существ. В. — мелкая частица, способная копировать саму себя; эта способность, однако, проявляется лишь внутри живых клеток. В. имеют столь малые размеры, что могут быть различимы лишь с помощью электронного микроскопа; большинство фильтров их не улавливает. Они могут инфицировать животных, растения и различные микроорганизмы. Основу каждого В. составляет нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), окруженная белковой оболочкой. Нек-рые В. имеют наружную липидную оболочку. В. могут вызывать различные заболевания (напр., обычную простуду, грипп, корь, свинку, ветрянку, герпес, СПИД, полиомиелит и бешенство). Против нек-рых из этих В. оказываются эффективными антивирусные средства; для предупреждения многих вирусных заболеваний используются различные вакцины.
В. герпеса (герпес-вирус) [англ. herpes — ползучая, распространенная кожная болезнь; herpo — ползти] — представитель группы ДНК-содержащих В., к-рые могут вызывать скрыто протекающие инфекции у человека и животных. В. герпеса является основной причиной развития герпеса и ветрянки у человека. К группе этих В. также относятся цитомегаловирус и В. Эпстайна — Барра. В. вида Herpesvirus simiae (В. герпеса типа В [virus B]) вызывает у обезьян заболевание, сходное с простым герпесом, однако если им заражается человек, то у него может развиться тяжелый энцефалит, нередко заканчивающийся смертельным исходом. В. иммунодефицита человека — см. ВИЧ. В. Коксаки (эховирус) — представитель группы РНК-содержащих В., к-рые хорошо размножаются в желудочно-кишечном тракте. Существует около 30 различных видов этих В. В. Коксаки типа А [type A Coxsackie viruses] обычно вызывает более слабые и смазанные проявления различных заболеваний, хотя иногда может являться причиной менингита и тяжелых инфекционных заболеваний горла. В. Коксаки типа В [type B Coxsackie viruses] может вызвать воспаление или дегенеративные изменения мозга, скелетных мышц или сердечной ткани. Витализм [лат. vitalis — относящийся к жизни, жизненный] — одна из основных идеалистических концепций в биологии и медицине, объясняющая специфику органической жизни наличием особых нематериальных и непознаваемых факторов («жизненная сила», «порыв» и т. д. ).
Витальная тоска [лат. vitalis — относящийся к жизни, жизненный] — беспричинно подавленное настроение с ослаблением влечений и тягостными ощущениями в области груди. Витальность «Я» [лат. vitalis — относящийся к жизни, жизненный; син.: Ясперса сознание собственного чувствования] — разновидность самосознания: сознание психофизического единства собственной личности. Витальный [vitalis; лат. vita — жизнь] — жизненный, прижизненный, необходимый для жизни. Витамеры [витамины + грем. meros — часть] — различные химические формы одного витамина; напр., витамин Е представлен группой витамеров — а-, ß - и ƴ -токоферолами. Витамин (-Ы) [vitaminum; лат. vita — жизнь + амины] — незаменимые факторы питания органического происхождения, присутствующие в пище в следовых количествах, не являющиеся пластическим материалом или источником энергии, но участвующие в регуляции биохимических и физиологических процессов. Основоположником учения о В. был русский ученый Лунин, к-рый еще в 1 880 г. провел весьма показательные опыты, изучая пищевые потребности животного организма. Лишь в 1905— 1912 гг. за рубежом были проведены аналогичные опыты, полностью подтвердившие выводы Лунина. Доказательство существования В. завершилось работой польского ученого Функа (1912), к-рому принадлежит и само название «витамины».
Витаминизация — 1. Система мероприятий, направленных на повышение потребления витаминов определенными группами населения, напр, детьми, группами работающих и т. д. 2. Обогащение витаминами пищевых продуктов и/или готовой пищи для повышения их биологической ценности.
Витаминная недостаточность [син.: Голодание витаминное] — общее название различных по клиническому проявлению патологических состояний организма, обусловленных недостаточным поступлением витаминов в организм. Витаминные средства — лекарственные средства, действующим началом к-рых являются витамины. Витаминология [витамин + греч. logos — учение, наука] — раздел гигиены питания, биохимии, фармакологии и нек-рых других медико-биологических наук, изучающий структуру и механизмы действия витаминов и разрабатывающий методы их применения в лечебных и профилактических целях. Витаминоподобные вещества — группа условно незаменимых факторов питания, напоминающих по физиологическому действию витамины, но при дефиците к-рых не наблюдается развития патологических изменений (витаминной недостаточности). ВИЧ (НIY) [анл. Human immunodeficiency virus] — ретровирус, вызывающий развитие у человека СПИДа. См. Вирус иммунодефицита человека. Влечение — возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деят-ть человека и придающее ей направленность. В. импульсивное — патологическое В., внезапно овладевающее личностью, подавляющее иные желания, подчиняющее себе все поведение больного; продолжается от нескольких суток; критическое отношение к В. и. отсутствует. В. к алкоголю патологическое [англ. Craving for alcohol ] — активное стремление больных алкоголизмом к употреблению спиртных напитков как проявление болезненной зависимости от алкоголя. Один из основных симптомов алкоголизма. Различают В. к алкоголю патологическое первичное, когда оно возникает вне состояния опьянения или похмелья, и вторичное, к-рое проявляется после начала приема алкоголя, и тогда оно сопровождается утратой количественного контроля и стремлением продолжать прием алкоголя в состоянии опьянения. Кроме того, к вторичному В. к алкоголю относят и стремление к опохмелению (в состоянии абстинентного синдрома). По классификации, принятой Комитетом экспертов ВОЗ (1955), различаются три варианта В. к алкоголю: а) психологическая потребность в алкоголе; б) физическая потребность в устранении похмельных симптомов; в) физическая потребность в алкоголе, к-рая возникает в результате физиологических расстройств, обусловленных нарушением метаболизма, эндокринных функций и т. д. В отечественной наркологии патологическое В. к алкоголю классифицируют следующим образом: по тяжести (легкий, средний и тяжелый варианты В. — И. В. Стрельчук); по выраженности В. и наличию или отсутствию компонента борьбы мотивов (обсессивное и компульсивное В. —А. А. Портнов, И. Н. Пятницкая); по охваченности больного В. (парциальное и генерализованное В. — И. В. Стрельчук, В. Б. Альтшуллер); по характеру проявления (постоянное и периодическое (пароксизмальное)); по возможности преодоления В. больным (одолимое и неодолимое); по связи с ситуацией (ситуационно обусловленное и возникающее спонтанно, или импульсивное). Патологическое В. к алкоголю проявляется не только в период рецидива алкоголизма, но и в период ремиссии. См. Алкоголизм. В. контрастное — навязчивое В., по своему характеру противоположное диктуемым данной обстановкой, запретное или неуместное в ней, противоречащее этическим и социальным установкам больного. В. навязчивое — В. совершать ненужные и даже опасные действия, болезненность к-рого осознается больным сопровождается страхом или тревогой. Вменяемость [син.: импутабельность] — возможность лица нести ответственность за совершенные им уголовно на- казуемые деяния; в спорных случаях устанавливается судео-но-психиатрической экспертизой. В. уменьшенная — ограниченная В. в связи с наличием психических отклонений, уменьшающих способность лица управлять своими действиями и поступками и сознавать совершенное; применяется в уголовных кодексах ряда стран. Внимание — форма организации психической деят-ти, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов отражения при одновременном отвлечении от других объектов. В. активное — В., возникновение и поддержание к-рого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума. В. пассивное — В., направленность к-рого на тот или иной объект не связана с к. -л. намерениями, задачей или целью и определяется только свойствами самого объекта (новизна, необычность, яркость и т. д. ): физиологическим механизмом В. является ориентировочный рефлекс. Внутренняя речь — скрытая речь, произносимая беззвучно, про себя в процессе мышления. В. р. характеризуется большой, сокращенностью (конспективностью) словесного выражения. При В. р. наблюдаются мышечные напряжения речевого аппарата (языка, губ, гортани), выявляющиеся при записи миограммы (биотоков мышц). В. р. — важнейшая форма мышления человека, поэтому чрезвычайно важно ее полноценное формирование у детей с нарушениями речевого развития (у глухих и слабослышащих, а также при алалии, афазии, умственной отсталости и др. ). Развитие В. р. осуществляется путем совершенствования внешней речи, как устной, так и письменной, и формирования логических операций мышления. См. Эндофазия. Внутричерепное давление —это давление жидкости, находящейся в желудочках головного мозга и в канале спин- ного мозга, а также в пространстве между головным, спинным мозгом и костями черепа, позвоночника. Эта жидкость называется спинно-мозговой. Объем ее зависит от возраста человека и колеблется очень незначительно. Кроме того, примерно 15 % спинно-мозговой жидкости обновляется ежечасно. Патологическое повышение В. д. возникает по различным причинам. Напр., в грудном возрасте оно может быть связано с пороками развития головного мозга, опухолями, преждевременным сращением костей черепа (когда роднички «закрываются» раньше срока), после перенесенных воспалительных заболеваний головного мозга и его оболочек (менингит) или травмы. Таким образом, повышение В. д. — симптом, но никак не самостоятельное заболевание, т. е. В. д. — это следствие, один из диагностических признаков развития других заболеваний. Симптомы стойкого В. д. могут быть совершенно разными для грудничков и детей более старшего возраста. Но все они достаточно характерны. У младенцев это, как правило, чрезмерно быстрый рост головы, нежелание пить, выкатывание глазных яблок, отведение их вниз (т. н. симптом «заходящего солнца»), периодически возникающая рвота и частое срыгивание, выпячивание (выбухание) большого родничка, расхождение черепных швов, переполнение вен свода черепа, косоглазие. Для старших детей характерна рвота, упорные головные боли, быстрая утомляемость и частые смены настроения, задержка умственного развития, изменение двигательных навыков, склонность к судорогам, косоглазие и т. д. Но одних только симптомов для определения В. д. недостаточно. Необходимы дополнительные диагностические исследования, подтверждающие это и помогающие определить причину повышения давления.
Такая диагностика у грудных детей проводится с помощью УЗИ черепа (нейросонографии) через незакрытый большой родничок, а у старших детей с помощью компьютерной томографии и осмотра глазногодна.
Кстати, у взрослых детей признаком В. д., к-рый может увидеть окулист, является отек дисков зрительных нервов. Поэтому никогда не отказывайтесь от консультации окулиста — его слово в постановке диагноза может стать решающим. Непосредственно измерить давление спинно-мозговой жидкости возможно только при хирургической операции, когда выполняется люмбальная или внутрижелудочковая пункция. Родителям стоит знать, что до сих пор еще популярный в России метод «измерения» В. д. с помощью эхоэнцефалографии не является достоверным. Часто после обследований малышам в поликлинике ставят диагноз — «гипертензионно-гидроцефальный синдром». Это объединенное название для комплекса симптомов, сопровождающихся повышением В. д. с расширением желудочков головного мозга. Он может сопровождать самые различные болезни. Как правило, родители таких младенцев приходят к врачу с жалобами на плохой сон, необъяснимые нарушения аппетита, срыгивание, дрожание ручек, ножек и подбородка у ребенка.
При осмотре у них (особенно недоношенных малышей или не избежавших других проблем, связанных с беременностью мамы или родами) можно увидеть признаки непостоянного повышения В. д., плюс увеличение желудочной системы головного мозга без к. -л. врожденных или воспитательных его изменений. Это может быть одним из признаков перинатальной энцефалопатии (ПЭП). Она развивается у ребенка под воздействием неблагоприятных факторов до рождения и в течение 28 дней после него. Поздние токсикозы, инфекции, неблагоприятная экологическая обстановка могут вызвать кислородное голодание у плода. Развитие малыша в условиях хронического недостатка кислорода (это состояние врачи называют внутриутробной гипоксией) тормозится, и нек-рые структуры мозга к моменту рождения оказываются еще не окончательно зрелыми. Для того, чтобы поставить диагноз ПЭП и правильно лечить заболевание, необходимы дополнительные обследования. Для грудничков — это ультразвук головного мозга через родничок, замеры скорости увеличения окружности головы, динамическое (повторное) обследование у невропатолога, а возможно, и консультация нейрохирурга. Если же у малыша обнаруживается стойкое и возрастающее увеличение объема спинно-мозговои жидкости, к-рое сопровождается увеличением желудочков головного мозга, это называется гидроцефалией (см. также Гидроцефалия) и требует быстрого и серьезного лечения. При невозможности вылечить гидроцефалию консервативным путем (а это зависит от причины, ее вызывающей) врачи могут прибегнуть к оперативному хирургическому вмешательству. Большинство родителей ребят старшего возраста, к-рым поставлен диагноз «гипертензионно-гидроцефальный синдром», приходят на прием к врачу с жалобами на то, что их малыш долго не может усидеть на одном месте, эмоционально лабилен, легко отвлекается, импульсивен, быстро утомляется, страдает головными болями, к-рые иногда сопровождаются рвотой, плохо спит и т. д. При обследовании невропатолог обычно назначает осмотр глазного дна, ЭЭГ. А если обнаружена патология дисков зрительных нервов, необходима магнитно-резонансная или компьютерная томография. Но чаще всего эти симптомы говорят о таком, тоже распространенном, состоянии, как малая мозговая дисфункция, и различных вариантах его проявления. Если в младенчестве был поставлен диагноз ПЭП, то в более страшем возрасте у таких детей часто развивается малая мозговая дисфункция (ММД). При ее лечении также используются препараты, улучшающие питание головного мозга (так называемые ноотропы). А при необходимости назначают успокоительные и сосудистые препараты, витамины.
В. д. можно сравнить с артериальным. Оно есть у каждого человека и может подниматься на короткое время по вполне естественным причинам. Напр., в процессе дефекации или в результате психоэмоционального стресса. Это происходит даже тогда, когда малыш сосет молоко из маминой груди (а от него этот процесс требует большого напряжения). Разумеется, такое кратковременное повышение не требует никакого спец. лечения. См. Давление. Внушаемость — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц. Внушение [suggestio; син.: Суггестия] — в психотерапии — целенаправленное психическое воздействие, воспринимаемое субъектом пассивно, без критической оценки. В. вербальное — см. В. словесное. В. гипнотическое [s. hypnotica] — В., направленное на человека или группу людей, находящихся в состоянии гипноза: применяется в индивидуальной и коллективной психотерапии. В. зрительное [s. visualis] — В., включающее использование изображения лиц, предметов или явлений. В. косвенное [s. obliqua]— В. посредством предметов или явлений, к-рым внушающим придано определенное значение. В. постгипнотическое [s. posthypnotica] —- гипнотическое В., распростроняющее свое действие на поведение, установки, отношения, самочувствие больного и т. п. после выхода из состояния гипноза. В. прямое [s. recta] — В. с помощью непосредственно обращенной к больному речи внушающего. В. словесное [s. verbalis; син.: В. вербальное] — В. с помощью речевого воздействия.
Воды околоплодные [англ. Amniotic fluid ] — жидкость, содержащаяся внутри амниотического мешка. Внутри нее находится растущий плод, к-рый таким образом защищается от внешнего давления. Первоначально околоплодные воды секретируются амнионом, позднее к ним добавляется также моча, выделяемая почками плода. Частично околоплодные воды заглатываются плодом и всасываются у него в кишечнике. Воды передние [англ. forewaters ] — околоплодные воды, удаляющиеся из матки через влагалище, когда часть амниона, расположенная перед предлежащей частью плода, разрывается (самопроизвольно или с помощью амниотомии). Самопроизвольный разрыв амниона происходит обычно во время родов, но может произойти и до их начала (преждевременный разрыв плодных оболочек). Водянка [hydrops] — скопление транссулата в к. -л. полости тела. В. беременных [h. gravidarum] — начальная форма позднего токсикоза беременных, заключающаяся в задержке жидкости в организме без нарушения функции почек и проявляющаяся развитием отеков. В. глаза — см. Гидрофтальм. В. головного мозга — см. Гидроцефалия. В. плода [h. fetalis] — появление на свет ребенка с выраженными отеками: жидкость скапливается во всех полостях его тела, особенно в брюшной и плевральной полостях. Часто в этом случае спасти жизнь ребенка не удается. Существует множество причин развития у плода В., однако чаще всего она связана с тяжелой анемией, развивающейся в результате гемолитической болезни новорожденных. Врожденные пороки сердца, а также заболевания легких и почек иногда тоже являются причиной развития у плода В. Повторная внутри-маточная трансфузия, осуществляемая в брюшную полость плода во время беременности, позволяет спасти жизнь многим младенцам, у к-рых диагностирована гемолитическая болезнь, являющаяся причиной развития В. Возбуждение1 [лат. Excitatio ; син.: В. психомоторное] — в психиатрии — общее название психопатологических состояний с выраженным усилением психической и двигательной активности. В. аментивное [е. атentialis; лат. amentio — безумие] — В. с некоординированными однообразными движениями, наблюдающееся при аментивном синдроме в сочетании с другими его признаками. В. галлюцинаторное [е. hallucinatoria] — В., возникающее в связи с наплывом галлюцинаций. В. гебефреническое [е. hebephrenica] — В. при гебефреническом синдроме, проявляющееся нелепо-дурашливым поведением (гримасничанье, кривлянье, немотивированный смех и т. п. ). В. гебефренопуэрильное [е. hebephrenopuerilis] — гебефреническое В. с выраженными детскими чертами в поведении и речи (употребление уменьшительных слов, сюсюканье и т. п. ). В. гиперкинетическое [е. hyperkinetica] — резкое двигательное В. с усилением как экспрессивной моторики (мимика, жестикуляция), так и реактивных и спонтанных движений, напоминающих произвольные, при отсутствии речевого В. В. двигательное — В., проявляющееся преимущественно повышением двигательной активности. В. импульсивное [е. impulsiva] — В. с преобладанием внезапных, стремительных двигательных реакций в форме агрессивных и разрушительных действий, бессмысленного сопротивления, вычурных или ритмических движений, гримасничанья, крика, разорванной или бессвязной речи. В. кататоническое [е. сatatonica] — В., проявляющееся манерными, вычурными, импульсивными, некоординированными, иногда ритмическими, однообразно повторяющимися движениями и говорливостью, вплоть до бессвязной речи, сочетающимися с другими признаками кататонического синдрома. В. к. неистовое немое — тяжелая степень В. к., проявляющаяся непрерывными хаотическими движениями, беспорядочным метанием, яростным сопротивлением, нанесением себе повреждений и сопровождающаяся молчанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|