О. сетчатки идиопатическая плоская — болезнь
О Обвитие пуповины — обматывание пуповиной частей плода (шеи, конечностей, туловища), в результате чрезмерной подвижности плода и большой длины пуповины; О. п. вокруг шеи может вызвать асфиксию плода. Обморок — внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождаемая резкой бледностью, значительным ослаблением дыхания и кровообращения; проявление острой гипоксии головного мозга. Обобщение — один из основных мыслительных процессов, представляющий собой мысленное объединение общих свойств предметов и явлений действительности. У детей с ограниченными возможностями особенности процесса О. обусловлены характером нарушения. У у м с т -венно отсталых, особенно у уч-ся младших классов, процесс О. очень затруднен и происходит не на основе выделения существенных признаков, а путем непосредственного, недифференцированного улавливания сходства, к-рое ребенок далеко не всегда может выразить в словесной форме. Обучение развивает мышление уч-ся спец. школы и способствует совершенствованию процесса О. У глухих детей, не владеющих словесной речью, процесс О. развивается на наглядно-образной основе. По мере обучения речи глухие переходят на новый, более высокий уровень словесно-логических О. Обеднение образного мышления и ограничение возможностей наблюдения у с л е п ы х детей приводят к серьезным затруднениям при О. Классификация объектов, отнесение их к определенным группам, производится ими гл. обр. на основе отвлеченных словесных знаний, причем иногда без необходимого соотнесения словесных обозначений предметов с их образами. Обогащение чувственного опыта слепых детей сглаживает недостатки процесса О.
Обонятельная чувствительность — чувствительность человека и животных к различным пахучим веществам. Обонятельные ощущения (запахи) возникают при действии различных химических веществ на обонятельные рецепторы, расположенные у человека на небольшом участке слизистой оболочки верхних носовых ходов. Особую роль играет О. ч. при поражении слуха и зрения, когда она остается единственным дистантным анализатором. Обонятельные ощущения достигают в этих случаях высокой степени дифференциации и используются слепоглухонемыми для узнавания на расстоянии людей, нек-рых предметов, а иногда и своего местонахождения. Оборудование урока — подбор учебных пособий, дидактического материала, аппаратуры и др. по теме занятия для демонстрации или самостоятельной работы уч-ся. Правильное О. у. — одно из важнейших условий эффективности преподавания. Помимо обычного О. у., доступного уч-ся спец. школ различного типа, применяется также О. у., соответствующее способностям каждой категории детей с ограниченными возможностями. При этом учитываются компенсаторные возможности уч-ся. В школе для слепых применяются рельефные рисунки, чертежи, карты, глобусы, тифлографические приборы и плоские изображения предметов, а также приборы, указывающие звуковыми сигналами признаки предметов или явлений, компьютеры с синтезатором голоса и строчкой письма Брайля и т. п. В школе для слабовидящих особое место на уроке занимают средства оптической коррекции — лупы и т. д. Спец. О. у. в школах для глухих составляют особые таблицы (по языку и арифметике), пособия и аппаратура, связанные с обучением произношению и развитием остатков слуха, звучащие игрушки, используемые для развития дыхания, логопедические зонды, приборы, преобразующие звуки
в световые и вибрационные сигналы, а также звукоусиливающая аппаратура. В школах для слабослышащих применяется звукоусиливающая аппаратура.
О. у. в спец. школе отличается от О. у. в массовой более широким и разнообразным подбором обычных средств наглядности. Обсессии [лат. оЬяеззю — осада, схватывание; син.: ана-нказмы] — разновидность навязчивых состояний, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для своего возникновения определенных ситуаций (напр., навязчивое мытье рук; страх перед числом «3», потому что в слове «рак» три буквы; страх наступить на черту и т. п. ). О. наблюдаются у многих больных, к-рым свойственны обычно скрупулезность, педантизм, склонность к формализму наряду с душевной инертностью, тревожной неуверенностью в себе. Обтуратор [лат. оЬШго, оЪЫгаШт — закупоривать] — приспособление для закрытия нарушений твердого и/или мягкого нёба. Обучение глубоко умственно отсталых детей социально-бытовой ориентировке — одним из важнейших принципов обучения этих детей является принцип расширения социальных связей. Известно, что глубоко умственно отсталые обнаруживают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, расширению социальных связей имбецилов должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Однако непосредственно реализация данного принципа находит свое отражение в таком очень важном разделе программы, как «Социально-бытовая ориентировка». Учебный процесс ставит своей целью сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется
умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умственной отсталостью в степени имбецильно-сти обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деят-ти с реальными предметами. Поэтому занятия с глубоко умственно отсталыми детьми по бытовой ориентации организуются гл. обр. в форме экскурсий и уроков, к-рые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деят-ть с предметами занимают ведущее место в обучении детей с умственной отсталостью в степени имбецильности.
Обучение и развитие детей с ограниченными возможностями — одна из главных проблем спец. педагогики, разрабатываемая в нескольких аспектах: во-первых, учет степени или глубины нарушения и качественных особенностей ребенка с ограниченными возможностями при построении процесса обучения; во-вторых, учет возраста детей и времени возникновения нарушения; в-третьих, определение роли коррекционного обучения. При организации процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями необходимо учитывать глубину его нарушения. Напр., при выборе методов обучения для детей, имеющих нарушения зрения, важно знать остроту остаточного зрения. Это позволяет правильно решить вопрос о применении тех или других наглядных пособий. При нарушении слуха важно знать степень утраты его для решения вопроса о применении той или другой звукоусиливающей аппаратуры в процессе обучения звуковой речи и б дальнейшем — в процессе овладения школьными предметами на слух. Степень умственной отсталости у уч-ся спей школ-интернатов играет решающую роль в определении, способности их к обучению. При определении ребенка в то или другое учебное учреждение и при подборе для него системы и методов обучения
учитывается не только количественная характеристика первичного нарушения, но и состояние зависимых от пораженного органа функций. Система и метод обучения этих детей разрабатываются с учетом возраста ребенка. Естественно, развитие такого ребенка в меньшей степени зависит от возраста, чем у нормальных детей. Первичное нарушение (напр., органическое поражение мозга при олигофрении) или вторичные дисфункции (недоразвитие речи при глухоте) играют более значительную, чем возрастные особенности, роль при разработке программы и методики О. Но было бы ошибкой не учитывать возраст такого ребенка. В разные возрастные периоды даже одному и тому же предмету необходимо обучать по-разному. Напр., в целях сенсомоторного развития слепоглухонемых детей обучают нек-рым простейшим видам игры. Однако даже не обучавшегося ранее 14-летнего слепоглухонемого подростка нет необходимости в тех же целях обучать простейшим формам игры, с ним можно начинать трудовые занятия.
Важнейшее значение в проблеме О. имеет время возникновения нарушения. Учет возраста, в к-ром у ребенка возникло нарушение той или иной функции, часто бывает решающим в определении системы и в подборе методик обучения. Особенно это относится к детям с сенсорными нарушениями. Очень важно знать, когда ребенок потерял слух: до возникновения речи или после того, как у него развилась речь; формировать ли у него речь заново или пытаться ее восстановить. При утрате зрения также важно определить, сохранились ли у ребенка зрительные образы и можно ли строить обучение с опорой на зрительные представления. Развитие ребенка с ограниченными возможностями в значительно большей степени зависит от обучения, чем у детей без нарушений в развитии. Поэтому необходимо раннее и как можно более полное специально организованное педагогическое вмешательство.
Без спец. педагогического вмешательства у глухого ребенка обеднено общение с окружающими людьми, что сказывается на темпах его умственного развития; у слепых не формируется правильное соотношение между словесными знаниями и конкретными представлениями. Раннее педагогическое вмешательство предупреждает дисгармонию в формировании и развитии отдельных психических функций и сторон деят-ти этих детей. При отстутствии спец. педагогического воздействия с возрастом усугубляется отличие ребенка с ограниченными возможностями от его нормально развивающегося сверстника. Спец. же обучение в раннем возрасте приближает темпы развития такого ребенка к обычным. Поражение органа чувств, речевые нарушения или др. аномалии часто могут быть причиной педагогической запущенности ребенка. Ребенок, лишенный многостороннего обучения или правильно организованной деят-ти, очень медленно и дисгармонично развивается, а при сложных нарушениях совсем лишается возможности умственного развития. Напр., слепоглухонемой ребенок, имеющий нормальный интеллект, без спец. обучения, лишенный нормального человеческого общения, не сможет научиться ходить, нормально есть и пить. В данном случае от педагогического вмешательства полностью зависит развитие ребенка.
Нормальный ребенок очень многое узнает из повседневной окружающей его жизни, к-рая непосредственно формирует у него многие психические функции и процессы. И даже допущенная педагогическая ошибка может быть исправлена самой жизнью. Возможности ребенка с ограниченными возможностями в этом отношении значительно меньше. И дело тут не только в том, что, напр., слепого при помощи спей методики необходимо научить правильно воспринимать форму, размер, расстояние, используя для этого осязание Важно также сформировать деят-ть ребенка и его взаимосл -ношения с окружающими людьми таким образом, чтобы: -.
результате их осуществления формировалась полноценная человеческая личность. Правильному развитию ребенка способствует определенное соотношение между его возможностями и уровнем трудности уч. материала. Если при обучении в массовой школе общее развитие школьников достигается достаточно высоким уровнем трудности, то и при обучении детей с ограниченными возможностями уч. материал должен обеспечить достаточно интенсивную умственную деят-ть. Слишком легкие задания, однообразные повторения гасят интерес ребенка к процессу познания. По выражению Л. С. Выготского, «только то обучение является хорошим, к-рое забегает вперед развития». Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при к-рых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее разлитое (диффузное) косноязычие — нарушение звукопроизношения, распространяющееся на большинство звуков. Общественно полезный труд учащихся специальных школ — трудовая деят-ть школьников, предусмотренная учебным планом и программой спец. школы; один из основных видов учебно-воспитательной и коррек-ционной работы с детьми с ограниченными возможностями. Оглохшие дети — дети, утратившие слух, но сохранившие речь, сформировавшуюся на основе нормального слухового восприятия. Сохранность речи зависит от возраста ребенка в момент наступления глухоты и соответственно от уровня сформированное™ речевых навыков. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается его речь (вплоть до полного распада). Предотвратить речевые нарушения помогает коррекционная работа с О. д., направленная на формирование зрительного восприятия
устной речи, а позднее — на использование остаточного слуха с применением сурдотехнических средств. Важное условие нормального речевого и личностного развития О. д. — пребывание в говорящей среде. Необходимы также спец. занятия по коррекции произношения (Б. П. Пузанов). Оглушение согласных — переход звонкого согласного в соответствующий глухой в определенных положениях (в конце слова или перед глухими согласными), свойственный русскому литературному произношению или вследствие общей тенденции к усилению артикуляции согласных и сокращению участия голоса. Одаренность — свойство-предикат специфических корреляций способностей субъекта, к-рые обеспечивают при-емлемость-удачность-успешность выполнения им самим тех или иных действий-операций. Сама суммация способностей-одаренностей, представляющих оригинальную модель, и позволяет, таким образом, индивиду компенсировать негативность-нерациональность-недостаточность тех или иных качеств-способностей-свойств за счет приоритетной эволюции других. О. — это и умственно-интеллектуальный потенциал, это и моделесистемная индивидуально-эмпирическая характеристика гностических потенций и способностей, к-рые детерминируют субстанционально-широкие ментально-виртуальные, психически-виртуальные потенции индивида, кои он может результировать в своей деят-ти-активности; это и аддитивность-ассимиляция мультизадатков, генетически-природных данных, отражающих-выражающих специфичность генезисно-эволюционных способностей субъекта, его талантливость, а также наличие дифференциально-имманентных феноменов для достижения самим индивидом гениальных, выдающихся достижений в той иле иной науке, культуре, сфере искусства. Феномены-модели О. требуют базально-комплексного исследования, включающего в свой контекст модусы-методики дифференциать-но-психологической ориентации, а также социоонтологи-
чески-психологической, нейрофизиологической, психофизиологической и т. д.; в психологии как науке изучаются спец. задатки мультиодаренности детей, кои в раннем возрасте обнаруживают оригинальную О, к литературе, музыке, спорту, живописи, технике, программированию на компьютере; а сами фазы-этапы-модели О. исследования диагностируют, изучая-интерпретируя феномены ментальной эволюции ребенка, т. е. тех модальностей-характеристик, кои указывают-эксплицируют, что сам ребенок, практически при равных условиях развития, опережает своих сверстников. Применяются в этих модусах диагностики дифференциальные тесты ментальности-интеллектуальности, связанные с одаренностью ребенка для регистра-установления коэффициента ментальности-интеллектуальности; многими исследованиями установлено, что художественно-эстетическая одаренность детей чаще всего обнаруживается в сфере музыки, живописи, спорта, литературы; история знает примеры феноменов талантливой одаренности, к примеру Моцарта, к-рый писал произведения в 5 лет, В. Гюго, С. Есенина, А. Блока, И. Гете, А. Рембо, В. Ламартина, М. Лермонтова и др., к-рые создавали свои оригинальные поэтические произведения, стихи в весьма раннем возрасте, блестящую шахматную О., к-рую проявили Морфи, Капабланка, Ботвинник, Каспаров, демонстрируя-показывая высокие шахматные результаты в детстве, но следует учитывать, что ребенок может обладать др. специфически оригинальными способностями в противовес ментально-интеллектуальным. Самих детей, кои обладают необычайно одаренным умственным потенциалом и в раннем возрасте достигают чрезвычайно высоких достижений-успехов, называют вундеркиндами; но история, онтология знает немало примеров, когда выдающиеся задатки одаренности, проявленные ребенком в раннем возрасте, не могли проявляться столь высоко-апо-гейно в будущем и не послужили тем самым залогом для эволюции его гениальности, таланта; генетически врожденные задатки — это феномен того сложного процесса эволю-
ции-становления психоиндивидуально-онтологически-эм-пирических особенностей, зависящих от окружающей среды, онтоса, от характера самой деят-ти-активности субъекта, и, таким образом, сама одаренность ребенка, его выдающиеся способности не могут быть даны-заданы от самой природы в готовых моделях-формулах-классификациях; сами же критерии одаренности не могут также базироваться на тестировании, поскольку невероятно сложно предвидеть-установить этапы-фазы дальнейшей эволюции самой одаренности субъекта. Истории известно немало случаев, когда вундеркинд, проявляющий-демонстрирующий удивительно оригинальный умственный потенциал в раннем возрасте, не мог в дальнейшем показывать те же феномены одаренности-талантливости в более позднем возрасте. Нек-рые ученые считают, напр., что высокая талантливость-одаренность-оригинальность, проявляющаяся на ранних этапах эволюции субъекта, часто приводит к деградации — снижению феноменов его талантливости-одаренности-самобытности уже в более зрелом возрасте (В. В. Юрчук). Одаренные дети — дети, рано обнаруживающие способности и склонность к тому или иному виду деят-ти. Одаренность — это комплекс психических свойств, к-рые делают человека наиболее приспособленным к выполнению определенной деят-ти. Поскольку одаренность — сложное сочетание различных способностей, предполагающее возможность достижения самого высокого современного уровня в к. -л. области человеческой деят-ти, нельзя рассматривать наличие у ребенка со сниженным интеллектом отдельных способностей, таких, напр., как хороший звуковысотный слух, чувство ритма, тонкое цветоразличение, как одаренность или предпосылки к ней. Среди детей с сенсорными нарушениями (глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих) при сохранном интеллекте нередко встречаются О. д. в различных областях. По отношению к О. д. необходим педагогически правильный подход. Создавая условия для наиболее полного раз-
вития способностей О. д., не следует подчеркивать его исключительность, захваливать. Это может не только привести к зазнайству, самомнению, но и затормозить процесс развития одаренности. См. Вундеркинд. Одиночество — один из феноменов константно-устойчивого психосостояния субъекта, к-рый влияет на чувствен-но-эмотивно-мотивационное общебазальное состояние его психики, психогенезисных факторов. О. — это в основном те или иные формы изоляции субъекта от др. индивидов. Сами индивиды, попадающие в условия О., к-рые детерминируются геополитическими, социоонтологическими или тюремными факторами изоляции, прерывают, таким образом, привычные для себя корреляции с др. людьми, что и вызывает в их психике, целостном эго острые чувственно-эмотив-ные переживания, реакции; часто в таких ситуациях можно наблюдать психошок, гиперфобии, гипертревожности, сублимацию депрессии, сублимацию психосостояния, связанного со страхами-опасениями за свою судьбу, кои могут сопровождаться ярко экспрессивными витально-вегетативными реакциями негативного порядка. Наблюдаются также такие аберрационно-психические феномены, как желание субъекта силой собственного воображения создавать общение-коммуникацию с воображаемыми субъектами, друзьями, знакомыми, партнерами или же разговаривать вслух с олизкими ему ранее людьми, а сами подобные интериоризи-сованные и экстериоризированные мультиреакции характеризуются как иммунно-компенсаторно-защитные и экспли-пируются в тезисах-постулатах психологически-научных интерпретаций. В процессе оригинальных эмпирически-экспериментальных наблюдений за испытуемыми субъектами: через глазок или посредством видеоаппаратуры установлено. что у многих субъектов проявляются-продуцируются тягостно-дифференциальные переживания, специфи-ески-необычные психосостояния, когда в условиях изоля--ии сам субъект прямо-открыто обнажает свои мысли-концепции-оценки, высказывает приматные идеи,
имплицированные с его социоориентациеи, а также индивид в таких экстремальных условиях может путать различные сновидения с наличной реальностью, самоинтерпретируя-са-моистолковывая феномены искаженно-деформационной действительности в форме экспрессивно-эйдетических образов, спроецированных на социум, бытие (В. В. Юрчук). Односторонняя аграфия — нарушение письма, при к-ром ребенок не может писать правой рукой, а левой пишет нормально; при этом письмо левой рукой подготавливает навык письма правой рукой; встречается редко. -Оз [-озис; греч. -ош] — суффикс существительных, означающий «процесс», «результат процесса», «патологическое состояние», «болезнь». Озвончение согласных — переход глухих согласных, стоящих перед звонкими, в звонкие согласные, свойственный русскому литературному произношению. Окклюзия обратная — метод лечения амблиопии, заключающийся в выключении из акта зрения амблиопичного глаза. Окклюзия прямая — метод лечения амблиопии, заключающийся в выключении из акта зрения ведущего, лучше видящего глаза. Олиг- [грен. оИ%о$ — малый, немногочисленный, незначительный] — составная часть сложных слов, означающая «малый», «недостаточный», «незначительный». Оли го---- см. Олиг-. Олигодактилия [оИ§о(1аауПа; олиго- + греч. йаШ1о$— палец] — аномалия развития — неполное кол-во пальцев кистей или стоп.
Олигодентия \оИ§ос/еп(уИа; олиго- + лат. (1еп5, зуб] — наличие неполного количества зубов. Олигокинезия {оИ& оШпез'ю; олиго- + греч. Ыпёых — движение] — нарушение двигательных функций, характеризующееся малоподвижностью и скованностью движений; наблюдается при акинетико-ригидном синдроме. Олигофазия [оН§орИа$1а; олиго- + греч. рНаш — речь] — пониженная речевая активность; наблюдается при поражениях головного мозга, чаще лобной доли доминантного полушария, и при нек-рых психических болезнях. Олигофалангия [оИ§орИа1ап§1а; олиго- + греч. рНа! апх, р/га1ап^ои — фаланга пальца] — аномалия развития — уменьшенное кол-во фаланг пальцев. Олигофренический плюс (псевдоолигофрения) — отставание в умственном развитии, характерное для детей, страдающих шизофренией. В стадии обострения болезни у ребенка нарушается протекание познавательных процессов, он плохо усваивает и перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умениями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значительно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов, хотя и не страдают слабоумием. Данное явление изучалось детским психиатром Т. П. Симеон и названо ею О. п. Олигофрения1 [оП§орИгета; олиго- + греч. рНгёп — ум, разум; син.: Афрения, Малоумие, олигопсихия, слабоумие врожденное] — психическое, гл. обр. умственное, недоразвитие. О. — это недоразвитие сложных форм психической деят-ти, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на бо-
лее поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от О структуру нарушения). При О. органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Поэтом\ дети-олигофрены способны к развитию, к-рое подчинено общим закономерностям психического развития ребенка, но имеет специфические особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС. При тяжелых формах О. отмечается ряд анатомических изменений мозга: малое кол-во нервных клеток, недостаточное развитие извилин, утолщение оболочек мозга и т. д. Часто наблюдается остаточная гидроцефалия, приводящая к патологическому развитию нервных клеток. При О. нарушается высшая нервная деят-ть, особенно подвижность нервных процессов: временные связи становятся инертными и их переделка, а также выработка новых затрудняются. Нарушения познавательной деят-ти проявляются в узости и недифференцированности восприятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заученного. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, затруднены сложные формы анализа и синтеза. По степени недостаточности интеллекта различают несколько групп. Среди этих детей встречаются и такие, у к-рых общее недоразвитие сочетается с тяжелыми нарушениями слухоречевой системы или с двигательными расстройствами. В этих случаях наряду с общими задачами обучения и воспитания выступает спец. задача компенсации дополнительного нарушения. О. ангиодистрофическая [о. ап%юс1у$1горМса\ — О., обусловленная нарушениями развития сосудистой системы мозга. О. апатическая [о. араМса} — см. О. торпидная. О. асфиктическая [о. азрЪусйса] — О., развившаяся как последствие асфиксии плода или новорожденного.
О. галактоземическая [о. §а1ас{озает1са] — см. Галак-тоземия. О. гемолитическая [о. паето1уПса] — О., развившаяся как последствие гемолитической болезни новорожденных, протекавшей с гипербилирубинемической энцефалопатией. О. гидроцефалическая [о. НуагосерНаПса} — О., обусловленная атрофией головного мозга при гидроцефалии. О. дизостотическая [о. ауы& оиса} — см. Гаргоилизм. О. дискератоидная [о. ДузкегаЮШеа] — см. О. ксеродер-мическая. О. дисметаболическая [о. аузтешЬоНса} — О., обусловленная нарушениями обмена веществ на ранних этапах развития организма. О. ксеродермическая [о. хегоаегт1са\ син.: О. дискератоидная, Руда синдром] — сочетание О. и общего инфантилизма с ихтиозом, судорожными припадками, пониженной остротой зрения, повышенным мышечным тонусом, гиперрефлексией; обусловлена недостаточным поступлением ретинола и каротина в организм матери во время беременности. О. микроцефалическая вторичная [о. т1сгосерИаПса зесипа'апа] — см. О. микроцефалическая ложная. О. микроцефалическая истинная [о. т1сгосерНаИса Vе^а', син.: О. микроцефалическая первичная] — О. при наследственной микроцефалии, характеризующаяся диссоциацией между признаками идиотии или имбецильности и эмоциональной живостью, внушаемостью, способностью к подражательным действиям. О. микроцефалическая ложная [о. т1сгосерНаПса/а1-5а; син.: О. микроцефалическая вторичная] — О. при микроцефалии, вызванной внутриутробным поражением головного мозга, характеризующаяся вялостью и апатией; сочетается с нарушениями черепа, диспластическим телосложением.
О. микроцефалическая первичная [о. т'югосерНаПса рптапа] — см. О. микроцефалическая истинная. О. паранатальная [о. рагапа1аШ; син.: О. перинталь-ная] — О., вызванная повреждением головного мозга во время родов. О. перинатальная [о. реппа(аИ$] — см. О. паранталъная. О. рубеолярная [о. гиЪео1ат] — О., обусловленная поражением плода вирусом коревой краснухи. О. сифилитическая врожденная [о. зурЫППса соп§еп1-1а\ — О. при врожденном сифилисе, сочетающаяся обычно с психопатоподобными или астеническими расстройствами, эпилептическим синдромом. О. токсоплазматическая [о. ШорЬзтаиса] — О., развившаяся как последствие токсоплазмоза плода или новорожденного. О. торпидная [о. (огрМа; син.: О. апатическая] — О., характеризующаяся преобладанием замедленности реакций, тугоподвижности мышления, пассивности, слабости побуждений. О. фенилпировиноградная — см. Фенилкетонурия. О. еретическая [о. егеиса] — О., характеризующаяся преобладанием двигательного беспокойства и/или эмоциональной возбудимости. Олигофрения2 (психолого-педагогический аспект) — при О. выявляются сложные и многообразные нарушения познавательной деят-ти: узость и недифференцированность восприятия окружающих их предметов и их пространственных отношений, неточность восприятия, уподобление сходных образов, трудность логического запоминания, воспроизведения и припоминания воспринятого и заученного. У детей, страдающих О., проявляются недостатки наглядно-образного мышления и особенно резко выявляется недоразвитие словесно-логического мышления. Они упрощенно воспринимают и осмысляют сюжетные картинки. Их за-
трудняют сложные формы анализа и синтеза: сравнение и обобщение, установление причинно-следственной зависимости. Они упрощенно отражают действительность, в их мышлении отстутствуют сложные переходы от чувственного познания к абстрактному мышлению. В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей, страдающих О., различают три группы: наиболее тяжелая (идиотия), менее тяжелая (имбецильность) и относительно легкая (дебильность). Это деление имеет практическое значение, т. к. для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода. При наиболее тяжелой форме О. наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика у этих больных сильно недоразвита, координация движений резко нарушена, особенно тонких движений рук. У многих из них отмечается расстройство стояния и ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные ритмические движения. При глубоких формах болезни развитие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего недоступно, навыки обслуживания отсутствуют. В поведении больных проявляются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо крайнее двигательное беспокойство. Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социального обеспечения. При менее тяжелой форме О. менее резко, но достаточно отчетливо выявляются нарушения психического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа. Эти дети овладевают элементами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Их моторика характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких дифференцированных движений рук. Именно поэтому они почти не способны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также одна из причин, затрудняю-
тельной деят-ти сочетается с глубокими нарушениями в поведении. Нек-рые дети патологически возбудимы, беспокойны, трудноорганизуемы, у других быстро наступает утомление, вялость. Задача педагога — не только обучить тех и других детей, но и организовать их поведение. Среди этих детей встречаются и такие, у к-рых общее недоразвитие познавательной деят-ти сочетается с тяжелыми нарушениями слухоречевой системы, двигательными расстройствами. В таких случаях наряду с общими задачами обучения и воспитания выступает спец. задача, направленная на компенсацию нарушения. Содержание коррекционно-воспитательной работы определяется каждой из форм О. Изучение катамнеза детей, окончивших спец. школу, показало эффективность коррек-ционно-воспитательных и лечебных мероприятий. См. Слабоумие врожденное. Олигофренопедагог [син.: специальный педагог] — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей. Олигофренопедагогика [олигофрения + греч. ра1-(1а8б§Ше — наука о воспитании и обучении человека; син.: Специальная педагогика] — отрасль спец. педагогики, разрабатывающая теорию и практику обучения умственно отсталых детей. Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале XIX в. Ж. Итаром. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогической системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со второй половины XIX в. в связи с развитием всеобщего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей и для них начали создаваться спец. классы и школы во многих странах. Станов-
Олигофренопсихология [олигофрения + психология] — отрасль спец. психологии, изучающая особенности психической деят-ти умственно отсталых людей. О. исследует психоэволюцию и потенции корригационно-специфических ориентиров-модальностей, связанных с психокоррекциями у людей с аберрационно-тяжелыми формами недоразвития мозга; модусы-методики О. призваны устанавливать-дифференцировать детерминанты умственной отсталости, гене-тико-врожденные аномалии ЦНС у субъекта, диагностировать-констатировать последствия тех или иных болезней, травм, связанных с недоразвитостью базальных мозговых структур. Олигоэпилепсия [оН§оерИер51а; олиго- + эпилепсия] — эпилепсия раннего или детского возраста с задержкой или остановкой интеллектуального развития. -Ома {грея, -ото] — суффикс имен существительных, означающий «новообразование», «опухоль». Онанизм [по имени библейского персонажа Онана; син.: ипсация, Мастурбация, рукоблудие] — искусственное раздражение эрогенных зон (чаще собственных половых органов) или возбуждение психики с целью получения полового удовлетворения (вплоть до оргазма и эякуляции). Практикуется и взаимный О. (напр., между гомосексуалистами). Возникает обычно в период полового созревания и прекращается с началом половой жизни. Связан прежде всего с биосоциальной дисгармонией, к-рая обусловлена пробуждением сексуальности в тот период, когда социальная зрелость личности еще не наступила. Эта дисгармония усугубляется процессом ускоренного роста и физического развития (акселерации) детей и подростков. К О., таким образом, прибегают как к средству, позволяющему снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта, вызванного биологической потребностью, к-рая еще не может быть удовлетворена адекватным путем. Наряду с указан-
ным типом О., возникающим в пубертатном периоде, различают О. раннего возраста (допубертатный), наблюдающийся в детском возрасте, до появления полового влечения; заместительный, возникающий обычно после начала половой жизни (у женщин он чаще всего обусловлен нерегулярной половой жизнью или сексуальной неудовлетворенностью); подражательный, совершаемый подростками в подражание сверстникам, занимающимся О.; навязчивый, О. психически больных, к-рый является патологическим, при
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|