Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в 6 страница
метрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: 1) непосредственного В. акта перемещения; 2) умозаключения о движении объекта. С помощью зрения информация о движении объектов получается при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В. д. затрудняют нарушения остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и др. функций зрительной системы. В. зрительное — с помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения В. з. рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения (Ю. А. Кулагин). Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает В. з. пространственных отношений между изображенными на нем предметами (М. Б. Эйдинова). Резкое снижение скорости зрительного В. геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у слабовидящих при чтении и письме. При чтении возникают оптико-гностические нарушения, основными причинами к-рых являются нерасчлененность зрительного В., смешение сходных форм, несформи-рованность пространственных представлений. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают ли-
нии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов. Наиболее значительное нарушение зрительного В. наблюдается при остроте зрения 0, 2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в нек-рых видах деят-ти и в ориентировке в пространстве. В. осязательное — способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном В. участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная. Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязательное В. При любом способе В. возникает образ, адекватный осязательному ощупыванию предмета. При осязании сложных объектов одной рукой наблюдается неустойчивость сигналов, нарушается пропорциональность соотношения частей объекта и между другими объектами, снижается скорость В. о. по сравнению с двуручным осязанием. Более эффективный процесс осязательного обследования предметов — двуручный. Он имеет три основные фазы: 1) ориентировочную фазу; когда движения определяют положение объекта в осязательном поле; 2) фазу ощупывания объекта, при к-рой происходит анализ деталей контура; 3) фазу ощупывания объекта, во время к-рой синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ. Проиллюстрируем это на примере В. о. слепыми рельефных изображений. Анализ движений, осуществляемых пальцами рук при В. о. рельефных изображений, показывает, что имеется несколько видов движений. Первые из них направлены на ориентировку в зоне рабочего места и нахождение изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуют-
ся относительно большой скоростью. Они, как правило, непрерывны. Обе руки движутся синхронно и симметрично, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Пальцы рук легко скользят по рабочему листу и полю рисунка. Тактильная информация, получаемая в это время, минимальна и отрывочна и состоит из данных, характеризующих рабочее место и нахождение листа бумаги с изображением. Заканчиваются эти движения установлением контакта рук с изображением. Последующие движения пальцев рук сканируют изображение, его форму, размер, пропорциональные отношения, т. е. исходные данные, на основе к-рых формируется соответствующее представление. Пользуясь терминологией Б. Г. Ананьева и соавторов, движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отыскиванием собственно изображения, можно определить как поисковые, а движения, связанные с его опознанием, — как прослеживающие. Поисковые движения уч-ся обычно осуществляют успешно. Объясняется это тем, что они часто пользуются этими движениями при ориентировке в пределах осязательного поля. Что касается прослеживающих движений, то их рациональность зависит от знания правил чтения изображений, уровня представлений о форме и размерах изображения. В ряде случаев незрячие для В. о. особо мелких деталей используют ротовое осязание, напр, для вдевания нитки в ушко иголки, определения толщины нитки и т. д. Используя высокую осязательную чувствительность, слепые с частичной ампутацией рук пользуются чувствительностью культей, пальцев ног, подбородка, носа и других частей тела. Виды осязательного В. В общей психологии и тифлопси-хологии различают три вида (формы) осязательного В.: пассивное, активное (гаптика) и опосредованное (инструментальное). Пассивная форма осязания наблюдается при сочетании различных видов кожной чувствительности в
условиях относительного покоя рецепторнои поверхности и соприкасающегося с ней предмета. В результате соприкосновения возникают ощущения, отражающие в В. ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов. Пассивное осязание не отражает полной совокупности признаков предметов и не воссоздает целостного образа.
Активное осязание (гаптика) формируется в результате активного ощупывания объектов. В основе активного осязания — совместная деят-ть кожно-мышечного и двигательного анализаторов. В процессе движения рук происходит вычленение контуров и форм предметов. Активное осязание совместно с остаточным зрением у частично видя-ших детей является основным способом отражения пространственных признаков и свойств предметного мира. Активное осязание составляет основу чувственного познания незрячих и является основным в учебной и трудовой деят-ти. Опосредованное (и нструментальное) осязание — это такая форма осязательного В., при к-рой ощупывание объекта происходит с помощью инструмента или орудия, напр., ощупывание дороги тростью, чтение слепым рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля, осязание через подошвы обуви рельефа дороги. Опосредованное В. может иметь место преимущественно в условиях, когда предметы труднодоступны для прямого ощупывания. Чтобы существенно расширить пределы чувственного познания, используют различные приборы, позволяющие лицам с нарушенным или отсутствующим зрением опосредованно воспринимать недоступную для В. информацию. В. с помощью тифлотехнических средств получило название приборного В. Для этого созданы фотоэлектрические сигнализаторы, измерительные приборы, устройства для ориентировки в пространтсве с тактильной индикацией. Осязательное В. пространственных свойств предметов. Как было сказано выше, В. о. пространства складывается из В. величины, формы, глубины и удаленности. В отличие от зрячих у слепых различение пространственных свойств происходит не визуально, а контактно. В основном осязательное В. пространства происходит при совместной деят-ти кожно-мышечного и двигательного анализаторов с участием периферического, проводникового и центрального отделов осязательной системы.
В результате спец. обучения у слепых детей может в со-вершентсве развиться осязательное В. пространственных признаков (форма, величина и др. ) и пространственных отношений. Так, под влиянием обучения они легко дифференцируют и опознают предметы круглой или овальной формы (овощи, фрукты, ягоды и др. ), а также прямоугольной или квадратной (конверт, линейка, блокнот и др. ). Несколько труднее они дифференцируют и опознают предметы сложной геометрической конфигурации (игрушки, предметы быта и др. ), поскольку это предполагает знание конструктивных особенностей и принципа их действия. Значительные сложности для В. представляют динамические изменения в форме, размерах, взаимоотношениях частей объекта. В условиях обучения осязательное В. у слепых детей развивается, становится более тонким и расчлененным, что позволяет им при приближенных оценках величины и размеров пользоваться своеобразным осязательным «глазомером». На большие возможности измерительных действий слепых, производимых с помощью осязания, указывали М. И. Земцова, Г. Н. Роганов и др. Для измерения и сравнения предметов они используют пальцы, кисти рук, размеры между разведенными пальцами. Обычно мерками служат ширина ладони, длина и толщина пальцев, расстояние между ними. У слепых отмечаются особенности пространственных преобразований, что наиболее рельефно проявляется при изучении изобразительного искусства и черчения. Они успешно осуществляют пространственные (масштабные) преобразования малых величин. Особенно это проявляется
при масштабе уменьшения 1: 2, 1: 5, 1: 10. Объясняется это тем, что у слепых имеются более богатые представления об объектах и пространствах, находящихся в поле осязательного В. Значительно труднее производятся пространственные (масштабные) преобразования и формирование представлений о предмете по рисунку и чертежу при масштабе уменьшения 1: 620, 1: 650. Это связано с тем, что слепым детям трудно представить предметы больших размеров, поскольку они выходят за пределы осязательного В., а опыта обследования и измерения больших предметов у них нет. В этой связи необходимо, чтобы дети чаще осуществляли пространственные преобразования, производили измерения предметов и делали соответствующие вычисления. В. слуховое — у детей дошкольного и школьного возраста участвует в компенсации слепоты и слабовидения. Слепой ребенок учится использовать звуковые признаки предметов, голос родителей для ориентировки, узнавания и формирования образов окружающего его мира. Согласно исследованиям М. И. Земцовой, развитие ориентировки на звуки проходит в несколько этапов. Тонкая и точная диффе-ренцировка слухового В. у незрячих детей формируется в младшем дошкольном возрасте. В то же время соотноси-мость звуков с предметностью В. с. в раннем возрасте еще низка по сравнению с В. детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие слуха при отсутствии зрения по-разному сказывается на познавательной деят-ти, ориентировке и поведении детей.
При снижении слуха дети чаще переходят от слуховой опоры В. на осязательный самоконтроль как в ориентировке, так и в поведении. Недооценка слухового В. в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей. Слуховое В. играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве и движении. Слепые, пользуясь слуховым В., могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но и производить своеобразный звуковой пейзаж местности, близкий и природному пейзажу. Таким образом, у незрячих и слабовидящих детей слуховое В. является важным средством психического развития. У детей с нарушением зрения слуховое В. необходимо всячески развивать и оберегать. В. формы предметов — основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Большинство отечественных ученых, занимающихся вопросами В., выделяют форму предмета как наиболее информативный признак. Физиологические исследования по В. предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма В. ф. п. состоит в индукционном торможении слабого компонента сильным. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества и свойства, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Все это характеризует динамичность, статичность и мерность формы. Трудности визуального В. детьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера. Возможности обнаружения элементов формы у слабовидящих зависят от чувствительности, разрешающей способности, цветовосприятия, стереоскопической пластичности и др. свойств зрительного анализатора. Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и уметь следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, к-рые как бы вторично выделяют контур, и является необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное В. формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т. п. Познание формы предполагает активизацию смыслового В., формирование предстаачений и развитие мышления. В. цвета и контраста — важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах В. цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром. Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным В. температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолетовые — с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Напр., красный цвет возбуждает и мобилизирует, а зеленый и голубой — успокаивает. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое кол-во информативных признаков. Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено В. красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения, локализации и течения. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных осо-
бенностей детей в В. цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения спец. средств рисования и черчения (фломастеров, подсветов, свето- и цветорегулируемых осветителей и др. ). О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависит сила воздействия многих композиционных средств и приемов. Ряд исследователей отмечают у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастности. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изображения имеют разную степень контрастности. Многие из них недоступны для В., уч-ся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности. Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности. В изображениях с высокой тональной контрастностью (90—95 %) унитарных и сложных цветов большинство детей довольно точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют многоцветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью др. цветоразличитель-
ных функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлений окружающей действительности. Это свидетельствует о необходимости применения красочных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них процессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознавательных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях. В связи с этим разработаны спец. тесты-фигуры, позволяющие определять возможности В. детьми черно-белых и цветных изображений разной контрастности, а также методика подбора иллюстративной наглядности. Подбор изображения осуществляется следующим образом: с помощью цветотональных тестов определяют визуальные возможности детей в дифференцировании изображений разной контрастности, затем по шкале цветотонального контраста (от максимального — 90—95 % до минимального — 5 %) подбирают иллюстративно-графическое средства наглядности. В. экстрасенсорное [англ. Ех trasensory perception (ЕSР)] — предположительно способ В., к-рый не связан ни с одним из известных органов чувств. Так, ясновидение [сlairvoyance] является экстрасенсорным В. текущих событий; предсказание [precognition] — экстрасенсорным восприятием будущих событий; телепатия [telepathy] — экстрасенсорным В. мыслей других людей (В. П. Ермаков, Г. А. Якушин). Воспроизведение [син.: репродукция] — в психологии — возникновение в сознании образа к. -л. объекта, воспринимавшегося ранее и отсутствующего в данный момент, а также прежних переживаний, мыслей и т. п. Восстановительное лечение глаз — лечение, проводимое с целью восстановления зрительных функций и ликвидации патологических процессов и последствий.
Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК) — орган экспертизы трудоспособности, устанавливающий степень постоянной (стойкой) ее утраты, группу и причины инвалидности и определяющий трудовые рекомендации инвалидам; находится в ведении органов соц. обеспечения. Врожденная слабость — состояние недостаточной приспособленности организма новорожденных к окружающей среде при отсутствии патологических изменений со стороны внутренних органов; как правило, наблюдается у детей, родившихся с весом ниже нормального. Врожденный [congenital, innate] — термин, который применяется для описания заболевания, наблюдающегося у человека с рождения или считающегося присутствующим у него с рождения. К врожденным порокам развития относятся все заболевания, имеющиеся у человека от момента рождения, независимо оттого, являются ли они наследственными или вызваны воздействием к. -л. внешнего фактора. Всемирная федерация глухих — создана на I Всемирном конгрессе глухих в Риме в 1951 г. В. ф. г. объединяет об-ва, союзы, ассоциации глухих (глухонемых). Основная цель В. ф. г. — приспособление глухих к нормальной жизни в обществе и улучшение их социальных условий. В. ф. г. ставит задачи: обеспечить глухим детям общее и профессиональное образование, а взрослым — трудовое устройство, ликвидировать неграмотность. Она обобщает опыт правового и социального положения глухих в отдельных странах, организует профилактические мероприятия по борьбе с глухотой. Всемирный совет благосостояния слепых — международная организация, имеющая целью социальную защиту слепых во всем мире, содействие в установлении достаточного уровня жизни слепых во всех странах. В. с. б. с. создан 19 июля 1951 г. в соответствии с резолюцией, принятой Международной конференцией защиты слепых (в Оксфорде). Органом, определяющим политику В. с. б. с., является Генеральная ассамблея, созываемая один раз в 5 лет. На ассамблее избирается административный совет, созываемый один раз в 2 года. Для решения текущих дел имеется бюро, избираемое из членов административного совета. В соответствии с решением 5-й сессии Генеральной ассамблеи при ЮНЕСКО в 1952 г. был создан Всемирный совет Брайля, к-рый с 1955 г. стал частью В. с. б. с. Всероссийское общество глухих (ВОГ) — общественная организация, объединяющая граждан России, лишенных слуха. ВОГ осуществляет культурно-массовое и бытовое обслуживание глухих, занимается повышением их общеобразовательного и технического уровня. Она существует с 1926 г. Высшим руководящим органом ВОГ в период между съездами является Пленум, состав его избирается Всероссийским съездом членов об-ва. Пленум избирает Президиум (центральное правление), к-рый осуществляет руководство повседневной деят-тью об-ва. На местах работают областные (краевые), районные и городские правления. ВОГ поддерживает связь с глухими зарубежных стран и входит в состав Всемирной федерации глухих. Всероссийское общество слепых (ВОС) — общественная организация, занимающаяся культурно-массовой, общеобразовательной работой среди слепых и их трудовым устройством. ВОС возникло в 1923 г. Центральное правление ВОС, избираемое съездом членов об-ва на 4 года, является высшим руководящим органом в период между съездами. Имеются краевые, республиканские, городские и районные отделы ВОС. Оно ведет статистический учет слепых, содействует всеобщему образованию слепых детей и подростков, устройству слепых детей в детские дома и школы для слепых, занимается трудоустройством слепых на спец. пред- приятиях, а также на предприятиях государственной промышленности и промысловой кооперации. Для проведения просветительной и культурно-массовой работы у ВОС имеются спец. клубы, библиотеки. Членами ВОС могут быть граждане России, достигшие четырнадцатилетнего возраста, если по состоянию зрения они являются инвалидами I и II группы или признаны органами здравоохранения практически слепыми в случаях, когда они не подлежат освидетельствованию ВТЭК. Членами ВОС могут быть также зрячие, активно участвующие в работе об-ва. Вспоминание — психический процесс: повторное возникновение знакомых по прошлому опыту представлений, мыслей, чувств в форме воспроизведения (при отсутствии соответствующего объекта) или узнавания (при восприятии соответствующего объекта). Вспомогательная школа — см. Школа-интернат для умственно отсталых детей. Вспомогательные школы (классы) для слепых и слабовидящих детей — школы (классы), в к-рые помещаются дети, имеющие помимо зрительной патологии нарушения интеллектуального развития. Вторая сигнальная система — совокупность словесных сигналов и вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; ВОС является высшим регулятором нервной деят-ти и поведения человека. Вторая (II) стадия алкоголизма — одна из трех стадий в развитии алкоголизма. Для нее существуют названия: средняя; развернутая; субкомпенсированная; наркоманическая.
Основным признаком II стадии является возникновение абстинентного (похмельного) синдрома, к-рый обусловливает физическую зависимость от алкоголя. Степень его выраженности может быть различной, однако по мере развития заболевания клинические проявления абстинентного синдрома имеют тенденцию к утяжелению. Толерантность к алкоголю на II стадии продолжает повышаться, постепенно достигая максимального уровня, и на протяжении ряда лет остается постоянной (плато толерантности). Это определяет значительное увеличение как разовых, так и суточных доз алкоголя, переход на крепкие напитки. Еще больше снижается или утрачивается количественный и ситуационный контроль. В большей мере, по сравнению с I стадией, характерна измененная картина опьянения. Период эйфории в опьянении сокращается, или она не возникает. Появляются психопато-подобные расстройства, из к-рых наиболее характерны экс-плозивность и истерические формы поведения. Алкогольные амнезии в виде палимпсестов становятся систематическими. Забываются отдельные части периода опьянения. Все чаще наблюдается обострение сопутствующих соматических заболеваний и возникновение под влиянием хронической интоксикации новых (болезней печени, желудка, алкогольной кардиомиопатии). На фоне абстинентных состояний могут развиваться алкогольные психозы. В значительной мере нарушаются социальные, семейные и трудовые отношения больного. Формирование II стадии приходится в большинстве случаев на возраст 25—35 лет, а ее средняя продолжительность колеблется от 5 до 10 лет. Вторичные нарушения — нарушения, обусловленные нарушениями сенсорной системы (зрения, слуха) и препятствующие развитию личности ребенка. Второгодничество — оставление на повторное обучение в том же классе неуспевающих уч-ся. В массовой школе для предупреждения В. используется система дидактических мер, направленных на повышение уровня успеваемости всех уч-ся, при этом особое значение приобретает дифференцированныи, индивидуальный подход к ученикам, с учетом их особенностей. Необходимо выявление подлинных причин неуспеваемости каждого ученика, т. к. нередко среди второгодников встречаются такие, у к-рых неуспеваемость обусловлена частичными нарушениями в деят-ти анализаторов (снижение слуха, зрения), либо общим ослаблением здоровья, церебральной астенией, нарушением умственного развития (олигофрения). Во всех случаях требуется специализированная педагогическая помощь, к-рая может быть осуществлена в спец. школах или путем индивидуальной работы с ребенком. Отсутствие своевременной специализированной помощи приводит к образованию вторичных наслоений в личности ребенка: у детей возникает резко отрицательное отношение к учению, к учителю, к школе; ребенок может стать дезорганизатором в классе и т. д. В. в спец. школах допускается очень редко (напр., при неуспеваемости по двум-трем основным общеобразовательным предметам). Наличие в спец. школах ряда благоприятных условий (небольшая наполняемость класса учениками, обеспечение индивидуальной помощи ученикам и т. п. ) предупреждает появление В. Вуайеризм [англ, voyeurism ] — получение сексуального удовлетворения от наблюдения за обнаженными телами других людей или половым сношением между ними. См. также Извращение половое, Визионизм. Вундеркинд [нем. wunderkind — чудо-ребенок] — ребенок, рано обнаруживающий крупные или даже феноменальные способности и склонность к тому или иному виду деят-ти. См. Одаренные дети. Выбухание мозга [рrotrusio cerebri; син.: Выпадение мозга, пролапс мозга, протрузия мозга] — выпячивание вещества головного мозга через нарушение мозговых оболочек и костей черепа.
В. м. вторичное [р. с. secundria; син.: Выпадение мозга позднее] — В. м., обусловленное гнойно-воспалительными осложнениями проникающего черепно-мозгового ранения (диффузным или ограниченным энцефалитом, абсцессами мозга). В. м. первичное [р. с. рrimaria; син.: Выпадение мозга раннее] — В. при проникающем черепно-мозговом ранении, обусловленное травматическим отеком мозга, внутричерепным кровоизлиянием или острой посттравматической гидроцефалией. Выкидыш [англ, т iscarriade ]— самопроизвольный аборт, представляет собой спонтанное изгнание плода из матки. Самопроизвольными абортами заканчиваются до 15 % всех беременностей и приблизительно 30 % первых беременностей. По крайней мере, 75 % В. приходятся на первый триместр. Причины В. могут быть связаны с состоянием плода, плаценты и здоровьем матери. Если В. вызван состоянием плода, он обычно происходит на 9—12-й неделе беременности. Он может быть следствием патологического развития эмбриона из-за неправильного деления хромосом (наиболее распространенная причина гибели плода), неудачного прикрепления оплодотворенной яйцеклетки и неспособности эндометрия принять оплодотворенную яйцеклетку. Патологические изменения в плаценте обычно приводят к В. примерно на 14-й неделе. К таким изменениям относятся преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты и аномалии ее прикрепления. Существует целый перечень нарушений здоровья женщины, способных вызвать В. на 11 —19-й неделях беременности. Это могут быть:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|