Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в 3 страница
Советы по уходу: • Если ребенок находится дома, надо научиться делать назогастральную аспирацию, постуральный дренаж (путем • Если испытывается стресс, чувство вины, стало труднее • При новой беременности нужно обратиться в медико-генетическую консультацию. Необходимо на раннем этапе • Если есть другие дети, им нужно пройти обследование, Болезнь Хантингтона — наследственное заболевание, возникающее в результате дефекта единичного гена, наследуемого в качестве доминантного; данное заболевание развивается примерно у половины детей, чьи родители имеют такой дефектный ген. Симптомы заболевания начинают проявляться в среднем возрасте; к ним относятся непроизвольные подергивания (см. Хорея), к-рые сопровождаются изменением поведения и прогрессирующей деменцией человека. В настоящее время удалось идентифицировать дефектный ген, локализующийся в хромосоме № 4; это внесло большой вклад в генетический скрининг, позволяющий выявить людей, у чьих детей может развиться данное заболевание. См. Хорея Хантингтона.
Болезнь Хартнапа — редкий наследственный дефект, связанный с нарушением всасывания аминокислоты триптофана; в результате чего у человека наблюдается задержка умственного развития, утолщение и шершавость кожи, подвергающейся воздействию солнечного света, а также нарушение координации мышечных движений. Данное заболевание во многом напоминает пеллагру. Обычно в этом случае помогает лечение никотинамидом. Большие полушария головного мозга — высшие отделы головного мозга; состоят из поверхностного слоя — коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов — подкорки. Бомбаст — напыщенный, чрезмерно торжественный стиль языка. Боткина болезнь [С. П. Боткин, 1832—1889, терапевт] — инфекционный вирусный гепатит, иногда сопровождающийся нарушениями психики. Бради- [греч. bradys — медленный] — составная часть сложных слов, означающая «медленный», «замедленность». Брадилалия [греч. bradys — медленный + греч. lalia — речь] — патологически замедленный темп речи. Может быть органической или функциональной по своей природе. Брадифразия [греч. bradys — медленный + phrasis — выражение] — патологическая замедленность речи. Возникает вследствие нарушения баланса нервных процессов (преобладание торможения над возбуждением). Речь страдающих Б. отличается нечеткой артикуляцией, растягиванием гласных; из-за повышенной утомляемости продолжительные высказывания затруднительны. Чаще встречается при различных нервных заболеваниях и олигофрении. Устранение Б, возможно за счет логопедических упражнений по коррекции речевых движений, а также медицинских мероприятий по назначению психоневролога. Брахи- [греч. brachys — короткий] — составная часть сложных слов, означающая «короткий», «укороченность». Брахигнатия [брахи- + греч. gnathos — челюсть] — аномалия развития — недоразвитие нижней челюсти.
Брахиграфия [брахи- + греч. grapho — пишу] — общее название для любой системы сокращенного письма. Брахидактилия [брахи- + греч. daktylos — палец] — аномалия развития — укорочение пальцев рук или ног. Брахилогия — [брахи- + греч. logos — слово, понятие] — замена более длинного оборота речи более коротким. Брахицефалия [брахи- + греч. kephale— голова] — вариант формы головы человека, характеризующийся относительно большим поперечным диаметром головы. Бред — совокупность идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием больного и не корригируемых при разубеждении и разъяснении. Б. преследования алкогольный [син.: острый алкогольный параноид] — вариант алкогольного психоза. Возникает у алкоголиков преимущественно в период абстиненции, но иногда на фоне массивной алкоголизации. Обычно развивается внезапно и нередко в осложненных ситуациях, при переутомлении, в дороге, в незнакомой местности, а также при наличии черепно-мозговых травм. Больному кажется, что люди говорят о нем, подают друг другу знаки, сговариваются его убить или придумывают изощренную пытку, хотят погубить не только его, но и его детей, всю семью. Спасаясь от мнимой угрозы, больной может сам стать преследователем и первым совершить нападение. Нек-рые больные совершают самоубийство. В больнице они беспокойны, тревожны и подозрительны, нередко отказываются от лекарств, еды, опасаясь отравления.
Б. ревности алкогольный [Син.: алкогольный бред супружеской неверности; Паранойя алкогольная] — Б. неверности, возникающий у больных алкоголизмом обычно на фоне ослабления половой потенции в связи с длительной алкоголизацией. Некритичные к себе, они склонны обвинять в этом жен, возникают доминирующие сверхценные идеи ревности, переходящие затем в стойкий Б. Бредовые подозрения зачастую нелепы, бездоказательны, наивны. Больные начинают ревновать жен к соседям, сослуживцам, друзьям и даже сыновьям. Чтобы уличить жен в измене, они внезапно проверяют их на работе, подкарауливают в неожиданных местах, подглядывают в окна, подслушивают, проверяют постельные принадлежности, нательное белье жены. Нередко избивают жен, требуя признания в измене. К бредовым идеям могут присоединиться слуховые галлюцинации на темы Б. р. а. Им слышится голос жены, к-рая хвастается своими любовными похождениями, любовными ласками и т. п.
Такого больного невозможно переубедить в ошибочности его суждений, что приводит к конфликтам в семье, а иногда и к тяжкому преступлению. Полностью овладевая больным, идеи ревности не исчезают и в периоды длительного воздержания от алкоголя, хотя в состоянии опьянения они обостряются и делают больного опасным для жены, мнимых любовников и других лиц, включенных в круг бредовых переживаний. Б. отношения сенситивный [син.: бред сенситивный, Паранойя сенситивная] — Б., связанный с реальной или мнимой физической или моральной ущербностью больного (физические или психические недостатки, совершенные в прошлом неблаговидные поступки). Бредовые синдромы — совокупность бредовых идей. Бредовые идеи — искаженное отражение действительности в сознании человека в результате расстройства его психической деят-ти. В острых случаях, особенно при расстройстве сознания, бред бессвязен, быстро меняется по содержанию; в хронических случаях возможна разорванность бреда, но он может развиться в целое мировоззрение. По механизмам развития бред разделяется на хронически развивающийся систематизированный бред толкования (бред суждения) и остро возникающий, несистематизированный образный бред (бред восприятия). Систематизированный бред толкования развивается медленно, сопровождаясь общим изменением личности. Бредовые суждения тщательно обосновываются больными, к-рые приводят цепь доказательств, имеющих субъективную логику. Эта форма отличается стойкостью. По содержанию бред толкования может быть разнообразен: бред сутяжничества, ревности, изобретательства, высокого происхождения, ипохондрический бред и пр. Систематизированный бред толкования протекает обычно на фоне относительно сохранного поведения больного. В дальнейшем течении болезни может наступить распад бредовой системы и появление признаков слабоумия в сочетании с идеями величия. Бред толкования встречается при паранойе, вариантах бредовой шизофрении. В отличие от бреда толкования идеи при образном чувственном бреде несистематизированы, непоследовательны, преобладают фантазии, яркие представления. Явления окружающей жизни воспринимаются больным ложно: все кажется угрожающим, преследующим его, имеющим к нему непосредственное отношение. При нарастании остроты состояния, бредовые идеи становятся все более бессвязными и фантастическими. Содержание образного бреда может быть различным. Образный, чувственный бред встречается при шизофрении, симптоматических психозах. Бред может привести к совершению насильственных действий. Поэтому больным со стойкими бредовыми идеями необходимо оказать психиатрическую помощь.
Бродмана ПОЛЯ — участки коры головного мозга, различные по своему клеточному строению. Названы по имени немецкого психиатра Бродмана, описавшего 52 поля в коре больших полушарий мозга человека. Каждое поле отличается по величине, форме, расположению нервных клеток и нервных волокон. Различные поля связаны с различными функциями. Так, поля, расположенные в затылочной области мозга, связаны со зрительной функцией; поля, расположенные в центральной части мозга, — с двигательной функцией и т. д. Брока центр — участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария, является центром двигательной речевой функции. При поражении Б. ц. человек не может произносить осмысленных слов (т. н. Афазия моторная). В осуществлении моторной функции речи, кроме этой области, принимают участие др. зоны коры мозга (премоторная и др. ). Бромидрозифобия — см. Бромидрофобия. Бромидрофобия [bromhidrophobia; бромидроз + фобия; син.: Бромидрозифобия] — навязчивый страх — боязнь появления заметного для окружающих запаха собственного тела. БрОНТОфобия [brontophobia; греч. bronte — гром + фобия] — навязчивый страх — боязнь грома. Буйство — беспорядочное насилие и деструктивность, возникающие во время припадка эпилепсии, когда у человека наблюдается спутанность сознания. Буквари для специальных школ — уч. пособие для первоначального обучения грамоте детей с нарушениями развития. При составлении букварей учитывается специфика обучения детей с различными нарушениями.
Б. для слепых школьников составлены с учетом необходимости обучения слепых детей точечному (брайлевскому) шрифту. Б. для спец. школ отличается от Б. массовой школы по содержанию: словарный состав более элементарен и дан с большей повторяемостью; особое внимание уделено работе над значением слов и фраз; содержится много упражнений для усвоения детьми звукового состава слов.
Обучение глухих детей грамоте проводится в условиях начинающегося речевого развития и спец. обучения произношению. Поэтому обучение чтению и письму дается в той последовательности, в какой дети учатся произносить звуки, и на том речевом материале, к-рый они усваивают в связи с работой по развитию речи. Б. для слабослышащих составлены с учетом особой роли письменной формы речи в процессе овладения слабослышащими детьми звуковой и морфологической структурой слов. Бульбарный — 1. Относящийся к продолговатому мозгу или воздействующий на него. 2. Луковицеобразный. 3. Относящийся к глазному яблоку. Бульбарный паралич [лат. bulbus — луковица, форму к-рой напоминает продолговатый мозг] — клиническое проявление заболевания продолговатого мозга. При Б. п. отмечается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно-мозговых нервов — языкогло-точного, блуждающего и подъязычного. Нередко при Б. п. поражаются также тройничный и лицевой нервы, тогда лицо больного неподвижно, рот раскрыт, течет обильная слюна, выпадает пища. Симптомами поражения этих нервов, особенно блуждающего, может быть расстройство глотания; при этом жидкая пища попадает в нос, а комки ее могут попасть в гортань. Часто наблюдается расстройство артикуляции (см. Дизартрия): речь невнятна, смазанна, гнусава. Иногда при Б. п. устная речь оказывается невозможной.
Б. п. развивается в результате воспаления ствола мозга, опухолей (см. также Псевдобулъбарный паралич детский). Буфтальм — врожденная или развивающаяся у младенцев глаукома: повышение внутриглазного давления вследствие нарушения развития структур, через к-рые дренируется внутриглазная жидкость. Так как наружная оболочка глазного яблока (склера) у детей достаточно эластична, то происходит увеличение глаза вследствие накопления в нем жидкости. Обычно поражаются оба глаза, кроме того, заболевание может сопровождаться врожденными пороками развития и других частей тела. Лечение чаще всего хирургическое, напр., с помощью гониотомии, целью к-рой является улучшение оттока жидкости из глаза. Перед тем, как зрение полностью утрачивается, нередко наблюдается самопроизвольная блокада буфтальма. См. Гидрофтальм. Бухштабирование — механический набор букв; наблюдается при нарушениях письма. Бянь-терапия [истор.: по имени Бянь-Цио, китайского врача VI в. до н. э. ] — система диагностики и лечения, основанная на раздельном изучении пульса на обеих руках и применении массажа и акупунктуры.
В Вакцина [vaccinum; лат. vaccinus — коровий] — препарат, получаемый из живых аттенуированных штаммов или убитых культур микроорганизмов, их токсинов или антигенов, предназначенный для активной иммунизации людей и животных. Вакцина Сабина — вводимая внутрь вакцина против полиомиелита, к-рая приготовляется путем выращивания вируса в спец. условиях; при этом он теряет свою вирулентность (т. е. его патогенное действие значительно ослабляется), однако сохраняет способность стимулировать выработку антител в организме человека. Вакцина Солка — вакцина против полиомиелита, получаемая в результате обработки вируса раствором формалина; такая обработка ослабляет вирус, предотвращая развитие у человека заболевания, однако при этом сохраняется способность вируса стимулировать образование антител в организме. Данная вакцина вводится в инъекции. Вакцина тифозно-паратифозная АВ [ТАВ vaccine] — комбинированная вакцина, применяемая для создания у человека иммунитета против брюшного тифа, а также паратифа А и В. Вакцинация [vaccination] — метод создания иммунитета к к. -л. заболеванию путем введения в организм человека вакцины или специальным образом приготовленного антигенного материала для стимуляции выработки соответствующих собственных антител. Первоначально данный термин применялся лишь по отношению к введению в организм человека вируса вакцинии (коровьей оспы), к-рый приводил к созданию иммунитета не только против коровьей оспы, но и против натуральной оспы. В настоящее время, однако, этот
термин используется в качестве синонима слова «прививка» [тосиЫоп]. Прививка является методом иммунизации против различных заболеваний. Часто вакцинация выполняется в два или три этапа, т. к. при таком введении вакцины у человека с меньшей вероятностью могут развиться к. -л. побочные эффекты. Обычно вакцина вводится посредством инъекции, однако в нек-рых случаях она может вводиться и через небольшую царапину на коже; для создания иммунитета от нек-рых заболеваний применяются оральные вакцины. Вакцинотерапия [vaccinotherapia; вакцина + терапия] — метод лечения инфекционных болезней, основанный на введении больному вакцин, анатоксинов или отдельных антигенов возбудителей с целью стимуляции иммунитета и/или гипосенсибилизации организма к возбудителю или продуктам его распада. Валидность [англ. valid — пригодный] — один из основных критериев качества теста. Проблема В. возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения к-рого он создавался. Напр., В. измерения интеллекта зависит: от определения понятия «интеллект», представляющего ту или иную авторскую концепцию этого феномена; от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с этой концепцией; от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава тестовых заданий, поэтому важным является вопрос концептуальной В. теста. Чем больше задания теста соответствуют той или иной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о концептуальной В. теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную В. по отношению к данному критерию. Определение В. теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: В. для чего? Для какой цели? По како- му критерию? Таким образом, понятие В. относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше В. Развитие факторного анализа позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на В. тесты могут использоваться в профориентации, профотборе, в научных исследованиях. Вампиризм [вампир — по народному поверью мертвец, выходящий из могилы, чтобы высосать кровь у спящих] — сексуальное извращение, сочетание садизма с фетишизмом, когда фетишем является кровь партнера. Элементы вампиризма могут встречаться у лиц, наносящих сексуальному партнеру царапины или укусы (капельки крови обостряют чувство наслаждения от близости). В старой сексологии существовал даже спец. термин «подкалывательженщин», когда сексуальной партнерше наносятся уколы или порезы для обострения чувств. В более легких формах В. половой акт сопровождается фантастическими образами льющейся крови. Нередко сладострастные ощущения от вида собственной крови отмечаются еще в детстве, когда нанесение себе повреждений и вид свежей крови вызывает эрекцию и даже эякуляцию. К В. можно отнести и случаи немотивированного убийства женщин разного возраста без к. -л. корыстных целей или развратных действий. В подобных случаях вид крови может замещать половое сношение. В. встречается очень редко. Ван-Богарта — Озе синдром [L. Van-Bogaert, бельгийский невропатолог; J. Hozay, фр. невропатолог] — наследственная болезнь, характеризующаяся нарушениями лицевого скелета, укорочением конечностей, сетчатой пигментацией кожи, недоразвитием головного мозга с судорогами и пониженным интеллектом.
Ван-Дер-Хуве синдром [I. Van der Hoeve, голландский офтальмолог] — наследственная болезнь, характеризующаяся повышенной ломкостью костей, приводящей к деформации скелета, тугоухостью вследствие прогрессирующего отосклероза и серовато-голубой окраской склер, обусловленной их истончением и повышенной прозрачностью. Ваннера признак [F. Wanner, нем. оториноларинголог] — ухудшение костного проведения звуков при отсутствии поражения органа слуха; свидетельствует об органическом поражении головного мозга. Вегет- [вегето-; лат. vegetto — возбуждать, оживлять, усиливать; расти, произрастать] — составная часть сложных слов, означающая: 1) «возбуждение, усиление»; «рост, произрастание»; 2) «относящийся к вегетативной нервной системе, вегетативный». Вегетативная нервная система — часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечно-полосатой мускулатуры. Вегетативные органы — органы, функцией к-рых является всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, распределение крови, размножение. Вегетативные рефлексы — рефлексы, осуществляемые через вегетативную нервную систему, имеющие регуля-торный характер и направленные на поддержание постоянного уровня к. -л. функции организма (кровяное давление, температура тела и т. п. ). Высший контроль над В. р. осуществляется корой головного мозга. В. р. могут нарушаться как при общих заболеваниях, так и при болезнях нервной системы.
Вегетативные функции — физиологические приспособления, общие для животных организмов и растений (дыхание, питание, размножение). Вегетативный — [лат. vegetto — возбуждать, оживлять, усиливать; расти, произрастать] — 1. Относящийся к росту и питанию организма. 2. Относящийся к вегетативной нервной системе. Веко — защитное образование, лежащее впереди глазного яблока и прикрывающее его сверху и снизу, а при смыкании закрывающее глаз. Каждый глаз имеет два века, покрытых тонкой кожей. В толще кожи век залегают плотная соединительнотканная пластинка, придающая твердость и форму краю века [tarsus], вековая часть круговой мышцы глаза, а также видоизмененные сальные железы (мейбомиевы [meibomian glands]) хряща век. Раздражение болевых рецепторов, расположенных на роговице глаза, заставляет веки рефлек-торно закрываться. Векслера тест — набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Разработан Д. Векслером в 1937 г. В настоящее время употребляется модифицированный вариант образца 1974 г. — «Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей». Содержит наряду с вербальными (словесными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т. п. На основании результатов выполнения теста вычисляется коэффициент интеллекта. Как и аналогичные методики, дает достаточно адекватную оценку наличному уровню развития интеллекта, но не может служить основанием прогноза умственного развития. Венерофобия [venerophobia; лат. Venus, Veneris — в Древнем Риме богиня любви + фобия] — навязчивый страх — боязнь заразиться венерической болезнью.
Вербализм в обучении [лат. verbum — слово] — недостаток обучения, выражающийся в книжном, оторванном от жизни догматическом преподавании и усвоении уч. материала. Абстрактность в преподавании, изложение уч. материала вне связи с жизнью, практикой приводят к недостаточному использованию дидактических принципов наглядности, сознательности и активности, в результате чего знания уч-ся оказываются неполноценными, формальными. Усвоение уч. материала в словесной форме не позволяет уч-ся достаточно глубоко понять его, осознать и применять свои знания в практической деят-ти, при анализе конкретного фактического материала. Отклонения в развитии детей с ограниченными возможностями нередко приводят к чисто формальному усвоению ими знаний. В специальной школе это происходит от интеллектуальной неполноценности уч-ся, из-за трудности понимания ими речевого материала. В школах для детей с недостатками слуха речевое недоразвитие уч-ся осложняет усвоение уч. материала, выраженного в словесной форме, а это нередко влечет за собой механическое заучивание такого материала без должного осознания. В школах для детей с недостатками зрения В. может быть обусловлен полной невозможностью или ограниченной возможностью зрительного восприятия внешнего мира. Все знания у детей с ограниченными возможностями оторваны от конкретных представлений и понятий и не соответствуют им. Поэтому в спец. школах особенно важно предупреждение и преодоление В. Это достигается применением всех средств наглядности и широким использованием сохранных анализаторов уч-ся. Вербальный [лат. verbalis ] — словесный, относящийся к речи. Вербальный метод — метод пассивного восприятия знаний путем слушания или чтения.
Вербигерация [лат. Verbigero, verbigeratum — болтать] — периодическое бессмысленное повторение одних и тех же слов и фраз. Данное состояние является разновидностью поражающей речь стереотипии, к-рая чаще всего проявляется у людей, страдающих шизофренией. Вербомания [лат. verbalis — словесный + греч. mania — безумие, страсть] — патологическое многословие. Вернике алкогольный галлюциноз [С. Wernicke, 1900] — вербальный галлюциноз у хронических алкоголиков, сочетающийся с бредовыми идеями преследования. Наступает обычно после алкогольных эксцессов. Течение длительное, часты рецидивы. Иногда развивается после алкогольного делирия. Возможен исход в алкогольную деменцию. Вернике — Корсакова синдром [С. Wernicke, предположительно 1881; С. С. Корсаков, 1887] —термин, употребляемый для обозначения поражения головного мозга при алкоголизме, протекающего первоначально с картиной острой энцефалопатии Гайе — Вернике, а затем, по мере улучшения состояния больного и при нек-ром обратном развитии патологической симптоматики, обнаруживаются признаки кор-саковского психоза. Вертигофобия [vertigophobia; лат. vertigo — вращение + фобия] — навязчивый страх — боязнь головокружения и потери равновесия. Вестибул- [ вестибуло-; лат. vestibulum — преддверие] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к преддверию». Вестибулярный аппарат [лат. vestibulum — преддверие] — периферический отдел пространственного (вестибулярного) анализатора, или органа равновесия. В. а. расположен во внутреннем ухе и состоит из преддверия и трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно-перпендикулярных
плоскостях. В преддверии и полукружных каналах находятся группы специфических нервных клеток, образующих концевой аппарат (рецептор) вестибулярного нерва. Перемещения тела в пространстве вызывают раздражение В. а. Прямолинейные движения сопровождаются раздражением чувствительных нервных клеток преддверия, а вращательные движения вызывают раздражение нервных клеток в полукружных каналах. Раздражения В. а. передаются по волокнам вестибулярного нерва в ЦНС, и в ответ на них возникают рефлекторные реакции, способствующие сохранению равновесия. Ветрянка [chickenpox] —легкое, но очень заразное инфекционное заболевание, вызываемое вирусом герпеса, к-рый передается воздушно-капельным путем. После инкубационного периода, длящегося 11 — 18 дней, у человека наблюдается небольшое повышение температуры, затем в течение суток на теле появляются зудящие темно-красные пятна. Эти пятна распространяются на кожу лица, головы и конечностей; вскоре они превращаются в волдыри, к-рые затем покрываются корочкой. Корочки отпадают примерно через 12 дней. Лечение: постельный режим и применение калами-нового лосьона, к-рым покрывают пораженные участки, чтобы уменьшить зуд; рубцы после ветрянки остаются крайне редко. Осложнения заболевания встречаются редко, однако иногда у человека может развиться к. -л. вторичная инфекция, а в нек-рых случаях и энцефалит. Больной заразен с момента появления первых симптомов заболевания и вплоть до появления последних высыпаний. Так как ветрянкой чаще всего болеют в детском возрасте, то впоследствии у человека на всю жизнь развивается иммунитет, и взрослые болеют ветрянкой очень редко, хотя этот вирус может реакти-визироваться и привести к развитию у человека опоясывающего лишая. У взрослых людей со сниженным иммунитетом (напр., у больных СПИДом) ветрянка может протекать очень серьезно. Медицинское название: ветряная оспа [varicella]. Взаимодействие анализаторов — одно из проявлений единства сенсорной сферы. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием — В. М. Астапов (1994) указывает, что процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и в патологии неразрывно связаны с процессами развития нервной системы и основаны на знании основных этапов ее развития. Под нервно-психическом развитием понимается непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Развитие как процесс биологический находится под воздействием самых разнообразных факторов внешней среды. Ребенок становится человеком только лишь в окружении людей, при непосредственном общении с ними. Психологические исследования показывают, что тесный контакт ребенка с матерью необходим ему с первых дней жизни. Нарушение этого контакта может привести к нарушению эмоционального и умственного развития, нередко явяляясь причиной нервно-психических задержек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|