Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суициды, предсказание суицидов




Суициды или самоубийство – это самостоятельное лишение себя жизни. Мужчины совершают суициды более чем в три раза чаще, чем женщины. Женщины, с другой стороны, в четыре раза чаще предпринимают суицидальные попытки.

Наиболее часто суициды совершаются лицами с высоким профессиональным уровнем, особенно врачами. Группу риска составляют музыканты, низшие офицерские чины, юристы. Число самоубийств выше среди безработных, чем среди работающих. Во время экономического спада, сильной безработицы уровень суицидов повышается. Во время высокой занятости и во время войны этот уровень снижается. Показатель суицидов высок среди заключенных, особенно тех, к которым никто не приходит.

Связь между физическим здоровьем и самоубийствами очень велика. Факторами, связанными с болезнью и вносящими вклад как в завершенные суициды, так и в суицидальные попытки, является утрата способности передвигаться среди тех лиц, для которых физическая активность важна в профессиональном отношении, ухудшение фигуры, особенно для женщин, и хронические непереносимые боли. Высоко значимым фактором в отношении таких реакций являются алкоголизм, наркомания, депрессия, шизофрения.

Предсказание суицидов. Среди факторов высокого риска по мере возрастания отмечаются возраст более 45 лет, мужской пол, алкоголизм (уалкоголиков уровень суицидов выше в 50 раз.), поведение, включающее насилие, суицидальные попытки в прошлом и госпитализация в психиатрические учреждения в прошлом, потеря работы, одиночество, депрессия.

Врач всегда должен спрашивать о суицидальных мыслях при исследовании психического статуса, особенно если у больного отмечается депрессия. Больного надо спрашивать прямо, есть ли у него суицидальные намерения. Восемь из десяти лиц, которые в конце концов совершают самоубийство, подтверждают свои намерения, 50% открыто говорят, что они хотят умереть. Если больной излагает план, как он намерен это сделать, это особенно серьезный повод для беспокойства. Кроме того, если больной, который пугает тем, что совершит суицид, становится тихим и менее ажиатированным, это тоже может быть зловещим признаком. Врач должен особенно учитывать следующие факторы:

1) реальные или выдуманные суицидальные попытки;

2) тревога, депрессия, истощение;

3) знание о способах совершения суицида;

4) мысли о том, как члены семьи совершили суицид;

5) вербализация суицидальных измерений;

6) подготовка завещания, спокойствие после ажиатированной депрессии;

7) близкий кризис, например траур или предстоящая операция;

8) наличие суицидов в семейном анамнезе.

Детские и подростковые суициды. Суициды у детей младше 12 лет встречаются крайне редко. Суицидальные мысли или суицидальные угрозы встречаются более часто, чем завершенные самоубийства. В возрасте 15-20 лет самоубийства составляют третью из основных причин смерти. Мальчики совершают их в три раза чаще, чем девочки, но девочки в три раза чаще предпринимают суицидальные попытки.

Среди детей и подростков, которые предпринимают суицидальные попытки, часто встречаются такие, с которыми плохо обращаются родители - бранят, бьют, не заботятся о них. Самоубийства у детей и подростков связаны с депрессивными заболеваниями. Чувство покинутости, желание воссоединиться с любимыми, чувство отчаяния и безнадежности являются типичными для этих состояний.

Имеются данные о групповых суицидах у подростков, которые знают друг друга и ходят в одну и ту же школу. Суицидальное поведение может распространяться среди группы сверстников через идентификацию - так называемые копируемые суициды.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. На что направлено содержание первой беседы с психиатрическим пациентом?

2. Как нужно проводить беседу с агрессивным пациентом?

3. На основании каких данных строится оценка психического состояния?

4. О каких психических процессах можно сделать умозаключения по речи пациента?

5. Особенности оценки психического состояния детей и подростков?

6. Дайте определение суицида и непреднамеренной смерти.

7. Какие события и условия могут стимулировать акт самоубийства?

8. Сравните риск, уровень и причины самоубийств среди детей, подростков и пожилых людей.

9. Дайте гендерную характеристику самоубийств.

10. При каких заболеваниях чаще бывают самоубийства?

11. Назовите факторы высокого риска самоубийств.

12. Как можно выявить суицидальные намерения?

 

Практическое занятие по теме 12. Нейропсихологическое обследование больного с заболеваниями нервной системы

Цель – Обучить студентов выявлять основные симптомы у неврологических больных и проводить у них нейропсихологическое обследование.

.

Вопросы к занятию:

1. Охарактеризуйте понятия внимание, память.

2. Какие бывают нарушения памяти (амнезии)?

3. Чем характеризуются апатия, депрессия, эйфория, слабодушие, мнительность, навязчивые страхи, мысли и действия?

4. Какие виды отношений к своему заболеванию могут наблюдаться у больных?

5. Какие существуют виды расстройств речи?

6. Какова функция черепных нервов?

7. Как оценивается состояние двигательной функции, какие учитываются показатели?

8. Дайте определение гиперкинезов, опишите их проявления.

9. Какие бывают судорожные припадки?

10. Что характеризует сохранность координации движений?

Практические навыки

Студенты должны уметь:

1. Оценивать состояние внимания, памяти, депрессии по специальным шкалам.

2. Выявлять двигательные, чувствительные расстройства, нарушения координации движений, речи.

3. Определять профиль доминантности двигательной функции.

4. Устанавливать локализацию повреждения нервной системы (головной, спинной мозг, отдельные нервы и т.д.).

5. Оценивать свойства личности по тесту Айзенка у неврологических больных.

6. Выделять клинические симптомокомплексы (синдромы).

7. Формировать вероятный прогноз в отношении жизни, выздоровления, трудоспособности.

 

Указания студентам по подготовке и работе на занятиях

Студенты должны явиться на занятие теоретически подготовленными; иметь при себе сменную обувь; строго следовать указаниям проводящего занятие врача (преподавателя); при работе с пациентом проводить обследование только в рамках полученного задания, соблюдать этику.

Словарь основных терминов

Акцентуации характера – понятие, введенное К. Леонгардом и А.Е. Личко для характеристики девиаций темперамента, характера или личности психически здоровых лиц.

Алкоголь – любой напиток, содержащий этиловый спирт, в том числе пиво, вино и водка.

Амнестические расстройства – патологические нарушения, основной симптом которых – потеря памяти, часто органического происхождения.

Ангедония – отсутствие поведения, направленного на поиск удовольствия.

Антидепрессанты – психотропные лекарства, которые улучшают настроение людей, страдающих депрессией.

Антипсихотические лекарства – психотропные средства, которые помогают снять помрачение сознания, галлюцинации и бред, наблюдаемые при психотических расстройствах.

Биполярное расстройство I типа – вид биполярного расстройства, при котором у человека отмечаются ярко выраженные маниакальные и тяжелые депрессивные эпизоды.

Биполярное расстройство II типа - вид биполярного расстройства, при котором у человека отмечаются легкие маниакальные и тяжелые депрессивные эпизоды.

Бред – ложное представление, которого человек придерживается, несмотря на явные доказательства противоположного.

Бредовое расстройство – психотическое нарушение, сопровождающееся обычным бредом, не являющееся частью шизофренического расстройства.

Галлюцинация – психотический симптом, при котором индивид воспринимает нечто несуществующее.

Делирий – быстро развивающееся помрачение сознания, когда человек испытывает большие проблемы с концентрацией, сосредоточением внимания и следованием сплошному потоку мыслей.

Делирий а лкогольный – сильная реакция воздержания, переживаемая некоторыми людьми, зависимыми от алкоголя; проявляется в психической спутанности, помрачении сознания и ужасными визуальными галлюцинациями.

Деменция – синдром, характеризующийся серьезной потерей памяти и, по крайней мере, еще одной когнитивной функции.

Депрессия – подавленное состояние, характеризующееся тоской, упадком сил, крайне низкой самооценкой, чувством вины или родственными симптомами.

Дилемма Скалла – названа именем Эндрю Скалла; обозначает патовую ситуацию, в которой удерживать психиатрических пациентов в специальном заведении нецелесообразно, но в то же время и невозможно выписать.

Дистимия – расстройство настроения, отличающееся от рекуррентного депрессивного расстройства не качественной структурой, а недостаточной тяжестью и стойкостью симптоматики.

Дисфория – приступы тоскливо-злобного настроения, возникающие без всякой причины.

Дромомания – склонность к бродяжничеству.

Злоупотребление лекарствами - паттерн повеления, когда люди постоянно и слишком много принимают лекарств и таким образом разрушают свою жизнь.

Инсайт – в психиатрии способность пациентов осознавать степень своего расстройства.

Ипохондрия – чрезмерная обеспокоенность нормальными телесными функциями вплоть до воображения серьезного заболевания.

Истерия – расстройство, характеризующееся диссоциацией, псевдосоматическими симптомами или тревогой.

Кататония – паттерн психомоторных симптомов при некоторых формах шизофрении, в том числе кататонический ступор, ригидность и принятие вычурных поз.

Компульсивные действия - повторяющиеся стереотипные поступки, приобретающие характер защитных ритуалов, которые имеют целью предотвратить какие-либо объективно маловероятные события, опасные для больного или его близких.

Маниакально-депрессивный психоз – психическое заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных приступов.

Мания – длительное или кратковременное состояние эйфории или безудержной активности, при котором люди могут преувеличивать свои возможности.

Международная классификация болезней – система классификации физических и психических расстройств, составленная Всемирной организацией здравоохранения на основе Женевской конвенции.

Монополярная депрессия – форма маниакально-депрессивного психоза, протекающего без клинических проявлений одной из фаз, чаще всего отсутствуют маниакальные состояния.

Навязчивости – состояния, проявляющиеся повторяющимися мыслями (обсессии) страхами (фобии) и действиями (компульсии), воспринимаемыми как нечто психологически чуждое, абсурдное, иррациональное.

Наркомания – психическая и физическая зависимость от присутствия или отсутствия наркотика в организме.

Неврастения – заболевание, проявляющееся повышенной физической и/или психической утомляемостью в сочетании с неспособностью расслабиться, потребностью в длительном отдыхе; снижением объема и эффективности деятельности, соматовегетативными проявлениями.

Неврозы – группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности и вызванных воздействием психотравмирующих факторов.

Негативные симптомы – признаки шизофрении, выражающиеся в отсутствии нормального мышления, эмоций и поведения.

Нейрохимия – изучение химической передачи сигналов внутри и между нервными клетками.

Нейроэндокринология – изучение эффектов, которые оказывает на нервную систему гормональная активность.

Неологизм – выдуманное слово, имеющее смысл только для использующего его человека.

Нервная анорексия – расстройство, характеризующееся преднамеренной потерей массы тела, вызванной и поддерживаемой самим пациентом.

Нервная булимия - расстройство, характеризующееся повторными приступами переедания и выраженным беспокойством по поводу массы тела.

Обсессивные мысли - тягостные, возникающие помимо воли идеи, образы или влечения, которые вновь и вновь приходят на ум больному и которым он пытается противостоять.

Объект клинической психологии – феноменология изменений (нарушений) психической деятельности при различных патологических состояниях.

Парасуицид – попытка самоубийства, которая не заканчивается смертью.

Парафилии – расстройства, характеризующиеся постоянными и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями или поведением, связанным с неодушевленными предметами, животными, детьми, собственными страданиями или унижениями других. Сексуальное влечение к тому, что лежит за гранью нормального.

Патопсихология - психологическая дисциплина, исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.

Персеверация – упорство в действии или направлении мысли там, где в них уже нет необходимости.

Пограничная умственная отсталость – нарушение, проявляющееся в недостаточности интеллекта и психики в целом вследствие нарушения развития. Занимает промежуточное положение между нормой и олигофренией.

Позитивные симптомы – симптомы при шизофрении, кажущиеся эксцессами, странными дополнениями к нормальным мыслям, эмоциям и поведению.

Предмет клинической психологии - частные и общие закономерности изменений (нарушений) и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.

Преморбидный период – период, предшествующий наступлению расстройства.

Противотревожные препараты – психотропные средства, которые помогают снять напряжение и тревогу. Другие названия: малые транквилизаторы или анксиолитики.

Психическая травма – относительно кратковременное внешнее воздействие, связанное с угрозой жизни и здоровью, которое вызывает эмоциональные переживания – горе, чувство утраты и одиночества, отчаяние, обиду, страх, тревогу, ужас, а также другие психические нарушения, и расстройства деятельности внутренних органов.

Психогенез – возникновение в силу психологических причин.

Психогенные заболевания (психогении) - расстройства психической деятельности и болезненные состояния, которые вызваны различными факторами, травмирующими психику.

Психоз – состояние, когда человек утрачивает контакт с реальностью в основных сферах.

Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество; дисгармоническое формирование личности, нарушающее социальную адаптацию.

Психопатология - отрасль медицины, направленная на изучение общих закономерностей психических заболеваний, исследование их симптомов и синдромов, выявление патогенетических механизмов психических нарушений.

Психосоматические расстройства – группа заболеваний, возникающих при взаимодействии соматических и психических факторов.

Психотерапия – система лечения, при которой клиент (пациент) и терапевт используют слова и действия для того, чтобы клиент мог преодолеть психологические проблемы.

Психотравмирующая ситуация – длительная ситуация, при которой накапливаются многие отрицательные воздействия, каждое из которых само по себе не столь значительно, но когда их много и они действуют в течение определенного времени, их действие суммируется и возникает болезнь.

Психотропные препараты – лекарства, которые воздействуют, прежде всего, на головной мозг и снимают многие симптомы психической дисфункции.

Реактивная депрессия – депрессия, явно спровоцированная, событиями в жизни, другое название – экзогенная депрессия.

Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM) – Американская система классификации психических расстройств.

Симптом – это отдельный признак заболевания, внешне проявляющееся отклонение от нормы.

Синдром – устойчивое сочетание симптомов, характерное для какого-либо заболевания, и имеющее в своей основе единый патогенетический механизм.

Синдром Дауна – форма психической отсталости, взаимосвязанная с патологией в двадцать первой хромосоме.

Социальные фобии - страх оказаться в центре внимания, сопровождающийся опасениями негативной оценки окружающими и избеганием общественных ситуаций.

Суицид – самоубийство, смерть, вызванная самим человеком, когда человек действует намеренно, сознательно и прямо.

Сумеречное расстройство сознания – нарушение сознания, при котором окружающее воспринимается в искаженном виде.

Фобии – стойкий и необоснованный страх перед отдельными предметами, действиями или ситуациями.

Функциональное расстройство – расстройство, происходящее от функции или небиологических факторов.

Цикл сексуального реагирования – общая последовательность поведения и чувств, возникающая во время сексуальной активности, состоящая из желания, возбуждения, оргазма и разрешения.

Циклотимия – расстройство, характеризуемое хронической нестабильностью настроения с многочисленными периодами легкой депрессии и легкой приподнятости.

Шизофрения – психотическое расстройство, при котором личное, социальное и профессиональное функционирование человека ухудшается, так как его восприятие и мыслительные процессы искажаются, он испытывает необычные эмоции, и у него наблюдаются моторные патологии.

Эпилепсия – хроническое психическое заболевание, проявляющееся в судорожных припадках и психических нарушениях.

Ятрогенное расстройство – расстройство, ненамеренно вызванное врачом.

Список литературы по дисциплине

Литература основная:

 

1. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. - Рязань, 1997.

2. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.: Триада–Х, 1999.

3. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб.: Речь, 1999.

4. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. - М.: Медицина, 1998.

5. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

6. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Наука, 1982.

7. Клиническая психология / Сост. Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, 2000.

8. Кербиков О.В., Озерецкий Н.И., Попов Е.А., Снежневский А.В. Учебник психиатрии. - М.: Медгиз, 1958.

9. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

10. Парщерняк С.А., Леонтьев О.В. Клиническая психология. - СПб.: Речь, 2000.

11. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - СПб., 2000.

12. Свядощь А.М. Неврозы. – СПб.: Питер, 1995.

13. Холмс Д. Анормальная психология. - СПб.: Питер, 2003.

14. Шапков А.О. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды: происхождение, распознавание, лечение, профилактика. - СПб.: Академия, 2000.

 

 

Литература дополнительная:

 

1. Антология современного психоанализа. - М.: Класс, 2000.

2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М.: Мир, 1993.

3. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомании. – СПб.: Речь, 1999.

4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. - М., 1999.

5. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - Симферополь, 1998.

6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Класс, 1995.

7. Буль П.И. Основы психотерапии. - М.: Медицина, 1974.

8. Бухановский А.О. Общая психопатология: Пособие для врачей. – РнД.: Феникс, 2003.

9. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Речь, 1999.

10. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. - М.: Эксмо-Пресс, 1996.

11. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002.

12. Диагностика и коррекция аномальных психических развитий у детей. Сб. / Под ред. Е.М. Мастрюкова. - М.: Эксмо-Пресс, 1988.

13. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

14. Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.: Питер, 1995.

15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Питер, 2002.

16. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия: Монография. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.

17. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. - М.: Смысл, 2000.

18. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М.: Класс, 2001.

19. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985.

20. Кернбер О.Ф. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. - М.: Класс, 2000.

21. Коржова Е.Ю. Психологические портреты больных с приобретенными пороками сердца: внутренняя картина жизненного пути. Метод. пособие. – СПб.: Речь, 1995.

22. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Мир, 2001.

23. Леонгард К. Акцентуированные личности. // Психология индивидуальных различий. -М.: МГУ, 1982.

24. Личко А.Е. О динамике акцентуаций характера. // Психология индивидуальных различий. - М.: МГУ, 1982.

25. Маркон А.С. Психотехника против наркомании. - М.: Класс, 2000.

26. Мишин Г.И. Три причины стресса. - Л.: Лениздат, 1990.

27. Нагнибеда А.Н., Нитруца М.И. Скорая психиатрическая помощь на догоспитальном этапе. - СПб.: СпецЛит, 2000.

28. Носачев Г.Н., Павлов В.В. Общение с пациентом: психология общения в системе «врач – пациент». - Самара, 2000.

29. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.: Класс, 2001.

30. Организация медико-психологической помощи подросткам в амбулаторно-поликлинических условиях. Метод. пособие. - М.: Когнито-Центр, 1998.

31. Особенности формирования психических процессов у детей с нарушением умственного и физического развития / Под ред. Т.А. Григорьева. - Минск, 1987.

32. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. - М.: Когнито-Центр, 2000.

33. Парцерняк С.А. Клиническая психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2000.

34. Перова И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков. - СПб.: Речь, 1999.

35. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. – СПб.: Академия, 2000.

36. Петрова В.Г. Психология умственно-отсталого школьника (олигофренопсихология). Уч. пос., М.: Смысл, 1996.

37. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. – СПб.: Питер, 2000.

38. Сидоров П.Н., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. Учебник для студентов мед. ВУЗов. - М.: Смысл, 2000.

39. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М.: Класс, 1995.

40. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Уч. Пос. - М.: Мир, 1998.

41. Суицидология: прошлое и настоящее / Сост. Моховиков А.Н. - М.: Мир, 2001.

42. Тарабрина Н.В.- Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.

43. Уоттс А. Психотерапия. Восток и запад. - М.: Академия, 1997.

44. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М.: Мир, 2001.

45. Хелл Д., Фишер-Фельтен М. Шизофрениии: основы понимания и помощь в ориентировке. - М.: Класс, 1998.

46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – СПб.: Питер, 2002.

47. Худик В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исследований детей и подростков. - СПб.: Питер, 2000.

48. Шабанов П.Д., Штанельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. - СПб.: Питер, 2000.

49. Эволюция психотерапии. - М.: Мир, 1998.

Содержание

  Стр.
Введение  
Тема 1. Предмет и структура клинической психологии  
Семинар по теме 1. Проблема выделения нормы и патологии психики    
Тема 2. Психогенные заболевания    
Семинар по теме 2. Пограничные нервно-психические расстройства    
Тема 3. Психопатии    
Тема 4. Нарушения психического развития детей и подростков    
Тема 5. Нарушения сферы сексуальных отношений    
Тема 6. Психосоматические расстройства    
Практическое занятие по теме 6. Психосоматические расстройства    
Тема 7. Психозы    
Семинар по теме 7. Психотические расстройства    
Тема 8. Типы личностных реакций на болезнь    
Тема 9. Наркомании и алкоголизм    
Семинар по теме 9. Наркомания и алкоголизм    
Тема 10. Принципы лечения психических отклонений    
Тема 11. Юридические основы психиатрической помощи    
Тема 12. Методология клинической оценки психического состояния    
Практическое занятие по теме 12. Нейропсихологическое обследова- ние больного с заболеваниями нервной системы    
Словарь основных терминов    
Список литературы по дисциплине    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...