Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды Н.: Н. гашишная, Н. астеническая, Н. комбинированная (полинаркомания), Н. опийная, Н. эфирная.




Н

Наблюдательность — особое качество познавательной деят-ти человека, представляющее собой умение подмечать характерные, но подчас не явно выраженные особенности предметов и явлений.

Особенности Н. детей с ограниченными возможностями зависят от их способности к полноценному наблюдению окружающего. Поэтому одну из важных задач в работе учите­лей и воспитателей спец. школ всех типов составляет выра­ботка у этих детей такой способности. Особенно резко выра­жены трудности наблюдения как целенаправленного про­цесса уумственно отсталых детей. Учитель не только организует, но и непрестанно направляет ход наблюдения на уроках в младших классах спец. школы. С возрастом, по мере возникновения интереса к учению процесс наблюдения ста­новится менее затрудненным и постепенно вырабатывается Н.

Относительно глухих детей существует ошибочное мнение — их иногда считают более наблюдательными, чем нормально слышащих детей. Глухие, действительно, нередко способны замечать отдельные детали в окружающем, к-рых не увидели слышащие. Напр., они проявляют живой интерес ко всем внешним особенностям облика учителя и замечают малейшие изменения в его одежде, прическе и т. п. Но это лишь кажущаяся Н., поскольку в таких случаях обычно заме­чаются не столь существенные, а то и совершенно незначи­тельные, мелкие подробности. Научив глухих детей в про­цессе наблюдения вычленять и обозначать словесно сущест­венные признаки объектов, постепенно удается выработать у них подлинную Н. как положительное качество их позна­вательной деят-ти в целом.

У с л е п ы х детей вследствие ограниченности их сенсор­ного опыта Н. развита преимущественно в сфере звуков. Напр., они способны воспринимать малейшие изменения

 

голоса собеседника, дающие им возможность судить о его психическом состоянии, тонкие оттенки музыкального зву­чания и т. п. Спец. забота о культуре наблюдения у слепых и применение при этом разнообразных наглядных средств не только позволяют преодолеть возможный вербализм в обу­чении слепых, но и способствуют развитию у них Н. в отно­шении различных свойств предметов и явлений окружающе­го мира.

Особое значение в работе с детьми с ограниченными воз­можностями имеет педагогическая Н., к-рая наряду со спеи. знаниями и умениями является необходимым «инструмен­том» труда спец. педагога. Такая Н. тесно связана с педагоги­ческой интуицией и позволяет находить в различных прояв­лениях ребенка, нередко отрицательных и не легко поддаю­щихся исправлению, возможности его развития.

Наблюдение — 1. Метод обучения, заключающийся в ор­ганизации планомерного, целенаправленного восприятия уч-ся явлений окружающей действительности.

Значение Н. велико для всех типов спец. школ. В школе для глухих и слабослышащих Н. должно подводить детей к словесному обобщению наблюдаемых фактов. В спец. школе-интернате Н. пополняет обедненный запас представлений детей с нарушениями интеллекта, наполняет конкретным содержанием имеющиеся у них представления. Эту же роль Н. выполняет и в школе с л е п ы х и слабови­дящих, помогая исключить возможный вербализм в обуче­нии.

2. Один из основных эмпирических методов психологи­ческого исследования, состоящий в преднамеренном, систе­матическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, к-рый непосредственно не дан. Н. включает элементы теоре­тического мышления (замысел, система методических прие­мов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных

и др. ). Точность предустановленных рамок Н. зависит от со­стояния знаний в исследуемой области и поставленной зада­чи. В существенной степени сказывается на результатах Н. уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологи­ческой интерпретации поведения людей прошлый опыт на­блюдателя не ограничивается его научными представления­ми, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. Несмотря на все предосторожности, Н. всегда характеризу­ется нек-рой субъективностью; оно может создавать уста­новку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблю­дателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны др. методов иссле­дования позволяют обеспечить объективность Н.

Навыки — автоматизированные действия, подконтроль­ные сознанию и выработанные путем многократно повторя­емых упражнений.

Выработка определенных общих и спец. Н. — могучее средство компенсаторного развития детей с ограниченными возможностями. Так, для с л'е п ы х детей необходимо овла­дение Н. чтения по Брайлю, Н. ознакомления с различными предметами путем осязания, Н. ориентировки в пространст­ве. Для глухих детей, овладевающих словесной речью только в условиях спец. обучения, большое значение имеет овладение Н. речепроизнесения и чтения с губ, а также дак-тилирования и чтения с рук.

Навязчивые действия — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления совершать определенные дви­жения или действия.

Навязчивые представления — навязчивое состояние в виде непроизвольно, назойливо возникающих одних и тех же представлений.

 

 

Навязчивые припоминания — навязчивое состояние в виде непреодолимого стремления вспоминать имена ге­роев книг, даты к. -л. событий и т. п. без к. -л. необходимо­сти.

Навязчивые состояния — болезненные расстройства, заключающиеся в возникновении у больного независимо от его воли и желания одних и тех же навязчивых мыслей, пред­ставлений, сомнений, страхов, движений и т. п. В основе Н. с. лежит расстройство высшей нервной деят-ти разной сложности (страх глубины, открытых пространств, выступ­лений перед аудиторией и др. ). Н. с. у детей встречаются реже, чем у взрослых, и наблюдаются при неврозах и психи­ческих заболеваниях.

Термин ввел немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг (1868). Хотя у больного Н. с. сопровождаются сознанием их нелепо­сти, мешающим ему, однако бороться с ними он не в состоя­нии. Напр., в случае навязчивого страха заражения, к-рый сопровождается бесконечным мытьем рук, пациент понима­ет, что страх его нелогичен, глупо мыть руки «до дыр», ошпа­ривать яблоко кипятком и т. п., но делает это, дабы смягчить внутреннюю душевную напряженность, лежащую в основе Н. с. Подобные состояния выделяются в интеллектуальной, эмоциональной (фобии) и моторной сферах. Они являются основным симптомом при нек-рых неврозах, встречаются также при шизофрении, психопатиях, органических пора­жениях мозга. Иногда они возникают у здоровых людей при утомлении, тревоге. Защитно-приспособительный меха­низм разнообразных навязчивостей состоит в том, что пона­чалу аморфная, бепредметная аффективная напряженность превращается в определенные Н. с., позволяющие человеку снизить уровень внутренней напряженности, хотя само со­держание Н. с. может быть очень мучительно для него. В свя­зи с этим не рекомендуется «ломать» «навязчивые щиты» большими дозами нейролептиков — это способствует усиле­нию, «выходу» чисто аффективного расстройства (острой тревоги, тоскливости). При тяжелых формах Н. с. наблюда-

 

 

ются парадоксальные формы реагирования: максимально усиленные защитные реакции против мнимых опасностей при резком ослаблении адекватных инстинктивных форм реагирования на реальные вредности или угрозы. Напр., больные с различными Н. с. могут спокойно реагировать на обнаруженное у них злокачественное заболевание.

Навязчивый страх — навязчивое состояние в виде не­преодолимого стремления считать к. -л. объекты (окна, дома, прохожих).

Наглядность в обучении — дидактический принцип, согласно к-рому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых уч-ся.

Правильное применение принципа Н. имеет важное зна­чение для обучения детей с ограниченными возможностями. Полное или частичное нарушение того или иного анализатора (глухие, слепые, слабослышащие, слабовидящие дети) неиз­бежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования со­хранных анализаторов. Для этого применяются не только обычные средства Н. (натуральные предметы, их изображе­ния, модели, карты, таблицы, схемы), но и спец. средства, рассчитанные на компенсацию нарушенного анализатора. Компенсация выражается в использовании как сохранных анализаторов, так и остаточной функции поврежденного анализатора. С этой целью в обучении детей снедостат-ками слуха широко используются зрительные, тактиль­но-вибрационные ощущения, а также остатки слуха; у детей с недостатками зрения — слуховые и осязательные ощущения и остатки зрения. Важную роль играют при этом спец. технические средства обучения. К ним относятся: в од­ном случае — звукоусиливающая аппаратура, устройства, преобразующие звуковые сигналы в оптические и вибраци­онные; в другом —лупы, устройства и приспособления, пре­образующие оптические сигналы в звуковые и тактильные.

 

При обучении умственно отсталых детей слож­ность представляет такое применение Н., к-рое обеспечива­ло бы переход от наглядных образов к обобщенным пред­ставлениям и понятиям.

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объ­емные изображения предметов и явлений реального мира или природные объекты в их естественном или препариро­ванном виде.

Н. у. п., используемые в спец. школах, должны удовлет­ворять всем требованиям, предъявляемым к Н. у. п. вообще, и отвечать особенностям физического и умственного разви­тия детей с ограниченными возможностями.

В школах для слепых применяются Н. у. п., к-рые уче­ники могут познавать гл. обр. с помощью осязания. К ним относятся природные объекты в их естественном виде, а так­же чучела, скелеты, муляжи, макеты, скульптуры, рельеф­ные карты, глобусы, схемы, рисунки и т. д. Н. у. п. помогают слепым составить правильное представление о живых и не­живых объектах внешнего мира. Спец. приборы позволяют слепым пользоваться визуальными признаками предметов и явлений посредством условных звуковых сигналов.

Слабовидящие дети воспринимают Н. у. п. зритель­но при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, конрастности объекта с фоном и др. качествах этих пособий, отвечающих требованиям охраны зрения. Хорошо воспринимаются слабовидящими детьми Н. у. п., выпол­ненные в виде силуэтных рисунков.

Применение Н. у. п. в школах для глухих и слабо­слышащих детей способствует развитию у них представ­лений, образованию понятий, формированию речи. В школе для глухих и слабослышащих используются спец. Н. у. п., а также Н. у. п. для массовой школы. Креме того, большая часть Н. у. п. создается руками учителей и воспитателей. К Н. у. п. относятся и звучащие игрушки, помогающие раз­витию слуха.

 

В спец. школе Н. у. п. и особенно объекты живой и неживой природы в естественном виде приобретают очень большое зна­чение. Они наиболее соответствуют возможностям восприятия умственно отсталых детей с их слабыми способно­стями к отвлеченному мышлению, наблюдению и сравнению.

Надежность теста — один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешно­стей измерения. При одном из подходов Н. т. рассматрива­ется как устойчивость (стабильность) результатов при по­вторном тестировании. При другом подходе Н. т. рассмат­ривается как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) гестов. Опре­деление Н. т. может быть связано и с понятием внутренней состоятельности теста. Это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов час­тей. Н. т. определяется также методами дисперсионного и факторного анализа.

Нанизм [грей, папох— карлик] — карликовый рост, ненор­мально низкий рост человека (для мужчин — ниже 130 см, для женщин ниже — 120 см), обусловленный поражением желез внутренней секреции. Н. — синдром, характеризую­щийся дисфункцией системы, недоразвитием половых орга­нов и задержкой роста у детей. Н. обусловлен недостаточно­стью гормонов, секретируемых передней долей гипофиза.

Н. и у детей, и у взрослых может быть частичным и пол­ным. У детей Н. может привести к позднему наступлению половой зрелости. При устранении основного заболевания, послужившего причиной развития Н., — прогноз хороший. Дети проходят лечение гормональными препаратами.

Причины Н.: Чаще всего первичный Н. вызывается опу­холью. Другие возможные причины — наследственная пато­логия (отсутствие или недоразвитие гипофиза), частичное разрушение ткани гипофиза (обычно в результате тяжелого кровотечения после родов) либо частичное или полное уда-

 

ление гипофиза, лучевая терапия гипофиза или воздействие химических агентов. Известны случаи развития Н. как осложнения туберкулеза.

Вторичный Н. обусловлен недостаточностью рили-зинг-гормонов, секретируемых гипоталамусом. Причину этой недостаточности не всегда удается установить, но это могут быть инфекция, травма, опухоль.

Симптомы Н.: Симптомы Н. развиваются медленно; их вы­раженность зависит от тяжести заболевания и степени дефици­та гормонов. Для взрослых характерны следующие симптомы: отсутствие менструаций; импотенция; бес­плодие; снижение полового чувств а; несахар­ный диабет (э ндокринное заболевайие, ха­рактеризующееся профузным мочеиспуска­нием и постоянной жаждой); снижение активности щитовидной железы (вызывает утомляемость, вялость, повышенную чувст­вительность к холоду и расстройства менст­руального цикл а); низкое содержание сахара в крови; потеря аппетит а; тошнот а; боли в же­лудке; головокружения при переходе в вер­тикальное положение.

У детей Н. вызывает замедление роста и позднее половое созревание. У новорожденных заметные признаки Н. отсут­ствуют, но появляются уже в первые месяцы жизни; к 6 меся­цам замедление роста очевидно. Хотя эти дети в остальном здоровы, они выглядят пухлыми из-за жировых отложений в нижней части туловища; у них позже обычного прорезыра-ются зубы; возможно снижение сахара в крови. Вследствие заболевания рост может продолжаться иногда до 30 лет и позднее, достигая в среднем 1 м 20 см, но телосложение у больных нормальное.

Если Н. появляется до полового созревания, вторичные половые признаки не развиваются (включая рост волос на лице и на теле). У мужчин яички, пенис и простата имеют малые размеры; сексуальное чувство отсутствует или слабо развито; эрекции не бывает.

 

У женщин недоразвиты грудные железы, отсутствует или скудная растительность на лобке и в подмышечных ямках, нет менструаций.

Возможны нейрологические симптомы: головные боли, ухудшение зрения, слепота. Острый Н., развившийся в ре­зультате хирургического вмешательства или инфекции, час­то сопровождается повышением температуры, высоким кро­вяным давлением, рвотой и падением содержания сахара в крови.

Диагностика Н.: Врач выявляет степень гормональной не­достаточности вследствие повреждения гипофиза. Необхо­димо исключить заболевания гипоталамуса, надпочечников, яичников или яичек и щитовидной железы.

Частичная или полная утрата передней долей гипофиза способности секретировать шесть жизненно важных гормо­нов может привести к развитию пангипопитуитаризма.

Это опасная разновидность Н. характеризуется много­численными отклонениями, снижением как умственной, так и физической активности (психозы, вялость, безучаст­ность к окружающему, низкое кровяное давление, замедле­ние пульса, анемия и отсутствие аппетита). К несчастью, симптомы появляются только тогда, когда потеряно 75 % функции гипофиза. Если диагноз не будет вовремя по­ставлен и больной не получит адекватного лечения, панги-попитуитаризм может привести к гибели больного.

Помощь детям, страдающим Н.:

· Следите за аппетитом ребенка. Давайте ему есть то, что он любит, — лучше, если это будет высококалорийная пища. Контролируйте вес ребенка.

· Ребенок должен всегда носить медицинский идентификационный браслет.

· Обучитесь делать инъекции стероидов — ребенку может потребоваться экстренная помощь.

· Будьте готовы к тому, что эмоциональный стресс у ребенка будет расти по мере того, как он будет осознавать свое

 

состояние. По возможности проконсультируйтесь у хо­рошего психолога.

Напряжение глазное — [англ, еуея& шп] — чувство утом­ления, возникающее во время напряжения глаз в процессе длительного выполнения к. -л. работы у людей с нарушения­ми рефракции или с нарушением координации функции мышц глазного яблока. Человек обычно испытывает боль или жжение в глазах, сопровождающиеся головной болью, а иногда и общим чувством усталости.

Нарколепсия [греч. нагКгш оцепенение + 1ерш — при­ступ] — внезапная неконтролируемая склонность к засыпа­нию в спокойной обстановке или во время к. -л. монотонной деят-ти. Больного можно легко разбудить, и он сразу же про­будится. Н. часто сопровождается катаплексией, и когда больной засыпает, он может испытывать галлюцинации или преходящие приступы мышечного паралича.

Наркомания [пагсотата; греч. паг/се оцепенение + та­та — страстное влечение; син.: наркотизм, эйфорикома-ния] — общее название болезней, проявляющихся влечени­ем к постоянному приему в возрастающих количествах нар­котических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их прие­ма; приводит к глубоким изменениям личности и др. рас­стройствам психики, а также к нарушениям функций внут­ренних органов. По мере развития болезни нарастают лич­ностные изменения наркомана, отмечаются проявления социальной и психической деградации, появляются призна­ки физического неблагополучия — соматовегетативные рас­стройства, раннее одряхление. В этой группе людей часты самоубийства.

Виды Н.: Н. гашишная, Н. астеническая, Н. комбинированная (полинаркомания), Н. опийная, Н. эфирная.

 

Наркотики [пагсоПса; греч. пагсоисоз — приводящий в оце­пенение, усыпляющий] — общее название наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, способ­ных вызвать наркоманию; официальный список Н. утверж­дается Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Наркотики и дети — наркотики, как правило, представ­ляют собой лекарственные средства или их аналоги, к-рые притупляют человеческие чувства, но улучшают самочувст­вие, вызывают галлюцинации и т. п. Значительная часть нар­котических средств широко используется в медицинской практике для снятия болей, лечения психических рас­стройств и др. В тех случаях, когда употребление наркотиков входит в привычку, у подростков развивается сильная эмо­циональная, психическая и физическая зависимость от этих средств. Наркотики создают у человека постоянную потреб­ность во все больших дозах для достижения желаемого эф­фекта. Если в приеме наркотиков наступает перерыв, то у наркомана развивается абстинентный синдромом. Это край­не тяжелое состояние, от него человек не может избавиться в течение длительного времени.

Зависимость от наркотиков — это, в сущности, болезнь эгоистов. Они, по убеждению многих специалистов, добро­вольно прививают себе эту болезнь, потому что больше всего озабочены собственной персоной, вглядываются только в себя и заняты удовлетворением своих побуждений. Плата за пристрастие к наркотикам неотвратима: разрушение лично­сти, тяжелая болезнь, а затем смерть. У юных наркоманов, как правило, не хватает ни сил, ни мужества бороться с со­бой, со своим падением. Им необходимы постоянная по­мощь и забота родных и близких людей.

Необходимо как можно раньше заметить, что подросток начал употреблять наркотики. В спец. литературе выделяют­ся основные признаки, по к-рым можно судить о пристра­стиях подростка к наркотикам или другим одурманивающим средствам. Эти признаки просты и достаточно надежны, они должны быть известны в каждой семье.

 

Родительскую тревогу должны вызвать следующие изме­нения в поведении и состоянии здоровья молодого человека

· Тайные сборища компаний или микрогрупп в различных укромных местах: летом — в парках, на детских площадках, в заброшенных домах; зимой — на чердаках, в подвалах, на лестничных клетках. Нелепое поведение членон группы, неадекватные взрывы смеха. Общая эмоциональная возбужденность компаний, немотивированная агрессивность.

· Неожиданное резкое изменение поведения в школе. ПТУ, техникуме, на работе (беспричинные пропуски занятий, снижение успеваемости или работоспособности, прогулы на работе). Это также может проявляться неожиданной и немотивированной грубостью или взбудораженностью на занятиях, на рабочем месте. Сюда же относятся активное стремление к контакту с определенным) личностями, имеющими отрицательную репутацию. напр., вернувшимися изместлишения свободы или тунеядцами, общая асоциальная направленность поведения.

· Изменение поведения дома (ничем не объяснимое позднее возвращение домой, часто в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного; трудное пробуждение по утрам, появление новых интересов и в связи с этим новых приятелей). Сюда же следует отнести и такие признаки, как снижение активности, потеря интереса к прежним увлечениям, появление немотивированной раздражительности и неоправданных вспышек агрессивности, кража вещей и денег и: дома, утрата чувства долга.

· Внезапный интерес к домашней аптечке, литературе псфармакологии, частое появление возле аптек, обнаружение у молодого человека облаток от медикаментов или различных таблеток, наличие шприцов и игл к ним Должны настораживать и постоянные манипуляции с к. -л. лекарственными или иными веществами, к-рые молодые люди стремятся скрыть от окружающих.

 

· Внешний вид подростка. Многие больные наркоманией и токсикоманией не следят за своим внешним видом, они часто выглядят запущенными, грязными, неопрятными. Подавляющее большинство больных выглядят старше своих лет: кожа сухая, дряблая, покрыта морщинами. Ча­сто можно наблюдать признаки преждевременного по­седения и облысения. Волосы не имеют блеска, становят­ся тусклыми, ломкими. Ногти обламываются слоями. При злоупотреблении нек-рыми препаратами на коже возникает гнойничковая сыпь, оставляющая после себя пигментные пятна. Для больных др. формами наркома­нии характерна бледность кожи, при большой давности заболевания она приобретает желтоватый оттенок. У ток­сикоманов, злоупотребляющих снотворными и успокаи­вающими средствами, часто бывает бледное, одуловатое, маскообразное, неподвижное лицо. Кожные покровы ха­рактерного землистого оттенка, на лице — сальный на­лет. У всех больных наркоманией и токсикоманией очень медленно заживают различные раны, кожа часто повреж­дается.

У больных, вводящих наркотические средства путем инъ­екции, на различных участках тела можно обнаружить мно­гочисленные следы уколов (на руках, ногах, между пальца­ми), а при внутривенном введении наркотических средств — следы уколов по ходу вен (в области локтевых сгибов, на предплечьях, кистях, стопах, венах шеи и пр. ). В целом же наркоманы и токсикоманы с большим стажем заболевания всегда выглядят как тяжелобольные. У начинающих нарко­манов и токсикоманов этих признаков может и не быть или они менее выражены.

Если родители заметили, что подросток начал употреб­лять наркотики или др. одурманивающие средства, они дол­жны обратиться за помощью в наркологический диспансер и вместе с психиатром-наркологом бороться за жизнь и здоро­вье ребенка. Здесь не должно быть мелочей, взаимных обид и «неразрешимых» трудностей. На карту поставлено все, и за-

 

 

дача родителей помочь подростку справиться с тяжелыми последствиями наркомании.

Конечно, наркоманию легче всего предупредить. Луч­шим способом борьбы с наркоманией является хорошая об­становка в доме.

Родители должны проводить беседы с детьми и разъяс­нять им, какую опасность таит в себе употребление наркоти­ков. Родительская любовь, забота, взаимное доверие, откры­тость и взаимопонимание — лучшие гаранты безопасности детей от этой страшной и разрушительной эпидемии.

Нарушение привязанности [англ. апасНтемллег\ — нарушение психики у маленьких детей и подростков, возникающее в результате длительного пребывания в боль­ничных условиях (институционализации), отсутствия тесно­го эмоционального контакта с родителями или насилия над детьми. Такие дети бывают подавленными, крайне агрессив­ными, пугливыми, неразборчивыми в дружеских связях, внимание у них рассеяно. Лечение этих детей требует обес­печения им постоянной заботы и внимания со стороны взрослых.

Нарушение развития [англ. Ае\е1ортета1

любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, к-рое характеризуется задержкой био­логически необходимых психических функций, напр., раз­вития речи. Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепен­но проходит.

Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Нарушения —см. Классификации нарушений.

 

 

Н. фиксации взора — перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в парацент-ральную или периферическую зоны. Вызывая ложную про­екцию объектов на сетчатку, Н. ф. з. может обусловить не­правильную локализацию объектов: в пространстве, Н. ф. з. ориентации. Неправильная фиксация либо ее отсутствие на­блюдаются при амблиопии, связанной с косоглазием, при катаракте, помутнениях роговицы и пр. Выявление Н. ф. з. очень важно.

НарЦИССИЗМ [пагазттш; греч. МагМзяоз— Нарцисс, ми­фологический юноша, влюбившийся в свое отражение в воде; син.: аутомоносексуализм, Аутофилия, Аутоэро-тизм] — половое возбуждение, при к-ром сексуальное удов­летворение достигается созерцанием собственного обна­женного тела, отдельных его частей, в том числе половых ор­ганов, часто в сочетании с онанизмом. Н. как сексуальная девиация, замещающая др. формы сексуальной активности и у мужчин, и у женщин, встречается крайне редко. Он обыч­но выступает как эпизод в процессе формирования сексуаль­ных отклонений. Иногда Н. сопровождается мастурбацией. Мастурбация может расцениваться как проявление Н. толь­ко тогда, когда она сопровождается самолюбованием собст­венного тела. Наибольшее значение в становлении Н. имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда объектом изучения становится только собственное тело. Психопато­логическая почва (напр., истероидная психопатия) также может привести к формированию этого синдрома. Преходя­щие элементы нарциссизма свойственны детскому возрасту, несколько ярче они выступают в возрасте 14—18 лет. Поми­мо любования собственным телом, половыми органами, рассматривания себя в зеркале они могут включать ласкание своего тела и даже фотографирование самого себя в обна­женном виде с последующим рассматриванием этих фото­графий. У мужчин-нарциссистов половое возбуждение уси­ливается при виде себя с эрегированным половым членом.

 

Нек-рые проявления Н. имеются у большинства людей, однако когда они становятся преувеличенными, то могут яв­ляться одним из симптомов шифозрении, изменений лично­сти или к. -л. др. заболеваний.

Насилие над детьми [англ. сМЫ аЪизе] — плохое обра­щение с детьми. Может выражаться в виде полового насилия [англ. $ехиа1аЪте[, когда взрослые заставляют ребенка зани­маться сексом; физического насилия [англ. рНужа1 аЬше], когда ребенку наносится физическая травма вследствие жес­токого или неправильного наказания; пренебрежительного отношения к ребенку [англ. пе§1е(], проявляющегося в отсут­ствии заботы и ласки, а также в виде эмоционального наси­лия [англ. етойопа1 аЬизе], когда ребенок ощущает недоста­ток любви и/или враждебное отношение к нему тех людей, к-рые должны заботиться о нем. Это нарушает его эмоцио­нальное развитие, приводя к различным расстройствам.

Наследование — в биологии — передача признаков в ряду поколений.

Н. аутосомное — Н. признака, контролируемого ауто-сомным геном.

Н. аутосомно-доминантное — Н. признака, контро­лируемого доминантным аллелем аутосомного гена.

Н. аутосомно-рецессивное — Н. признака, контро­лируемого рецессивными аллелями аутосомного гена.

Н. голандрическое [греч. Но1о$ — полностью, весь + апёг, апйгоз— мужчина] — Н. признака, контролируемого ге­ном, локапизованным в негомологичной части У-хромосо-мы.

Н. доминантное — Н. признака, контролируемого до­минантным аллелем локуса.

Н., контролируемое полом — Н. признака, контро­лируемого аутосомным геном, но различно проявляющегося у особей разного пола.

 

 

Н. монофакториальное [греч. топох — один + лат. /ас-Юг — создатель, производитель] — Н. признака, контролиру­емого аллелями только одного локуса (напр., групп крови системы Н. АВО).

Н. мультифакториальное [лат. тиМтл много + /ас-1ог —создатель, производитель] — Н. признака, контролиру­емого аллелями многих локусов.

Н. ограниченное полом — Н. признака, контролируе­мого аутосомным геном, но проявляющегося только у осо­бей одного пола.

Н. одностороннее — Н., сцепленное с полом, при к-ром признаки передаются от отца к сыновьям или от мате­ри к дочерям.

Н. плазматическое — см. Н. цитоплазматическое.

Н. полигенное [греч. ро1у— много + ген] — Н. призна­ка, контролируемого совместно группой неаллельных генов.

Н. рецессивное — Н. признака, контролируемого ре­цессивным аллелем локуса.

Н., сцепленное с полом — Н. признака, контролируе­мого геном, локализованным в половой хромосоме; харак­терно для нек-рых наследственных болезней.

Н. цитоплазматическое [син.: Н. плазматическое] — Н. признаков, контролируемых внехромосомными фактора­ми наследственности.

Наследственная информация — см. Генетическая информация.

Наследственность — свойство живой материи переда­вать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиоло­гической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Учеными доказано, что хранение, репро­дукция и передача генетическо-наследственной информа­ции в генеральном порядке обеспечивается посредством

 

ДНК и РНК; суммация-аддитивность генов — генотипы — формирует-конституирует целостно-специфическую, эф­фективно-динамическую функциональную систему, к-рая константна и совершенствуется-эволюционизируется в про­цессе развития. Под контролем-регуляцией генотипа нахо­дятся все свойства организма: биоэнергетические, биохими­ческие, структурно-морфологические, структурно-физио­логические, а также высшие психонейрофизиологические функции индивидов человеческого рода и свойства-процес­сы их психики: темперамент, мышление, память, двигатель-но-кинетические реакции организма. Эволюция и становле­ние предикатов-признаков генотипа не могут герменевтизи-роваться в рамках абсолютизированно заданных генотипических особенностей, а зависят от условной среды, социума, деят-ти-активности индивида в самом социуме, онтосе, среде, к-рые и влияют на детерминационные факто­ры последующих эмбрионизаций-генераций-воспроизведе-ний-эволюций генотипов человеческого вида (В. В. Юрчук).

Наследственные заболевания — заболевания, обу­словленные мутациями, преимущественно хромосомными или генными; при передаче наследственных признаков у че­ловека, наряду с передачей основных качественных особен­ностей, свойственных родителям, могут передаваться как непосредственно наследственные болезни (напр., эпилеп­сия), так и специфическая слабость организма в виде пред­расположенности к определенным заболеваниям, к-рая при соответствующих неблагоприятных условиях может со вре­менем развиваться (как нередко наблюдается при возникно­вении заикания у детей).

Научность обучения — один из важнейших дидактиче­ских принципов, осуществление к-рого обеспечивает овла­дение уч-ся подлинно научными знаниями. Сообщаемые знания должны быть научными, излагаться в определенной системе и последовательности, соответствовать уровню раз­вития уч-ся, правильно отражать предметы и явления окру-

 

жающего мира. Эта задача решается рациональным сочета­нием наглядных и словесных средств обучения. Уч. програм­мы, учебники, а также методы обучения должны удовлетворять требованиям Н. о.

Невр- [неври-, невро-, нейр-, нейро-; греч. пеигоп — жила, су­хожилие, волокно, нерв] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к нервам, к нервной системе».

Неврастения [пеигаМИета; невр- + астения; син., устар.: истощение нервное, нервная слабость, нервное переутомле­ние] — Н., вызываемый переутомлением или длительным воздействием психотравматирующих факторов, проявляю­щийся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, рас­стройством сна, вегетативными нарушениями.

Невроз(-ы) [пеигош; невр- + -оз] — это функциональное болезненное состояние (без нарушений отражения реально­го мира), возникающее и развивающееся в условиях психо-травмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы), и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения, т. к. больной осознает факт своего заболевания (В. Я. Семке).

В основе Н. лежит продуктивно и нерационально разре­шаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возник­новением болезненно-тягостных переживаний неудачи, не­удовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. д. Н. начинаются с фор­мирования у ребенка невротического характера. Эту стадию можно обозначить как «преневротическую». Именно на эту приобретенную «почву» падает психогенная травма. Взаи­модействие психогенного фактора с невротическим конф­ликтом и уже сложившимися особенностями личности определяет развитие тех или иных невротических симптомов

 

и синдромов. Основными признаками Н. являются обрати­мость и излечимость. Невротический конфликт закладыва­ется преимущественно в детстве в условиях нарушенных от­ношений с микросоциальным окружением, в первую оче­редь с родителями. При Н. на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и фи­зиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов Н. Психогенный характер Н. означает, что они обусловлены действием преимущественно психологических факторов (переживание невротического конфликта) и свя­заны с активизацией симптомов расстройства в психотрав-мирующих ситуациях.

Участие личности в становлении Н. заставило отграни­чить их от психопатий. К числу симптомов, отличающих Н. от сугубой личностной патоло

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...