Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. г. гиперметропо-гиперметропический — см.




А. г. сложный гиперметропический.

А. г. миопо-гиперметропический — см. А. г. смешан­ный.

А. г. миопо-миопический — см. А. г. сложный миопический.

А. г. неправильный [а. irregularis] — А., характеризую­щийся различиями преломляющей силы не только в разных меридианах глаза, но и в пределах одного и того же меридиа­на на разных его отрезках.

А. г. обратный [а. reversus] — А., характеризующийся тем, что преломляющая сила в вертикальном главном мери­диане глаза меньше, чем в горизонтальном.

 

А. г. правильный [а. regularis] — А., при к-ром прелом­ляющая сила в каждом из меридианов глаза в пределах опти­ческой зоны не меняется.

А. г. простой [а. simplех] — А., характеризующийся эм-метропией в одном из главных меридианов глаза и аметро­пией в другом.

А. г. простой гиперметропический [а. simplex hypermetropicus] — А., характеризующийся гиперметропией в од­ном из главных меридианов глаза.

А. г. простой миопический [а. simplex myopicus] —А., характеризующийся миопией в одном из главных меридиа­нов глаза.

А. г. прямой [а. rectus] — А., характеризующийся тем, что преломляющая сила в вертикальном главном меридиане глаза больше, чем в горизонтальном.

А. г. роговичный [а. соrncalis] — А., обусловленный не­равномерной кривизной роговицы.

А. г. с косыми осями — А., при к-ром главные мериди­аны не совпадают с вертикальным и горизонтальным мери­дианами глаза.

А. г. сложный [а. сотpositus] — А., характеризующийся аметропией одного вида, по различной степени, в обоих главных меридианах глаза.

А. г. сложный гиперметропический [а. сотроsitus hypermetropicus; син.: А. г. гиперметропо-гиперметропический] — А., характеризующийся гиперметропией различной степени в обоих главных меридианах глаза.

А. г. сложный миопический [а. сотроsitus myopicus; син.: А. г. миопо-миопический] — А., характеризующийся ми­опией различной степени в обоих главных меридианах глаза.

А. г. смешанный [а. тixstus; син.: А. г. миопо-гиперметро­пический} — А. при миопии в одном из главных меридианов глаза и гиперметропии — в другом.

 

А. г. физиологический [а. рhysiologicus] — часто встре­чающийся правильный прямой А. небольшой степени (до 0, 5 дптр), не вызывающий нарушений зрения и обычно не нуждающийся в коррекции.

А. г. хрусталиковый [а. lenticularis] — А., обусловлен­ный неправильной формой хрусталика.

Астигмометр [астигматизм + греч. metreo измерять, определять] — прибор для определения астигматизма глаза, содержащий две разные по знаку, но одинаковые по прелом­ляющей силе цилиндрические линзы, вращающиеся отно­сительно друг друга.

Астигмооптометр {астигматизм + опта- + греч. metreo измерять, определять; сип.: Волкова астигмоопто-метр] — прибор для определения и исследования астигма­тизма субъективным методом, основанный на синхронном повороте на определенный угол кроссцилиндра, тестовой фигуры и цилиндрических стекол.

Астрофобия [аstrophobia; греч. astron , лат. astrum — звез­да + фобия] — навязчивый страх — боязнь звезд и звездного неба.

Асфиксия [asphyxia; греч. а- + sphyxis —- пульс, пульсация; сип.: удушье] — патологическое состояние, обусловленное остро или подостро протекающей гипоксией и гиперкап-нией и проявляющееся тяжелыми расстройствами деят-ти нервной системы, дыхания и кровообращения. А. — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком угле­кислоты в крови и тканях. А. приводит к остановке кровооб­ращения и, без должного лечения, к гибели больного.

Причины А.: Причиной А. можетявиться любое расстрой­ство или вещество, к-рое угнетает дыхание:

• злоупотребление наркотиками, заболевание мозга или кровоизлияние, ателектаз легкого или паралич дыхатель­ных мышц;

 

· сдавление трахеи опухолью, странгуляция, травма и уду­
шение;

· вдыхание токсических веществ (напр., отравление угар­
ным газом).

Симптомы А.: В зависимости от длительности и степени А. могут быть следующие симптомы: тревожное состояние, ажитация и помрачение сознания, одышка, остановка дыха­ния или изменение частоты дыхания (замедление или уча­щение), судороги и учащенный или замедленный пульс или отсутствие пульса.

Диагностика А.: Диагноз устанавливается на основании анамнеза и результатов лабораторных исследований. Газо­вый анализ артериальной крови показывает содержание кислорода и углекислого газа. Рентгенологические исследо­вания грудной клетки выявляют наличие инородного тела в дыхательных путях, отек легких или ателектаз. Испытания на токсичность могут показать отравление наркотическими или лекарственными средствами, химическими веществами или изменения в гемоглобине. Исследование функции лег­ких может обнаружить слабость дыхательных мышц.

А. требует проведения немедленных мероприятий по поддержанию дыхания — реанимационных, интубации тра­хеи, кислородной терапии. Кроме того, следует устранить причину, вызвавшую А. Так, для извлечения инородного тела проводят бронхоскопию; при отравлении делают промыва­ние желудка. При А. у. новорожденных может быть повреж­дена ЦНС, что может вызвать задержку психического разви­тия или умственную отсталость ребенка.

А. внутриутробная [а. intrauterina] — см. А. плода, Гипоксия плода.

А. механическая — А., обусловленная механическим препятствием для дыхания (обтурацией дыхательных отвер­стий и путей, сдавлением шеи, грудной клетки и живота).

А. новорожденного [а. пеопаtorum] — А. у новорожден­ного ребенка при наличии сердечной деят-ти и отсутствии дыхания или при отдельных нерегулярных дыхательных дви­жениях.

А. н. белая [а. n. pallida] — тяжелая А. н., характеризую­щаяся мертвенной бледностью кожных покровов, отсутст­вием рефлексов, мышечной гипотонией, резкой брадикар-дией и приглушенностью сердечных тонов.

А. н. вторичная [а. п. secundaria] — А., возникающая вскоре после рождения.

А. н. интранатальная [а. п. intranatalis] —А., начавшая­ся в момент родов, кислородное голодание плода. Длитель­ная А. (5—7 мин) приводит к необратимым изменениям ЦНС, в дальнейшем — к проявлениям нарушений интеллек­та, речи.

А, н. синяя [а. п. livida] — легкая форма А., характеризу­ющаяся синюшностью кожных покровов, брадикардией, снижением сухожильных рефлексов при сохранении рого-вичного и глоточного рефлекса и мышечного тонуса.

А. плода [а. fetus', син.: А. внутриутробная, Гипоксия пло­да] — А., возникающая у плода вследствие острого или хрони­ческого нарушения маточно-плацентарного или пуповинно-го кровообращения или при А. у беременной женщины.

А. п. хроническая [а. f. chronica] — медленно развиваю­щаяся А., обусловленная изменениями плаценты, напр., при токсикозах, перенашивании беременности, резус-несовмес­тимости, сахарном диабете у беременной женщины.

А. травматическая [а. traumatica] — внешне напомина­ющий картину А. синдром, обусловленный сдавлением груд­ной клетки, живота или всего тела (напр., грунтом при обва­ле, колесом автомобиля), характеризующийся обширным венозным стазом и множественными кровоизлияниями в частях тела, расположенных выше сдавления.

Асцит [лат. а scites; син.: водянка живота] — один из симп­томов запущенного алкогольного цирроза печени, выража­ющийся в переполнении брюшной полости жидкостью.

Атавизм [аtavismus; лат. а tavus отдаленный предок] — появление у потомков признаков, отсутствующих у ближай­ших предков, но свойственных отдаленным предкам; как правило, А. является следствием нарушения эмбрионально­го развития.

Атака звука — способ, к-рым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в действие голосовые складки, на­ходящиеся в покое.

А. 3. мягкая — способ подачи звука, при к-ром выдох и смыкание голосовых складок происходят одновременно; звук голоса возникает мягко.

А. з. придыхательная — способ подачи звука, при к-ром сначала происходит легкий выдох, а затем смыкаются голосовые складки и начинаются их колебания; звучанию голоса предшествует шум (придыхание).

А. з. твердая — способ подачи звука, при к-ром сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется вы­дох; звук возникает резко.

Атаксиметрия [атаксия + греч. те treo— измерять, опре­делять] — измерение основных параметров движений (амп­литуды, траектории и др. ) для оценки степени нарушения их координации.

Атаксиофобия [ataxiophobia; атаксия + фобия] — на­вязчивый страх — боязнь нарушения координации дви­жений.

Атаксия [греч. а taxia — беспорядок, отсутствие координа­ции] — нарушение движений, проявляющееся расстройст­вами их координации.

А. алкогольная [а. аlсoholica] — А. при алкогольной ин­токсикации, обусловленная функциональным расстройст­вом вестибуломозжечковой системы.

 

 

А. а. мозжечковая [лат. Ataxia cerebrialis alcoholica ]

остро развивающееся после тяжелой алкогольной интокси­кации расстройство координации движений, когда токсиче­скому воздействию алкоголя подвергаются преимуществен­но диэнцефальная область головного мозга, мост и мозже­чок. Характерны такие проявления, как шаткая походка, дизартрии, тремор головы и конечностей. Описана впервые В. М. Бехтеревым (1900).

А. артикуляционная [а. аrticulatoria] — А. с наруше­нием артикуляции речи, проявляющаяся ее растянуто­стью, замедленностью, толчкообразностью; наблюдается при поражении мозжечка и его связей со стволом головно­го мозга.

А. вестибулярная [а. vestibularis; син.: А. лабиринт­ная] — А. при поражении вестибулярного анализатора, про­являющаяся головокружением, нистагмом, отклонением ту­ловища при ходьбе и стоянии в сторону поражения.

А. динамическая [а. dynamica; син.: А. локомотор­ная] — А., проявляющаяся нарушением координации при произвольных движениях конечностей, особенно верхних.

А. интрапсихическая [а. intrapsychica; син.: дискордантность, Странского интрапсихическая атаксия, Шаслена дискордантность] — разобщенность и расщепление психи­ческих процессов (мышления, чувств, поступков), их мими­ческого и речевого выражения.

А. истерическая [а. hysterica] —А. психогенного проис­хождения, характеризующаяся большой изменчивостью проявлений в зависимости от эмоционального состояния больного и степени его внушаемости.

А. лабиринтная [а. labyrinthica] — см. А. вестибулярная.

А. лобная [а. frontalis] — статико-локомоторная А. на стороне, противоположной очагу поражения лобно-мосто-мозжечковых путей; обычно сочетается с симптомами пора­жения лобных долей головного мозга.

А. локомоторная [а. locomotoria] — см. А. динамиче­ская.

А. мозжечковая [а. сerebellaris] — А. при поражении мозжечка и (или) его афферентных и эфферентных проводя­щих путей; проявляется в форме динамической или статиче­ской А.

А. м. острая [а. сеrebellaris acuta; син.: Вестфаля — Лей­дена острая мозжечковая атаксия, Лейдена — Вестфаля острая атаксия] — преходящая А., возникающая на высоте развития острого инфекционного заболевания и интоксика­ции или вслед за ними.

А. м. с гипогонадизмом [син.: Шахена синдром] — наследственная болезнь, характеризующаяся мозжечковой атаксией и недоразвитием половых желез; наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

А. рецессивная Х-хромосомная — наследственная болезнь мужчин, проявляющаяся прогрессирующей моз­жечковой атаксией; наследуется по рецессивному сцеплен­ному с полом типу.

А. рубральная [а. rubralis; анат. Nucleus ruber красное ядро] — динамическая А., сочетающаяся с грубым тремором конечностей на стороне, противоположной очагу пораже­ния заднего отдела красного ядра.

А. сенситивная [а. sensativa] — статическая и динамиче­ская А., возникающая при поражении путей проприоцеп-тивной чувствительности; усиливается при выключении зрительного контроля движений.

А. спинальная [а. spinalis] — сенситивная А., возникаю­щая при поражении задних столбов спинного мозга, напр., при tabes dorsalis.

А. статико-локомоторная [а. staticolocomotoria] — А., проявляющаяся расстройствами стояния и ходьбы.

 

 

А. статическая [а. statistica; син.: А. туловища] — А., проявляющаяся нарушением равновесия в положении стоя и сидя.

А. табетическая [а. tabetica] — спинальная А., возника­ющая как проявление сифилиса нервной системы; часто со­четается с синдромом Аргайлла Робертсона.

А. туловища — см. Л. статическая.

Атактическая походка — походка человека, у к-рого нарушена координация движений нижних конечностей: во время ходьбы ноги широко раздвинуты, чрезмерно высоко поднимаются и т. д.

Атактический почерк — почерк человека, у к-рого на­рушена координация движений верхних конечностей: во время письма расстраивается соединение букв, линии выхо­дят за пределы строки и т. д.

Атараксия [греч. ataraxia — безразличие, невозмути­мость] — состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транкви­лизаторов и др. ), характеризующееся снятием тревоги, на­пряженности, страха и внутреннего беспокойства.

Атетоз [аthetosis; греч. athetos — не имеющий определенно­го положения, неустойчивый; син. Гиперкинез атетоидный] — гиперкинез, характеризующийся непроизвольными, медленными, стереотипными, вычурными движениями не­большого объема в дистальных отделах конечностей, неред­ко распространяющимися на проксимальные отделы конеч­ностей и мышцы лица; возникает при поражении полосатого тела в области хвостатого ядра и скорлупы.

А. двойной [а. duplex; син.: А. двусторонний] — генерали­зованный А. у ребенка в первые месяцы жизни, обусловлен­ный наследственным или перинатальным поражением ядер головного мозга.

А. двусторонний — см. А. двойной.

 

Атимия [аthymia; а- + грен. thymos душа, настроение, чув­ство] — отсутствие или снижение эмоциональных реакций.

Атрезия [а- + греч. tresis — отверстие] — отсутствие естест­венных отверстий организма. А. могут возникать в результа­те неправильного эмбрионального развития (врожденные А. ) и заращения отверстий после травмы и воспалительных про­цессов (рубцовые А. ).

А. вызывают тяжелые нарушения жизнедеят-ти (напр., А. различных участков кишечника) или более или менее выра­женные нарушения функции (напр., А. наружного слухового прохода, А. носовых отверстий).

Атрофия [аtrophia; а- + греч. trophe питание] — уменьше­ние массы и объема органа или ткани, сопровождающееся ослаблением или прекращением их функции; в основе А. ле­жат расстройства питания тканей, приводящие к постепен­ному замещению паренхиматозных элементов фиброзной тканью.

А. бурая [а. fusca] — А., при к-рой цвет органа приобре­тает бурый оттенок.

А. зрительного нерва [а. пervi optici] — деструкция во­локон зрительного нерва с его атрофией, замещением ней-роглией и соединительной тканью, обусловленная воспали­тельным или дегенеративным процессом; проявляется сни­жением или утратой зрения.

А. з. н. вторичная [а. п. о. secundaria] — А., обусловленная патологическим процессом в области глазного дна.

А. з. н. глаукоматозная [а. п. о. glaucomatosa] — А. при глаукоме, развивающаяся в результате длительного повыше­ния внутриглазного давления.

А. з. н. неполная [а. п. о. incompleta] — см. Л. з. н. частич­ная.

А. з. н. первичная [а. п. о. рrimaria; син.: А. з. н. про­стая] — А., возникающая без предшествующих изменений глазного дна, обусловленная повреждением нерва или забо­леваниями Ц НС.

А. з. н. полная [а. п. о. сотрleta] — А., охватившая все его волокна; характеризуется утратой зрения и отсутствием пря­мой зрачковой реакции на свет.

А. з, н. прогрессирующая [а. п. о. рrogressiva] — А., ха­рактеризующаяся продолжающимся ухудшением зрения и офтальмоскопических симптомов.

А. з. н. простая [а. п. о. simplex] — см. А. з. н. первичная.

А. з. н. стабилизировавшаяся [а. п. o. stabilis] —А., ха­рактеризующаяся отсутствием дальнейших изменений ост­роты зрения и офтальмоскопической картины.

А. з. н. табетическая [а. п. о. tabetica] — первичная А.

при tabes dorsalis.

А. з. н. частичная [а. п. о. рartialis; син.: А. з. н. непол­ная] — А., при к-рой наступила диструкция только части нервных волокон; характеризуется частичной утратой зре­ния и сохранением прямой зрачковой реакции на свет.

А. костная [а. ossea] — А. кости, развивающаяся вследст­вие нарушения физиологических соотношений между про­цессами рассасывания и новообразования костной ткани и характеризующаяся истончением и исчезновением костных структур.

А. мозга ограниченная предстарческая [а. сеrebri circumscripta praesenilis] — см. Болезнь Пика.

А. мышечная [а. musculorum] — А. мышц, характеризую­щаяся постепенным истончением и перерождением мышеч­ных волокон, уменьшением их сократительной способно­сти; наблюдается при различных интоксикациях, является ведущим признаком нек-рых наследственных болезней.

А. от бездействия [син.: А. дисфункциональная] —А., развивающаяся в результате длительного снижения функци­ональной нагрузки на орган.

А. спинного мозга мышечная [spinal muscilar atrophy] — наследственное заболевание, при к-ром происходит гибель двигательных нейронов спинного мозга и наблюдает­ся прогрессирующая А. мышц верхних и нижних конечно­стей. Недавно был выявлен ген, отвечающий за развитие этого заболевания: у больных детей этот ген наследуется как двойной рецессивный. Чаще всего болезнь начинает разви­ваться в возрасте от 2 до 12 лет. В конце концов поражаются дыхательные мышцы тела и наступает смерть в результате инфекции дыхательных путей. Большинство больных людей к 20 годам становятся полными инвалидами, и лишь немно­гие из них доживают до 30 лет.

Ауди- [ аудио -; а udi -; лат. audio слышать] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к слуху, к способности слышать».

Аудиограмма [аудио- + греч. grатта запись] — графи­ческая запись результатов исследования слуха на аудиомет­ре, т. е. кривая, отображающая отклонения слуховых порогов от нормальных (в дБ) для разных звуковых частот (при аудиометрии).

А. речевая — кривая, отображающая зависимость доли правильно воспринятых слов (в %) от силы звука при рече­вой аудиометрии.

Аудиология [аудио- + греч. logos учение] — раздел ото­риноларингологии, изучающий слух и его нарушения в фи­зическом, физиологическом, психологическом и социаль­ном аспектах.

Аудиометр [аудио- + греч. metreo — измерять, опреде­лять] — прибор для исследования слухового анализатора че­ловека, состоящий из звукового генератора с регулируемой частотой и амплитудой колебаний (или генератора речи), а также телефонов воздушной и костной проводимости.

 

Аудиометрия [аудио- + греч. metreo измерять, опреде­лять] — 1. [син.: акуметрия] — измерение остроты слуха; 2. [син.: А. пороговая] — измерение порогов восприятия зву­ков с помощью аудиометра.

А. по Бекеши — см. Бекеши аудиометрия.

А. игровая — метод А. у детей, осованный на использо­вании игровых ситуаций, игрушек, картинок и т. п.

А. надпороговая — А. с использованием звуков, сила к-рых превышает пороги слышимости обследуемого.

А. объективная [син.: А. рефлекторная] —А., при к-рой

регистрация восприятия звука производится по объектив­ным показателяN1 (ориентировочная и кожно-гальваниче­ская реакции, ко^теопальпеоральный и кохлепупиллярныи рефлексы и др. ).

А. пороговая — см. Аудиометрия.

А. рефлекторная — см. А. объективная.

А. речевая — метод А. с использованием магнитофона или аудиометра, воспроизводящего речь с заданной интен­сивностью звука.

А. тональная — метод А. с использованием аудиометра, генерирующего чистые тоны различной высоты и силы.

А. шумовая [син.: Лангенбекаметод аудиометрии] — А., проводимая в условиях дозированного широкополосного маскирующего шума («белого шума»).

Аудиторы [лат. audio слышать] — слушатели, группа лиц, принимающих участие в проверке уровня разборчиво­сти речи, передаваемой по линии связи в телефонии и радио­технике. В сурдопедагогике А. используются для оценки ка­чества произношения у глухих школьников.

Аура [греч. аи — ветерок, дуновение; син.: предвестник припадка] — своеобразное ощущение, движение или психи­ческое переживание (страх, ложное восприятие действи-

тельности и т. п. ), непосредственно предшествующее эпи­лептическому припадку.

А. акустическая [а. аcustica] — см. А. слуховая.

А. вегетативная [а. vegetativa] — А, в форме секретор­ных и/или вазомоторных нарушений.

А. вестибулярная [а. vestibularis] — сенсорная А. в фор­ме головокружения; характерна для локализации патологи­ческого очага в височной доле головного мозга.

А. висцеральная [а. visceralis] —- сенсорная А. в форме неприятных ощущений во внутренних органах (разлитая боль в области живота, замирание сердца и т. п. ).

А. вкусовая [а. gustatoria] — сенсорная А. в форме ощу­щения вкуса пищи, чаще неприятного характера; наблюда­ется при локализации патологического очага в височной доле головного мозга.

А. двигательная [а. тоtoria] — см. А. моторная.

А. зрительная [а. оptica] — сенсорная А. в форме эле­ментарных зрительных ощущений (пятна, зигзагообразные линии и др. ), образов, предметов или сложных галлюцина­торных картин; наблюдается при локализации патологиче­ского очага в затылочной области коры больших полушарий головного мозга.

А. изолированная [а. isolata] — А., за к-рой не следует эпилептический припадок, являющаяся его абортивной формой.

А. кардиальная [а. саrdialis] — висцеральная А. в форме тягостного ощущения в области сердца (замирание, оста­новка, сжимание сердца и т. п. ).

А. моторная [а. тоtoria; син.: А. двигательная] — А. в форме судорожного сокращения отдельных мышц, групп мышц или двигательного беспокойства (стремления куда-то бежать, бессознательного перебирания руками и т. п. ).

А. обонятельная [а. olfactoria] — сенсорная А. в форме ощущения запаха, чаще неприятного характера; наблюдает –

ся при локализации патологического очага в области гиппо-кампа.

А. психическая [а. рsychica] — А. в форме мимолетных переживаний ранее виденного [deja vu] или никогда не ви­денного [jamais vu], перемешанных с отрывками былых пере­живаний; наблюдается при локализации патологического очага в височной доле головного мозга.

А. психосенсорная [a. psychosensoria] — А. в форме ощущения изменения размеров и /или формы собственно­го тела, отдельных его частей, изменения их взаимного рас­положения или величины и формы окружающих предме­тов.

А. речедвигательная — моторная А. в форме внезап­ной остановки речи из-за невозможности владения речевым аппаратом.

А. сенситивная [а. sensitiva] — А. в форме переживания чувства блаженства или тоски и безысходной грусти; наблю­дается при локализации патологического очага в височной доле головного мозга.

А. сенсорная [а. sensoria] — А. в форме к. -л. ощущений; тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных и др.

А. слуховая [а. аuditiva; син.: А. акустическая] — сенсор­ная А. в форме восприятия звуков, слов и целых фраз; на­блюдается при локализации патологического очага в височ­ной доле головного мозга.

А. эпигастральная [а. ерigastrica] — висцеральная А. в форме неприятных ощущений в области желудка (боли, ур­чание и др. ).

Аутизм [грен. autos сам] — 1. Синдром Каннера, аутизм детский — редкое нарушение психики у детей, проявляюще­еся впервые в возрасте примерно двух с половиной лет. У ре­бенка затруднено общение с другими людьми, плохо разви­вается речь, он слабо владеет абстрактными понятиями; его поведение является ограниченным и во многом повторяю-

 

щимся; он испытывает мучительное сопротивление любым изменениям в окружающей его обстановке. Таким детям бы­вает очень трудно понять чувства других людей, поэтому, даже вырастая, они так на всю жизнь и остаются изолиро­ванными от общества. У многих отмечается снижение ин­теллекта, однако среди них встречаются и вполне нормаль­ные дети, к-рые могут даже в чем-то проявлять одаренность. Считается, что основными причинами заболевания являют­ся наследственные факторы и поражение головного мозга. Определенного лечения не существует, однако таким детям обычно требуется продолжительное обучение, чтобы они стали полноценными членами общества. Нарушение пове­дения и состояние тревоги у них устраняются с помощью по­веденческой терапии и ряда лекарственных препаратов (напр., фенотиазины).

2. Уход от реальности в мир собственных фантазий: ха­рактерен для шизофрении или процесса личностных изме­нений.

Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. Систе­ма помощи лицам с А. начала впервые формироваться в США и Западаной Европе в середине 60-х гг. Нужно, однако, отметить, что первая в Европе школа для аутичных детей — Sofienskole— начала функционировать в Дании в 1920 г., ког­да ни в психиатрии, ни в спец. педагогике понятие «детский аутизм» еще не было сформулировано. Кроме того, преды­сторией развития системы помощи детям с ранним детским А. (РДА) можно считать появление в конце 50-х гг. неболь­шого кол-ва частных учреждений, чья деят-ть основывалась на принципах различных вариантов психоанализа.

Как известно, РДА с позиций психоанализа есть следст­вие конфликта между ребенком и окружающим миром, прежде всего между ребенком и матерью, к-рая, по мнению психоаналитиков, своей доминантной, жестокой, холодной активностью подавляет развитие собственной активности ребенка («мама — холодильник»). Эти представления не подтвердились, но они стимулировали создание обществен-

 

ных организаций (в Англии — в 1962 г., в США — в 1965 г. ), объединявших прежде всего родителей аутичных детей, юридически обладавших правами представлять интересы лиц с А. Именно родительские общественные объединения сумели во многих странах заставить государство выполнять свои обязанности по реализации конституционного права своих аутичных граждан на адекватное их возможностям об­разование.

В методическом плане подходы к коррекции РДА в США, Японии и странах Западной Европы чрезвычайно многооб­разны. Так, справочник Национального аутистического об­щества Великобритании (National autistic societi, NAS ) «Под­ходы к коррекции аутизма» (1995) включает более семидеся­ти пунктов, хотя практическое значение имеют не более чем пять, и в первую очередь оперантное обучение (на основе бихевиоральной психологии) и программаТЕАССН (Тreatment Education of Autistic Children and Children with relative Handicap ).

Оперантное обучение (поведенческая терапия) достаточно широко распространено в США и нек-рых других странах (Норвегия, Южная Корея, ряд арабских стран, в нек-рой степени Германия). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овла­дении учебными предметами и производственными навыка­ми. Обучение проводится в основном индивидуально. Фор­мально эффективность метода достаточно высока: до 50—60 % воспитанников становятся способными овладевать программой массовой школы, получают возможность рабо­тать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить свое сушествование, а в отдельных случаях даже поступают в кол­леджи и университеты.

ТЕАССН-программа начала разрабатываться Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70-х гг. в универ­ситете штата Сев. Каролина и сейчас в этом и в нек-рых дру­гих штатах является государственной, она широко распространена во многих странах Европы, Азии, Африки.

 

 

При нек-ром сходстве отдельных методических черт ТЕАССН-программы и оперантного обучения между ними есть различия концептуального порядка.

Тщательное изучение особенностей психики аутичных детей привело многих зарубежных авторов к выводу, что при А. мышление, восприятие и психика в целом организованы совсем иначе, чем в норме: восприятие носит в основном си­мультанный характер, дети не усваивают или усваивают с большим трудом сукцессивно организованные процессы, у них особый характер мышления.

Эти особенности психики затрудняют, а в тяжелых случа­ях делают невозможной адаптацию к окружающему миру, и, по мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует на­правлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на созда­ние соответствующих его особенностям условий существования.

Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навы­ков. Обучение речи считается целесообразным только при 10 > 50 % и не расценивается как обязательное, так же как и воспитание учебных и профессиональных навыков. В осно­ве конкретных методик — четкое структурирование про­странства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию.

ТЕАССН-программа практически никогда не обеспечи­вает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жиз­ни, но она позволяет довольно быстро достичь положитель­ных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями А. Цель — добиться возможности жить «независи­мо и самостоятельно» — достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

Организационно идеальными считаются развитие и жизнь в домашних условиях, т. к. именно семья — «естест­венная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу с родителями чрезвычайно важной.

 

Помимо оперантной терапии и программы ТЕАССН на Западе используются холдинг-терапия (М. Уэлш), терапия «ежедневной жизнью» (К. Китахара), терапия «оптимальны­ми условиями» (Б. Кауфман, С. Кауфман) и др.

Из отечественных подходов к коррекции А. наиболее из­вестна предложенная К. С. Лебединской и О. С. Никольской методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об А. прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных методов большое значение отводится комплексности — по­стоянному взаимодействию педагогов, психологов и вра­чей-психиатров. Основные усилия направляются на коррек-иию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирова­ние ребенка. Метод достаточно эффективен при работе с относительно легкими формами РДА, применение же его для случаев с глубокими артистическими расстройствами предстаатяется весьма проблематичным.

Считается, что синдром РДА изучается в России более 50 лет. со времени выхода в 1947 г. статьи С. С. Мнухина «О невро- и психопатических изменениях личности на поч­ве тяжелого элементарного истощения у детей». В дальней­шем РДА на протяжении более 30 лет рассматривался в на­шей стране только как медицинская проблема. Однако помешение аутичных детей в психиатрический стационар не давало, как правило, положительных результатов, а нередко за счет отрыва от семьи, изменения привычного окружения приводили к ухудшению состояния. И лишь со второй по­ловины 70-х гг. благодаря работам ленинградских (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган и др. ) и особенно московских (К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др. ) психиатров и психологов постепенно стало скла­дываться представление о РДА как об особом отклонении психического развития, из чего следовала необходимость не только и не столько медикаментозного лечения, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для РДА форм и методов. Такая точка зрения была официально закреплена решением Пре­зидиума АПН СССР в 1989 г. Однако государственной сис­темы комплексной помощи детям и подросткам, страдаю­щим ранним А., в России не создано.

Специальных (коррекционных) образовательных госуч­реждений для детей с А. в России очень мало. Большинство детей и подростков с А. находятся или в других видах спец. школ, или в массовых школах, или в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты населения.

В нек-рых случаях (при легких формах аутистических расстройств) аутичные дети учатся в общеобразовательных школах. Такие прецеденты возникают спонтанно и даже во­обще не выявляются; это не означает отсутствия проблем в обучении и воспитании: они, как правило, достаточно выра­жены, но не достигают критической остроты.

Кроме того, работа как основного педагога, так и педаго­га-помощника требует определенного уровня специальных знаний, что, к сожалению, пока на практике встречается не­часто. В целом можно заключить, что такой вариант обуче­ния аутичных детей не только возможен, но и необходим, но его осуществление требует ряда условий:

• опережающей готовности ребенка к школьному обуче­нию в плане академических навыков;

• определенного уровня социальной адаптации, способно­сти к жизни в коллективе;

• психолого-педагогической поддержки специалистов по
коррекции РДА;

• достаточной дефектологической подготовленности учи­теля массовой школы;

• юридической защищенности аутичного ребенка, обуча­ющегося в массовой (или иной) школе, т. е. учитывать
особенности такого ребенка должно быть вменено в обя­занность учителя и администрации.

Стоящие перед педагогом проблемы очерчены достаточ­но ясно и решение достаточно просто: индивидуальный под­ход с учетом таких проявлений А., как ранимость, повышен-

ная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность раз­вития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обуче­ния (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя нек-рое вре­мя), трудность восприятия фронтальных занятий (эффек­тивнее индивидуальные), трудности при ответе у доски и др. Во всем мире признано: работа с аутичным ребенком едва ли не самое сложное в современной спец. педагогике (С. А. Морозов).

Ауто- [греч. autos — сам] — составная часть сложных слов, означающая «сам», «тот же самый», «свой», «собственный».

Аутогенная тренировка [ауто- + греч. genes — зарож­дающийся, производимый] — вид психотерапии, основан­ный на максимальном мышечном расслаблении, сочетаю­щемся с самовнушением.

Аутогенный [греч. аutos — сам + genos — род] — «самород­ный», самостоятельно развившийся.

Аутогипноз [ауто- + гипноз] — приведение самого себя в гипнотическое состояние, самогипноз.

Аутомизофобия [automisophobia; ауто- + греч. misos — ненависть, предмет отвращения + фобия] — навязчивый страх — боязнь распространения больным неприят

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...