Медико-психолого-педагогическая комиссия —
Л Лабильность [лат. 1аЪШ$ — скользящий, нестойкий] — в физиологии — функциональная подвижность, скорость элементарных процессов, лежащих в основе реакции возбуждения в различных тканях и органах. Термин предложен Н. Е. Введенским. В дифференциальной психофизиологии Л. — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Лабораторный эксперимент [лат. ЫЪотге — работать; ехрептепШт — опыт] — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Благодаря этим условиям результаты Л. э. обычно отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. К недостаткам Л. э. иногда относят низкую степень «экологической валид-ности» — соответствия реальным жизненным ситуациям. Л агофтальм [грен. 1а§до$ — заячий + орН1На1то8 — глаз] — неполное смыкание век; сопровождается высыханием роговицы и конъюнктивы с развитием в них воспалительного и дистрофического процессов. Лайтматофобия [Шша1орПоЫа; грен. Шша, морская пучина + фобия] — навязчивый страх — боязнь упасть с корабля в море из-за внезапного головокружения. Лало- [греч. 1аИа — речь, болтовня] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к речи». - " злогштия [1а1орМа; лало- ~> ~ греч. раЛоа—- страдание. богинь; устар. ] — общее название расстройств речи.
Лалофобия [МорНоЫа; лало- + фобия] — навязчивый страх — боязнь произность слова в связи с опасением возникновения заикания. Ламбдацизм [ламбда — греч. название буквы л] — неправильное произношение звука «л».
Ларинг- [ларинго-; греч. 1агуп§о5 — гортань] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к гортани». Ларингоплегия — паралич гортани. Ларингоспазм [ларинго- + греч. ураха — длительная тоническая судорога] — внезапный судорожный спазм мускулатуры гортани (в том числе голосовых складок), вызывающий полное закрытие голосовой щели. Леворукость — генетически обусловленное или вынужденное преобладание развития и функций левой руки над правой. Человек, к-рому свойственна врожденная Л., называется левшой. Л. врожденная — Л. может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития (Л. наблюдается, напр., у одного из однояйцовых близнецов). Кроме явной Л. бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.
Наблюдаемые симптомы стертой или скрытой Л. имеют большое значение для диагностики нек-рых заболеваний. Наличие стертых признаков Л. у больного, а также многих случаев Л. в роду больного может иметь существенное значение для оценки симптомов, вызываемых очаговыми поражениями мозга. Оба полушария головного мозга при всей морфологической симметричности не являются функционально равноценными: левое полушарие у правшей преимущественно связано с речевыми функциями и является в этом отношении доминантным (ведущим), в то время как правое полушарие не несет столь важных функций и может быть обозначено как субдоминантное (подчиненное). При абсолютной доминантности левого полушария грубые поражения основных речевых зон вызывают афазические нарушения речи. В тех случаях, когда и правша обнаруживает стертые признаки Л. или имеются случаи Л. вроду, распределение доминантности полушарий меняется: левое полушарие теряет ту доминантность, к-рую можно было ожидать, и патологический процесс в нем может не вызывать обычных в таких случаях речевых расстройств, и, наоборот, поражение «субдоминантного правого полушария иногда ведет к возникновению речевых нарушений, свойственных поражению левого полушария. Таким образом, наличие скрытой Л. иногда приводит к перестройке соотношения между полушариями.
При обнаружении у ребенка Л. не следует его насильно заставлять пользоваться преимущественно правой рукой, т. к. это может привести к нарушению плавности речи, к заиканию, невротическому состоянию и др. нарушениям. Однако следует все же развивать обе руки, привлекая правую руку к пользованию в разных видах деят-ти. Работу по развитию правой руки надо начинать в возможно более раннем возрасте. Вначале применяются упражнения, в к-рых правая рука вовлекается в совместные с левой действия (напр., взятие игрушки) и развиваются зрительно-двигательные координации. Затем переходят к упражнениям для одной правой руки.
Эти упражнения способствуют развитию функций правой руки. Л. вынужденная — обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею. Л. скрытая — Л., сочетающаяся с наличием выработанных навыков выполнения нек-рых действий правой рукой (письмо, пользование ложкой и т. п. ). В современном обществе насчитывается 7—12 % левору-ких и отмечается устойчивая тенденция к возрастанию их числа. Л. может быть врожденной (иногда наследственной) и приобретенной — вследствие нарушения функции правой руки. Различают явную и скрытую Л., при последней человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользоваться в основном правой рукой.
К сожалению, дети, пишущие левой рукой, почти всегда привлекают к себе внимание окружающих и нередко становятся мишенью их насмешек. Как показывают спец. исследования, левши имеют ряд индивидуальных качеств, к-рые обусловливают особенности их поведения и обучения. Они проявляют способности к занятиям музыкой и рисованию, их отличают повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Для леворуких детей характерны признаки «зеркального» мышления: при письме они перевертывают справа налево отдельные буквы и слоги, переносят их из конца в начало слова и «упорно» читают слова справа налево. У левшей, как правило, прекрасно развита зрительная память. История сохранила для нас многочисленные примеры: известный римский полководец Александр Македонский был левшой и обладал феноменальной памятью. Он, как утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя его войско насчитывало десятки тысяч солдат. Левшам свойственны сильные волевые качества. Благодаря этому и высокому интеллекту, они нередко становятся знаменитыми государственными деятелями и полководцами. Яркий пример тому — карьера Джорджа Буша. Левшами были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пикассо, Чарли Чаплин и многие др. известные деятели науки и искусства. Очень много левшей становятся выдающимися спортсменами — боксерами, фехтовальщиками, волейболистами, теннисистами. Процесс формирования доминантности руки завершается к 5 годам, а до этого возраста необходимо внимательно наблюдать за леворуким ребенком и направлять тактику его моторного (двигательного) воспитания. На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к полутора годам одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Учитывая, что наша жизнь протекает в праворуком мире и он характеризуется выраженной праворукой культурой, необходимо начиная с 6-недельного возраста осуществлять спец. тренировки рук, и особенно левой кисти. Это может быть массаж, пассивное сгибание и разгибание пальцев и т. п. Они способствуют более раннему созреванию мозга и слаженному владению обеими руками.
Плавание, гимнастика, спортивные игры и др. виды спорта способствуют более совершенному развитию всех двигательных функций растущего организма. Если, несмотря на осторожные попытки научить ребенка пользоваться преимущественно правой рукой, он остается упорным левшой, то от переучивания необходимо раз и навсегда отказаться. Оно принесет только вред. Для того, чтобы особая и ценная одаренность левшей могла успешно развиваться, необходимо создать все условия, чтобы им было удобно жить в нашем праворуком мире. В семье леворукого ребенка должна сохраняться спокойная, доброжелательная атмосфера, нельзя обсуждать левору-кость ребенка в его присутствии, фиксировать внимание на его необычности и исключительности. Леворукому ребенку объясняется вред сокрытия и маскировки особенностей его моторики, при этом целесообразно оперировать примерами из истории и литературы, делая акцент на неоценимом вкладе леворуких в общечеловеческую культуру, науку, политику.
Рабочее место леворукого ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы свет падал с правой стороны, продумываются приемы техники безопасности, исключающие травмы и несчастные случаи. Леворукому ребенку, имеющему признаки «зеркального» мышления, при подготовке к школе, на учебных занятиях в детском саду и т. п. предлагается писать буквы и слова по заранее приготовленным трафаретам. Левая сторона листа помечается цветным карандашом: ребенку объясняют, что именно здесь начинается строка. Не следует проявлять строгость к каллиграфической стороне почерка леворуких детей (допустимы вертикальное написание букв и наклон почерка влево). При обучении письму леворукому ребенку предлагают избрать самому тот способ письма, к-рый ему более удобен и позволяет не отставать по скорости от праворуких сверстников. В игровой обстановке, при общении следует учитывать индивидуальные особенности леворуких детей. Их вовлекают в подвижные игры, дают разнообразные поручения, требующие переключения внимания, вселяют уверенность в себе, способствуют их самоутверждению. Следует стремиться предупреждать возможные осложнения в общении леворуких детей со взрослыми и сверстниками. Лейкоэнцефалит [греч, 1еиЬо$ — белый + епКерНаЬх — головной мозг] — энцефалит с преимущественным поражением белого вещества головного мозга. Лепрофобия [1ергорНоЫа; рошг — проказа + фобия] — навязчивый страх — боязнь заболеть лепрой (устар.: проказой).
Лесбианство [англ. 1е$Ыатзт; по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море; син.: лесбийская любовь, Сапфизм, трибадия] —женский гомосексуализм; состояние, при к-ром женщину привлекает и возбуждает сексуальное поведение др. женщины и осуществляются сексуальные контакты между двумя женщинами. Л. не является к. -л. за-
заболеванием. Это др. сексуальная ориентация. Л. было распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет). Оттуда распространилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку. Отношение общества к Л. в разных странах Европы было различным. Если в Австрии Л. считалось тяжелым уголовным преступлением, то во Франции в 1881 г. дамы официально получали право на посещение специальных домов терпимости для трибадии. Частота Л. колеблется от 1 до 3 % женщин. Нек-рые исследователи считают этот процент сильно заниженным, т. к. женщине гораздо легче, чем мужчине, скрывать свои сексуальные предпочтения, она может выйти замуж и родить ребенка для того, чтобы реабилитировать себя в глазах общества, чего не может сделать мужчина-гомосексуалист. Ласки лесбианок весьма разнообразны: от безобидных поцелуев до взаимного онанизма. В восточных и южных странах широкое распространение получил искусственный пенис. В тех случаях, когда лесбианские взаимоотношения вызваны внешними обстоятельствами, лишающими женщин на длительное время возможности вести нормальную половую жизнь, лесбийскую любовь можно приравнять к викарному (замещающему) коитусу. Часто эти наклонности встречаются у семейных женщин, живущих одновременно со своими мужьями. Женщина в такой двойной половой жизни может получать удовлетворение от обоих партнеров (она бисексуальна) либо мужчины ей неприятны, и она испытывает оргазм только в гомосексуальной любви. Пассивная лесбианка, «жена», полностью сохраняет свою внешность, женственность, одежду и поведение в быту, любит заниматься рукоделием и домашним хозяйством. В детстве она ничем не отличается от др. девочек. Инверсия у нее приобретенная. Активная лесбианка, «муж», обычно отличается мужеподобным сложением, грубым голосом, любит носить мужскую одежду, выполнять мужскую работу, часто утрируя свое «мужское» поведение. Активное Л. расце-
нивалось нек-рыми специалистами как врожденное мозговое органическое страдание. Предпринимались многочисленные попытки лечения активных лесбианок, но до сих пор терапию надо считать безуспешной, хотя в нек-рых случаях активный сапфизм может смениться пылкой гетеросексуальной любовью. Для профилактики гомосексуализма как у мужчин, так и у женщин необходимо с детского возраста воспитывать детей в духе соответствующей половой роли. Возможно, в недалеком будущем наука позволит диагностировать и устранять гормональные нарушения у плода во внутриутробном периоде, и тогда откроются новые широкие возможности профилактики гомосексуализма. См. также Гомосексуальность. Летаргия [англ. 1е1Наг§у] — психическая и физическая вялость; болезненный сон, длящийся от нескольких часов до нескольких недель с почти неощутимыми в тяжелых случаях пульсом и дыханием; степень утраты активности в этом случае близка к полной потере сознания. Данное состояние наблюдается при различных заболеваниях человека (напр., при сонной болезни) или во время гипноза. Лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая средства и методы исправления физических и психических нарушений. Термин употребляется главным образом в немецкоязычной литературе, в современных педагогических науках практически не используется. Предмет Л. п. и сфера ее применения являются объектом дискуссий. По мнению нек-рых авторов, Л. п. охватывает почти весь круг проблем, разрабатываемых в спец. педагогике. Другие считают, что Л. п. должна заниматься вопросами обучения и воспитания лишь нек-рых групп детей с ограниченными возможностями. Проблемы Л. п. в науке разрабатываются в русле спец. педагогики. Лечебная физическая культура — система средств физической культуры, применяемых для профилактики и
лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия Л. ф. к. направлены на выведение организма из патологического состояния, на повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации нарушений. В спец. детских учреждениях занятия Л. ф. к. проводят с детьми, у к-рых основное нарушение (умственная отсталость, глухота, слепота) осложняется глубокими нарушениями в деят-ти различных систем и функций организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, моторной и др. ). Л. ф. к. содействует функциональному восстановлению дефектов моторного и физического развития аномального ребенка, формированию возрастных двигательных навыков и умений, задержанных у детей вследствие имеющихся комбинированных нарушений. Физические упражнения дифференцируются в зависимости от состояния ребенка. Вспомогательными средствами Л. ф. к. явялются двигательный и гигиенический режим, естественные факторы природы, облегчение занятия в трудовых мастерских, специально организованные игры. Л. ф. к. тесно связана с физиотерапией. Такое сочетание, особенно с применением медикаментозного лечения, дает особенно высокий восстановительный эффект. Занятие Л. ф. к. проводятся по рекомендации врача и под его контролем индивидуально или с небольшой группой детей не реже двух раз в неделю. Лечебный бассейн —плавательный бассейн при лечебно-профилактическом учреждении, предназначенный для лечебной гимнастики в воде, дозированного плавания и подводного вытяжения. Лживость — индивидуально-психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Л. противоречит общечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности
людей иметь правильное представление об обществе, в к-ром они живут, о поступках окружающих, к-рые они должны оценивать, о жизненных обстоятельствах, в к-рые они попадают. От Л. следует отличать искаженные представления, являющиеся следствием недоразвития мышления, неумения разграничить желаемое и действительное (у детей —-«мнимая Л. »). Особый случай составляет патологическая Л., обычно сопряженная с некритической верой в реальность выдуманного. Как общественное явление Л. обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности между людьми. Дифференциация Л. и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания мотивов и причин этого явления. Природа детской Л. профессионально исследовалась проф. Калифорнийского университета США Полом Экма-ном в течение более чем 20 лет. Л., по утверждению исследователя, не может быть определена однозначно. Существует много видов Л., так же как и ее причин. Многое в природе детской Л. остается скрытым, но вместе с тем значительные эмпирические данные позволили психологу сформулировать ряд положений, касающихся детской Л. Большое значение имеют мотивы Л. (почему ребенок обманывает) и последствия (на кого и как повлияла Л. ) для определения стратегии поведения родителями и педагогами. Основные побуждения детской Л.: стремление избежать наказания; стремление добыть нечто, чего иначе не получишь; защита друзей от неприятностей; самозащита или защита др. человека; стремление завоевать, признание и интерес со стороны окружающих; желание не создавать неловкую ситуацию; избегание стыда, охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира; стремление доказать свое превосходство над теми, в чьих руках власть. Эти мотивы наиболее распространены не только у детей, но и у взрослых. У старших детей нек-рые из этих мотивов становятся доминирующими. Часть детей имеют большую, чем др. дети, склонность ко Л. С чем это связано?
По данным П. Экмана, большей склонностью ко Л. отличаются дети, имеющие интеллект ниже среднего. Отмечается тенденция — чем выше интеллект, тем ниже процент лжецов. Более одаренные дети менее склонны ко Л., но не вообще, а скорее в тех случаях, когда их способности гарантируют успех. Детям же с низкой успеваемостью приходится прибегать ко Л., чтобы избежать неудачи или лишней работы. Под Л. в данном случае имеется в виду жульничество (списывание, плутовство). Однако прямой связи уровня интеллекта и честности не отмечается. Высокий интеллект ребенка не является гарантией его честности. Если способности ребенка выше средних, то это не значит, что он не будетлгать и жульничать. Одаренный ребенок может оказаться более искусным лжецом и за счет этого избегать разоблачения. Это будет зависеть от возможностей, требований окружающих. Одаренные дети не прибегают ко Л., когда опасаются риска или когда могут и без того добиться успеха. У неспособного же ребенка больше искушений, особенно когда дома от него требуют высоких оценок, а в школе царит высокий дух конкуренции. В этой ситуации у такого ребенка больше предпосылок для появления Л. Более склонными ко Л. оказываются дети с трудностями в социальной адаптации. Этот факт констатирует П. Экман на основе анализа ряда независимых друг от друга исследований. Плохо адаптированные дети, пишет он, л гут в 2, 5 раза больше, чем их нормальные сверстники. В большей мере это относится к группе 16-летних. Социально дезадаптированные дети являются «неудачниками». Они нарушают правила и нормы, установленные взрослыми, попадаются на этих нарушениях и вынуждены прибегать ко Л. Л. может выступать и как одно из проявлений более обобщенной личностной характеристики — склонности к манипулированию. Дети, подростки могут стать искусными манипуляторами, если взрослые (родители) сами выступают как манипуляторы, а дети подражают им. Возможно и обратное, когда непосредственность и доверчивость родителей
провоцируют ребенка к уловкам и хитростям. Склонность к манипулированию, согласно П. Экману, появляется примерно в 10 лет. По данным отечественных психологов, значительно раньше, уже в дошкольном возрасте, ребенок может успешно манипулировать взрослыми. Нечестность ребенка может быть вызвана условиями семейного воспитания. Дети-лжецы в большинстве своем, замечает П. Экман, происходят из семей, в к-рых родители тоже лгут и нарушают общепринятые нормы. Это не всегда пример явной, вызывающей Л. Такая Л. обыденна и чаще проходит незамеченной родителями, т. к. они не придают ей значения. Недостаток родительского внимания, несчастливые, неполные семьи, отвержение родителями своего ребенка — все это может становиться причиной детской Л. Влияние на ребенка могут оказать друзья, к-рые совершают неблаговидные поступки и прибегают ко Л., чтобы скрыть их. Влияние сверстников наиболее сильно в подростковом возрасте. Важную роль при этом играет отношение мальчика к отцу. Подростки, к-рые уважают своих отцов, отмечает П. Экман, более устойчивы к влиянию товарищей. Кроме перечисленных факторов имеют значение и особенности самой ситуации, важно то, что «поставлено на карту». «Честность — это совокупность особых действий, характер к-рых зависит от той ситуации, к-рая провоцирует на обман. Мотивы нечестности, ловкачества и воровства очень сложны и столь же разнообразны, как и сами нечестные поступки» (П. Экман). Относительная роль влияния перечисленных факторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, считает П. Экман. Детская Л. претерпевает возрастные изменения. Осознание понятия Л., отношение ко Л. как ко злу, умение безнаказанно солгать, способность высказывать моральные суждения — все это меняется с возрастом. Исследователь выделяет два возрастных этапа, имеющих особое значение. В возрасте 3—4 лет ребенок обретает способность
пойти на обман. Другой критический возраст — подростковый, когда неискренность достигает своего пика, а затем снижается. Много зависит от того, насколько взрослые считаются со стремлением подростка к личной независимости и позволяют ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни. Для нек-рых детей хроническая Л. выступает как преходящее явление, к-рое устраняется педагогическим воздействием. Но иные продолжают л гать, поскольку Л. для них стала стереотипной реакцией на внешний мир. Именно хроническая Л. вызывает тревогу у взрослых. Особых признаков, к-рые явно свидетельствуют о неискренности, ни для детей, ни для взрослых нет. Но нек-рые специфические особенности поведения лжеца П. Экман называет. Это бросающиеся в глаза преувеличения, непоследовательность, явное несоответствие фактам. Важно не только что говорится, но и как — выражение лица, движение рук, виноватый, испуганный вид, чрезмерное возбуждение. С возрастом дети научаются более успешно обманывать других и лучше распознавать, когда обманывают их. Человек не испытывает вины, когда лжет тому, кого не уважает и с кем не разделяет убеждений. Дети в меньшей степени чувствуют себя виноватыми, когда лгут родителям, к-рых считают излишне строгими, суровыми и придирчивыми. Чувство вины сильнее проявляется тогда, когда приходится лгать уважаемому человеку, с к-рым разделяешь многие взгляды. Ребенок легко оправдывает себя, когда он лжет родителям, будто он не делал того, что ему запрещено, но что сами родители себе позволяют. Так, если родители злоупотребляют спиртным, подросток сочтет несправедливым, когда его накажут за выпивку. Чувства вины у ребенка может и не быть, если он уверен, что все вокруг лгут, тем более если это авторитетные для ребенка люди. Однако страх разоблачения мешает быть твердым и последовательным, порождает изменения в речи и выражении лица, к-рые противоречат бодрым заявлениям, причем разоблачения больше боятся маленькие дети. Выдать
лжеца может чувство, к-рое П. Экман называет «восторгом от обмана». Оно проявляется в приподнятом настроении, вызванном тем, что удалось обмануть кого-то и тем самым возвыситься над ним, в ощущении удовлетворения от достигнутой цели и собственной силы. Лжеца часто выдают не только чувства вины, страха или восторга, но и неподготовленность ко Л. Если Л. совершается экспромтом, то обращают на себя внимание паузы, отведенный взгляд, приглушенный голос. Иногда человек сам начинает верить в свою Л., если произносит ее достаточно часто. Это происходит в случае, если подросток стремится укрепить свою репутацию выдумкой, фантазией, забывая, что ничего этого не было. Рассказав три-четыре раза эту историю, он начинает сам в нее верить. Но эта особенность предполагает умение предвидеть свое поведение на несколько шагов вперед, мыслить стратегически, учитывать психологию того, кому лжешь. Умение встать на позицию др. человека, оценить правдоподобность Л. позволяет лжецу построить и скорректировать свое поведение. Такая способность появляется в подростковом возрасте, поскольку именно в этом возрасте научаются смотреть на ситуацию глазами другого. Все эти способности — запоминать, планировать, становиться на позицию другого, быстро соображать и говорить, ааадеть своими чувствами — необходимы ребенку в становлении его как личности. Но именно они могут сыграть свою роль в возникновении негативных проявлений. Помимо развития определенных способностей по мере взросления ребенка происходит смена личностных установок, что тоже облегчает Л. Социальне нормы, к-рые казались раньше непререкаемыми, подростком воспринимаются как весьма относительные. Он уже не принимает безусловно справедливость многих социальных норм и правил. Отрицание ценностей взрослого мира выступает частью стремления подростка к независимости. Решающее значение приобретает мнение друзей. Подросток, пишет П. Экман, живет в двух
независимых мирах — сверстников и взрослых. Далеко не все-подростки противопоставляют себя старшим. Но даже продолжающие дорожить мнением родителей чувствуют себя вправе и нуждаются в том, чтобы пожить своей собственной жизнью, и ради этого порой прибегают ко Л. В ряде источников природа детской Л. рассматривается в контексте проблемы инфантилизма психического (М. И, Буянов). Выделяется еще одна группа психически незрелых людей, незрелость к-рых дисгармонична. Им присущи те же свойства, что и гармоничным инфантилам, но одна или несколько черт характера резко выделяются, преобладают. У одних — возбудимость, у других — слабоволие, у третьих — склонность ко Л. и т. д. Выделено несколько вариантов дисгармоничного инфантилизма, но их основными чертами являются легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации. У нек-рых проявляются патологическая жажда признания, Л., чрезмерная склонность к фантазированию. К проблеме детской Л. специалисты подходят дифференцированно, считая, что это не болезнь, а чаще всего крайний вариант здоровой детской психики. Лишь в очень редких случаях Л. детей является патологической, замечает М. И. Буянов. Так, дошкольники часто уходят в мир своих фантазий, сживаются с ними и верят своей выдумке. Эта склонность ко Л. связана с неспособностью контролировать свое богатое воображение, дифференцировать реальные и сказочные явления. Большая внушаемость и эмоциональность позволяют уходить в мир своих фантазий. Содержание фантазий быстро меняется, Л. неосознанна, невинна, не преследует к. -л. корыстных целей. Но в нек-рых случаях склонность ко Л. может зафиксироваться, и ребенок привыкает лгать. Очень часто ребенок стремится приукрасить свои достоинства или выдумать их. Чаще это бывает в школьном
возрасте. Ребенок хочет привлечь к себе внимание, придумывая истории, в к-рых играет заметную роль. Такой склонностью обладают дети разного возраста, пола и умственного развития. Однако это не патологическое явление, оно проходит. У нек-рых детей Л. может быть стойкой, грубой и трудно поддающейся исправлению. Это, по утверждению специалистов, свойственно людям с гипертрофированным самолюбием, стремлением выделиться, привлечь к себе внимание, вызвать восхищение окружающих. Это, как правило, эмоционально незрелые подростки, Л. к-рых ограничивается преувеличением своих достоинств. У нек-рых детей и подростков Л. превращается в самоцель. Они лгут не столько ради приукрашивания своих достоинств, сколько рад и Л., «из любви к искусству». Выдумывают фантастические истории, к-рые к ним никакого отношения не имеют; импровизируют, забывая о деталях. Когда их разоблачают, они не смущаются и продолжают врать («эффект Хлестакова»). Существуют дети, для к-рых Л. выступает средством компенсации их психической или физической ущербности. Это застенчивые, боязливые, послушные дети, к-рые лгут не столько ради того, чтобы приукрасить себя, сколько для того, чтобы сделать занимательной и интересной рассказанную ими историю. Они лгут для слушателей, чтобы им было интересно. Эти дети очень переживают, когда их разоблачают, но потом вновь прибегают к приукрашиванию историй, к-рые чаще всего рассчитаны на некритическое восприятие. В нек-рых случаях Л. может быть своеобразной реакцией протеста, способом выхода из психотравмирующей ситуации, формой защиты от насилия, деспотизма, унижения и пр. В основе Л., таким образом, лежат разные механизмы, поэтому формы преодоления этого негативного явления должны быть строго конкретными. Но решающая роль во всех случаях склонности ко Л., подчеркивает М. И. Буянов, принадлежит
Как тип отношений и психологическая черта Л. преодолевается в результате воспитания, основанного на доверии между воспитанниками и воспитателями (Н. И. Лифинцеро-ва). См. Ложь. Ликантропия [ЦсашНгор'ш; греч. 1Шо$— волк + ашНгороз — человек] — бред, симптом психического расстройства, при к-ром человек верит, что может превратиться в волка. Л иквор {лат. 1щиог — жидкость] — жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга. Ликворея [ликвор + греч. гНе'ш — истечение] — истечение ликвора из естественных отверствий черепа или его дефектов и позвонков в результате травмы, врожденных уродств или новообразований костей черепа, позвоночника, головного и спинного мозга. Линза [нем. Ппзе] — прозрачное тело, ограниченное двумя полированными поверхностями, из к-рых по крайней мере одна не является плоской; различные Л. применяются для измерения хода световых лучей в оптических приборах, для коррекции зрения и др. Л. ахроматические [англ. асНготаггс 1еп$ез\ — спец. линзы, предназначенные для использования в окулярах микроскопов и др. научных приборов. Они позволяют четкое изображение, не затуманенное цветными разводами, наблюдавшимися при использовании обычных линз (данное явление связано с разложением белого света на различные составляющие спектра в соответствии с длиной их волн). Л. бифокальные [англ. Ы/оса11епаех] — очки, в к-рых верхняя часть стекол позволяет получить четкое изображение удаленных предметов, а нижняя часть стекол позволяет получить четкое изображение предметов вблизи, напр., четко видеть текст во время чтения.
Л. контактные [англ. сопШ11ете$\ —линзы, надеваемые непосредственно на глаз и отделенные от него лишь тонкой пленкой слезной жидкости. Роговичные микролинзы {англ, согпеа! т1сго1епзе5] закрывают лишь роговицу глаза, в то время как тактильные линзы [англ. Нарис 1еп5ез] закрывают также и нек-рую часть окружающей ее склеры. Контактные линзы используются главным образом вместо очков для коррекции дальнозоркости или близорукости, а также др. нарушений рефракции глаза; кроме того, их можно использовать и в качестве защитного средства при нек-рых заболеваниях роговицы. Контактные линзы изготавливаются из жесткого или мягкого материала, обладающего различными свойствами. Жесткие линзы в настоящее время частично заменяются новыми воздухопроницаемыми линзами, к-рые позволяют кислороду воздуха проникать к роговице глаза. Л. многофокальные [англ. тиШ/оса11епхе5] — линзы, преломляющая сила к-рых постепенно увеличивается в направлении снизу вверх. В этих линзах не существует никакой разграничительной линии, разделяющей ее верхний и нижний сегменты, как в бифокальных линзах. Человек, носящий очки с такими линзами, может четко видеть предметы, находящиеся на любом расстоянии от его глаз; он должен лишь немного приподнять или опустить глаза, в зависимости от того, на каком расстоянии находятся рассматриваемые им предметы. Л. трифокальные [англ. 1г1/оса11еп5еу] —линзы, состоящие из трех сегментов. Верхний сегмент позволяет четко видеть удаленные от глаз предметы; нижний используется во время чтения и работы вблизи, а средний — для рассмотрения предметов, находящихся на среднем от глаз расстоянии. Музыканты иногда пользуются средним сегментом линз для чтения партитуры во время концерта. Липопсихия — кратковременная потеря сознания. См. Лыпотимия.
Липотимия — см. Липопсихия. Лиссауэра апперцептивная агнозия [И. Ьшаиег, нем. невролог] — зрительная агнозия, характеризующаяся невозможностью узнавания целостных предметов или их изображений при сохранении восприятия лишь отдельных их признаков. Литеральная аграфия [лат. Ш(г)ега — буква] — вид аграфии, при к-рой на письме воспроизводятся только отдельные буквы. Литеральная параграфия — идентичные парафазии нарушения при письме. См. Параграфия. Литеральная парафазия — вид парафазии, при к-рой происходит замена нужного звука (или буквы) др. звуком (или буквой), что приводит к искажению слова; характер замены зависит от формы афазии (напр., при сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков, при афферентной моторной афазии происходит замена звуков близких по способу произнесения). Литтла болезнь |Ж /. Шйе, англ, врач] — форма детского церебрального паралича, характеризующаяся центральными параличами конечностей; возникает чаще всего у не-дошенных детей, родившихся в состоянии асфиксии, в результате происшедшего кровоизлияния в мозг или вследствие механической родовой травмы. См. Эмбриопатия аноксемическая врожденная Литтла. Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и/или психический недостатки, к-рые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
ЛИЧНОСТЬ [англ. рег5опаП1у] — в психологии — индивидуум с особыми личностными качествами, к-рые отличают его от др. людей. Наиболее распространенные среди людей модели поведения иногда относят к различным категориям. Л. преступника — в юридической психологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|