Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная система коррекционной поддер­жки и социальной защиты детей и подростков — в 3 страница




Советы по уходу:

• Если ребенок находится дома, надо научиться делать назогастральную аспирацию, постуральный дренаж (путем
придания положения, при к-ром жидкость оттекает под
действием силы тяжести) для отвода жидкости и кормле­ния через зонд, а также ухаживать за кожей, чтобы пред­
отвратить пролежни.

• Если испытывается стресс, чувство вины, стало труднее
жить в эмоциональном и финансовом плане из-за того,
что родился больной ребенок, нужно обратиться к психо­логу.

• При новой беременности нужно обратиться в медико-ге­нетическую консультацию. Необходимо на раннем этапе
беременности получить прогноз специалиста о возмож­ности рождения здорового ребенка.

• Если есть другие дети, им нужно пройти обследование,
чтобы знать, не являются ли они носителями заболева­ния. Если есть взрослые дети, являющиеся носителями
заболевания, им нужно получить медико-генетическую
консультацию. Однако помните, что угрозы передачи за­болевания потомству нет, если их супруги не будут носи­телями заболевания.

Болезнь Хантингтона — наследственное заболевание, возникающее в результате дефекта единичного гена, насле­дуемого в качестве доминантного; данное заболевание раз­вивается примерно у половины детей, чьи родители имеют такой дефектный ген. Симптомы заболевания начинают проявляться в среднем возрасте; к ним относятся непроиз­вольные подергивания (см. Хорея), к-рые сопровождаются изменением поведения и прогрессирующей деменцией че­ловека. В настоящее время удалось идентифицировать де­фектный ген, локализующийся в хромосоме № 4; это внесло большой вклад в генетический скрининг, позволяющий выя­вить людей, у чьих детей может развиться данное заболева­ние. См. Хорея Хантингтона.

Болезнь Хартнапа — редкий наследственный дефект, связанный с нарушением всасывания аминокислоты трип­тофана; в результате чего у человека наблюдается задержка умственного развития, утолщение и шершавость кожи, под­вергающейся воздействию солнечного света, а также нару­шение координации мышечных движений. Данное заболе­вание во многом напоминает пеллагру. Обычно в этом случае помогает лечение никотинамидом.

Большие полушария головного мозга — высшие отделы головного мозга; состоят из поверхностного слоя — коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов — подкорки.

Бомбаст — напыщенный, чрезмерно торжественный стиль языка.

Боткина болезнь [С. П. Боткин, 1832—1889, тера­певт] — инфекционный вирусный гепатит, иногда сопро­вождающийся нарушениями психики.

Бради- [греч. bradys медленный] — составная часть сложных слов, означающая «медленный», «замедленность».

Брадилалия [греч. bradys медленный + греч. lalia — речь] — патологически замедленный темп речи. Может быть органической или функциональной по своей природе.

Брадифразия [греч. bradys медленный + phrasis — вы­ражение] — патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нарушения баланса нервных процессов (преоб­ладание торможения над возбуждением). Речь страдающих Б. отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжительные высказывания затруднительны. Чаще встречается при раз­личных нервных заболеваниях и олигофрении. Устранение Б, возможно за счет логопедических упражнений по коррекции речевых движений, а также медицинских мероприятий по назначению психоневролога.

Брахи- [греч. brachys короткий] — составная часть слож­ных слов, означающая «короткий», «укороченность».

Брахигнатия [брахи- + греч. gnathos — челюсть] — анома­лия развития — недоразвитие нижней челюсти.

Брахиграфия [брахи- + греч. grapho — пишу] — общее на­звание для любой системы сокращенного письма.

Брахидактилия [брахи- + греч. daktylos палец] — ано­малия развития — укорочение пальцев рук или ног.

Брахилогия [брахи- + греч. logos слово, понятие] — замена более длинного оборота речи более коротким.

Брахицефалия [брахи- + греч. kephale— голова] — вари­ант формы головы человека, характеризующийся относи­тельно большим поперечным диаметром головы.

Бред — совокупность идей, суждений, не соответствую­щих действительности, полностью овладевающих сознани­ем больного и не корригируемых при разубеждении и разъ­яснении.

Б. преследования алкогольный [син.: острый алко­гольный параноид] — вариант алкогольного психоза. Возни­кает у алкоголиков преимущественно в период абстиненции, но иногда на фоне массивной алкоголизации. Обычно раз­вивается внезапно и нередко в осложненных ситуациях, при переутомлении, в дороге, в незнакомой местности, а также при наличии черепно-мозговых травм. Больному кажется, что люди говорят о нем, подают друг другу знаки, сговарива­ются его убить или придумывают изощренную пытку, хотят погубить не только его, но и его детей, всю семью. Спасаясь от мнимой угрозы, больной может сам стать преследовате­лем и первым совершить нападение. Нек-рые больные совершают самоубийство. В больнице они беспокойны, тре­вожны и подозрительны, нередко отказываются от лекарств, еды, опасаясь отравления.

 

Б. ревности алкогольный [Син.: алкогольный бред супружеской неверности; Паранойя алкогольная] — Б. невер­ности, возникающий у больных алкоголизмом обычно на фоне ослабления половой потенции в связи с длительной ал­коголизацией. Некритичные к себе, они склонны обвинять в этом жен, возникают доминирующие сверхценные идеи рев­ности, переходящие затем в стойкий Б.

Бредовые подозрения зачастую нелепы, бездоказатель­ны, наивны. Больные начинают ревновать жен к соседям, сослуживцам, друзьям и даже сыновьям. Чтобы уличить жен в измене, они внезапно проверяют их на работе, подкараули­вают в неожиданных местах, подглядывают в окна, подслу­шивают, проверяют постельные принадлежности, нательное белье жены. Нередко избивают жен, требуя признания в из­мене. К бредовым идеям могут присоединиться слуховые галлюцинации на темы Б. р. а. Им слышится голос жены, к-рая хвастается своими любовными похождениями, любов­ными ласками и т. п.

Такого больного невозможно переубедить в ошибочности его суждений, что приводит к конфликтам в семье, а иногда и к тяжкому преступлению. Полностью овладевая больным, идеи ревности не исчезают и в периоды длительного воздержания от алкоголя, хотя в состоянии опьянения они обостряются и дела­ют больного опасным для жены, мнимых любовников и других лиц, включенных в круг бредовых переживаний.

Б. отношения сенситивный [син.: бред сенситивный, Паранойя сенситивная] — Б., связанный с реальной или мни­мой физической или моральной ущербностью больного (фи­зические или психические недостатки, совершенные в про­шлом неблаговидные поступки).

Бредовые синдромы — совокупность бредовых идей. Бредовые идеи — искаженное отражение действительности в сознании человека в результате расстройства его психиче­ской деят-ти. В острых случаях, особенно при расстройстве сознания, бред бессвязен, быстро меняется по содержанию; в хронических случаях возможна разорванность бреда, но он может развиться в целое мировоззрение. По механизмам развития бред разделяется на хронически развивающийся систематизированный бред толкования (бред суждения) и остро возникающий, несистематизированный образный бред (бред восприятия). Систематизированный бред толко­вания развивается медленно, сопровождаясь общим измене­нием личности. Бредовые суждения тщательно обосновыва­ются больными, к-рые приводят цепь доказательств, имею­щих субъективную логику. Эта форма отличается стойкостью. По содержанию бред толкования может быть разнообразен: бред сутяжничества, ревности, изобретатель­ства, высокого происхождения, ипохондрический бред и пр. Систематизированный бред толкования протекает обычно на фоне относительно сохранного поведения боль­ного. В дальнейшем течении болезни может наступить рас­пад бредовой системы и появление признаков слабоумия в сочетании с идеями величия. Бред толкования встречается при паранойе, вариантах бредовой шизофрении. В отличие от бреда толкования идеи при образном чувственном бреде несистематизированы, непоследовательны, преобладают фантазии, яркие представления. Явления окружающей жиз­ни воспринимаются больным ложно: все кажется угрожаю­щим, преследующим его, имеющим к нему непосредствен­ное отношение. При нарастании остроты состояния, бредо­вые идеи становятся все более бессвязными и фантастическими. Содержание образного бреда мо­жет быть различным. Образный, чувственный бред встреча­ется при шизофрении, симптоматических психозах. Бред может привести к совершению насильственных действий. Поэтому больным со стойкими бредовыми идеями необхо­димо оказать психиатрическую помощь.

 

Бродмана ПОЛЯ — участки коры головного мозга, раз­личные по своему клеточному строению. Названы по имени немецкого психиатра Бродмана, описавшего 52 поля в коре больших полушарий мозга человека. Каждое поле отличает­ся по величине, форме, расположению нервных клеток и нервных волокон. Различные поля связаны с различными функциями. Так, поля, расположенные в затылочной облас­ти мозга, связаны со зрительной функцией; поля, располо­женные в центральной части мозга, — с двигательной функ­цией и т. д.

Брока центр — участок коры головного мозга, располо­женный в задненижней части третьей лобной извилины ле­вого полушария, является центром двигательной речевой функции. При поражении Б. ц. человек не может произно­сить осмысленных слов (т. н. Афазия моторная).

В осуществлении моторной функции речи, кроме этой области, принимают участие др. зоны коры мозга (премоторная и др. ).

Бромидрозифобия — см. Бромидрофобия.

Бромидрофобия [bromhidrophobia; бромидроз + фобия; син.: Бромидрозифобия] — навязчивый страх — боязнь появ­ления заметного для окружающих запаха собственного тела.

БрОНТОфобия [brontophobia; греч. bronte гром + фо­бия] — навязчивый страх — боязнь грома.

Буйство — беспорядочное насилие и деструктивность, возникающие во время припадка эпилепсии, когда у челове­ка наблюдается спутанность сознания.

Буквари для специальных школ — уч. пособие для первоначального обучения грамоте детей с нарушениями развития. При составлении букварей учитывается специфи­ка обучения детей с различными нарушениями.

 

Б. для слепых школьников составлены с учетом необ­ходимости обучения слепых детей точечному (брайлевскому) шрифту. Б. для спец. школ отличается от Б. массовой школы по содержанию: словарный состав более элементарен и дан с большей повторяемостью; особое внимание уделено работе над значением слов и фраз; содержится много упраж­нений для усвоения детьми звукового состава слов.

Обучение глухих детей грамоте проводится в условиях на­чинающегося речевого развития и спец. обучения произно­шению. Поэтому обучение чтению и письму дается в той по­следовательности, в какой дети учатся произносить звуки, и на том речевом материале, к-рый они усваивают в связи с ра­ботой по развитию речи.

Б. для слабослышащих составлены с учетом особой роли письменной формы речи в процессе овладения слабо­слышащими детьми звуковой и морфологической структу­рой слов.

Бульбарный — 1. Относящийся к продолговатому мозгу или воздействующий на него. 2. Луковицеобразный. 3. От­носящийся к глазному яблоку.

Бульбарный паралич [лат. bulbus — луковица, форму к-рой напоминает продолговатый мозг] — клиническое про­явление заболевания продолговатого мозга. При Б. п. отме­чается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-мозговых нервов — языкогло-точного, блуждающего и подъязычного. Нередко при Б. п. поражаются также тройничный и лицевой нервы, тогда лицо больного неподвижно, рот раскрыт, течет обильная слюна, выпадает пища. Симптомами поражения этих нервов, осо­бенно блуждающего, может быть расстройство глотания; при этом жидкая пища попадает в нос, а комки ее могут по­пасть в гортань. Часто наблюдается расстройство артикуля­ции (см. Дизартрия): речь невнятна, смазанна, гнусава. Ино­гда при Б. п. устная речь оказывается невозможной.

 

Б. п. развивается в результате воспаления ствола мозга, опухолей (см. также Псевдобулъбарный паралич детский).

Буфтальм — врожденная или развивающаяся у младен­цев глаукома: повышение внутриглазного давления вследст­вие нарушения развития структур, через к-рые дренируется внутриглазная жидкость. Так как наружная оболочка глазно­го яблока (склера) у детей достаточно эластична, то происхо­дит увеличение глаза вследствие накопления в нем жидко­сти. Обычно поражаются оба глаза, кроме того, заболевание может сопровождаться врожденными пороками развития и других частей тела. Лечение чаще всего хирургическое, напр., с помощью гониотомии, целью к-рой является улуч­шение оттока жидкости из глаза. Перед тем, как зрение пол­ностью утрачивается, нередко наблюдается самопроизволь­ная блокада буфтальма. См. Гидрофтальм.

Бухштабирование — механический набор букв; наблю­дается при нарушениях письма.

Бянь-терапия [истор.: по имени Бянь-Цио, китайского врача VI в. до н. э. ] — система диагностики и лечения, осно­ванная на раздельном изучении пульса на обеих руках и при­менении массажа и акупунктуры.

 

 

В

Вакцина [vaccinum; лат. vaccinus — коровий] — препарат, получаемый из живых аттенуированных штаммов или уби­тых культур микроорганизмов, их токсинов или антигенов, предназначенный для активной иммунизации людей и жи­вотных.

Вакцина Сабина — вводимая внутрь вакцина против по­лиомиелита, к-рая приготовляется путем выращивания ви­руса в спец. условиях; при этом он теряет свою вирулент­ность (т. е. его патогенное действие значительно ослабляет­ся), однако сохраняет способность стимулировать выработку антител в организме человека.

Вакцина Солка — вакцина против полиомиелита, полу­чаемая в результате обработки вируса раствором формалина; такая обработка ослабляет вирус, предотвращая развитие у человека заболевания, однако при этом сохраняется способ­ность вируса стимулировать образование антител в организ­ме. Данная вакцина вводится в инъекции.

Вакцина тифозно-паратифозная АВ [ТАВ vaccine] — комбинированная вакцина, применяемая для создания у чело­века иммунитета против брюшного тифа, а также паратифа А и В.

Вакцинация [vaccination] — метод создания иммунитета к к. -л. заболеванию путем введения в организм человека вак­цины или специальным образом приготовленного антиген­ного материала для стимуляции выработки соответствую­щих собственных антител. Первоначально данный термин применялся лишь по отношению к введению в организм че­ловека вируса вакцинии (коровьей оспы), к-рый приводил к созданию иммунитета не только против коровьей оспы, но и против натуральной оспы. В настоящее время, однако, этот

 

термин используется в качестве синонима слова «прививка» [тосиЫоп]. Прививка является методом иммунизации про­тив различных заболеваний. Часто вакцинация выполняется в два или три этапа, т. к. при таком введении вакцины у чело­века с меньшей вероятностью могут развиться к. -л. побоч­ные эффекты. Обычно вакцина вводится посредством инъ­екции, однако в нек-рых случаях она может вводиться и че­рез небольшую царапину на коже; для создания иммунитета от нек-рых заболеваний применяются оральные вакцины.

Вакцинотерапия [vaccinotherapia; вакцина + терапия] — метод лечения инфекционных болезней, основанный на введении больному вакцин, анатоксинов или отдельных ан­тигенов возбудителей с целью стимуляции иммунитета и/или гипосенсибилизации организма к возбудителю или продуктам его распада.

Валидность [англ. valid — пригодный] — один из основ­ных критериев качества теста. Проблема В. возникает в про­цессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения к-рого он созда­вался. Напр., В. измерения интеллекта зависит: от определе­ния понятия «интеллект», представляющего ту или иную ав­торскую концепцию этого феномена; от состава тестовых за­даний, разрабатываемых в соответствии с этой концепцией; от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава тестовых заданий, поэтому важным яв­ляется вопрос концептуальной В. теста. Чем больше задания теста соответствуют той или иной авторской концепции ин­теллекта, тем увереннее можно говорить о концептуальной В. теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием ука­зывает на его возможную В. по отношению к данному крите­рию. Определение В. теста всегда требует постановки допол­нительных вопросов: В. для чего? Для какой цели? По како-

му критерию? Таким образом, понятие В. относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше В. Развитие факторного анализа позволило со­здавать тесты, валидные по отношению к идентифицируе­мому фактору. Только проверенные на В. тесты могут испо­льзоваться в профориентации, профотборе, в на­учных исследованиях.

Вампиризм [вампир — по народному поверью мертвец, выходящий из могилы, чтобы высосать кровь у спящих] — сексуальное извращение, сочетание садизма с фетишизмом, когда фетишем является кровь партнера. Элементы вампи­ризма могут встречаться у лиц, наносящих сексуальному партнеру царапины или укусы (капельки крови обостряют чувство наслаждения от близости). В старой сексологии су­ществовал даже спец. термин «подкалывательженщин», ког­да сексуальной партнерше наносятся уколы или порезы для обострения чувств. В более легких формах В. половой акт со­провождается фантастическими образами льющейся крови. Нередко сладострастные ощущения от вида собственной крови отмечаются еще в детстве, когда нанесение себе по­вреждений и вид свежей крови вызывает эрекцию и даже эякуляцию. К В. можно отнести и случаи немотивированно­го убийства женщин разного возраста без к. -л. корыстных целей или развратных действий. В подобных случаях вид крови может замещать половое сношение. В. встречается очень редко.

Ван-Богарта — Озе синдром [L. Van-Bogaert, бель­гийский невропатолог; J. Hozay, фр. невропатолог] — на­следственная болезнь, характеризующаяся нарушениями лицевого скелета, укорочением конечностей, сетчатой пиг­ментацией кожи, недоразвитием головного мозга с судо­рогами и пониженным интеллектом.

 

Ван-Дер-Хуве синдром [I. Van der Hoeve, голландский офтальмолог] — наследственная болезнь, характеризующая­ся повышенной ломкостью костей, приводящей к деформа­ции скелета, тугоухостью вследствие прогрессирующего ото­склероза и серовато-голубой окраской склер, обусловленной их истончением и повышенной прозрачностью.

Ваннера признак [F. Wanner, нем. оториноларинго­лог] — ухудшение костного проведения звуков при отсутст­вии поражения органа слуха; свидетельствует об органиче­ском поражении головного мозга.

Вегет- [вегето-; лат. vegetto возбуждать, оживлять, уси­ливать; расти, произрастать] — составная часть сложных слов, означающая: 1) «возбуждение, усиление»; «рост, про­израстание»; 2) «относящийся к вегетативной нервной сис­теме, вегетативный».

Вегетативная нервная система — часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внут­ренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечно-полосатой мускула­туры.

Вегетативные органы — органы, функцией к-рых яв­ляется всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, рас­пределение крови, размножение.

Вегетативные рефлексы — рефлексы, осуществляе­мые через вегетативную нервную систему, имеющие регуля-торный характер и направленные на поддержание постоян­ного уровня к. -л. функции организма (кровяное давление, температура тела и т. п. ). Высший контроль над В. р. осуще­ствляется корой головного мозга.

В. р. могут нарушаться как при общих заболеваниях, так и при болезнях нервной системы.

 

Вегетативные функции — физиологические приспо­собления, общие для животных организмов и растений (ды­хание, питание, размножение).

Вегетативный [лат. vegetto — возбуждать, оживлять, усиливать; расти, произрастать] — 1. Относящийся к росту и питанию организма. 2. Относящийся к вегетативной нерв­ной системе.

Веко — защитное образование, лежащее впереди глазного яблока и прикрывающее его сверху и снизу, а при смыкании закрывающее глаз. Каждый глаз имеет два века, покрытых тонкой кожей. В толще кожи век залегают плотная соедини­тельнотканная пластинка, придающая твердость и форму краю века [tarsus], вековая часть круговой мышцы глаза, а также видоизмененные сальные железы (мейбомиевы [meibomian glands]) хряща век. Раздражение болевых рецепторов, расположенных на роговице глаза, заставляет веки рефлек-торно закрываться.

Векслера тест — набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Разработан Д. Векслером в 1937 г. В настоящее время употребляется модифицированный ва­риант образца 1974 г. — «Шкала Векслера для измерения ин­теллекта у детей». Содержит наряду с вербальными (словес­ными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т. п. На основании результатов выполнения те­ста вычисляется коэффициент интеллекта. Как и аналогич­ные методики, дает достаточно адекватную оценку налично­му уровню развития интеллекта, но не может служить осно­ванием прогноза умственного развития.

Венерофобия [venerophobia; лат. Venus, Veneris в Древ­нем Риме богиня любви + фобия] — навязчивый страх — бо­язнь заразиться венерической болезнью.

 

Вербализм в обучении [лат. verbum слово] — недо­статок обучения, выражающийся в книжном, оторванном от жизни догматическом преподавании и усвоении уч. матери­ала. Абстрактность в преподавании, изложение уч. материа­ла вне связи с жизнью, практикой приводят к недостаточно­му использованию дидактических принципов наглядности, сознательности и активности, в результате чего знания уч-ся оказываются неполноценными, формальными. Усвоение уч. материала в словесной форме не позволяет уч-ся достаточно глубоко понять его, осознать и применять свои знания в практической деят-ти, при анализе конкретного фактиче­ского материала.

Отклонения в развитии детей с ограниченными возмож­ностями нередко приводят к чисто формальному усвоению ими знаний. В специальной школе это происходит от интел­лектуальной неполноценности уч-ся, из-за трудности пони­мания ими речевого материала. В школах для детей с недо­статками слуха речевое недоразвитие уч-ся осложняет усвое­ние уч. материала, выраженного в словесной форме, а это нередко влечет за собой механическое заучивание такого ма­териала без должного осознания. В школах для детей с недо­статками зрения В. может быть обусловлен полной невоз­можностью или ограниченной возможностью зрительного восприятия внешнего мира. Все знания у детей с ограничен­ными возможностями оторваны от конкретных представле­ний и понятий и не соответствуют им. Поэтому в спец. шко­лах особенно важно предупреждение и преодоление В. Это достигается применением всех средств наглядности и широ­ким использованием сохранных анализаторов уч-ся.

Вербальный [лат. verbalis ] — словесный, относящийся к речи.

Вербальный метод — метод пассивного восприятия знаний путем слушания или чтения.

 

Вербигерация [лат. Verbigero, verbigeratum болтать] — периодическое бессмысленное повторение одних и тех же слов и фраз. Данное состояние является разновидностью по­ражающей речь стереотипии, к-рая чаще всего проявляется у людей, страдающих шизофренией.

Вербомания [лат. verbalis — словесный + греч. mania — безумие, страсть] — патологическое многословие.

Вернике алкогольный галлюциноз [С. Wernicke, 1900] — вербальный галлюциноз у хронических алкоголиков, сочетающийся с бредовыми идеями преследования. Наступа­ет обычно после алкогольных эксцессов. Течение длительное, часты рецидивы. Иногда развивается после алкогольного де­лирия. Возможен исход в алкогольную деменцию.

Вернике — Корсакова синдром [С. Wernicke, пред­положительно 1881; С. С. Корсаков, 1887] —термин, употреб­ляемый для обозначения поражения головного мозга при ал­коголизме, протекающего первоначально с картиной острой энцефалопатии Гайе — Вернике, а затем, по мере улучшения состояния больного и при нек-ром обратном развитии пато­логической симптоматики, обнаруживаются признаки кор-саковского психоза.

Вертигофобия [vertigophobia; лат. vertigo — вращение + фобия] — навязчивый страх — боязнь головокружения и по­тери равновесия.

Вестибул- [ вестибуло-; лат. vestibulum — преддверие] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к преддверию».

Вестибулярный аппарат [лат. vestibulum — преддве­рие] — периферический отдел пространственного (вестибу­лярного) анализатора, или органа равновесия. В. а. расположен во внутреннем ухе и состоит из преддверия и трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно-перпендикулярных

 

 

плоскостях. В преддверии и полукружных каналах находятся группы специфических нервных клеток, образующих конце­вой аппарат (рецептор) вестибулярного нерва. Перемещения тела в пространстве вызывают раздражение В. а.

Прямолинейные движения сопровождаются раздраже­нием чувствительных нервных клеток преддверия, а враща­тельные движения вызывают раздражение нервных клеток в полукружных каналах.

Раздражения В. а. передаются по волокнам вестибуляр­ного нерва в ЦНС, и в ответ на них возникают рефлекторные реакции, способствующие сохранению равновесия.

Ветрянка [chickenpox] —легкое, но очень заразное инфек­ционное заболевание, вызываемое вирусом герпеса, к-рый передается воздушно-капельным путем. После инкубацион­ного периода, длящегося 11 — 18 дней, у человека наблюдает­ся небольшое повышение температуры, затем в течение су­ток на теле появляются зудящие темно-красные пятна. Эти пятна распространяются на кожу лица, головы и конечно­стей; вскоре они превращаются в волдыри, к-рые затем по­крываются корочкой. Корочки отпадают примерно через 12 дней. Лечение: постельный режим и применение калами-нового лосьона, к-рым покрывают пораженные участки, чтобы уменьшить зуд; рубцы после ветрянки остаются край­не редко. Осложнения заболевания встречаются редко, од­нако иногда у человека может развиться к. -л. вторичная ин­фекция, а в нек-рых случаях и энцефалит. Больной заразен с момента появления первых симптомов заболевания и вплоть до появления последних высыпаний. Так как ветрянкой чаще всего болеют в детском возрасте, то впоследствии у че­ловека на всю жизнь развивается иммунитет, и взрослые бо­леют ветрянкой очень редко, хотя этот вирус может реакти-визироваться и привести к развитию у человека опоясываю­щего лишая. У взрослых людей со сниженным иммунитетом (напр., у больных СПИДом) ветрянка может протекать очень серьезно. Медицинское название: ветряная оспа [varicella].

Взаимодействие анализаторов — одно из проявле­ний единства сенсорной сферы.

Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием — В. М. Астапов (1994) указывает, что про­цессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и в патологии неразрывно связаны с процессами развития нервной системы и основаны на знании основных этапов ее развития. Под нервно-психическом развитием понимается непрерыв­ный процесс изменения морфологических структур и функ­циональных систем мозга в зависимости от возраста. Разви­тие как процесс биологический находится под воздействием самых разнообразных факторов внешней среды. Ребенок становится человеком только лишь в окружении людей, при непосредственном общении с ними. Психологические ис­следования показывают, что тесный контакт ребенка с ма­терью необходим ему с первых дней жизни. Нарушение это­го контакта может привести к нарушению эмоционального и умственного развития, нередко явяляясь причиной нерв­но-психических задержек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...