Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медико-психолого-педагогическая комиссия —




Л

Лабильность [лат. 1аЪШ$ — скользящий, нестойкий] — в физиологии — функциональная подвижность, скорость эле­ментарных процессов, лежащих в основе реакции возбужде­ния в различных тканях и органах. Термин предложен Н. Е. Введенским. В дифференциальной психофизиологии Л. — одно из основных свойств нервной системы, характери­зующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Лабораторный эксперимент [лат. ЫЪотге рабо­тать; ехрептепШт — опыт] — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных поме­щений, что обеспечивает особенно строгий контроль неза­висимых и зависимых переменных. Благодаря этим услови­ям результаты Л. э. обычно отличаются сравнительно высо­кой степенью надежности и достоверности. К недостаткам Л. э. иногда относят низкую степень «экологической валид-ности» — соответствия реальным жизненным ситуациям.

Л агофтальм [грен. 1а§до$ — заячий + орН1На1то8 глаз] — неполное смыкание век; сопровождается высыханием рого­вицы и конъюнктивы с развитием в них воспалительного и дистрофического процессов.

Лайтматофобия [Шша1орПоЫа; грен. Шша,

морская пучина + фобия] — навязчивый страх — боязнь

упасть с корабля в море из-за внезапного головокружения.

Лало- [греч. 1аИа речь, болтовня] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к речи».

- " злогштия [1а1орМа; лало- ~> ~ греч. раЛоа—- страдание. бо­гинь; устар. ] — общее название расстройств речи.

 

 

Лалофобия [МорНоЫа; лало- + фобия] — навязчивый страх — боязнь произность слова в связи с опасением воз­никновения заикания.

Ламбдацизм [ламбда — греч. название буквы л] — непра­вильное произношение звука «л».

Ларинг- [ларинго-; греч. 1агуп§о5 — гортань] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к гортани».

Ларингоплегия — паралич гортани.

Ларингоспазм [ларинго- + греч. ураха — длительная то­ническая судорога] — внезапный судорожный спазм муску­латуры гортани (в том числе голосовых складок), вызываю­щий полное закрытие голосовой щели.

Леворукость — генетически обусловленное или вынуж­денное преобладание развития и функций левой руки над правой. Человек, к-рому свойственна врожденная Л., назы­вается левшой.

Л. врожденная — Л. может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития (Л. наблю­дается, напр., у одного из однояйцовых близнецов). Кроме явной Л. бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с дет­ства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относят­ся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой па­лец левой руки оказывается сверху, при аплодировании ак­тивнее действует левая рука и др.

 

Наблюдаемые симптомы стертой или скрытой Л. имеют большое значение для диагностики нек-рых заболеваний. Наличие стертых признаков Л. у больного, а также многих случаев Л. в роду больного может иметь существенное значе­ние для оценки симптомов, вызываемых очаговыми пораже­ниями мозга. Оба полушария головного мозга при всей мор­фологической симметричности не являются функциональ­но равноценными: левое полушарие у правшей преимущественно связано с речевыми функциями и являет­ся в этом отношении доминантным (ведущим), в то время как правое полушарие не несет столь важных функций и мо­жет быть обозначено как субдоминантное (подчиненное). При абсолютной доминантности левого полушария грубые поражения основных речевых зон вызывают афазические нарушения речи. В тех случаях, когда и правша обнаружива­ет стертые признаки Л. или имеются случаи Л. вроду, распре­деление доминантности полушарий меняется: левое полу­шарие теряет ту доминантность, к-рую можно было ожидать, и патологический процесс в нем может не вызывать обыч­ных в таких случаях речевых расстройств, и, наоборот, пора­жение «субдоминантного правого полушария иногда ведет к возникновению речевых нарушений, свойственных пораже­нию левого полушария. Таким образом, наличие скрытой Л. иногда приводит к перестройке соотношения между полу­шариями.

При обнаружении у ребенка Л. не следует его насильно заставлять пользоваться преимущественно правой рукой, т. к. это может привести к нарушению плавности речи, к заи­канию, невротическому состоянию и др. нарушениям. Одна­ко следует все же развивать обе руки, привлекая правую руку к пользованию в разных видах деят-ти. Работу по развитию правой руки надо начинать в возможно более раннем возрас­те. Вначале применяются упражнения, в к-рых правая рука вовлекается в совместные с левой действия (напр., взятие иг­рушки) и развиваются зрительно-двигательные координа­ции. Затем переходят к упражнениям для одной правой руки.

 

 

Эти упражнения способствуют развитию функций правой руки.

Л. вынужденная — обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозмож­ность пользоваться ею.

Л. скрытая — Л., сочетающаяся с наличием выработан­ных навыков выполнения нек-рых действий правой рукой (письмо, пользование ложкой и т. п. ).

В современном обществе насчитывается 7—12 % левору-ких и отмечается устойчивая тенденция к возрастанию их числа. Л. может быть врожденной (иногда наследственной) и приобретенной — вследствие нарушения функции правой руки. Различают явную и скрытую Л., при последней чело­век, будучи от рождения леворуким, путем тренировки при­учается пользоваться в основном правой рукой.

К сожалению, дети, пишущие левой рукой, почти всегда привлекают к себе внимание окружающих и нередко стано­вятся мишенью их насмешек. Как показывают спец. иссле­дования, левши имеют ряд индивидуальных качеств, к-рые обусловливают особенности их поведения и обучения. Они проявляют способности к занятиям музыкой и рисованию, их отличают повышенная эмоциональность, впечатлитель­ность и ранимость. Для леворуких детей характерны призна­ки «зеркального» мышления: при письме они перевертыва­ют справа налево отдельные буквы и слоги, переносят их из конца в начало слова и «упорно» читают слова справа налево. У левшей, как правило, прекрасно развита зрительная па­мять. История сохранила для нас многочисленные примеры: известный римский полководец Александр Македонский был левшой и обладал феноменальной памятью. Он, как утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя его войско насчитывало десятки тысяч солдат. Левшам свойственны сильные волевые качества. Благодаря этому и высокому интеллекту, они нередко становятся знаменитыми государственными деятелями и полководцами. Яркий при­мер тому — карьера Джорджа Буша. Левшами были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пикассо, Чарли Чаплин и многие др. известные деятели науки и искусства. Очень мно­го левшей становятся выдающимися спортсменами — бок­серами, фехтовальщиками, волейболистами, теннисистами.

Процесс формирования доминантности руки завершает­ся к 5 годам, а до этого возраста необходимо внимательно на­блюдать за леворуким ребенком и направлять тактику его моторного (двигательного) воспитания.

На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к полутора годам одна рука становится бо­лее пассивной по сравнению с другой. Учитывая, что наша жизнь протекает в праворуком мире и он характеризуется выраженной праворукой культурой, необходимо начиная с 6-недельного возраста осуществлять спец. тренировки рук, и особенно левой кисти. Это может быть массаж, пассивное сгибание и разгибание пальцев и т. п. Они способствуют бо­лее раннему созреванию мозга и слаженному владению обе­ими руками.

Плавание, гимнастика, спортивные игры и др. виды спорта способствуют более совершенному развитию всех двигательных функций растущего организма.

Если, несмотря на осторожные попытки научить ребенка пользоваться преимущественно правой рукой, он остается упорным левшой, то от переучивания необходимо раз и на­всегда отказаться. Оно принесет только вред. Для того, что­бы особая и ценная одаренность левшей могла успешно раз­виваться, необходимо создать все условия, чтобы им было удобно жить в нашем праворуком мире.

В семье леворукого ребенка должна сохраняться спокой­ная, доброжелательная атмосфера, нельзя обсуждать левору-кость ребенка в его присутствии, фиксировать внимание на его необычности и исключительности. Леворукому ребенку объясняется вред сокрытия и маскировки особенностей его моторики, при этом целесообразно оперировать примерами из истории и литературы, делая акцент на неоценимом вкла­де леворуких в общечеловеческую культуру, науку, политику.

 

Рабочее место леворукого ребенка должно быть организова­но таким образом, чтобы свет падал с правой стороны, про­думываются приемы техники безопасности, исключающие травмы и несчастные случаи.

Леворукому ребенку, имеющему признаки «зеркального» мышления, при подготовке к школе, на учебных занятиях в детском саду и т. п. предлагается писать буквы и слова по за­ранее приготовленным трафаретам. Левая сторона листа по­мечается цветным карандашом: ребенку объясняют, что именно здесь начинается строка. Не следует проявлять стро­гость к каллиграфической стороне почерка леворуких детей (допустимы вертикальное написание букв и наклон почерка влево). При обучении письму леворукому ребенку предлага­ют избрать самому тот способ письма, к-рый ему более удо­бен и позволяет не отставать по скорости от праворуких сверстников.

В игровой обстановке, при общении следует учитывать индивидуальные особенности леворуких детей. Их вовлека­ют в подвижные игры, дают разнообразные поручения, тре­бующие переключения внимания, вселяют уверенность в себе, способствуют их самоутверждению. Следует стремить­ся предупреждать возможные осложнения в общении лево­руких детей со взрослыми и сверстниками.

Лейкоэнцефалит [греч, 1еиЬо$ — белый + епКерНаЬх — головной мозг] — энцефалит с преимущественным пораже­нием белого вещества головного мозга.

Лепрофобия [1ергорНоЫа; рошг — проказа + фобия] — на­вязчивый страх — боязнь заболеть лепрой (устар.: проказой).

Лесбианство [англ. 1е$Ыатзт; по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море; син.: лесбийская любовь, Сапфизм, трибадия] —женский гомосексуализм; состояние, при к-ром женщину привлекает и возбуждает сексуальное поведение др. женщины и осуществляются сексуальные контакты между двумя женщинами. Л. не является к. -л. за-

 

заболеванием. Это др. сексуальная ориентация. Л. было распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет). Оттуда распро­странилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Запад­ную Европу и Америку. Отношение общества к Л. в разных странах Европы было различным. Если в Австрии Л. счита­лось тяжелым уголовным преступлением, то во Франции в 1881 г. дамы официально получали право на посещение спе­циальных домов терпимости для трибадии. Частота Л. ко­леблется от 1 до 3 % женщин. Нек-рые исследователи счита­ют этот процент сильно заниженным, т. к. женщине гораздо легче, чем мужчине, скрывать свои сексуальные предпочте­ния, она может выйти замуж и родить ребенка для того, что­бы реабилитировать себя в глазах общества, чего не может сделать мужчина-гомосексуалист. Ласки лесбианок весьма разнообразны: от безобидных поцелуев до взаимного она­низма. В восточных и южных странах широкое распростра­нение получил искусственный пенис. В тех случаях, когда лесбианские взаимоотношения вызваны внешними обстоя­тельствами, лишающими женщин на длительное время воз­можности вести нормальную половую жизнь, лесбийскую любовь можно приравнять к викарному (замещающему) ко­итусу. Часто эти наклонности встречаются у семейных жен­щин, живущих одновременно со своими мужьями. Женщи­на в такой двойной половой жизни может получать удовлет­ворение от обоих партнеров (она бисексуальна) либо мужчины ей неприятны, и она испытывает оргазм только в гомосексуальной любви.

Пассивная лесбианка, «жена», полностью сохраняет свою внешность, женственность, одежду и поведение в быту, любит заниматься рукоделием и домашним хозяйством. В детстве она ничем не отличается от др. девочек. Инверсия у нее приобретенная. Активная лесбианка, «муж», обычно отличается мужеподобным сложением, грубым голосом, лю­бит носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу, ча­сто утрируя свое «мужское» поведение. Активное Л. расце-

 

 

нивалось нек-рыми специалистами как врожденное мозго­вое органическое страдание. Предпринимались многочисленные попытки лечения активных лесбианок, но до сих пор терапию надо считать безуспешной, хотя в нек-рых случаях активный сапфизм может смениться пыл­кой гетеросексуальной любовью. Для профилактики гомо­сексуализма как у мужчин, так и у женщин необходимо с дет­ского возраста воспитывать детей в духе соответствующей половой роли. Возможно, в недалеком будущем наука позво­лит диагностировать и устранять гормональные нарушения у плода во внутриутробном периоде, и тогда откроются новые широкие возможности профилактики гомосексуализма. См. также Гомосексуальность.

Летаргия [англ. 1е1Наг§у] — психическая и физическая вя­лость; болезненный сон, длящийся от нескольких часов до нескольких недель с почти неощутимыми в тяжелых случаях пульсом и дыханием; степень утраты активности в этом слу­чае близка к полной потере сознания. Данное состояние на­блюдается при различных заболеваниях человека (напр., при сонной болезни) или во время гипноза.

Лечебная педагогика — отрасль педагогики, разраба­тывающая средства и методы исправления физических и психических нарушений. Термин употребляется главным образом в немецкоязычной литературе, в современных педа­гогических науках практически не используется. Предмет Л. п. и сфера ее применения являются объектом дискуссий. По мнению нек-рых авторов, Л. п. охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в спец. педагогике. Другие считают, что Л. п. должна заниматься вопросами обучения и воспитания лишь нек-рых групп детей с ограниченными возможностями. Проблемы Л. п. в науке разрабатываются в русле спец. педагогики.

Лечебная физическая культура — система средств физической культуры, применяемых для профилактики и

 

 

лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия Л. ф. к. направлены на выведение организма из патологиче­ского состояния, на повышение его функциональных воз­можностей путем восстановления, коррекции и компенса­ции нарушений.

В спец. детских учреждениях занятия Л. ф. к. проводят с детьми, у к-рых основное нарушение (умственная отста­лость, глухота, слепота) осложняется глубокими нарушения­ми в деят-ти различных систем и функций организма (сер­дечно-сосудистой, дыхательной, моторной и др. ). Л. ф. к. содействует функциональному восстановлению дефектов моторного и физического развития аномального ребенка, формированию возрастных двигательных навыков и уме­ний, задержанных у детей вследствие имеющихся комбини­рованных нарушений.

Физические упражнения дифференцируются в зависи­мости от состояния ребенка. Вспомогательными средствами Л. ф. к. явялются двигательный и гигиенический режим, ес­тественные факторы природы, облегчение занятия в трудо­вых мастерских, специально организованные игры.

Л. ф. к. тесно связана с физиотерапией. Такое сочетание, особенно с применением медикаментозного лечения, дает особенно высокий восстановительный эффект. Занятие Л. ф. к. проводятся по рекомендации врача и под его контро­лем индивидуально или с небольшой группой детей не реже двух раз в неделю.

Лечебный бассейн —плавательный бассейн при лечеб­но-профилактическом учреждении, предназначенный для лечебной гимнастики в воде, дозированного плавания и под­водного вытяжения.

Лживость — индивидуально-психологическая особен­ность, выражающаяся в сознательном искажении действи­тельного положения вещей, стремлении создать неправиль­ное впечатление о фактах и событиях. Л. противоречит об­щечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности

 

людей иметь правильное представление об обществе, в к-ром они живут, о поступках окружающих, к-рые они дол­жны оценивать, о жизненных обстоятельствах, в к-рые они попадают. От Л. следует отличать искаженные представле­ния, являющиеся следствием недоразвития мышления, неу­мения разграничить желаемое и действительное (у детей —-«мнимая Л. »). Особый случай составляет патологическая Л., обычно сопряженная с некритической верой в реальность выдуманного. Как общественное явление Л. обычно наблю­дается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности между людьми. Дифференциация Л. и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания мотивов и причин этого явления.

Природа детской Л. профессионально исследовалась проф. Калифорнийского университета США Полом Экма-ном в течение более чем 20 лет. Л., по утверждению исследо­вателя, не может быть определена однозначно. Существует много видов Л., так же как и ее причин. Многое в природе детской Л. остается скрытым, но вместе с тем значительные эмпирические данные позволили психологу сформулиро­вать ряд положений, касающихся детской Л.

Большое значение имеют мотивы Л. (почему ребенок об­манывает) и последствия (на кого и как повлияла Л. ) для определения стратегии поведения родителями и педагогами. Основные побуждения детской Л.: стремление избежать на­казания; стремление добыть нечто, чего иначе не получишь; защита друзей от неприятностей; самозащита или защита др. человека; стремление завоевать, признание и интерес со сто­роны окружающих; желание не создавать неловкую ситуа­цию; избегание стыда, охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира; стремление доказать свое превосходство над теми, в чьих руках власть. Эти мотивы наиболее распро­странены не только у детей, но и у взрослых. У старших детей нек-рые из этих мотивов становятся доминирующими.

Часть детей имеют большую, чем др. дети, склонность ко Л. С чем это связано?

 

По данным П. Экмана, большей склонностью ко Л. отли­чаются дети, имеющие интеллект ниже среднего. Отмечает­ся тенденция — чем выше интеллект, тем ниже процент лже­цов. Более одаренные дети менее склонны ко Л., но не вооб­ще, а скорее в тех случаях, когда их способности гарантируют успех. Детям же с низкой успеваемостью приходится прибе­гать ко Л., чтобы избежать неудачи или лишней работы. Под Л. в данном случае имеется в виду жульничество (спи­сывание, плутовство). Однако прямой связи уровня интел­лекта и честности не отмечается. Высокий интеллект ребен­ка не является гарантией его честности. Если способности ребенка выше средних, то это не значит, что он не будетлгать и жульничать. Одаренный ребенок может оказаться более искусным лжецом и за счет этого избегать разоблачения. Это будет зависеть от возможностей, требований окружающих. Одаренные дети не прибегают ко Л., когда опасаются риска или когда могут и без того добиться успеха. У неспособного же ребенка больше искушений, особенно когда дома от него требуют высоких оценок, а в школе царит высокий дух кон­куренции. В этой ситуации у такого ребенка больше предпо­сылок для появления Л.

Более склонными ко Л. оказываются дети с трудностями в социальной адаптации. Этот факт констатирует П. Экман на основе анализа ряда независимых друг от друга исследо­ваний. Плохо адаптированные дети, пишет он, л гут в 2, 5 раза больше, чем их нормальные сверстники. В большей мере это относится к группе 16-летних. Социально дезадаптирован­ные дети являются «неудачниками». Они нарушают правила и нормы, установленные взрослыми, попадаются на этих на­рушениях и вынуждены прибегать ко Л.

Л. может выступать и как одно из проявлений более обоб­щенной личностной характеристики — склонности к мани­пулированию. Дети, подростки могут стать искусными ма­нипуляторами, если взрослые (родители) сами выступают как манипуляторы, а дети подражают им. Возможно и обрат­ное, когда непосредственность и доверчивость родителей

 

 

провоцируют ребенка к уловкам и хитростям. Склонность к манипулированию, согласно П. Экману, появляется при­мерно в 10 лет. По данным отечественных психологов, зна­чительно раньше, уже в дошкольном возрасте, ребенок мо­жет успешно манипулировать взрослыми.

Нечестность ребенка может быть вызвана условиями се­мейного воспитания. Дети-лжецы в большинстве своем, за­мечает П. Экман, происходят из семей, в к-рых родители то­же лгут и нарушают общепринятые нормы. Это не всегда пример явной, вызывающей Л. Такая Л. обыденна и чаще проходит незамеченной родителями, т. к. они не придают ей значения.

Недостаток родительского внимания, несчастливые, не­полные семьи, отвержение родителями своего ребенка — все это может становиться причиной детской Л. Влияние на ре­бенка могут оказать друзья, к-рые совершают неблаговид­ные поступки и прибегают ко Л., чтобы скрыть их. Влияние сверстников наиболее сильно в подростковом возрасте. Важную роль при этом играет отношение мальчика к отцу. Подростки, к-рые уважают своих отцов, отмечает П. Экман, более устойчивы к влиянию товарищей.

Кроме перечисленных факторов имеют значение и осо­бенности самой ситуации, важно то, что «поставлено на кар­ту». «Честность — это совокупность особых действий, харак­тер к-рых зависит от той ситуации, к-рая провоцирует на об­ман. Мотивы нечестности, ловкачества и воровства очень сложны и столь же разнообразны, как и сами нечестные по­ступки» (П. Экман).

Относительная роль влияния перечисленных факторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребен­ка, считает П. Экман. Детская Л. претерпевает возрастные изменения. Осознание понятия Л., отношение ко Л. как ко злу, умение безнаказанно солгать, способность высказывать моральные суждения — все это меняется с возрастом. Иссле­дователь выделяет два возрастных этапа, имеющих особое значение. В возрасте 3—4 лет ребенок обретает способность

 

 

пойти на обман. Другой критический возраст — подростко­вый, когда неискренность достигает своего пика, а затем снижается. Много зависит от того, насколько взрослые счи­таются со стремлением подростка к личной независимости и позволяют ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни.

Для нек-рых детей хроническая Л. выступает как прехо­дящее явление, к-рое устраняется педагогическим воздейст­вием. Но иные продолжают л гать, поскольку Л. для них стала стереотипной реакцией на внешний мир. Именно хрониче­ская Л. вызывает тревогу у взрослых.

Особых признаков, к-рые явно свидетельствуют о неиск­ренности, ни для детей, ни для взрослых нет. Но нек-рые специфические особенности поведения лжеца П. Экман на­зывает. Это бросающиеся в глаза преувеличения, непоследо­вательность, явное несоответствие фактам. Важно не только что говорится, но и как — выражение лица, движение рук, виноватый, испуганный вид, чрезмерное возбуждение. С возрастом дети научаются более успешно обманывать дру­гих и лучше распознавать, когда обманывают их. Человек не испытывает вины, когда лжет тому, кого не уважает и с кем не разделяет убеждений. Дети в меньшей степени чувствуют себя виноватыми, когда лгут родителям, к-рых считают из­лишне строгими, суровыми и придирчивыми. Чувство вины сильнее проявляется тогда, когда приходится лгать уважае­мому человеку, с к-рым разделяешь многие взгляды. Ребенок легко оправдывает себя, когда он лжет родителям, будто он не делал того, что ему запрещено, но что сами родители себе позволяют. Так, если родители злоупотребляют спиртным, подросток сочтет несправедливым, когда его накажут за вы­пивку. Чувства вины у ребенка может и не быть, если он уве­рен, что все вокруг лгут, тем более если это авторитетные для ребенка люди. Однако страх разоблачения мешает быть твердым и последовательным, порождает изменения в речи и выражении лица, к-рые противоречат бодрым заявлениям, причем разоблачения больше боятся маленькие дети. Выдать

 

лжеца может чувство, к-рое П. Экман называет «восторгом от обмана». Оно проявляется в приподнятом настроении, вызванном тем, что удалось обмануть кого-то и тем самым возвыситься над ним, в ощущении удовлетворения от до­стигнутой цели и собственной силы. Лжеца часто выдают не только чувства вины, страха или восторга, но и неподготов­ленность ко Л. Если Л. совершается экспромтом, то обраща­ют на себя внимание паузы, отведенный взгляд, приглушен­ный голос.

Иногда человек сам начинает верить в свою Л., если про­износит ее достаточно часто. Это происходит в случае, если подросток стремится укрепить свою репутацию выдумкой, фантазией, забывая, что ничего этого не было. Рассказав три-четыре раза эту историю, он начинает сам в нее верить. Но эта особенность предполагает умение предвидеть свое поведение на несколько шагов вперед, мыслить стратегиче­ски, учитывать психологию того, кому лжешь. Умение встать на позицию др. человека, оценить правдоподобность Л. по­зволяет лжецу построить и скорректировать свое поведение. Такая способность появляется в подростковом возрасте, по­скольку именно в этом возрасте научаются смотреть на ситу­ацию глазами другого.

Все эти способности — запоминать, планировать, стано­виться на позицию другого, быстро соображать и говорить, ааадеть своими чувствами — необходимы ребенку в станов­лении его как личности. Но именно они могут сыграть свою роль в возникновении негативных проявлений.

Помимо развития определенных способностей по мере взросления ребенка происходит смена личностных устано­вок, что тоже облегчает Л. Социальне нормы, к-рые казались раньше непререкаемыми, подростком воспринимаются как весьма относительные. Он уже не принимает безусловно справедливость многих социальных норм и правил. Отрица­ние ценностей взрослого мира выступает частью стремления подростка к независимости. Решающее значение приобрета­ет мнение друзей. Подросток, пишет П. Экман, живет в двух

 

 

независимых мирах — сверстников и взрослых. Далеко не все-подростки противопоставляют себя старшим. Но даже продолжающие дорожить мнением родителей чувствуют себя вправе и нуждаются в том, чтобы пожить своей собст­венной жизнью, и ради этого порой прибегают ко Л.

В ряде источников природа детской Л. рассматривается в контексте проблемы инфантилизма психического (М. И, Буя­нов).

Выделяется еще одна группа психически незрелых лю­дей, незрелость к-рых дисгармонична. Им присущи те же свойства, что и гармоничным инфантилам, но одна или несколько черт характера резко выделяются, преобладают. У одних — возбудимость, у других — слабоволие, у третьих — склонность ко Л. и т. д. Выделено несколько вариантов дис­гармоничного инфантилизма, но их основными чертами яв­ляются легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, не­самостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации. У нек-рых проявляются патологическая жажда признания, Л., чрезмерная склонность к фантазированию.

К проблеме детской Л. специалисты подходят дифферен­цированно, считая, что это не болезнь, а чаще всего крайний вариант здоровой детской психики. Лишь в очень редких случаях Л. детей является патологической, замечает М. И. Буянов.

Так, дошкольники часто уходят в мир своих фантазий, сживаются с ними и верят своей выдумке. Эта склонность ко Л. связана с неспособностью контролировать свое богатое воображение, дифференцировать реальные и сказочные яв­ления. Большая внушаемость и эмоциональность позволяют уходить в мир своих фантазий. Содержание фантазий быстро меняется, Л. неосознанна, невинна, не преследует к. -л. ко­рыстных целей. Но в нек-рых случаях склонность ко Л. мо­жет зафиксироваться, и ребенок привыкает лгать.

Очень часто ребенок стремится приукрасить свои досто­инства или выдумать их. Чаще это бывает в школьном

 

 

возрасте. Ребенок хочет привлечь к себе внимание, приду­мывая истории, в к-рых играет заметную роль. Такой склон­ностью обладают дети разного возраста, пола и умственного развития. Однако это не патологическое явление, оно прохо­дит.

У нек-рых детей Л. может быть стойкой, грубой и трудно поддающейся исправлению. Это, по утверждению специа­листов, свойственно людям с гипертрофированным самолю­бием, стремлением выделиться, привлечь к себе внимание, вызвать восхищение окружающих. Это, как правило, эмоци­онально незрелые подростки, Л. к-рых ограничивается преу­величением своих достоинств. У нек-рых детей и подростков Л. превращается в самоцель. Они лгут не столько ради приу­крашивания своих достоинств, сколько рад и Л., «из любви к искусству». Выдумывают фантастические истории, к-рые к ним никакого отношения не имеют; импровизируют, забы­вая о деталях. Когда их разоблачают, они не смущаются и продолжают врать («эффект Хлестакова»).

Существуют дети, для к-рых Л. выступает средством компен­сации их психической или физической ущербности. Это застен­чивые, боязливые, послушные дети, к-рые лгут не столько ради того, чтобы приукрасить себя, сколько для того, чтобы сде­лать занимательной и интересной рассказанную ими исто­рию. Они лгут для слушателей, чтобы им было интересно. Эти дети очень переживают, когда их разоблачают, но потом вновь прибегают к приукрашиванию историй, к-рые чаще всего рассчитаны на некритическое восприятие.

В нек-рых случаях Л. может быть своеобразной реакцией протеста, способом выхода из психотравмирующей ситуа­ции, формой защиты от насилия, деспотизма, унижения и пр.

В основе Л., таким образом, лежат разные механизмы, поэтому формы преодоления этого негативного явления должны быть строго конкретными. Но решающая роль во всех случаях склонности ко Л., подчеркивает М. И. Буянов, принадлежит

 

Как тип отношений и психологическая черта Л. преодо­левается в результате воспитания, основанного на доверии между воспитанниками и воспитателями (Н. И. Лифинцеро-ва). См. Ложь.

Ликантропия [ЦсашНгор'ш; греч. 1Шо$— волк + ашНгороз — человек] — бред, симптом психического расстройства, при к-ром человек верит, что может превратиться в волка.

Л иквор {лат. 1щиог — жидкость] — жидкая среда, заполня­ющая полости спинного и головного мозга.

Ликворея [ликвор + греч. гНе'ш — истечение] — истечение ликвора из естественных отверствий черепа или его де­фектов и позвонков в результате травмы, врожденных уродств или новообразований костей черепа, позвоночника, головного и спинного мозга.

Линза [нем. Ппзе] — прозрачное тело, ограниченное двумя полированными поверхностями, из к-рых по крайней мере одна не является плоской; различные Л. применяются для измерения хода световых лучей в оптических приборах, для коррекции зрения и др.

Л. ахроматические [англ. асНготаггс 1еп$ез\ — спец. линзы, предназначенные для использования в окулярах микроскопов и др. научных приборов. Они позволяют чет­кое изображение, не затуманенное цветными разводами, наблюдавшимися при использовании обычных линз (дан­ное явление связано с разложением белого света на различ­ные составляющие спектра в соответствии с длиной их волн).

Л. бифокальные [англ. Ы/оса11епаех] — очки, в к-рых верхняя часть стекол позволяет получить четкое изображе­ние удаленных предметов, а нижняя часть стекол позволяет получить четкое изображение предметов вблизи, напр., чет­ко видеть текст во время чтения.

 

 

Л. контактные [англ. сопШ11ете$\ —линзы, надевае­мые непосредственно на глаз и отделенные от него лишь тонкой пленкой слезной жидкости. Роговичные микролин­зы {англ, согпеа! т1сго1епзе5] закрывают лишь роговицу глаза, в то время как тактильные линзы [англ. Нарис 1еп5ез] закрывают также и нек-рую часть окружающей ее склеры. Контактные линзы используются главным образом вместо очков для коррекции дальнозоркости или близорукости, а также др. нарушений рефракции глаза; кроме того, их мож­но использовать и в качестве защитного средства при нек-рых заболеваниях роговицы. Контактные линзы изго­тавливаются из жесткого или мягкого материала, обладаю­щего различными свойствами. Жесткие линзы в настоящее время частично заменяются новыми воздухопроницаемы­ми линзами, к-рые позволяют кислороду воздуха прони­кать к роговице глаза.

Л. многофокальные [англ. тиШ/оса11епхе5] — линзы, преломляющая сила к-рых постепенно увеличивается в на­правлении снизу вверх. В этих линзах не существует никакой разграничительной линии, разделяющей ее верхний и ниж­ний сегменты, как в бифокальных линзах. Человек, носящий очки с такими линзами, может четко видеть предметы, нахо­дящиеся на любом расстоянии от его глаз; он должен лишь немного приподнять или опустить глаза, в зависимости от того, на каком расстоянии находятся рассматриваемые им предметы.

Л. трифокальные [англ. 1г1/оса11еп5еу] —линзы, состоя­щие из трех сегментов. Верхний сегмент позволяет четко ви­деть удаленные от глаз предметы; нижний используется во время чтения и работы вблизи, а средний — для рассмотре­ния предметов, находящихся на среднем от глаз расстоянии. Музыканты иногда пользуются средним сегментом линз для чтения партитуры во время концерта.

Липопсихия — кратковременная потеря сознания. См. Лыпотимия.

 

 

Липотимия — см. Липопсихия.

Лиссауэра апперцептивная агнозия [И. Ьшаиег, нем. невролог] — зрительная агнозия, характеризующаяся невозможностью узнавания целостных предметов или их изображений при сохранении восприятия лишь отдельных их признаков.

Литеральная аграфия [лат. Ш(г)ега — буква] — вид аграфии, при к-рой на письме воспроизводятся только от­дельные буквы.

Литеральная параграфия — идентичные парафазии нарушения при письме. См. Параграфия.

Литеральная парафазия — вид парафазии, при к-рой происходит замена нужного звука (или буквы) др. звуком (или буквой), что приводит к искажению слова; характер за­мены зависит от формы афазии (напр., при сенсорной афа­зии замена происходит по признаку фонематической близо­сти звуков, при афферентной моторной афазии происходит замена звуков близких по способу произнесения).

Литтла болезнь |Ж /. Шйе, англ, врач] — форма детско­го церебрального паралича, характеризующаяся централь­ными параличами конечностей; возникает чаще всего у не-дошенных детей, родившихся в состоянии асфиксии, в ре­зультате происшедшего кровоизлияния в мозг или вследствие механической родовой травмы. См. Эмбриопатия аноксемическая врожденная Литтла.

Лицо с ограниченными возможностями здо­ровья — лицо, имеющее физический и/или психический недостатки, к-рые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

 

 

ЛИЧНОСТЬ [англ. рег5опаП1у] — в психологии — индивиду­ум с особыми личностными качествами, к-рые отличают его от др. людей. Наиболее распространенные среди лю­дей модели поведения иногда относят к различным кате­гориям.

Л. преступника — в юридической психологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...