Виды Н.: Н. гашишная, Н. астеническая, Н. комбинированная (полинаркомания), Н. опийная, Н. эфирная.
Н Наблюдательность — особое качество познавательной деят-ти человека, представляющее собой умение подмечать характерные, но подчас не явно выраженные особенности предметов и явлений. Особенности Н. детей с ограниченными возможностями зависят от их способности к полноценному наблюдению окружающего. Поэтому одну из важных задач в работе учителей и воспитателей спец. школ всех типов составляет выработка у этих детей такой способности. Особенно резко выражены трудности наблюдения как целенаправленного процесса уумственно отсталых детей. Учитель не только организует, но и непрестанно направляет ход наблюдения на уроках в младших классах спец. школы. С возрастом, по мере возникновения интереса к учению процесс наблюдения становится менее затрудненным и постепенно вырабатывается Н. Относительно глухих детей существует ошибочное мнение — их иногда считают более наблюдательными, чем нормально слышащих детей. Глухие, действительно, нередко способны замечать отдельные детали в окружающем, к-рых не увидели слышащие. Напр., они проявляют живой интерес ко всем внешним особенностям облика учителя и замечают малейшие изменения в его одежде, прическе и т. п. Но это лишь кажущаяся Н., поскольку в таких случаях обычно замечаются не столь существенные, а то и совершенно незначительные, мелкие подробности. Научив глухих детей в процессе наблюдения вычленять и обозначать словесно существенные признаки объектов, постепенно удается выработать у них подлинную Н. как положительное качество их познавательной деят-ти в целом. У с л е п ы х детей вследствие ограниченности их сенсорного опыта Н. развита преимущественно в сфере звуков. Напр., они способны воспринимать малейшие изменения
голоса собеседника, дающие им возможность судить о его психическом состоянии, тонкие оттенки музыкального звучания и т. п. Спец. забота о культуре наблюдения у слепых и применение при этом разнообразных наглядных средств не только позволяют преодолеть возможный вербализм в обучении слепых, но и способствуют развитию у них Н. в отношении различных свойств предметов и явлений окружающего мира. Особое значение в работе с детьми с ограниченными возможностями имеет педагогическая Н., к-рая наряду со спеи. знаниями и умениями является необходимым «инструментом» труда спец. педагога. Такая Н. тесно связана с педагогической интуицией и позволяет находить в различных проявлениях ребенка, нередко отрицательных и не легко поддающихся исправлению, возможности его развития. Наблюдение — 1. Метод обучения, заключающийся в организации планомерного, целенаправленного восприятия уч-ся явлений окружающей действительности. Значение Н. велико для всех типов спец. школ. В школе для глухих и слабослышащих Н. должно подводить детей к словесному обобщению наблюдаемых фактов. В спец. школе-интернате Н. пополняет обедненный запас представлений детей с нарушениями интеллекта, наполняет конкретным содержанием имеющиеся у них представления. Эту же роль Н. выполняет и в школе с л е п ы х и слабовидящих, помогая исключить возможный вербализм в обучении. 2. Один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, к-рый непосредственно не дан. Н. включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных
и др. ). Точность предустановленных рамок Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В существенной степени сказывается на результатах Н. уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. Несмотря на все предосторожности, Н. всегда характеризуется нек-рой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны др. методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. Навыки — автоматизированные действия, подконтрольные сознанию и выработанные путем многократно повторяемых упражнений. Выработка определенных общих и спец. Н. — могучее средство компенсаторного развития детей с ограниченными возможностями. Так, для с л'е п ы х детей необходимо овладение Н. чтения по Брайлю, Н. ознакомления с различными предметами путем осязания, Н. ориентировки в пространстве. Для глухих детей, овладевающих словесной речью только в условиях спец. обучения, большое значение имеет овладение Н. речепроизнесения и чтения с губ, а также дак-тилирования и чтения с рук. Навязчивые действия — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления совершать определенные движения или действия. Навязчивые представления — навязчивое состояние в виде непроизвольно, назойливо возникающих одних и тех же представлений.
Навязчивые припоминания — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления вспоминать имена героев книг, даты к. -л. событий и т. п. без к. -л. необходимости. Навязчивые состояния — болезненные расстройства, заключающиеся в возникновении у больного независимо от его воли и желания одних и тех же навязчивых мыслей, представлений, сомнений, страхов, движений и т. п. В основе Н. с. лежит расстройство высшей нервной деят-ти разной сложности (страх глубины, открытых пространств, выступлений перед аудиторией и др. ). Н. с. у детей встречаются реже, чем у взрослых, и наблюдаются при неврозах и психических заболеваниях.
Термин ввел немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1868). Хотя у больного Н. с. сопровождаются сознанием их нелепости, мешающим ему, однако бороться с ними он не в состоянии. Напр., в случае навязчивого страха заражения, к-рый сопровождается бесконечным мытьем рук, пациент понимает, что страх его нелогичен, глупо мыть руки «до дыр», ошпаривать яблоко кипятком и т. п., но делает это, дабы смягчить внутреннюю душевную напряженность, лежащую в основе Н. с. Подобные состояния выделяются в интеллектуальной, эмоциональной (фобии) и моторной сферах. Они являются основным симптомом при нек-рых неврозах, встречаются также при шизофрении, психопатиях, органических поражениях мозга. Иногда они возникают у здоровых людей при утомлении, тревоге. Защитно-приспособительный механизм разнообразных навязчивостей состоит в том, что поначалу аморфная, бепредметная аффективная напряженность превращается в определенные Н. с., позволяющие человеку снизить уровень внутренней напряженности, хотя само содержание Н. с. может быть очень мучительно для него. В связи с этим не рекомендуется «ломать» «навязчивые щиты» большими дозами нейролептиков — это способствует усилению, «выходу» чисто аффективного расстройства (острой тревоги, тоскливости). При тяжелых формах Н. с. наблюда-
ются парадоксальные формы реагирования: максимально усиленные защитные реакции против мнимых опасностей при резком ослаблении адекватных инстинктивных форм реагирования на реальные вредности или угрозы. Напр., больные с различными Н. с. могут спокойно реагировать на обнаруженное у них злокачественное заболевание. Навязчивый страх — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления считать к. -л. объекты (окна, дома, прохожих). Наглядность в обучении — дидактический принцип, согласно к-рому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых уч-ся.
Правильное применение принципа Н. имеет важное значение для обучения детей с ограниченными возможностями. Полное или частичное нарушение того или иного анализатора (глухие, слепые, слабослышащие, слабовидящие дети) неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Для этого применяются не только обычные средства Н. (натуральные предметы, их изображения, модели, карты, таблицы, схемы), но и спец. средства, рассчитанные на компенсацию нарушенного анализатора. Компенсация выражается в использовании как сохранных анализаторов, так и остаточной функции поврежденного анализатора. С этой целью в обучении детей снедостат-ками слуха широко используются зрительные, тактильно-вибрационные ощущения, а также остатки слуха; у детей с недостатками зрения — слуховые и осязательные ощущения и остатки зрения. Важную роль играют при этом спец. технические средства обучения. К ним относятся: в одном случае — звукоусиливающая аппаратура, устройства, преобразующие звуковые сигналы в оптические и вибрационные; в другом —лупы, устройства и приспособления, преобразующие оптические сигналы в звуковые и тактильные.
При обучении умственно отсталых детей сложность представляет такое применение Н., к-рое обеспечивало бы переход от наглядных образов к обобщенным представлениям и понятиям. Наглядные учебные пособия — плоскостные и объемные изображения предметов и явлений реального мира или природные объекты в их естественном или препарированном виде. Н. у. п., используемые в спец. школах, должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к Н. у. п. вообще, и отвечать особенностям физического и умственного развития детей с ограниченными возможностями. В школах для слепых применяются Н. у. п., к-рые ученики могут познавать гл. обр. с помощью осязания. К ним относятся природные объекты в их естественном виде, а также чучела, скелеты, муляжи, макеты, скульптуры, рельефные карты, глобусы, схемы, рисунки и т. д. Н. у. п. помогают слепым составить правильное представление о живых и неживых объектах внешнего мира. Спец. приборы позволяют слепым пользоваться визуальными признаками предметов и явлений посредством условных звуковых сигналов. Слабовидящие дети воспринимают Н. у. п. зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, конрастности объекта с фоном и др. качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения. Хорошо воспринимаются слабовидящими детьми Н. у. п., выполненные в виде силуэтных рисунков.
Применение Н. у. п. в школах для глухих и слабослышащих детей способствует развитию у них представлений, образованию понятий, формированию речи. В школе для глухих и слабослышащих используются спец. Н. у. п., а также Н. у. п. для массовой школы. Креме того, большая часть Н. у. п. создается руками учителей и воспитателей. К Н. у. п. относятся и звучащие игрушки, помогающие развитию слуха.
В спец. школе Н. у. п. и особенно объекты живой и неживой природы в естественном виде приобретают очень большое значение. Они наиболее соответствуют возможностям восприятия умственно отсталых детей с их слабыми способностями к отвлеченному мышлению, наблюдению и сравнению. Надежность теста — один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. При одном из подходов Н. т. рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании. При другом подходе Н. т. рассматривается как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) гестов. Определение Н. т. может быть связано и с понятием внутренней состоятельности теста. Это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Н. т. определяется также методами дисперсионного и факторного анализа. Нанизм [грей, папох— карлик] — карликовый рост, ненормально низкий рост человека (для мужчин — ниже 130 см, для женщин ниже — 120 см), обусловленный поражением желез внутренней секреции. Н. — синдром, характеризующийся дисфункцией системы, недоразвитием половых органов и задержкой роста у детей. Н. обусловлен недостаточностью гормонов, секретируемых передней долей гипофиза. Н. и у детей, и у взрослых может быть частичным и полным. У детей Н. может привести к позднему наступлению половой зрелости. При устранении основного заболевания, послужившего причиной развития Н., — прогноз хороший. Дети проходят лечение гормональными препаратами. Причины Н.: Чаще всего первичный Н. вызывается опухолью. Другие возможные причины — наследственная патология (отсутствие или недоразвитие гипофиза), частичное разрушение ткани гипофиза (обычно в результате тяжелого кровотечения после родов) либо частичное или полное уда-
ление гипофиза, лучевая терапия гипофиза или воздействие химических агентов. Известны случаи развития Н. как осложнения туберкулеза. Вторичный Н. обусловлен недостаточностью рили-зинг-гормонов, секретируемых гипоталамусом. Причину этой недостаточности не всегда удается установить, но это могут быть инфекция, травма, опухоль. Симптомы Н.: Симптомы Н. развиваются медленно; их выраженность зависит от тяжести заболевания и степени дефицита гормонов. Для взрослых характерны следующие симптомы: отсутствие менструаций; импотенция; бесплодие; снижение полового чувств а; несахарный диабет (э ндокринное заболевайие, характеризующееся профузным мочеиспусканием и постоянной жаждой); снижение активности щитовидной железы (вызывает утомляемость, вялость, повышенную чувствительность к холоду и расстройства менструального цикл а); низкое содержание сахара в крови; потеря аппетит а; тошнот а; боли в желудке; головокружения при переходе в вертикальное положение. У детей Н. вызывает замедление роста и позднее половое созревание. У новорожденных заметные признаки Н. отсутствуют, но появляются уже в первые месяцы жизни; к 6 месяцам замедление роста очевидно. Хотя эти дети в остальном здоровы, они выглядят пухлыми из-за жировых отложений в нижней части туловища; у них позже обычного прорезыра-ются зубы; возможно снижение сахара в крови. Вследствие заболевания рост может продолжаться иногда до 30 лет и позднее, достигая в среднем 1 м 20 см, но телосложение у больных нормальное. Если Н. появляется до полового созревания, вторичные половые признаки не развиваются (включая рост волос на лице и на теле). У мужчин яички, пенис и простата имеют малые размеры; сексуальное чувство отсутствует или слабо развито; эрекции не бывает.
У женщин недоразвиты грудные железы, отсутствует или скудная растительность на лобке и в подмышечных ямках, нет менструаций. Возможны нейрологические симптомы: головные боли, ухудшение зрения, слепота. Острый Н., развившийся в результате хирургического вмешательства или инфекции, часто сопровождается повышением температуры, высоким кровяным давлением, рвотой и падением содержания сахара в крови. Диагностика Н.: Врач выявляет степень гормональной недостаточности вследствие повреждения гипофиза. Необходимо исключить заболевания гипоталамуса, надпочечников, яичников или яичек и щитовидной железы. Частичная или полная утрата передней долей гипофиза способности секретировать шесть жизненно важных гормонов может привести к развитию пангипопитуитаризма. Это опасная разновидность Н. характеризуется многочисленными отклонениями, снижением как умственной, так и физической активности (психозы, вялость, безучастность к окружающему, низкое кровяное давление, замедление пульса, анемия и отсутствие аппетита). К несчастью, симптомы появляются только тогда, когда потеряно 75 % функции гипофиза. Если диагноз не будет вовремя поставлен и больной не получит адекватного лечения, панги-попитуитаризм может привести к гибели больного. Помощь детям, страдающим Н.: · Следите за аппетитом ребенка. Давайте ему есть то, что он любит, — лучше, если это будет высококалорийная пища. Контролируйте вес ребенка. · Ребенок должен всегда носить медицинский идентификационный браслет. · Обучитесь делать инъекции стероидов — ребенку может потребоваться экстренная помощь. · Будьте готовы к тому, что эмоциональный стресс у ребенка будет расти по мере того, как он будет осознавать свое
состояние. По возможности проконсультируйтесь у хорошего психолога. Напряжение глазное — [англ, еуея& шп] — чувство утомления, возникающее во время напряжения глаз в процессе длительного выполнения к. -л. работы у людей с нарушениями рефракции или с нарушением координации функции мышц глазного яблока. Человек обычно испытывает боль или жжение в глазах, сопровождающиеся головной болью, а иногда и общим чувством усталости. Нарколепсия [греч. нагКгш оцепенение + 1ерш — приступ] — внезапная неконтролируемая склонность к засыпанию в спокойной обстановке или во время к. -л. монотонной деят-ти. Больного можно легко разбудить, и он сразу же пробудится. Н. часто сопровождается катаплексией, и когда больной засыпает, он может испытывать галлюцинации или преходящие приступы мышечного паралича. Наркомания [пагсотата; греч. паг/се — оцепенение + тата — страстное влечение; син.: наркотизм, эйфорикома-ния] — общее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема; приводит к глубоким изменениям личности и др. расстройствам психики, а также к нарушениям функций внутренних органов. По мере развития болезни нарастают личностные изменения наркомана, отмечаются проявления социальной и психической деградации, появляются признаки физического неблагополучия — соматовегетативные расстройства, раннее одряхление. В этой группе людей часты самоубийства. Виды Н.: Н. гашишная, Н. астеническая, Н. комбинированная (полинаркомания), Н. опийная, Н. эфирная.
Наркотики [пагсоПса; греч. пагсоисоз — приводящий в оцепенение, усыпляющий] — общее название наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, способных вызвать наркоманию; официальный список Н. утверждается Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Наркотики и дети — наркотики, как правило, представляют собой лекарственные средства или их аналоги, к-рые притупляют человеческие чувства, но улучшают самочувствие, вызывают галлюцинации и т. п. Значительная часть наркотических средств широко используется в медицинской практике для снятия болей, лечения психических расстройств и др. В тех случаях, когда употребление наркотиков входит в привычку, у подростков развивается сильная эмоциональная, психическая и физическая зависимость от этих средств. Наркотики создают у человека постоянную потребность во все больших дозах для достижения желаемого эффекта. Если в приеме наркотиков наступает перерыв, то у наркомана развивается абстинентный синдромом. Это крайне тяжелое состояние, от него человек не может избавиться в течение длительного времени. Зависимость от наркотиков — это, в сущности, болезнь эгоистов. Они, по убеждению многих специалистов, добровольно прививают себе эту болезнь, потому что больше всего озабочены собственной персоной, вглядываются только в себя и заняты удовлетворением своих побуждений. Плата за пристрастие к наркотикам неотвратима: разрушение личности, тяжелая болезнь, а затем смерть. У юных наркоманов, как правило, не хватает ни сил, ни мужества бороться с собой, со своим падением. Им необходимы постоянная помощь и забота родных и близких людей. Необходимо как можно раньше заметить, что подросток начал употреблять наркотики. В спец. литературе выделяются основные признаки, по к-рым можно судить о пристрастиях подростка к наркотикам или другим одурманивающим средствам. Эти признаки просты и достаточно надежны, они должны быть известны в каждой семье.
Родительскую тревогу должны вызвать следующие изменения в поведении и состоянии здоровья молодого человека · Тайные сборища компаний или микрогрупп в различных укромных местах: летом — в парках, на детских площадках, в заброшенных домах; зимой — на чердаках, в подвалах, на лестничных клетках. Нелепое поведение членон группы, неадекватные взрывы смеха. Общая эмоциональная возбужденность компаний, немотивированная агрессивность. · Неожиданное резкое изменение поведения в школе. ПТУ, техникуме, на работе (беспричинные пропуски занятий, снижение успеваемости или работоспособности, прогулы на работе). Это также может проявляться неожиданной и немотивированной грубостью или взбудораженностью на занятиях, на рабочем месте. Сюда же относятся активное стремление к контакту с определенным) личностями, имеющими отрицательную репутацию. напр., вернувшимися изместлишения свободы или тунеядцами, общая асоциальная направленность поведения. · Изменение поведения дома (ничем не объяснимое позднее возвращение домой, часто в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного; трудное пробуждение по утрам, появление новых интересов и в связи с этим новых приятелей). Сюда же следует отнести и такие признаки, как снижение активности, потеря интереса к прежним увлечениям, появление немотивированной раздражительности и неоправданных вспышек агрессивности, кража вещей и денег и: дома, утрата чувства долга. · Внезапный интерес к домашней аптечке, литературе псфармакологии, частое появление возле аптек, обнаружение у молодого человека облаток от медикаментов или различных таблеток, наличие шприцов и игл к ним Должны настораживать и постоянные манипуляции с к. -л. лекарственными или иными веществами, к-рые молодые люди стремятся скрыть от окружающих.
· Внешний вид подростка. Многие больные наркоманией и токсикоманией не следят за своим внешним видом, они часто выглядят запущенными, грязными, неопрятными. Подавляющее большинство больных выглядят старше своих лет: кожа сухая, дряблая, покрыта морщинами. Часто можно наблюдать признаки преждевременного поседения и облысения. Волосы не имеют блеска, становятся тусклыми, ломкими. Ногти обламываются слоями. При злоупотреблении нек-рыми препаратами на коже возникает гнойничковая сыпь, оставляющая после себя пигментные пятна. Для больных др. формами наркомании характерна бледность кожи, при большой давности заболевания она приобретает желтоватый оттенок. У токсикоманов, злоупотребляющих снотворными и успокаивающими средствами, часто бывает бледное, одуловатое, маскообразное, неподвижное лицо. Кожные покровы характерного землистого оттенка, на лице — сальный налет. У всех больных наркоманией и токсикоманией очень медленно заживают различные раны, кожа часто повреждается. У больных, вводящих наркотические средства путем инъекции, на различных участках тела можно обнаружить многочисленные следы уколов (на руках, ногах, между пальцами), а при внутривенном введении наркотических средств — следы уколов по ходу вен (в области локтевых сгибов, на предплечьях, кистях, стопах, венах шеи и пр. ). В целом же наркоманы и токсикоманы с большим стажем заболевания всегда выглядят как тяжелобольные. У начинающих наркоманов и токсикоманов этих признаков может и не быть или они менее выражены. Если родители заметили, что подросток начал употреблять наркотики или др. одурманивающие средства, они должны обратиться за помощью в наркологический диспансер и вместе с психиатром-наркологом бороться за жизнь и здоровье ребенка. Здесь не должно быть мелочей, взаимных обид и «неразрешимых» трудностей. На карту поставлено все, и за-
дача родителей помочь подростку справиться с тяжелыми последствиями наркомании. Конечно, наркоманию легче всего предупредить. Лучшим способом борьбы с наркоманией является хорошая обстановка в доме. Родители должны проводить беседы с детьми и разъяснять им, какую опасность таит в себе употребление наркотиков. Родительская любовь, забота, взаимное доверие, открытость и взаимопонимание — лучшие гаранты безопасности детей от этой страшной и разрушительной эпидемии. Нарушение привязанности [англ. апасНтемллег\ — нарушение психики у маленьких детей и подростков, возникающее в результате длительного пребывания в больничных условиях (институционализации), отсутствия тесного эмоционального контакта с родителями или насилия над детьми. Такие дети бывают подавленными, крайне агрессивными, пугливыми, неразборчивыми в дружеских связях, внимание у них рассеяно. Лечение этих детей требует обеспечения им постоянной заботы и внимания со стороны взрослых. Нарушение развития [англ. Ае\е1ортета1 любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, к-рое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, напр., развития речи. Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепенно проходит. Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв. Нарушения —см. Классификации нарушений.
Н. фиксации взора — перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в парацент-ральную или периферическую зоны. Вызывая ложную проекцию объектов на сетчатку, Н. ф. з. может обусловить неправильную локализацию объектов: в пространстве, Н. ф. з. ориентации. Неправильная фиксация либо ее отсутствие наблюдаются при амблиопии, связанной с косоглазием, при катаракте, помутнениях роговицы и пр. Выявление Н. ф. з. очень важно. НарЦИССИЗМ [пагазттш; греч. МагМзяоз— Нарцисс, мифологический юноша, влюбившийся в свое отражение в воде; син.: аутомоносексуализм, Аутофилия, Аутоэро-тизм] — половое возбуждение, при к-ром сексуальное удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, отдельных его частей, в том числе половых органов, часто в сочетании с онанизмом. Н. как сексуальная девиация, замещающая др. формы сексуальной активности и у мужчин, и у женщин, встречается крайне редко. Он обычно выступает как эпизод в процессе формирования сексуальных отклонений. Иногда Н. сопровождается мастурбацией. Мастурбация может расцениваться как проявление Н. только тогда, когда она сопровождается самолюбованием собственного тела. Наибольшее значение в становлении Н. имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда объектом изучения становится только собственное тело. Психопатологическая почва (напр., истероидная психопатия) также может привести к формированию этого синдрома. Преходящие элементы нарциссизма свойственны детскому возрасту, несколько ярче они выступают в возрасте 14—18 лет. Помимо любования собственным телом, половыми органами, рассматривания себя в зеркале они могут включать ласкание своего тела и даже фотографирование самого себя в обнаженном виде с последующим рассматриванием этих фотографий. У мужчин-нарциссистов половое возбуждение усиливается при виде себя с эрегированным половым членом.
Нек-рые проявления Н. имеются у большинства людей, однако когда они становятся преувеличенными, то могут являться одним из симптомов шифозрении, изменений личности или к. -л. др. заболеваний. Насилие над детьми [англ. сМЫ аЪизе] — плохое обращение с детьми. Может выражаться в виде полового насилия [англ. $ехиа1аЪте[, когда взрослые заставляют ребенка заниматься сексом; физического насилия [англ. рНужа1 аЬше], когда ребенку наносится физическая травма вследствие жестокого или неправильного наказания; пренебрежительного отношения к ребенку [англ. пе§1е(], проявляющегося в отсутствии заботы и ласки, а также в виде эмоционального насилия [англ. етойопа1 аЬизе], когда ребенок ощущает недостаток любви и/или враждебное отношение к нему тех людей, к-рые должны заботиться о нем. Это нарушает его эмоциональное развитие, приводя к различным расстройствам. Наследование — в биологии — передача признаков в ряду поколений. Н. аутосомное — Н. признака, контролируемого ауто-сомным геном. Н. аутосомно-доминантное — Н. признака, контролируемого доминантным аллелем аутосомного гена. Н. аутосомно-рецессивное — Н. признака, контролируемого рецессивными аллелями аутосомного гена. Н. голандрическое [греч. Но1о$ — полностью, весь + апёг, апйгоз— мужчина] — Н. признака, контролируемого геном, локапизованным в негомологичной части У-хромосо-мы. Н. доминантное — Н. признака, контролируемого доминантным аллелем локуса. Н., контролируемое полом — Н. признака, контролируемого аутосомным геном, но различно проявляющегося у особей разного пола.
Н. монофакториальное [греч. топох — один + лат. /ас-Юг — создатель, производитель] — Н. признака, контролируемого аллелями только одного локуса (напр., групп крови системы Н. АВО). Н. мультифакториальное [лат. тиМтл много + /ас-1ог —создатель, производитель] — Н. признака, контролируемого аллелями многих локусов. Н. ограниченное полом — Н. признака, контролируемого аутосомным геном, но проявляющегося только у особей одного пола. Н. одностороннее — Н., сцепленное с полом, при к-ром признаки передаются от отца к сыновьям или от матери к дочерям. Н. плазматическое — см. Н. цитоплазматическое. Н. полигенное [греч. ро1у— много + ген] — Н. признака, контролируемого совместно группой неаллельных генов. Н. рецессивное — Н. признака, контролируемого рецессивным аллелем локуса. Н., сцепленное с полом — Н. признака, контролируемого геном, локализованным в половой хромосоме; характерно для нек-рых наследственных болезней. Н. цитоплазматическое [син.: Н. плазматическое] — Н. признаков, контролируемых внехромосомными факторами наследственности. Наследственная информация — см. Генетическая информация. Наследственность — свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Учеными доказано, что хранение, репродукция и передача генетическо-наследственной информации в генеральном порядке обеспечивается посредством
ДНК и РНК; суммация-аддитивность генов — генотипы — формирует-конституирует целостно-специфическую, эффективно-динамическую функциональную систему, к-рая константна и совершенствуется-эволюционизируется в процессе развития. Под контролем-регуляцией генотипа находятся все свойства организма: биоэнергетические, биохимические, структурно-морфологические, структурно-физиологические, а также высшие психонейрофизиологические функции индивидов человеческого рода и свойства-процессы их психики: темперамент, мышление, память, двигатель-но-кинетические реакции организма. Эволюция и становление предикатов-признаков генотипа не могут герменевтизи-роваться в рамках абсолютизированно заданных генотипических особенностей, а зависят от условной среды, социума, деят-ти-активности индивида в самом социуме, онтосе, среде, к-рые и влияют на детерминационные факторы последующих эмбрионизаций-генераций-воспроизведе-ний-эволюций генотипов человеческого вида (В. В. Юрчук). Наследственные заболевания — заболевания, обусловленные мутациями, преимущественно хромосомными или генными; при передаче наследственных признаков у человека, наряду с передачей основных качественных особенностей, свойственных родителям, могут передаваться как непосредственно наследственные болезни (напр., эпилепсия), так и специфическая слабость организма в виде предрасположенности к определенным заболеваниям, к-рая при соответствующих неблагоприятных условиях может со временем развиваться (как нередко наблюдается при возникновении заикания у детей). Научность обучения — один из важнейших дидактических принципов, осуществление к-рого обеспечивает овладение уч-ся подлинно научными знаниями. Сообщаемые знания должны быть научными, излагаться в определенной системе и последовательности, соответствовать уровню развития уч-ся, правильно отражать предметы и явления окру-
жающего мира. Эта задача решается рациональным сочетанием наглядных и словесных средств обучения. Уч. программы, учебники, а также методы обучения должны удовлетворять требованиям Н. о. Невр- [неври-, невро-, нейр-, нейро-; греч. пеигоп — жила, сухожилие, волокно, нерв] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к нервам, к нервной системе». Неврастения [пеигаМИета; невр- + астения; син., устар.: истощение нервное, нервная слабость, нервное переутомление] — Н., вызываемый переутомлением или длительным воздействием психотравматирующих факторов, проявляющийся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, расстройством сна, вегетативными нарушениями. Невроз(-ы) [пеигош; невр- + -оз] — это функциональное болезненное состояние (без нарушений отражения реального мира), возникающее и развивающееся в условиях психо-травмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы), и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения, т. к. больной осознает факт своего заболевания (В. Я. Семке). В основе Н. лежит продуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. д. Н. начинаются с формирования у ребенка невротического характера. Эту стадию можно обозначить как «преневротическую». Именно на эту приобретенную «почву» падает психогенная травма. Взаимодействие психогенного фактора с невротическим конфликтом и уже сложившимися особенностями личности определяет развитие тех или иных невротических симптомов
и синдромов. Основными признаками Н. являются обратимость и излечимость. Невротический конфликт закладывается преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. При Н. на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов Н. Психогенный характер Н. означает, что они обусловлены действием преимущественно психологических факторов (переживание невротического конфликта) и связаны с активизацией симптомов расстройства в психотрав-мирующих ситуациях. Участие личности в становлении Н. заставило отграничить их от психопатий. К числу симптомов, отличающих Н. от сугубой личностной патоло
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|