Комплекс СПИД-ассоциированный —см. СПИД.
Комплекс эдипов (комплекс Эдипа) [англ. ОеШриз сотр1ех] — сдерживаемое половое влечение ребенка к родителям противоположного пола, сочетающееся с соперничеством с родителем того же пола: согласно психоаналитической теории Фрейда данное состояние является нормальным этапом в развитии ребенка. Окончание эдипова комплекса у детей характеризуется потерей сексуального влечения к родителю противоположного пола и увеличением единства с родителем того же пола. Принудительное прерывание течения эдипова комплекса, по мнению ученых и врачей, считается одной из причин развития у человека сексуальных нарушений и различных расстройств со стороны нервной системы. См. Эдипов комплекс. Комплексный подход к человеку — систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути. Согласно принципам К. п., сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех
планах: онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций (характеристика человека как индивида); становление деят-ти и истории развития человека как субъект;; труда (характеристика человека как субъекта деят-ти); жизненный опыт человека (характеристика человека каклично-сти). Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деят-ти образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. В этой связи развитие человека рассматривается прежде всего с точки зрения формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характег к-рого обусловливается в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когл., структура социальных связей, реализующихся в совместно; деят-ти с др. людьми и в общении, переходит во внутреннкж структуру самой личности как к целостному образованию, представленному в единстве его природных и социальны условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям: субординационному, 111, -. иерархическому, согласно к-рому более сложные и обший спец. свойства личности подчиняют себе более элементарны^ и частные социальные и психофизиологические свойства: координационному, согласно к-рому взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию. Была показана сложная, но устойчива: взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и др. функциями.. -. их зависимость от индивидуального жизненного пути человека. К. п. получил дальнейшее развитие в работах ученике: и последователей Б. Г. Ананьева.
Кон- [ко-, ком-, кор-; лат. сои-] — приставка, означают;; «совместность действия», «взаимодействие» «связь», «взаимозависимость».
Конвергенция [лат. сотег%еге — приближаться, сходиться] — 1. В неврологии — образование проводящих путей мозга благодаря объединению нервных волокон, отходящих от различных участков головного мозга, в единое целое. 2. В офтальмологии — способность глаза поворачиваться вовнутрь и фокусировать взгляд на предметах, расположенных вблизи него, так что на обеих сетчатках получается единое изображение. Чем ближе расположен рассматриваемый предмет, тем больше степень конвергенции (сходимости). Конверсия [англ, сопгегаюп] — в психиатрии — выражение конфликта как физического симптома болезни. Психоаналитики убеждены в том, что подавленная интуитивная энергия чаще проявляется в виде потери двигательной или сенсорной активности (напр., развитием паралича), чем нарушением речи или утратой осознанности поступков. Считается, что это один из путей развития конверсивного нарушения у человека.
Конвульсия [лат. сопги1яит — потрясать, колебать] — клонические судороги большой амплитуды, захватывающие значительные группы мышц. Константность восприятия [лат. соп& апз — постоянный, неизменный] — постоянство образа воспринимаемого предмета, сохраняемое, несмотря на изменение физических условий, при к-рых воспринимается предмет (удаленность, освещенность, угол зрения). У глухих и слабослышащих детей не наблюдается сколько-нибудь значительных изменений в К. в., но у у м -ственно отсталых (олигофренов) обнаруживаются нек-рые нарушения. Конституциональная глупость — врожденная ограниченность психики, при которой интеллектуальный уровень находится на границе нормы и психической патологии. Иногда хорошо учась и обладая хорошей памятью, эти люди, «от рождения неумные», столкнувшись с жизнью, оказываются несостоятельными. Они приспосабливаются лишь в рамках привычного домашнего обихода и забот о материальном благополучии. Иногда конституционально глупые обладают хорошим умением, легко овладевают трудовыми навыками — умеют больше, чем знают (П. Б. Ганнушкин). См. Слабоумие относительное, Слабоумие салонное. Конституция [лат. сотишш — установление, организация] — в медицине — совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных (в том числе психических) свойств человека, обусловленная наследственностью, а также длительными и/или интенсивными влияниями окружающей среды, определяющая функциональные способности и реактивность организма. К. астеническая [с. а^Иетса] — К., характеризующаяся астеническим телосложением в сочетании с повышенной возбудимостью нервной системы. К. атлетическая [с. аМеПса] — см. К. нормостеническая. К. генетическая — см. Генотип. К. гиперстеническая [с. ИурегМпетса; син.: К. пикническая, К. пищеварительная (устар. )] — К., характеризующаяся пикническим телосложением в сочетании с жизнерадостностью, общительностью, энергичностью.
К. гипопараноическая [с. Нурорагапо1са\ син.: Клейста гипопараноическая К. ] — К., при к-рой выражены ранимость, подозрительность, склонность к идеям отношения и переоценка собственной личности. К. иктаффинная [с. Мафта; лат. 1с(и$ — удар, припадок + аЦгпЬ — сродный, свойственный; син.: К. эпилептическая, Мауца иктаффинный диатез] — К., характеризующаяся тугоподвижностью психических процессов, обстоятельностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью в сочетании с атлетическим телосложением; по Мауцу. характеризуется склонностью к заболеванию эпилепсией. К. кушингоидная [син.: кушингоид] — К., характеризующаяся преимущественным развитием подкожной жировой клетчатки на туловище, умеренно выраженным матрониз-мом, гипертрихозом; внешний вид при К. к. напоминает вид больных с синдромом Кушинга. К. невропатическая [с. пеигораШса} — К., характеризующаяся склонностью к вегетативным нарушениям, явлениям раздражительной слабости, слабой переносимости сильных раздражителей. К. нормостеническая [с. погтозЛетса; син.: К. атлетическая] — К., характеризующаяся атлетическим телосложением в сочетании с энергичностью, уверенностью в своих силах. К. пикническая [с. рустса; грен, руспоз — плотный, крепкий] — см. К. гиперстеническая. К. пищеварительная [устар.; с. сН%е51ог'ш\ — см. К. гиперстеническая. К. психастеническая [с. рзусИазМетса] — К., характеризующаяся склонностью к тревожным реакциям, нерешительности, чувству неполноценности, слабоволию, фобиям или навязчивым состояниям. К. психопатическая [с. раусИораМса] — совокупность дисгармонических особенностей личности, лежащих в основе психопатии и ее проявлений. К. статотимическая [с. $ШШ1гут'1са; греч. хШоз — остановленный, неподвижный + Мутоз — настроение, чувство] — склад личности, проявляющийся серьезностью, трудолюбием, психической ригидностью, любовью к порядку; характеризуется склонностью к заболеваниям эндогенными депрессиями.
К. циклоидная [с. сус1о1аеа] — разновидность циклоти-мической К. с более выраженными особенностями склада личности.
К. циклотимическая [с. сусШИут'юа; греч. ЬуЫоз— круг, цикл + 1Нутоз — настроение, чувство] — К., характеризующаяся значительными колебаниями настроения и экстра-вертированностью в сочетании с пикническим телосложением; по Кречмеру, характеризуется склонностью в заболеванию маниакально-депрессивным психозом. К. шизоидная [с. зсЫюМеа] — разновидность шизоти-мической К. с более выраженными особенностями склада личности. К. шизотимическая [с. зсН'цоЛутюа; греч. $сЫт, д— расщеплять + Мутох — настроение, чувство] — К., характеризующаяся склонностью к аутизму и рационализму, слабостью эмоциональных контактов, повышенной сенситивностью и ранимостью или бесчувствием в сочетании с лептосомным или диспластическим телосложением; по Кречмеру, характеризуется склонностью к заболеванию шизофренией. К. энехетическая \с. епесИеНса; греч. епесНб — держать внутри, задерживать] — К., характеризующаяся тугоподвиж-ностью психических процессов, обстоятельностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью в сочетании с диспластическим телосложением; по Мауцу, характеризуется склонностью к заболеванию эпилепсией. К. эпилептическая [с. ерПерПса] — см. К. иктаффшшая. Консультативная психология — раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). К. п. исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, к-рые, в свою очередь, могут обеспечить отускание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно К. п. пытается ответить на пять основных вопросов: I) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и челове- ком, ее оказывающим (консультантом); 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техника, к-рые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи. К. п. содержательно и организованно обособилась в начале 50-х гг. в США по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии, с одной стороны, и обучения — с другой. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения придание значения не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей последним. Тем не менее между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга. К. п. базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и тестологии. Выбор оснований для конкретной модели К. п. часто связан с более общей теоретической ориентацией — психоаналитической, адлериан-ской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и т. д. К основным моделям, или парадигмам, К. п. относятся: 1) тренинг жизненных навыков; 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков; 3) тренинг в решении проблем и принятии решений; 4) тренинг в поддержании здорового образа жизни; 5) ориентация и развитие способностей; 6) помощь в становлении самоин-дентичности и личностном развитии. Модели К. п. специфицируются и приспосабливаются в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадапта-
цию, нарушения в развитии. Проблемами, в наибольшей степени повлиявшими на спецификацию моделей К. п. за последнее десятилетие, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. К. п. все больше используется представителями других, непсихологических профессий, входя в процесс профессиональной подготовки руководителей, учителей, врачей. В свою очередь, внутри профессионалов-консультантов различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники. Консультация генетическая [англ. §епег! с соипзе! -Пп& \ — консультация, во время к-рой врач рассказывает больному и членам его семьи о природе и наличии у них возможных наследственных заболеваний, о том, какова вероятность передачи этих заболеваний детям и как можно предотвратить их развитие, а также проводит диагностирование и назначает необходимое лечение. К. г. играет очень важную роль в процессе пренатального и постнатального обследования, а также в ходе планирования семьи. Контент-анализ [англ, солили — содержание] — в психологии — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей. теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д. ), в к-ром в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации (напр., психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, вилы взаимодействия людей, жанры сообщений и т. д. ). Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или др. информации. К. а. дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора. аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, К. а. как научный ме-
тод психологии используется для получения информации, отвечающей нек-рым критериям качества (таким, как объективность, надежность и валидность). Заметную роль в повышении качества К. а. играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных К. а. Особенно широко используется факторый анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов. Контузия мозга — ушиб мозга; трактуется так же, как и сотрясение мозга. При сотрясении мозга наступает нарушение функции головного мозга без грубых изменений его вещества. При К. м. наряду с общемозговыми явлениями, свойственными сотрясению, обнаруживаются и очаговые симптомы, зависящие от повреждения определенного участка вещества мозга. Вслед за травмой головы может наступить бессознательное состояние, появляется рвота, иногда судороги. Уже в это время нередко появляются очаговые симптомы, к-рые выступают более ясно позже, когда больной приходит в себя. Очаговые симптомы могут быть очень разнообразными, в зависимости от локализации травматического поражения (параличи и парезы, расстройства чувствительности, речевые нарушения и др. ) Повреждение мозга происходит либо в области полученной травмы, либо в участке, расположенном напротив, — от «противоудара» смещенного мозга о внутреннюю стенку черепа. Ушиб может вызвать и повреждение сосудов мозга, и травматический асептический менингит. Исход при ушибах мозга зависит от размеров и интенсивности повреждения мозгового вещества, а также от тяжести сотрясения. Предсказание хуже, чем при простом сотрясении, т. к. всегда надо думать о возможных нарушениях в связи с выпадением функций разрушенного участка. Иногда остаются психические нарушения: так называемые травматическое слабоумие, эпилептические припадки и др.
Конфабуляции [лат. соп/аЬи1о — болтаю] — ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти. Содержанием К. могут быть возможные или действительно имевшие место события, к-рые в виде образных воспоминаний переносятся в более близкое время или вплетаются в настоящее, как бы восполняя пробел в памяти больных. Как правило, в К. представлены обыденные, чаще всего связанные с профессией больного события. Иногда в К. может проявиться продукция патологического воображения (фантастические К. ). К. обычно сочетаются с расстройствами мышления, амнезиями и наблюдаются при локальных поражениях головного мозга, психозах. Конфликт [лат. соп/ИсШз — столкновение] — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Принципиально подразделение К. на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Внутриличностные К. — столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. Проявляются в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п. Довольно часто возникают у детей с ограниченными возможностями как следствие невозможности удовлетворения тех или иных потребностей в силу ограничений, накладываемых нарушением. Если внутриличностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижения результатов деят-ти; возможно возникновение на его почве невроза. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие его внутренние тенденции вошли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями. К. между отдельными детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве та-
кой К. может способствовать успешному формированию личности и положительным изменениям в поведении ребенка. К. психический [син.: конфликт внутрипсихиче-ский] — наличие внутренних противоречий в психике индивидуума, противоречивых тенденций, установок и эмоций: может вызвать психореактивные, невротические, психосоматические расстройства. Копофобия [сорорпоЫа; греч. Короз — усталость + фобия] — навязчивый страх — боязнь переутомления. Копр- [копро-; греч. Ьоргоз — кал] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к калу», «грязный». Копро--- см. Копр-. Копрофагия [соргорпа§1а; копро- + греч. рНа§ет — есть, пожирать; син.: скатофагия] — расстройство психики — стремление поедать кал. Копрофемия [соргорНет1а; копро- + греч. рНёт. 1 — говорить] — вид полового извращения, при к-ром половое удовлетворение достигается произнесением бранных и нецензурных слов в присутствии лиц противоположного пола. Копрофилия [соргорНШа; копро- + греч. рНШа склонность] — см. Скатофилия. влечение, Коревая краснуха — острое заболевание, к-рое вызывает отчетливую сыпь и припухание лимфатических желез. Чаще всего болеют дети в возрасте от 5 до 9 лет, подростки и молодые люди. К. к. проходит без лечения, прогноз благоприятный. Болезнь опасна для беременныхженщин, т. к. угрожает появлением тяжелых врожденных аномалий у новорожденного. К. к. распространена во всех странах мира. Чаще всего ею болеют весной (особенно в больших городах). Иногда случаются эпидемии К. к. Причины К. к.: К. к. передается через контакт с кровью, мочой, каловыми массами, выделениями из носа и зева инфицированных, а также через загрязненное выделениями инфицированных белье. Возможна передача вируса от матери эмбриону или плоду через плаценту. Больной заразен примерно за 10 дней до появления сыпи и еще 5 дней во время высыпаний. Симптомы К. к.: У детей через 16—18 дней после инфицирования внезапно появляется бледно-розовая сыпь. У подростков и взрослых до сыпи возникают такие симптомы, как головная боль, недомогание, потеря аппетита, небольшое повышение тепмературы, насморк и заложенность носа, припухшие лимфатические узлы и иногда конъюнктивит (воспаление глаз). В первую очередь сыпь появляется на лице, быстро распространяясь на туловище и конечности. До сыпи или одновременно с ней могут возникать мелкие красные пятнышки в полости рта. К концу второго дня пятна на лице начинают бледнеть, но на туловище они постепенно сливаются. Поэтому их легко спутать со скарлатинозной сыпью. Появление сыпи может сопровождаться небольшим повышением температуры (от 37, 2 до 38, 3°), но она обычно возвращается к норме после первого дня высыпаний. Изредка температура поднимается до 40°. Кожные высыпания исчезают в том же порядке, в каком они появлялись. Как правило, сыпь пропадает на 3-й день. но иногда сохраняется в течение 4—5 дней и может сопровождаться небольшим насморком и конъюнктивитом. От коревой сыпи она отличается быстрым высыпанием и исчезновением (К. к. может протекать и без сыпи, но это случается редко). У детей осложнения встречаются редко (обычно это кровотечения). Однако у молодых женщин в период исчезновения сыпи часто появляются боли в суставах или артрит. В таких случаях может снова повыситься температура. Эти осложнения обычно проходят в течение 5—30 дней.
Диагностика К. к.: Врач ставит диагноз на основании таких типичных симптомов, как характерная сыпь, припухлость лимфатических узлов. Учитываются также соответствующие данные эпидемиологического анамнеза. Однако для подтверждения диагноза может использоваться прямое выделение вируса на культуре тканей (исследуются выделения из носоглотки, кровь, моча и спинно-мозговая жидкость). Самопомощь: К. к. является относительно легким заболеванием, к-рое редко дает осложнения. Но она может вызвать тяжелые врожденные нарушения у новорожденных. Вот почему женщинам детородного возраста, не переболевшим краснухой, следует сделать прививку. Однако, по крайней мере, в течение 3 месяцев после прививки они должны пользоваться надежным методом контрацепции, чтобы не забеременеть. Когда следует воздержаться от прививки? Если вы беременны — или думаете, что могли забеременеть — не делайте прививку. Не следует также делать прививку, если ваша иммунная система ослаблена или вы больны иммунодефицит-ным заболеванием (напр., СПИДом), а также при приеме стероидов или др. лекарств, угнетающих иммунную систему. Возможно, для предотвращения инфицирования или ослабления инфекции вам имеет смысл воспользоваться сывороточным иммуноглобулином. Посоветуйтесь об этом со своим врачом. После вакцирования может немного подняться температура, появиться небольшая сыпь, боли в суставах (у подростков) или симптомы артрита (у людей старшего возраста). Корковая дизартрия — см. Дизартрия. Корковая слепота — оптическая (зрительная, предметная) агнозия: расстройство узнавания предметов, к-рое может быть исправлено после их ощупывания; утрата способности различать цвета, цифры, ноты.
Корнелии де Ланге синдром — редкое наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием своеобразного строения лица, умственной отсталости и избыточным оволосением (гипертрихозом). Впервые описан в 1933 г. Частота точно не установлена. Характерный признак синдрома — умственная отсталость (разной степени выраженности) — иногда осложняется нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. В нек-рых случаях отмечается склонность к однообразным стереотипным движениям и аутоагрессии. Обучение детей с данным синдромом осуществляется с учетом специфики и выраженности интеллектуальной недостаточности (Б. П. Пузанов). Корофилия [согорИШ; греч. Логе-— девушка + рНШа — влечение, любовь] — разновидность женского гомосексуализма с избирательным влечением к девочкам. Коррекционно-воспитательная работа — система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта. К. -в. р. является основой процесса обучения детей с нарушениями интеллекта, главным образом в спец. школе-интернате. В истории развития взглядов на содержание и формы К. -в. р. с детьми с нарушениями интеллекта существовали различные направления. Так, М. Монтессори (1870—1952. Италия), исходя из сенсуалистических позиций, полагала, что наиболее нарушенной областью психических процессов у детей с нарушениями интеллекта является восприятие. Поэтому она ввела в практику спец. учреждений особые занятия по воспитанию сенсорной культуры у детей, разработав спец. упражнения, развивающие органы чувств. Монтессори использовала в работе с детьми с нарушениями интеллекта различные дидактические игрушки, лото, мозаику и т. д., полагая, что с помощью этих пособий обогащается чувствен-
ныи опыт детей и тем самым создаются предпосылки для развития их мышления. Слабым местом в системе взглядов Монтессори было неоправданное предположение, что улучшение в развитии мышления ребенка возникает автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деят-ти. О. Декроли (1871 —1933, Бельгия), использовав частично систему Монтессори, разработал свою систему К. -в. р. с детьми с нарушениями интеллекта, в к-рой он выделил три этапа: наблюдение, ассоциацию, выражение. Этап воспитания наблюдений в основном соответствовал разработанной Монтессори системе сенсорной культуры; этап воспитания ассоциаций (мышление) осуществляется в процессе изучения грамматики родного языка, истории, естествознания и др. общеобразовательных предметов; этап воспитания выражения осуществляется в работе над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений. Система К. -в. р., предложенная Декроли, была значительным вкладом в теорию олигофренопедагогики. Однако Декроли допускал грубейшее биологизаторство в подборе и построении содержания упражнений на всех этапах своей системы, полагая, что весь уч. материал надо сгруппировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. В конце XIX в. и первой половине XX в. русские педаго-ги-дефектологи разрабатывали свои системы К. -в. р. с детьми с нарушениями интеллекта, находясь в значительной мере под влиянием взглядов Монтессори, Декроли, Демора и др. западно-европейских дефектологов. Так, А. Н. Грабо-ров (1885—1949) разработал особую систему занятий по воспитанию у умственно отсталых культуры поведения, процессов памяти, логического мышления и произвольных движений. А. Н. Граборов в значительной мере преодолел узость взглядов Монтессори и биологизаторство Декроли: он построил свою систему сенсорной культуры, опирающуюся на социально значимое содержание: игра, ручной труд детей. предметные уроки, экскурсии на природу. В 30-е гг. и позднее в олигофренопедагогике под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев. Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дуль-невидр. ) выдвинут новый принцип К. -в. р., основное значение к-рого заключается в том, что исправление нарушений познавательных процессов у детей с нарушениями интеллекта не выделяется в обособленные занятия, как это имеет место в системе сенсорной культуры Монтессори, в системе сенсорной культуры А. И. Граборова, а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. В спец. школе в коррекционных целях предусматривается значительный по срокам пропедевтический период работы с начинающими обучение детьми с нарушениями интеллекта. В этом периоде обучения особое внимание обращается на воспитание у детей фонематического слуха. обогащение их представлений об окружающем мире вещей г. явлений; воспитываются простые навыки самообслуживания, ведется логопедическая работа по исправлению у детей недостатков произношения, исправляются недостатки произвольных движений. Все это осуществляется в систем^ учебных занятий по развитию речи и обучению грамматике, на предметных уроках и экскурсиях, в процессе занятий ручным трудом, рисованием и лепкой, ритмикой и лечебно;: гимнастикой, в дидактических играх и организации элементарного труда детей по самообслуживанию. В дальнейшем К. -в. р. осуществляется в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта элементарным общеобразовательным знаниям (элементы грамматики, арифметики, естествознание и др. ). В этот период особое внимание обращается на воспитание у уч-ся умений производить наблюдения, сравнивать объекты и явления, устанавливать.
сходство и на этой основе производить простейшие обобщения. Большое значение для К. -в. р. имеет трудовое обучение, в содержание к-рого входит не только формирование у уч-ся производственных навыков, но и воспитание умения планировать свою работу, пользоваться различного рода словесными инструкциями, технологическими картами, умения оценить качество работы по определенным показателям, производить счетно-измерительные операции и решать ряд др. мыслительных задач, связанных с выполнением трудового задания. Особое место в системе К. -в. р. занимает формирование нравственных качеств у уч-ся спец. школ и исправление недостатков характера: воспитание положительного отношения к труду, навыков культурного поведения в коллективе, в семье, коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы. Развитие детей с нарушениями интеллекта имеет ряд индивидуальных особенностей, к-рые зависят от времени и степени поражения ЦНС. Поэтому К. -в. р. во вспомагатель-ной школе строится с учетом индивидуальных особенностей детей: для одних используется охранительный режим, для других — более активные, стимулирующие педагогические мероприятия; при этом варьируются степень учебной нагрузки, ее объем и сложность и т. д. Правильное построение К. -в. р. помогает подготовить уч-ся спец. школ к самостоятельной трудовой деят-ти, Коррекция [лат. согге§еге — исправлять]— частичное или полное исправление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. К. зрения [лат. соггесйо — исправление; соггщо, соггес- Ыт — выпрямлять, исправлять] — повышение остроты зрения путем устранения оптических, анатомических или функциональных недостатков с помощью технических средств (оптических, электронно-оптических, светотехнических и др. ) или хирургических операций.
К. зрения контактная — К. с помощью контактныхлинз. К. произношения — исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм. Корсаковский психоз [син.: болезнь Корсакова, алкогольный паралич, полиневрический психоз] — вариант острой алкогольной энцефалопатии, развивающейся обычно после атипичного алкогольного делирия в основном у лип пожилого возраста. Характеризуется сочетанием полиневрита с различно выраженной атрофией мышц конечностей, ослаблением или отсутствием сухожильных рефлексов и психическими изменениями в виде триады симптомов: амнезия, дезориентировка и конфабуляции. Наряду с фиксационной амнезией страдает в той или иной мере память на события, предшествующие заболеванию (ретроградная амнезия), продолжительностью от нескольких недель до многих лет. Конфабуляции проявляются в рассказах больного о якобы только что происшедшем с ним событии, обычно о к. -л. случае из обыденной жизни или профессиональной де-ят-ти, к-рого на самом деле не было. Течение болезни в легких случаях может быть регреди-ентным, с относительным улучшением психического состояния в течение года; иногда даже возможно выздоровление. В более тяжелых случаях формируется слабоумие. В наиболее злокачественно протекающих случаях возможен смертельный исход вследствие геморрагии, приводящих к обширным размягчениям в полушариях головного мозга. Па-тологоанатомически определяются диффузные изменения б нервных клетках, их гибель (особенно в III корковом слое). мелкие кровоизлияния в коре, стволе мозга, вокруг III желудочка, в спинном мозге и периферических нервах. Корсет \фр. согхе! \ — в медицине — гипсовая, кожаная, пластмассовая или матерчатая с металлическим каркасом повязка (приспособление), применяемая для создания не-
подвижности позвоночника при его заболеваниях или повреждениях. Корь — острое инфекционное детское заболевание. К. легко передается и является одной из самых распространенных инфекций. Применение противокоревой вакцины привело к уменьшению заболеваемости К. в детском возрасте. Но К. стала чаще встречаться у подростков и взрослых. В слаборазвитых странах К. является основной причиной детской смертности. В странах с умеренным климатом заболеваемость выше в конце зимы и ранней весной. До того как стала доступна противокоревая вакцина, в промышленных районах эпидемии кори повторялись каждые 2—5 лет. Причины К.: К. — вирусная инфекция, передается при прямом контакте с инфицированным и воздушно-капельным путем. Вирус проникает в организм через верхние дыхательные пути. Симпотомы К.: Симпотомы появляются через 10—14 дней после инфицирования. К. наиболее заразна в период появления предвестников болезни (примерно после 11 -го дня инфицирования). Симптомы К.: лихорадка, высокая чувствительность к свету, недомогание, потеря аппетита, конъюнктивит (воспаление глаз), заложенность в носу, осиплость и частый сухой кашель. К концу продромального периода появляются характерные голубовато-серые пятна, окруженные красным венчиком, на слизистой оболочке щек на уровне малых коренных зубов и на языке (пятна Вельского — Филатова — Коплика). Иногда они кровоточат. Примерно через 5 дней после появления этих пятен резко поднимается температура, пятна исчезают, и начинает высыпать слегка зудящая сыпь на теле. Эта характерная сыпь в виде мелких плоских пятен сначала появляется за ушами, на шее и щеках. Элементы сыпи краснеют, становятся плотными, возвышаются над поверхностью кожи. Сыпь быстро распространяется по всему лицу, шее, переходит на веки, руки, грудь, спину, живот и бедра. Через 2—3 дня она уже покрывает ноги и начинает исчезать в той же последовательности, в к-рой появлялась. На коже остаются пигментированные (коричневатые) пятна, к-рые исчезают в течение 7—10 дней. Через 2—3 дня после появления сыпи наступает пик болезни, температура поднимается до 39, 4—40, 5°, развивается сильный кашель, насморк, глаза краснеют, веки отекают. Примерно через 5 дней после исчезновения сыпи состояние больного улучшается, он перестает быть заразным. В таких случаях к К. может присоединиться вторичная бактериальная инфекция, аутоиммунная реакция или вирусная инфекция, способные вызвать ушные инфекции, пневмонию и воспаление мозга. Диагностика К.: Диагноз ставится на основании признаков и симптомов заболевания, в первую очередь на основании появления пятен Вельского — Филатова — Коплика. К. в легкой форме легко спутать с коревой краснухой и токсо-плазмозом; в таких случаях для ис
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|