А. г. гиперметропо-гиперметропический — см.
А. г. сложный гиперметропический. А. г. миопо-гиперметропический — см. А. г. смешанный. А. г. миопо-миопический — см. А. г. сложный миопический. А. г. неправильный [а. irregularis] — А., характеризующийся различиями преломляющей силы не только в разных меридианах глаза, но и в пределах одного и того же меридиана на разных его отрезках. А. г. обратный [а. reversus] — А., характеризующийся тем, что преломляющая сила в вертикальном главном меридиане глаза меньше, чем в горизонтальном.
А. г. правильный [а. regularis] — А., при к-ром преломляющая сила в каждом из меридианов глаза в пределах оптической зоны не меняется. А. г. простой [а. simplех] — А., характеризующийся эм-метропией в одном из главных меридианов глаза и аметропией в другом. А. г. простой гиперметропический [а. simplex hypermetropicus] — А., характеризующийся гиперметропией в одном из главных меридианов глаза. А. г. простой миопический [а. simplex myopicus] —А., характеризующийся миопией в одном из главных меридианов глаза. А. г. прямой [а. rectus] — А., характеризующийся тем, что преломляющая сила в вертикальном главном меридиане глаза больше, чем в горизонтальном. А. г. роговичный [а. соrncalis] — А., обусловленный неравномерной кривизной роговицы. А. г. с косыми осями — А., при к-ром главные меридианы не совпадают с вертикальным и горизонтальным меридианами глаза. А. г. сложный [а. сотpositus] — А., характеризующийся аметропией одного вида, по различной степени, в обоих главных меридианах глаза. А. г. сложный гиперметропический [а. сотроsitus hypermetropicus; син.: А. г. гиперметропо-гиперметропический] — А., характеризующийся гиперметропией различной степени в обоих главных меридианах глаза.
А. г. сложный миопический [а. сотроsitus myopicus; син.: А. г. миопо-миопический] — А., характеризующийся миопией различной степени в обоих главных меридианах глаза. А. г. смешанный [а. тixstus; син.: А. г. миопо-гиперметропический} — А. при миопии в одном из главных меридианов глаза и гиперметропии — в другом.
А. г. физиологический [а. рhysiologicus] — часто встречающийся правильный прямой А. небольшой степени (до 0, 5 дптр), не вызывающий нарушений зрения и обычно не нуждающийся в коррекции. А. г. хрусталиковый [а. lenticularis] — А., обусловленный неправильной формой хрусталика. Астигмометр [астигматизм + греч. metreo — измерять, определять] — прибор для определения астигматизма глаза, содержащий две разные по знаку, но одинаковые по преломляющей силе цилиндрические линзы, вращающиеся относительно друг друга. Астигмооптометр {астигматизм + опта- + греч. metreo — измерять, определять; сип.: Волкова астигмоопто-метр] — прибор для определения и исследования астигматизма субъективным методом, основанный на синхронном повороте на определенный угол кроссцилиндра, тестовой фигуры и цилиндрических стекол. Астрофобия [аstrophobia; греч. astron , лат. astrum — звезда + фобия] — навязчивый страх — боязнь звезд и звездного неба. Асфиксия [asphyxia; греч. а- + sphyxis —- пульс, пульсация; сип.: удушье] — патологическое состояние, обусловленное остро или подостро протекающей гипоксией и гиперкап-нией и проявляющееся тяжелыми расстройствами деят-ти нервной системы, дыхания и кровообращения. А. — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях. А. приводит к остановке кровообращения и, без должного лечения, к гибели больного. Причины А.: Причиной А. можетявиться любое расстройство или вещество, к-рое угнетает дыхание: • злоупотребление наркотиками, заболевание мозга или кровоизлияние, ателектаз легкого или паралич дыхательных мышц;
· сдавление трахеи опухолью, странгуляция, травма и уду · вдыхание токсических веществ (напр., отравление угар Симптомы А.: В зависимости от длительности и степени А. могут быть следующие симптомы: тревожное состояние, ажитация и помрачение сознания, одышка, остановка дыхания или изменение частоты дыхания (замедление или учащение), судороги и учащенный или замедленный пульс или отсутствие пульса. Диагностика А.: Диагноз устанавливается на основании анамнеза и результатов лабораторных исследований. Газовый анализ артериальной крови показывает содержание кислорода и углекислого газа. Рентгенологические исследования грудной клетки выявляют наличие инородного тела в дыхательных путях, отек легких или ателектаз. Испытания на токсичность могут показать отравление наркотическими или лекарственными средствами, химическими веществами или изменения в гемоглобине. Исследование функции легких может обнаружить слабость дыхательных мышц. А. требует проведения немедленных мероприятий по поддержанию дыхания — реанимационных, интубации трахеи, кислородной терапии. Кроме того, следует устранить причину, вызвавшую А. Так, для извлечения инородного тела проводят бронхоскопию; при отравлении делают промывание желудка. При А. у. новорожденных может быть повреждена ЦНС, что может вызвать задержку психического развития или умственную отсталость ребенка. А. внутриутробная [а. intrauterina] — см. А. плода, Гипоксия плода. А. механическая — А., обусловленная механическим препятствием для дыхания (обтурацией дыхательных отверстий и путей, сдавлением шеи, грудной клетки и живота). А. новорожденного [а. пеопаtorum] — А. у новорожденного ребенка при наличии сердечной деят-ти и отсутствии дыхания или при отдельных нерегулярных дыхательных движениях. А. н. белая [а. n. pallida] — тяжелая А. н., характеризующаяся мертвенной бледностью кожных покровов, отсутствием рефлексов, мышечной гипотонией, резкой брадикар-дией и приглушенностью сердечных тонов. А. н. вторичная [а. п. secundaria] — А., возникающая вскоре после рождения. А. н. интранатальная [а. п. intranatalis] —А., начавшаяся в момент родов, кислородное голодание плода. Длительная А. (5—7 мин) приводит к необратимым изменениям ЦНС, в дальнейшем — к проявлениям нарушений интеллекта, речи.
А, н. синяя [а. п. livida] — легкая форма А., характеризующаяся синюшностью кожных покровов, брадикардией, снижением сухожильных рефлексов при сохранении рого-вичного и глоточного рефлекса и мышечного тонуса. А. плода [а. fetus', син.: А. внутриутробная, Гипоксия плода] — А., возникающая у плода вследствие острого или хронического нарушения маточно-плацентарного или пуповинно-го кровообращения или при А. у беременной женщины. А. п. хроническая [а. f. chronica] — медленно развивающаяся А., обусловленная изменениями плаценты, напр., при токсикозах, перенашивании беременности, резус-несовместимости, сахарном диабете у беременной женщины. А. травматическая [а. traumatica] — внешне напоминающий картину А. синдром, обусловленный сдавлением грудной клетки, живота или всего тела (напр., грунтом при обвале, колесом автомобиля), характеризующийся обширным венозным стазом и множественными кровоизлияниями в частях тела, расположенных выше сдавления. Асцит [лат. а scites; син.: водянка живота] — один из симптомов запущенного алкогольного цирроза печени, выражающийся в переполнении брюшной полости жидкостью. Атавизм [аtavismus; лат. а tavus — отдаленный предок] — появление у потомков признаков, отсутствующих у ближайших предков, но свойственных отдаленным предкам; как правило, А. является следствием нарушения эмбрионального развития. Атака звука — способ, к-рым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в действие голосовые складки, находящиеся в покое. А. 3. мягкая — способ подачи звука, при к-ром выдох и смыкание голосовых складок происходят одновременно; звук голоса возникает мягко. А. з. придыхательная — способ подачи звука, при к-ром сначала происходит легкий выдох, а затем смыкаются голосовые складки и начинаются их колебания; звучанию голоса предшествует шум (придыхание). А. з. твердая — способ подачи звука, при к-ром сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох; звук возникает резко.
Атаксиметрия [атаксия + греч. те treo— измерять, определять] — измерение основных параметров движений (амплитуды, траектории и др. ) для оценки степени нарушения их координации. Атаксиофобия [ataxiophobia; атаксия + фобия] — навязчивый страх — боязнь нарушения координации движений. Атаксия [греч. а taxia — беспорядок, отсутствие координации] — нарушение движений, проявляющееся расстройствами их координации. А. алкогольная [а. аlсoholica] — А. при алкогольной интоксикации, обусловленная функциональным расстройством вестибуломозжечковой системы.
А. а. мозжечковая [лат. Ataxia cerebrialis alcoholica ] — остро развивающееся после тяжелой алкогольной интоксикации расстройство координации движений, когда токсическому воздействию алкоголя подвергаются преимущественно диэнцефальная область головного мозга, мост и мозжечок. Характерны такие проявления, как шаткая походка, дизартрии, тремор головы и конечностей. Описана впервые В. М. Бехтеревым (1900). А. артикуляционная [а. аrticulatoria] — А. с нарушением артикуляции речи, проявляющаяся ее растянутостью, замедленностью, толчкообразностью; наблюдается при поражении мозжечка и его связей со стволом головного мозга. А. вестибулярная [а. vestibularis; син.: А. лабиринтная] — А. при поражении вестибулярного анализатора, проявляющаяся головокружением, нистагмом, отклонением туловища при ходьбе и стоянии в сторону поражения. А. динамическая [а. dynamica; син.: А. локомоторная] — А., проявляющаяся нарушением координации при произвольных движениях конечностей, особенно верхних. А. интрапсихическая [а. intrapsychica; син.: дискордантность, Странского интрапсихическая атаксия, Шаслена дискордантность] — разобщенность и расщепление психических процессов (мышления, чувств, поступков), их мимического и речевого выражения. А. истерическая [а. hysterica] —А. психогенного происхождения, характеризующаяся большой изменчивостью проявлений в зависимости от эмоционального состояния больного и степени его внушаемости. А. лабиринтная [а. labyrinthica] — см. А. вестибулярная. А. лобная [а. frontalis] — статико-локомоторная А. на стороне, противоположной очагу поражения лобно-мосто-мозжечковых путей; обычно сочетается с симптомами поражения лобных долей головного мозга. А. локомоторная [а. locomotoria] — см. А. динамическая. А. мозжечковая [а. сerebellaris] — А. при поражении мозжечка и (или) его афферентных и эфферентных проводящих путей; проявляется в форме динамической или статической А.
А. м. острая [а. сеrebellaris acuta; син.: Вестфаля — Лейдена острая мозжечковая атаксия, Лейдена — Вестфаля острая атаксия] — преходящая А., возникающая на высоте развития острого инфекционного заболевания и интоксикации или вслед за ними. А. м. с гипогонадизмом [син.: Шахена синдром] — наследственная болезнь, характеризующаяся мозжечковой атаксией и недоразвитием половых желез; наследуется по аутосомно-рецессивному типу. А. рецессивная Х-хромосомная — наследственная болезнь мужчин, проявляющаяся прогрессирующей мозжечковой атаксией; наследуется по рецессивному сцепленному с полом типу. А. рубральная [а. rubralis; анат. Nucleus ruber — красное ядро] — динамическая А., сочетающаяся с грубым тремором конечностей на стороне, противоположной очагу поражения заднего отдела красного ядра. А. сенситивная [а. sensativa] — статическая и динамическая А., возникающая при поражении путей проприоцеп-тивной чувствительности; усиливается при выключении зрительного контроля движений. А. спинальная [а. spinalis] — сенситивная А., возникающая при поражении задних столбов спинного мозга, напр., при tabes dorsalis. А. статико-локомоторная [а. staticolocomotoria] — А., проявляющаяся расстройствами стояния и ходьбы.
А. статическая [а. statistica; син.: А. туловища] — А., проявляющаяся нарушением равновесия в положении стоя и сидя. А. табетическая [а. tabetica] — спинальная А., возникающая как проявление сифилиса нервной системы; часто сочетается с синдромом Аргайлла Робертсона. А. туловища — см. Л. статическая. Атактическая походка — походка человека, у к-рого нарушена координация движений нижних конечностей: во время ходьбы ноги широко раздвинуты, чрезмерно высоко поднимаются и т. д. Атактический почерк — почерк человека, у к-рого нарушена координация движений верхних конечностей: во время письма расстраивается соединение букв, линии выходят за пределы строки и т. д. Атараксия [греч. ataraxia — безразличие, невозмутимость] — состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др. ), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства. Атетоз [аthetosis; греч. athetos — не имеющий определенного положения, неустойчивый; син. Гиперкинез атетоидный] — гиперкинез, характеризующийся непроизвольными, медленными, стереотипными, вычурными движениями небольшого объема в дистальных отделах конечностей, нередко распространяющимися на проксимальные отделы конечностей и мышцы лица; возникает при поражении полосатого тела в области хвостатого ядра и скорлупы. А. двойной [а. duplex; син.: А. двусторонний] — генерализованный А. у ребенка в первые месяцы жизни, обусловленный наследственным или перинатальным поражением ядер головного мозга. А. двусторонний — см. А. двойной.
Атимия [аthymia; а- + грен. thymos —душа, настроение, чувство] — отсутствие или снижение эмоциональных реакций. Атрезия [а- + греч. tresis — отверстие] — отсутствие естественных отверстий организма. А. могут возникать в результате неправильного эмбрионального развития (врожденные А. ) и заращения отверстий после травмы и воспалительных процессов (рубцовые А. ). А. вызывают тяжелые нарушения жизнедеят-ти (напр., А. различных участков кишечника) или более или менее выраженные нарушения функции (напр., А. наружного слухового прохода, А. носовых отверстий). Атрофия [аtrophia; а- + греч. trophe — питание] — уменьшение массы и объема органа или ткани, сопровождающееся ослаблением или прекращением их функции; в основе А. лежат расстройства питания тканей, приводящие к постепенному замещению паренхиматозных элементов фиброзной тканью. А. бурая [а. fusca] — А., при к-рой цвет органа приобретает бурый оттенок. А. зрительного нерва [а. пervi optici] — деструкция волокон зрительного нерва с его атрофией, замещением ней-роглией и соединительной тканью, обусловленная воспалительным или дегенеративным процессом; проявляется снижением или утратой зрения. А. з. н. вторичная [а. п. о. secundaria] — А., обусловленная патологическим процессом в области глазного дна. А. з. н. глаукоматозная [а. п. о. glaucomatosa] — А. при глаукоме, развивающаяся в результате длительного повышения внутриглазного давления. А. з. н. неполная [а. п. о. incompleta] — см. Л. з. н. частичная. А. з. н. первичная [а. п. о. рrimaria; син.: А. з. н. простая] — А., возникающая без предшествующих изменений глазного дна, обусловленная повреждением нерва или заболеваниями Ц НС. А. з. н. полная [а. п. о. сотрleta] — А., охватившая все его волокна; характеризуется утратой зрения и отсутствием прямой зрачковой реакции на свет. А. з, н. прогрессирующая [а. п. о. рrogressiva] — А., характеризующаяся продолжающимся ухудшением зрения и офтальмоскопических симптомов. А. з. н. простая [а. п. о. simplex] — см. А. з. н. первичная. А. з. н. стабилизировавшаяся [а. п. o. stabilis] —А., характеризующаяся отсутствием дальнейших изменений остроты зрения и офтальмоскопической картины. А. з. н. табетическая [а. п. о. tabetica] — первичная А. при tabes dorsalis. А. з. н. частичная [а. п. о. рartialis; син.: А. з. н. неполная] — А., при к-рой наступила диструкция только части нервных волокон; характеризуется частичной утратой зрения и сохранением прямой зрачковой реакции на свет. А. костная [а. ossea] — А. кости, развивающаяся вследствие нарушения физиологических соотношений между процессами рассасывания и новообразования костной ткани и характеризующаяся истончением и исчезновением костных структур. А. мозга ограниченная предстарческая [а. сеrebri circumscripta praesenilis] — см. Болезнь Пика. А. мышечная [а. musculorum] — А. мышц, характеризующаяся постепенным истончением и перерождением мышечных волокон, уменьшением их сократительной способности; наблюдается при различных интоксикациях, является ведущим признаком нек-рых наследственных болезней. А. от бездействия [син.: А. дисфункциональная] —А., развивающаяся в результате длительного снижения функциональной нагрузки на орган. А. спинного мозга мышечная [spinal muscilar atrophy] — наследственное заболевание, при к-ром происходит гибель двигательных нейронов спинного мозга и наблюдается прогрессирующая А. мышц верхних и нижних конечностей. Недавно был выявлен ген, отвечающий за развитие этого заболевания: у больных детей этот ген наследуется как двойной рецессивный. Чаще всего болезнь начинает развиваться в возрасте от 2 до 12 лет. В конце концов поражаются дыхательные мышцы тела и наступает смерть в результате инфекции дыхательных путей. Большинство больных людей к 20 годам становятся полными инвалидами, и лишь немногие из них доживают до 30 лет. Ауди- [ аудио -; а udi -; лат. audio — слышать] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к слуху, к способности слышать». Аудиограмма [аудио- + греч. grатта — запись] — графическая запись результатов исследования слуха на аудиометре, т. е. кривая, отображающая отклонения слуховых порогов от нормальных (в дБ) для разных звуковых частот (при аудиометрии). А. речевая — кривая, отображающая зависимость доли правильно воспринятых слов (в %) от силы звука при речевой аудиометрии. Аудиология [аудио- + греч. logos — учение] — раздел оториноларингологии, изучающий слух и его нарушения в физическом, физиологическом, психологическом и социальном аспектах. Аудиометр [аудио- + греч. metreo — измерять, определять] — прибор для исследования слухового анализатора человека, состоящий из звукового генератора с регулируемой частотой и амплитудой колебаний (или генератора речи), а также телефонов воздушной и костной проводимости.
Аудиометрия [аудио- + греч. metreo измерять, определять] — 1. [син.: акуметрия] — измерение остроты слуха; 2. [син.: А. пороговая] — измерение порогов восприятия звуков с помощью аудиометра. А. по Бекеши — см. Бекеши аудиометрия. А. игровая — метод А. у детей, осованный на использовании игровых ситуаций, игрушек, картинок и т. п. А. надпороговая — А. с использованием звуков, сила к-рых превышает пороги слышимости обследуемого. А. объективная [син.: А. рефлекторная] —А., при к-рой регистрация восприятия звука производится по объективным показателяN1 (ориентировочная и кожно-гальваническая реакции, ко^теопальпеоральный и кохлепупиллярныи рефлексы и др. ). А. пороговая — см. Аудиометрия. А. рефлекторная — см. А. объективная. А. речевая — метод А. с использованием магнитофона или аудиометра, воспроизводящего речь с заданной интенсивностью звука. А. тональная — метод А. с использованием аудиометра, генерирующего чистые тоны различной высоты и силы. А. шумовая [син.: Лангенбекаметод аудиометрии] — А., проводимая в условиях дозированного широкополосного маскирующего шума («белого шума»). Аудиторы [лат. audio — слышать] — слушатели, группа лиц, принимающих участие в проверке уровня разборчивости речи, передаваемой по линии связи в телефонии и радиотехнике. В сурдопедагогике А. используются для оценки качества произношения у глухих школьников. Аура [греч. аи rа — ветерок, дуновение; син.: предвестник припадка] — своеобразное ощущение, движение или психическое переживание (страх, ложное восприятие действи- тельности и т. п. ), непосредственно предшествующее эпилептическому припадку. А. акустическая [а. аcustica] — см. А. слуховая. А. вегетативная [а. vegetativa] — А, в форме секреторных и/или вазомоторных нарушений. А. вестибулярная [а. vestibularis] — сенсорная А. в форме головокружения; характерна для локализации патологического очага в височной доле головного мозга. А. висцеральная [а. visceralis] —- сенсорная А. в форме неприятных ощущений во внутренних органах (разлитая боль в области живота, замирание сердца и т. п. ). А. вкусовая [а. gustatoria] — сенсорная А. в форме ощущения вкуса пищи, чаще неприятного характера; наблюдается при локализации патологического очага в височной доле головного мозга. А. двигательная [а. тоtoria] — см. А. моторная. А. зрительная [а. оptica] — сенсорная А. в форме элементарных зрительных ощущений (пятна, зигзагообразные линии и др. ), образов, предметов или сложных галлюцинаторных картин; наблюдается при локализации патологического очага в затылочной области коры больших полушарий головного мозга. А. изолированная [а. isolata] — А., за к-рой не следует эпилептический припадок, являющаяся его абортивной формой. А. кардиальная [а. саrdialis] — висцеральная А. в форме тягостного ощущения в области сердца (замирание, остановка, сжимание сердца и т. п. ). А. моторная [а. тоtoria; син.: А. двигательная] — А. в форме судорожного сокращения отдельных мышц, групп мышц или двигательного беспокойства (стремления куда-то бежать, бессознательного перебирания руками и т. п. ). А. обонятельная [а. olfactoria] — сенсорная А. в форме ощущения запаха, чаще неприятного характера; наблюдает – ся при локализации патологического очага в области гиппо-кампа. А. психическая [а. рsychica] — А. в форме мимолетных переживаний ранее виденного [deja vu] или никогда не виденного [jamais vu], перемешанных с отрывками былых переживаний; наблюдается при локализации патологического очага в височной доле головного мозга. А. психосенсорная [a. psychosensoria] — А. в форме ощущения изменения размеров и /или формы собственного тела, отдельных его частей, изменения их взаимного расположения или величины и формы окружающих предметов. А. речедвигательная — моторная А. в форме внезапной остановки речи из-за невозможности владения речевым аппаратом. А. сенситивная [а. sensitiva] — А. в форме переживания чувства блаженства или тоски и безысходной грусти; наблюдается при локализации патологического очага в височной доле головного мозга. А. сенсорная [а. sensoria] — А. в форме к. -л. ощущений; тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных и др. А. слуховая [а. аuditiva; син.: А. акустическая] — сенсорная А. в форме восприятия звуков, слов и целых фраз; наблюдается при локализации патологического очага в височной доле головного мозга. А. эпигастральная [а. ерigastrica] — висцеральная А. в форме неприятных ощущений в области желудка (боли, урчание и др. ). Аутизм [грен. autos — сам] — 1. Синдром Каннера, аутизм детский — редкое нарушение психики у детей, проявляющееся впервые в возрасте примерно двух с половиной лет. У ребенка затруднено общение с другими людьми, плохо развивается речь, он слабо владеет абстрактными понятиями; его поведение является ограниченным и во многом повторяю-
щимся; он испытывает мучительное сопротивление любым изменениям в окружающей его обстановке. Таким детям бывает очень трудно понять чувства других людей, поэтому, даже вырастая, они так на всю жизнь и остаются изолированными от общества. У многих отмечается снижение интеллекта, однако среди них встречаются и вполне нормальные дети, к-рые могут даже в чем-то проявлять одаренность. Считается, что основными причинами заболевания являются наследственные факторы и поражение головного мозга. Определенного лечения не существует, однако таким детям обычно требуется продолжительное обучение, чтобы они стали полноценными членами общества. Нарушение поведения и состояние тревоги у них устраняются с помощью поведенческой терапии и ряда лекарственных препаратов (напр., фенотиазины). 2. Уход от реальности в мир собственных фантазий: характерен для шизофрении или процесса личностных изменений. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. Система помощи лицам с А. начала впервые формироваться в США и Западаной Европе в середине 60-х гг. Нужно, однако, отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей — Sofienskole— начала функционировать в Дании в 1920 г., когда ни в психиатрии, ни в спец. педагогике понятие «детский аутизм» еще не было сформулировано. Кроме того, предысторией развития системы помощи детям с ранним детским А. (РДА) можно считать появление в конце 50-х гг. небольшого кол-ва частных учреждений, чья деят-ть основывалась на принципах различных вариантов психоанализа. Как известно, РДА с позиций психоанализа есть следствие конфликта между ребенком и окружающим миром, прежде всего между ребенком и матерью, к-рая, по мнению психоаналитиков, своей доминантной, жестокой, холодной активностью подавляет развитие собственной активности ребенка («мама — холодильник»). Эти представления не подтвердились, но они стимулировали создание обществен-
ных организаций (в Англии — в 1962 г., в США — в 1965 г. ), объединявших прежде всего родителей аутичных детей, юридически обладавших правами представлять интересы лиц с А. Именно родительские общественные объединения сумели во многих странах заставить государство выполнять свои обязанности по реализации конституционного права своих аутичных граждан на адекватное их возможностям образование. В методическом плане подходы к коррекции РДА в США, Японии и странах Западной Европы чрезвычайно многообразны. Так, справочник Национального аутистического общества Великобритании (National autistic societi, NAS ) «Подходы к коррекции аутизма» (1995) включает более семидесяти пунктов, хотя практическое значение имеют не более чем пять, и в первую очередь оперантное обучение (на основе бихевиоральной психологии) и программаТЕАССН (Тreatment Education of Autistic Children and Children with relative Handicap ). Оперантное обучение (поведенческая терапия) достаточно широко распространено в США и нек-рых других странах (Норвегия, Южная Корея, ряд арабских стран, в нек-рой степени Германия). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально. Формально эффективность метода достаточно высока: до 50—60 % воспитанников становятся способными овладевать программой массовой школы, получают возможность работать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить свое сушествование, а в отдельных случаях даже поступают в колледжи и университеты. ТЕАССН-программа начала разрабатываться Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг. в университете штата Сев. Каролина и сейчас в этом и в нек-рых других штатах является государственной, она широко распространена во многих странах Европы, Азии, Африки.
При нек-ром сходстве отдельных методических черт ТЕАССН-программы и оперантного обучения между ними есть различия концептуального порядка. Тщательное изучение особенностей психики аутичных детей привело многих зарубежных авторов к выводу, что при А. мышление, восприятие и психика в целом организованы совсем иначе, чем в норме: восприятие носит в основном симультанный характер, дети не усваивают или усваивают с большим трудом сукцессивно организованные процессы, у них особый характер мышления. Эти особенности психики затрудняют, а в тяжелых случаях делают невозможной адаптацию к окружающему миру, и, по мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования. Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. Обучение речи считается целесообразным только при 10 > 50 % и не расценивается как обязательное, так же как и воспитание учебных и профессиональных навыков. В основе конкретных методик — четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию. ТЕАССН-программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями А. Цель — добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» — достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях. Организационно идеальными считаются развитие и жизнь в домашних условиях, т. к. именно семья — «естественная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу с родителями чрезвычайно важной.
Помимо оперантной терапии и программы ТЕАССН на Западе используются холдинг-терапия (М. Уэлш), терапия «ежедневной жизнью» (К. Китахара), терапия «оптимальными условиями» (Б. Кауфман, С. Кауфман) и др. Из отечественных подходов к коррекции А. наиболее известна предложенная К. С. Лебединской и О. С. Никольской методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об А. прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных методов большое значение отводится комплексности — постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров. Основные усилия направляются на коррек-иию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. Метод достаточно эффективен при работе с относительно легкими формами РДА, применение же его для случаев с глубокими артистическими расстройствами предстаатяется весьма проблематичным. Считается, что синдром РДА изучается в России более 50 лет. со времени выхода в 1947 г. статьи С. С. Мнухина «О невро- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого элементарного истощения у детей». В дальнейшем РДА на протяжении более 30 лет рассматривался в нашей стране только как медицинская проблема. Однако помешение аутичных детей в психиатрический стационар не давало, как правило, положительных результатов, а нередко за счет отрыва от семьи, изменения привычного окружения приводили к ухудшению состояния. И лишь со второй половины 70-х гг. благодаря работам ленинградских (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган и др. ) и особенно московских (К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др. ) психиатров и психологов постепенно стало складываться представление о РДА как об особом отклонении психического развития, из чего следовала необходимость не только и не столько медикаментозного лечения, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для РДА форм и методов. Такая точка зрения была официально закреплена решением Президиума АПН СССР в 1989 г. Однако государственной системы комплексной помощи детям и подросткам, страдающим ранним А., в России не создано. Специальных (коррекционных) образовательных госучреждений для детей с А. в России очень мало. Большинство детей и подростков с А. находятся или в других видах спец. школ, или в массовых школах, или в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения. В нек-рых случаях (при легких формах аутистических расстройств) аутичные дети учатся в общеобразовательных школах. Такие прецеденты возникают спонтанно и даже вообще не выявляются; это не означает отсутствия проблем в обучении и воспитании: они, как правило, достаточно выражены, но не достигают критической остроты. Кроме того, работа как основного педагога, так и педагога-помощника требует определенного уровня специальных знаний, что, к сожалению, пока на практике встречается нечасто. В целом можно заключить, что такой вариант обучения аутичных детей не только возможен, но и необходим, но его осуществление требует ряда условий: • опережающей готовности ребенка к школьному обучению в плане академических навыков; • определенного уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе; • психолого-педагогической поддержки специалистов по • достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы; • юридической защищенности аутичного ребенка, обучающегося в массовой (или иной) школе, т. е. учитывать Стоящие перед педагогом проблемы очерчены достаточно ясно и решение достаточно просто: индивидуальный подход с учетом таких проявлений А., как ранимость, повышен- ная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя нек-рое время), трудность восприятия фронтальных занятий (эффективнее индивидуальные), трудности при ответе у доски и др. Во всем мире признано: работа с аутичным ребенком едва ли не самое сложное в современной спец. педагогике (С. А. Морозов). Ауто- [греч. autos — сам] — составная часть сложных слов, означающая «сам», «тот же самый», «свой», «собственный». Аутогенная тренировка [ауто- + греч. genes — зарождающийся, производимый] — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением. Аутогенный [греч. аutos — сам + genos — род] — «самородный», самостоятельно развившийся. Аутогипноз [ауто- + гипноз] — приведение самого себя в гипнотическое состояние, самогипноз. Аутомизофобия [automisophobia; ауто- + греч. misos — ненависть, предмет отвращения + фобия] — навязчивый страх — боязнь распространения больным неприят
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|