Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архимандрит Роберт Ф. Тафт 5 страница




[228] Прошение о том, чтобы небо и земля, примиренные во Христе (Лк. 2: 13-14), друг с другом были не во вражде, но пребывали бы в Мире Божием. «Мир» с литерой «и» – это Божественный Покой, Божественное Молчание, который, согласно св. ап. Павлу, «превыше всякого ума…» (Фил. 4: 7) и есть Жизнь в Боге. «Весь Мір» с точкой над ”і” - это все Мироздание в его Вселенской Полноте, т. е., весь целостный сотворённый видимый и невидимый (ангельский) Мир. (Вспомните название известного романа графа А. Н. Толстого «Война и Мір”=“Война и Вселенная”.

[229] Т. е., примиренными с Богом и людьми.

[230] Т. е., получив отпущение грехов, пособоровавшись и причастившись.

[231] Здесь прошение земной кончины не через позорную казнь, а естественной, в надежде на вечное спасение, т. е., прошение о достойном окончании земной жизни при всеобщем уважении.

[232] Букв. «Вкладываем в Твои руки жизнь нашу». В античные века раб вкладывал свои ладони в руки господина, выражая свою покорность. Отсюда характерное молитвенное сложение рук у латинян.

[233] Слав. «мили ся деем» означает ничтожность свою сознавая, будучи недееспособными, умаляя себя, простираясь долу, повергаясь ниц. Молитвы, в которых присутствовала фраза «мили ся деем» всегда выслушивались общиной коленопреклонно.

[234] Ин. 5: 24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

[235] К небесному Отцу через Христа верные имеют дерзновение и надежный доступ (Еф. 3: 12). А постоянно причащающиеся могут быть Им оправданы на Суде. См. Ин. 6: 54: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

[236] Молитву Господню по смыслу слова «и возгласить» вернее произносить всей общиной (не петь). В древности при этом все воздевали руки к небу. Воздетые руки означали прикосновение к Престолу Божию или ризам Христовым, а открытые ладони – готовность принять дары Божьей любви. Ср. иконографию «Оранты».

[237] «Иже еси на небесех» – Который на небе, т. е., «Отец Небесный…»

[238] «Хлеб насущный», (греч. «έ π ι ο ύ σ ι ο ς » – сверхсущный, надсущный) – по толкованиям Св. Отцов это Пища для вечной жизни – Тело и Кровь Христовы.

[239] От зла, от двоедушия, лицемерия, от олицетворения зла – сатаны.

[240] С христианской точки зрения Святая Троица и есть Царство, Сила и Слава. “Царство”, “Сила”, “Слава” – слова-субтитулы, помогающие избегать произносить слово “Бог”, заменяющие священное Имя Божие, которое нельзя произносить всуе. Христос, вознесшись на небеса, воссел “одесную Силы”, т. е., воссел справа от Отца (Мк. 14: 62). Единородный Сын Божий есть Слава Отца (Ин. 17: 24). По толкованию Святых Отцов, Дух Святой являлся в образе светоносного «облака Славы», покрывшего Христа на Фаворской горе (См. Мф. 17: 5: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»), и взявшее Его на Елеонской горе (См. Деян. 1: 9: «…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их»).

[241] Призыв перед чтением главопреклонной молитвы. Главопреклонная молитва - древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся верных (после " Отче наш" ). Для последних диакон произносит " Главы ваша… преклоните" вместо " Главы наша… преклоним"; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее. Роберт Тафт полагает, что главопреклонная молитва читалась также на исход из храма т. н. «слушающих» или «молящихся», ещё не получивших от епископа права на причащение.

[242] В главопреклонной молитве прошение на раздробление Св. Агнца и о безопасности уходящих из храма (плавающих, путешествующих, больных).

[243] Бог о Себе сказал: «Я есть Сущий» (См. Быт. 3: 14). Он объял Собой всё бытие и обладает последним. И в этом смысле есть истинное абсолютное Бытие. Всё сотворённое призвано Богом из небытия (из ничего) к бытию. Всё, что бытийствует причастно Богу по бытию через уподобление Первообразу. Бытие есть присутствие Бога в творении. Но само сущее творение не есть сверхсущный Бог. Для христианина вопрос: «Что изначально первично: материя или дух (сознание)? » - лишен смысла. И то и другое – тварно, создано Творцом из ничего (как и время, и пространство). Только Бог – безначален. Он вне времени и пространства. Он не сотворен. О нём можно только сказать: Он – Есть. Во всём сотворенном Святые Отцы различают сущее (реально бытийствующее) от не-сущего, от мнимо бытийствующего. Например, человек наделён Богом реальным бытием. А тень от тела человека есть простое отсутствие света. Поэтому тень – «не-сущее», в ней нет реального сотворённого Богом бытия. Зло также есть «не-сущее», ибо не создано Богом, но есть следствие первородного греха человека, внесшего онтологическую дисгармонию в первозданную Красоту (греч. «кала») Космоса. Зло в Мiре есть не-сущая «тень» грехопадения человека. Бог сотворил всё сущее – видимое и невидимое (ангелов) и поддерживает его бытие благодатными силами (божественными энергиями) Духа Святого. Св. Иоанн Златоуст и другие Учители Церкви (в отличие от восточных дуалистических учений и манихейских представлений, трактующих материю как злое начало), рассматривали бытие Мiра как благо и потому благодарили Бога за дарование бытия всему сущему и особенно человеку.

[244] В церк. слав. тексте молитвы: «ибо преклонили не плоти и крови…». Выражение «плоть и кровь» – библейское, часто оно есть синоним человека (Мф. 16: 17: «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах») или животного мира (См. Быт. 7: 21: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди»). Почитание же евхаристических Плоти и Крови Христовых совершается в силу священного Предания Церкви, в частности, халкидонского христологического догмата: в единой ипостаси Бога Слова воплощенного (во Христе Иисусе) нераздельно и неслитно существуют две природы – божественная и человеческая. По учению Леонтия Византийского (VI век от Р. Х. ) превечной ипостасью Сына Божьего было воспринято человечество Христово, которое от Пресвятой Девы Марии, сообщив Ему индивидуальность. Причём так, что «она стала описуемой (в иконах), … что позволяло ей есть и пить» (преп. Феодор Студит). Плоть Христова (с Его Кровью) стала воипостасной. О термине св. отцов «воипостасность» читайте: Давиденков О. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, Москва, 1998, с. 27-32.

[245] “Страшный Бог” - это истинный Бог, величие образа Славы Коего повергает людей и ангелов в священный трепет. См. Иез. 1: 26-2: 1.

[246] «сообразно нуждам каждого» - в древности верным вручались частицы Святых Даров для причащения в пути больных и умирающих.

[247] Жилище Христово там, где Его Небесный Отец.

[248] В древности Св. Причастие разносилось верным, отсутствовавшим на Евхаристии.

[249] Т. е., Святые Дары для избранников Божьих – христиан, верных. В древней практике Святые Дары при этом возглашении, показывались Святому Народу Божьему. Слово «святой» здесь употреблено не в смысле нравственном, а в значении инаковости – «иной», выделенный из обычного порядка вещей или явлений, то, что причастно святому Богу или Его освящающей благодати. См. 1Петр. 2: 9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Ин. 15: 16: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Возглас отражает практику т. н. «тайной дисциплины» (disciplina arcana) – Святые Дары, часто приносимые домой для причастия больных и верных, отсутствующих на Евхаристии, не должны попасть в руки катехуменов (оглашаемых).

[250] Евр. 7: 26: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес».

[251] Ср. Фил. 2: 9-11: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

[252] Из педагогических и мистагогических соображений, дабы тайна Евхаристии не была профанирована, в древности запрещалось выставлять Тело и Кровь Христовы напоказ катехуменам, чтобы язычники, по незнанию, не осмеяли их, а оглашаемые не соблазнились, слушая их (См. Св. Афанасий Великий. Апология против язычников. II: 46 (PG 25-268 SA). Известно, что закрытость Таинства Причащения порождала в массах язычников и недоброжелателей нелепые слухи и домыслы, что христиане на своих собраниях якобы совершают ритуальные убийства детей и пьют их кровь, и это вызывало ненависть к ученикам Христовым и расправу толпы над ними. Раскрытие учения о таинстве причащения приравнивалось к предательству Иуды. Поэтому молитва перед причащением имеет характер обещания сохранять тайну учения о Евхаристии.

[253] Церк. слав. «Достояние Твое» = наследие Твое, синоним христианского народа Божьего и святынь Церкви.

[254] «Приняв Духа Небесного» – т. е., получив через причащение дар Общения в Духе Святом, божественную освящающую благодать.

[255] «Сохрани нас во Твоей Святыне» - иной перевод: «Сохрани нас в Тебе, о Святой…»

[256] Слав. «…весь день поучатися правде Твоей…» - после Литургии христиане весь воскресный день старались общаться с Богом, слушая заповеди Христовы, ведущие к оправданию на суде Божием.

[257] В древности все ектении выслушивались верными коленопреклонно. Но после причащения благодарственная ектения выслушивалась стоя. Слав. «просто» означает прямо, благообразно, пристойно, стоя на ногах. «Пр о сти, … дабы достойно возблагодарить…» – призыв возблагодарить Бога стоя и благоговейно.

[258] Произносилась вслух всего народа по сложении св. антиминса священником. Сейчас возглас произносится отдельно от предшествующей ему молитвы – при осенении Евангелием святого антиминса.

[259] Овальный амвон Святой Софии в Константинополе стоял на мраморных столбах в центре храма.

[260] Церк. слав. «достояние Твое» – наследие Твое, т. е., новозаветный христианский избранный Народ Божий. Ср. гимн «Спаси, Господи, Люди Твоя и благослови (нас, ибо мы ) – достояние Твое».

[261] Полнота Церкви = кафоличность = соборность – невидимая и видимая стороны бытия Церкви (Божественная и человеческая): сакраментальная, пространственная, гносеологическая, социальная, моральная.

[262] Божественная Сила Отца – это благодать, энергия Святого Духа. Слава Божия – сияющее духовное облако несотворенной благодати Божией или Сам Христос – живая Слава Отца.

[263] Т. е., человеку и всему творению.

[264] Благие дары – благие (братские) дарения, обычные любезные человеческие дарения-даяния. В молитве, вероятно, идёт речь о приношениях (дарениях, даяниях) верных на общую (братскую) трапезу, агапу – вечерю Любви, совершаемую в древности вечером, перед Евхаристией, а, позднее, в связи с перенесением служения Литургии на утреннее время, после Евхаристии.

[265] Церк. слав. «всякий Дар совершен, (Иже) Свыше есть» – это есть Сам Дух Святой, исходящий от Бога-Отца и сошедший на св. Апостолов в день Св. Пятидесятницы. Об Его обретении молится Святая Церковь: «Ниспосли Духа Святого на нас и на эти Святые Дары». Дух Святой – это Дар, посылаемый Богом Отцом через Христа в сердца верующих. Дух Святой совершенствует (освящает, обожает) верных для новой жизни во Христе в Царстве Св. Троицы. Вся анафора есть горячая молитва о получении Дара – Святого Духа. Ср. Мф. 5: 48: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный», а также: Иак. 3: 2; Еф. 4: 12; Евр. 10: 14. В Полной Симфонии см. библейское значение слово «совершенный».

[266] Церк. слав. «Отца светов» – Отца светочей, буквально «светил». Древние иудейские и христианские предания предполагали связь светоносных ангелов с планетами по признаку стройности, размеренности, стремительности движения. Архангела Гавриила часто соединяли с Луной, Рафаила с Меркурием и т. д. Выражение “воинство небесное” в семитской языковой системе означает строй светил. В толкованиях Святых Отцов «небесные светы» – это ангелы. Таким образом, выражение Отец светов” = “Отец небесных воинств – бесчисленных ангелов”. Бог есть Отец и творец ангелов. В молитве явственно прослеживается антиязыческая тема против почитания планет. Об ангелах читайте: БТ, 27, изд. МП, 1985, с. 325-327.

[267] Царство Отца и Сына и Святого Духа - постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия (Мф. 4: 17), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем (Ин. 17: 3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле.

[268] Аминь – воистину так. Имя Христово (Откр. 3: 14). Свидетельство истинности, словесная «печать» молитвы и Таинства (1 Кор.: 14: 16).

[269] Т. е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени…», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави... » По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трап е зе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва, – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче: …» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении.

[270] Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. Фил. 4: 7: «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; Кол. 3: 15: «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Сам Бог после творения мира почил от всех дел Своих. Мир Божий есть дар Божий, и открывается как живое Присутствие Бога. По свидетельству православных мистиков, познавший Мир Божий внезапно чувствует Присутствие Божье, как Личности, как Живой радостный Свет, он каждой клеткой своего существа ощущает Благость Божью, полноту и законченность Вселенной, ранее отсутствовавшую в душе гармонию; окружающий мир становится прекрасным. От созерцания гармонии и Красоты Мира Божьего (Света Божьего, Славы Божьей) человека часто охватывает острое ощущение радости и счастья бытия (блаженство), и вместе с тем непоколебимая уверенность в своем личном бессмертии и бытии Божьем. Ср. Рим. 14: 17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». По свидетельству мистиков, познавший Мир Божий человек отчетливо понимает, что иначе и быть не может, что мир без Бога – верх нелепости и логического абсурда, что без Бога сотворённый Мир не просуществовал бы и мгновения. Противоречивый критический голос падшего рассудка умолкает, и бытие Божие душа ощущает как радостную онтологическую реальность. Пожелание Мира Божьего в богослужении – высшая степень проявления любви к человеку и есть пожелание спасения души. Отсюда возглас «Мир всем! »

[271] Здесь прошение о мире во всей Вселенной, о согласии, об отсутствии враждебности между всем творением Божьим, в том числе между ангелами и человеческим родом, чтобы Высший невидимый Мір служебных духов (ангелов) был к нам мирен и благожелателен. В Библии упоминаются не только ангелы-хранители (Деян. 5: 17-20: «Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни») или ангелы-примирители (Лк. 2: 13: 14: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! »), но и ангел – истребитель (1Пар. 21: 15: «И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою»); об ангеле бездны и губителе Аваддоне (греч. Аполлион) см. Откр. 9: 11, а также БТ, 27, изд. МП, 1985, с. 323.

[272] «…о благостоянии Церквей» – моление о нерушимом стоянии местных Церквей в Христовой Истине.

[273] Прошение о единении в местных Церквах всех христиан. Церковь Христова одна, хотя в мире сем являет себя как Семья канонических Поместных Православных Церквей.

[274] Церк. слав. «о честном пресвитерстве» - о досточтимых священниках.

[275] „О всем притче”, т. е., о церковнослужителях: о пономарях, певцах, свещеносцах, чтецах, иподиаконах.

[276] Церк. слав. «и людях» – т. е., о членах поместной (епархиальной) Церкви (диоцеза).

[277] Прошение о том, чтобы воздушная среда (стихия) была растворена, наполнена божественной благодатью, чтобы воздух был благоумеренным, благоумягченным, чтобы климат Земли всегда был благоприятен для жизни людей, флоры и фауны.

[278] Об избавлении православной страны и христиан от всевозможных бед, ненависти и насилия от внешних врагов (от язычников, варваров и др. ).

[279] Бог действует в Мире посредством Своих Божественных нетварных энергий – благодати. По преп. Серафиму Саровскому – цель жизни человека состоит в стяжании дара благодати Духа Святого.

[280] Т. е., призывая в помощь Пресвятую Богородицу и всех святых.

[281] Церк. слав. «весь живот наш Христу Богу предадим». Смысл церк. слав. «весь живот» в древности был шире нынешнего слова «вся жизнь» и означало всё, чем был наделён или владел человек: бытие, тело, разум, воля, чувства, намерения, дела и всё его имущество («живот, имение»). Вместе с евхаристической Жертвой верные всецело приносят (посвящают) служению Богу и себя, и всё, чем они обладают. Последнее диаконское возглашение является призывом к смирению перед волей Божией и к полной самоотдаче в служении Ему на земле и в вечной жизни по примеру Пресвятой Богородицы и всех святых. Последующий ответ верных «Тебе, Господи» имеет характер обещания-присяги деятельной и жертвенной любви к Богу и ближним.

[282] В древности почти все молитвы Литургии и ектении выслушивались коленопреклонно. Об этом читайте приложение «О древней практике совершения ектений».

[283] Господь, по-гречески «Кириос» – Владыка, т. е., Тот, Кто господствует. Одно из имен Божиих.

[284] Слава Божия – отнюдь не простая известность. Пророку Иезекиилю на берегах реки Ховар было явление Славы Бога Израилева в виде величественного и прекрасного образа, сотканного из света и огня (Иезек. 1). Херувимы – опора Славы Божией, являющейся Священным Началом, Присутствием Божиим. У Святых Отцов (свт. Григорий Палама) Слава Божия это то светлое облако или сияние нетварных Божественных Энергий, которое созерцали св. апостолы в Лице Христа (греч. «энергиа» – благодать). Бог есть Свет, и Христос есть сияние Славы Отца. См. Ин. 1: 14: «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»; Ин. 17: 24: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Сущность Божия (евр. Шихина) абсолютно непостижима и недоступна. Триединый Бог бытийствует в окружении Своих нетварных энергий, в Своей Славе. Он почивает во Своей святости подобно Солнцу, окруженному сиянием своей же плазмы – солнечной короны. Слава Божия, по библейскому учению, как бы прикрывает Шихину Божию – непостижимую сущность Бога. Слава Божия мыслится как совокупность всех совершенств. Слава Божия есть совершенная Красота Божия, нетварное одеяние глубинной сущности Бога, созерцание которой переживается как единое Благо. Это состояние блаженства пережили святые апостолы на Фаворе, созерцая облако Славы Божией. Благодать Божия посылается Богом и действует в Церкви через святые Таинства, особенно через Евхаристию. Причастники «одеваются» во Христа – в Предвечную Славу Отца. Ею обновляется (освящается) весь тварный мир. Еврейские раввины учили: «Там, где двумя или тремя читается Тора, там Шихина Божия посреди них». Христос повторил эту фразу по отношению к Себе: «Там, где двое или трое собрались во Имя Моё, там Я посреди них». Переживанием Присутствия прекрасной Славы Божьей и воспеванием Её пронизана вся Литургия Церкви.

[285] Здесь молитва о всех членах местной Церкви (епархии), находящихся в молитвенном общении между собой и которые, по учению Церкви, составляют единое евхаристическое собрание, возглавляемое епископом. Возможно и те члены общины, которые по исполнении епитимии, могли стоять с верными за Литургией, но еще не получили права на причащение. И те, кто отсутствует на Евхаристии по благой «вине».

[286] Церк. слав. «щедроты Божии» – дары любви Божьей и Его сострадания к человеку: божественное благосердие, сострадание, сочувствие, милующая благость Божия, сопереживание Бога человеку, действие Божие, направленное на спасение человека. Сравните с выражением «щедрая земля». См.: Еф. 5: 9: «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».

[287] Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t. 10, Romae, 1844, p. 38-39, а также Успенский Н. Д. Из истории молитвы “Никтоже достоин. ”).

[288] Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т. н. песенной Утрени.

[289] В Новом Завете Народ Божий – это верующие во Христа, вся Церковь Христова.

[290] «Достояние Твое», т. е., всё, что принадлежит Тебе (Народ Божий, в т. ч. и будущие поколения христиан, святыни). См. 1Петр. 1: 18-19: «Возлюбленные… не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца»; 1Петр. 2: 9-10: «… вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы».

[291] Полнота Церкви – невидимая и видимая стороны бытия Церкви (Божественная и человеческая).

[292] Ср.: Мф. 21: 13: «Дом Мой – Домом молитвы наречется…»

[293] Здесь прошение к Отцу облечь верных силой Духа Святого во Христа через причастие.

[294] «Держава» – божественное абсолютное единовластие, самодержавие, автовасилиа (греч. ).

[295] С христианской точки зрения Святая Троица и есть Царство, Сила и Слава. В Ней - «автовасилиа=самоцарственность». “Царство”, “Сила”, “Слава” – слова-субтитулы, помогающие избегать произносить слово “Бог”, заменяющие священное Имя Божие, которое нельзя произносить всуе. Христос, вознесшись на небеса, воссел “одесную Силы”, т. е., воссел по правую руку Отца (Мк. 14: 62). Единородный Сын Божий есть Слава Отца (Ин. 17: 24).

[296] Сион – возвышенность в Иерусалиме. Иносказательно – Церковь Христова.

[297] Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого.

[298] Единственный.

[299] Бог-Слово, божественное Слово – по-гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца. Ин. 1: 1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На вопрос Моисея: «Кто Ты? », – последовал ответ Бога: «Аз есмь Сый», т. е., «Я есмь Сущий», «Я есть Тот, Который Есть» (см. Исх. 3: 14: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»). Приснобытие в полной мере относится и ко второму Лицу Святой Троицы – Единородному Сыну Божьему. Ин. 17: 24: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; Откр. 1: 8: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ин. 8: 58: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я Есмь»; «Бессмертен сый» - бессмертносущий, постоянно бытийствующий.

[300] Неизменно, слав. «непреложно», т. е., исключая всякую перемену божественной и человеческой природы при воплощении Логоса – единородного Сына Божия.

[301] Православная Церковь верует, что Пресвятая Богородица после безмужнего рождения Ею Христа осталась на все времена Девой.

[302] Христос отдал Себя на распятие добровольно. На кресте было распято человечество Христа, ипостасно соединенное с Его Божественной природой и прославленное воскресением.

[303] Боголепное славословие и поклонение в равной степени, равнославно, равночестно и одновременно воздаются всем Лицам Святой единосущной и нераздельной Троицы.

[304] См. Мф. 18: 19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

[305] Будущий Век – бесконечно длящееся бытие преображенного Мира, где Бог будет Всем во всём.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...