Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архимандрит Роберт Ф. Тафт 8 страница




[518] Прошение собрать в Теле Православной Церкви Христовой всех отпадших от единства с ней.

[519] В диптихах, т. е., в «граматках, записках».

[520] Т. е., прими участие в нуждах каждого члена единой поместной евхаристической Общины как всемогущий и всеведущий и человеколюбивый Небесный Бог-Отец.

[521] Т. е., всех родственников и живущих при них людей.

[522] О значении этих литургических выражений можно почитать: а) статью А. Раэса " Ta panta kai dia panta"; б) статью Р. Тафта схожего наименования; в) книгу Р. Тафта " Диптихи"; г) две книги Ч. Джираудо о структуре и богословии классических анафор; д) статью д. Михаила Асмуса " О всех и за вся... ". В данном контексте «и всех и вся» полнота собрания евхаристической общины.

[523] Т. е., удостой всех певцов, чтецов, иподиаконов, диаконис и иных членов низшего клира причастия Телу и Крови Христовым.

[524] Преступления, как правило, совершаются под покровом ночи. Быть «сыном света» означает быть праведным. Ср. 1Фес. 5: 5: «Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы».

[525] Откр. 22: 5: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков».

[526] Ин. 14: 27: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир даёт, Я даю вам…» Фил. 4: 7: «…мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Иметь мир Божий означает пребывать в освящающей благодати Божией.

[527] См. Ин. 3: 16: «Ибо так возлюбил Бог Мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

[528] Ин. 14: 2-3: «В доме Отца Моего обителей много… и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

[529] «Всех святых воспомянув», т. е., молитвенно вспомнив в диптихах Полноту Церкви – всех усопших и живых.

[530] Здесь прошение о ниспослании верующим Святого Духа. Ср. молитву эпиклесиса: «…и просим, и молим: ниспосли Духа Святого на нас и на Святые Дары сия... » и молитву на исход народа из храма. См. благодарственный гимн по причащении: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа небеснаго…»

[531] Церк. слав. «Дне всего совершенна… у Господа просим» – т. е., просим такого дня, который бы был всецело посвящён общению с Богом и увенчался Общением всех во Святом Духе, привёл бы к совершенной (конечной) цели евхаристического собрания – единению всех верных со Христом во Святом Духе. См. начальные призывы анафоры: «…и Общение Святого Духа да будет со всеми вами» и епиклезис: «Ниспошли Духа Святого на нас и на эти Святые Дары».

[532] Согласно преданию ветхозаветной Церкви эпохи второго Храма, молящегося, идущего домой из храма, сопровождает злой или добрый ангел (см. Об этом в статье H. Engberding-а Zum besseren Verstaendnis einiger diakonaler Aufforderungen des byzantinischen Ritus (OS. 1964. Vol. 13), а также в книге R. Taft-а Great Entrance (R., 1978)). В христианском предании " Ангел Мира" отождествляется с ангелом-хранителем, иногда - с Самим Христом, а злой – с бесом или дьяволом.

[533] «Грех» – от санскритского «gregh» – то, что достойно хулы, презрения, отвержения.

[534] Прегрешение – грехопадение. Греховная наклонность воли, похоть (похотение), болезнь воли, удобопреклонность человеческой воли более ко злу, чем к добру; греховное влечение; непреодолимое желание, ведущее к совершению реального греха (в современном греч. служебнике – ή π λ η μ μ έ λ ε ι α ). В Толковом словаре русского языка В. Даля «прегрешный человек» – весьма порочный, грешный в своей внутренней сути человек. (См. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языках в 4 томах. Т. 3. М., изд. Терра-Книжный клуб, 1998. С. 1003. ) «Прегрешение» – то, что заслуживает двойного, абсолютного и немедленного отвержения. У некоторых переводчиков «прегрешение» = ошибка, вина, небрежность. В Синодальном русском издании Библии церковнославянское «прегрешение» переводится как «преступление». См. Еф. 2: 1-5: «…и вас, мёртвых по преступлениям (др. греч. τ ό π α ρ ά π τ ο μ α = падение) и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаю мира сего, (Бог)… оживотворил со Христом» (ср. Рим. 1: 21-32). «Оставление грехов и прегрешений» – т. е., освобождение от них и невозвращение к их совершению, что становится возможным при полном уврачевании онтологических последствий первородного греха в человеке.

[535] Прошение о том, чтобы небо и земля, примиренные во Христе (Лк. 2: 13-14), друг с другом были не во вражде, но пребывали бы в Мире Божием. «Мир» с литерой «и» – это Божественный Покой, Божественное Молчание, который, согласно св. ап. Павлу, «превыше всякого ума…» (Фил. 4: 7) и есть Жизнь в Боге. «Весь Мір» с точкой над ”і” - это все Мироздание в его Вселенской Полноте, т. е., весь целостный сотворённый видимый и невидимый (ангельский) Мир. (Вспомните название известного романа графа А. Н. Толстого «Война и Мір”=“Война и Вселенная”.

[536] Т. е., примиренными с Богом и людьми.

[537] Т. е., получив отпущение грехов, пособоровавшись и причастившись.

[538] Здесь прошение земной кончины не через позорную казнь, а естественной, в надежде на вечное спасение, т. е., прошение о достойном окончании земной жизни при всеобщем уважении.

[539] Пс. 110: 10: «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек».

[540] Т. е., принять от Единого Хлеба и из Единой Чаши – частицу Тела и Крови Христовой.

[541] Молитву Господню по смыслу слова «и возгласить» вернее произносить всей общиной (не петь). В древности при этом все воздевали руки к небу. Воздетые руки означали прикосновение к Престолу Божию или ризам Христовым, а открытые ладони – готовность принять дары Божьей любви. Ср. иконографию «Оранты».

[542] «Иже еси на небесех» – Который на небе, т. е., «Отец Небесный…»

[543] «Хлеб насущный», (греч. «έ π ι ο ύ σ ι ο ς » – сверхсущный, надсущный) – по толкованиям Св. Отцов это Пища для вечной жизни – Тело и Кровь Христовы.

[544] От зла, от двоедушия, лицемерия, от олицетворения зла – сатаны.

[545] С христианской точки зрения Святая Троица и есть Царство, Сила и Слава. “Царство”, “Сила”, “Слава” – слова-субтитулы, помогающие избегать произносить слово “Бог”, заменяющие священное Имя Божие, которое нельзя произносить всуе. Христос, вознесшись на небеса, воссел “одесную Силы”, т. е., воссел справа от Отца (Мк. 14: 62). Единородный Сын Божий есть Слава Отца (Ин. 17: 24). По толкованию Святых Отцов, Дух Святой являлся в образе светоносного «облака Славы», покрывшего Христа на Фаворской горе (См. Мф. 17: 5: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»), и взявшее Его на Елеонской горе (См. Деян. 1: 9: «…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их»).

[546] Призыв перед чтением главопреклонной молитвы. Главопреклонная молитва - древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся (после " Отче наш" ). Для последних диакон произносит " Главы ваша… преклоните" вместо " Главы наша… преклоним"; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее.

[547] Роберт Тафт полагает, что эта главопреклонная молитва читалась на исход из храма т. н. «слушающих» или «молящихся», ещё не получивших от епископа права на причащение.

[548] Вероятно, прошение о будущем причащении покидающих храм.

[549] Жилище Христово там, где Его Небесный Отец.

[550] В древности Св. Причастие разносилось верным, отсутствовавшим на Евхаристии.

[551] Т. е., Святые Дары для избранников Божьих – христиан, верных. В древней практике Святые Дары при этом возглашении, показывались Святому Народу Божьему. Слово «святой» здесь употреблено не в смысле нравственном, а в значении инаковости – «иной», выделенный из обычного порядка вещей или явлений, то, что причастно святому Богу или Его освящающей благодати. См. 1Петр. 2: 9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Ин. 15: 16: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Возглас отражает практику т. н. «тайной дисциплины» (disciplina arcana) – Святые Дары, часто приносимые домой для причастия больных и верных, отсутствующих на Евхаристии, не должны попасть в руки катехуменов (оглашаемых).

[552] Евр. 7: 26: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес».

[553] Ср. Фил. 2: 9-11: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

[554] Из педагогических и мистагогических соображений, дабы тайна Евхаристии не была профанирована, в древности запрещалось выставлять Тело и Кровь Христовы напоказ катехуменам, чтобы язычники, по незнанию, не осмеяли их, а оглашаемые не соблазнились, слушая их (См. Св. Афанасий Великий. Апология против язычников. II: 46 (PG 25-268 SA). Известно, что закрытость Таинства Причащения порождала в массах язычников и недоброжелателей нелепые слухи и домыслы, что христиане на своих собраниях якобы совершают ритуальные убийства детей и пьют их кровь, и это вызывало ненависть к ученикам Христовым и расправу толпы над ними. Раскрытие учения о таинстве причащения приравнивалось к предательству Иуды. Поэтому молитва перед причащением имеет характер обещания сохранять тайну учения о Евхаристии.

[555] Церк. слав. «Достояние Твое» = наследие Твое, синоним христианского народа Божьего и святынь Церкви.

[556] «Приняв Духа Небесного» – т. е., получив через причащение дар Общения в Духе Святом, божественную освящающую благодать.

[557] «Сохрани нас во Твоей Святыне» - иной перевод: «Сохрани нас в Тебе, о Святой…»

[558] Слав. «…весь день поучатися правде Твоей…» - после Литургии христиане весь воскресный день старались общаться с Богом, слушая заповеди Христовы, ведущие к оправданию на суде Божием.

[559] В древности все ектении выслушивались верными коленопреклонно. Но после причащения благодарственная ектения выслушивалась стоя. Слав. «просто» означает прямо, благообразно, пристойно, стоя на ногах. «Пр о сти, … дабы достойно возблагодарить…» – призыв возблагодарить Бога стоя и благоговейно.

[560] Произносилась вслух всего народа по сложении св. антиминса священником. Сейчас возглас произносится отдельно от предшествующей ему молитвы – при осенении Евангелием святого антиминса.

[561] Во святых Твоих Тайнах, то есть, в таинственных Теле и Крови Христовых.

[562] «Непостыдная вера» - побеждающая, победная вера. В античные времена на голову Римского Императора возлагали символ мощи и победы – золотой лавровый венок, а на сочетающихся браком римлян – венцы из благоуханной мирты. Ныне этот обычай сохранился в чине Таинства Браковенчания, но венцы, как правило, металлические, позолоченные. 1Ин. 5: 4: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мір; и сия есть победа, победившая мір, - вера наша».

[563] Ин. 6: 54: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

[564] Овальный амвон Святой Софии в Константинополе стоял на мраморных столбах в центре храма.

[565] Церк. слав. «достояние Твое» – наследие Твое, т. е., новозаветный христианский избранный Народ Божий. Ср. гимн «Спаси, Господи, Люди Твоя и благослови (нас, ибо мы ) – достояние Твое».

[566] Полнота Церкви = кафоличность = соборность – невидимая и видимая стороны бытия Церкви (Божественная и человеческая): сакраментальная, пространственная, гносеологическая, социальная, моральная.

[567] Божественная Сила Отца – это благодать, энергия Святого Духа. Слава Божия – сияющее духовное облако несотворенной благодати Божией или Сам Христос – живая Слава Отца.

[568] Т. е., человеку и всему творению.

[569] Благие дары – благие (братские) дарения, обычные любезные человеческие дарения-даяния. В молитве, вероятно, идёт речь о приношениях (дарениях, даяниях) верных на общую (братскую) трапезу, агапу – вечерю Любви, совершаемую в древности вечером, перед Евхаристией, а, позднее, в связи с перенесением служения Литургии на утреннее время, после Евхаристии.

[570] Церк. слав. «всякий Дар совершен, (Иже) Свыше есть» – это есть Сам Дух Святой, исходящий от Бога-Отца и сошедший на св. Апостолов в день Св. Пятидесятницы. Об Его обретении молится Святая Церковь: «Ниспосли Духа Святого на нас и на эти Святые Дары». Дух Святой – это Дар, посылаемый Богом Отцом через Христа в сердца верующих. Дух Святой совершенствует (освящает, обожает) верных для новой жизни во Христе в Царстве Св. Троицы. Вся анафора есть горячая молитва о получении Дара – Святого Духа. Ср. Мф. 5: 48: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный», а также: Иак. 3: 2; Еф. 4: 12; Евр. 10: 14. В Полной Симфонии см. библейское значение слово «совершенный».

[571] Церк. слав. «Отца светов» – Отца светочей, буквально «светил». Древние иудейские и христианские предания предполагали связь светоносных ангелов с планетами по признаку стройности, размеренности, стремительности движения. Архангела Гавриила часто соединяли с Луной, Рафаила с Меркурием и т. д. Выражение “воинство небесное” в семитской языковой системе означает строй светил. В толкованиях Святых Отцов «небесные светы» – это ангелы. Таким образом, выражение Отец светов” = “Отец небесных воинств – бесчисленных ангелов”. Бог есть Отец и творец ангелов. В молитве явственно прослеживается антиязыческая тема против почитания планет. Об ангелах читайте: БТ, 27, изд. МП, 1985, с. 325-327.

[572] Мистически Таинство Преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть евхаристическая актуализация (явление) воплощения Божественного Логоса – предвечного Сына Божьего. Принимая в себя обожённые Тело и Кровь Христовы, человек приобщается Таинству Боговоплощения. Уподобляясь Пресвятой Деве Марии, он становится вместилищем Христа, делается Христоносным. Исполняясь благодатной Новой Жизнью во Христе, он через Него соединяется с жизнью Самого Троичного Божества – Отца, Сына и Святого Духа. По учению Святой Церкви истинный смысл человеческой жизни состоит в «стяжании» спасительной нетварной благодати Божией. Человек, однако, способен к восприятию Полноты благодати Святой Троицы лишь в меру своей психофизической ограниченной природы и степени духовного совершенства. Ср. Мф. 19: 12: «…кто может вместить, да вместит». Восприятие человеком божественной благодати не есть единовременный юридический акт, а есть следствие постоянного духовного подвига совершенствования «внутреннего человека» по образу Божьему, содействием Духа Святого, через нравственное и евхаристическое христоуподобление, участие в освящающих и спасительных таинствах Церкви Христовой. Ср.: Фил. 2: 5: «Братья, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»; 1Петр. 1: 15-16: «Возлюбленные, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Благодать (греч. «энергиа»), подаваемая человеку исключительно по воле Божией, не имеет «количественных» или «качественных» ограничений или онтологических (сущностных) отличий, «ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3: 34). Дух Святой – Сокровищница Благодатных Даров и Свершитель нашего Богоусыновления, ниспосылается каждому члену Церкви Христовой в святых Таинствах Крещения и Миропомазания. Ср.: 1Кор. 12: 13: «Ибо все мы одним Духом крестились (погрузились – авт. ) в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом»; 1Кор. 12: 4-7: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения (в Церкви – авт. ) различны, а Господь один и тот же; и действия (проявления Духа – авт. ) различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу». Умножение благодати Божией в человеке означает лишь степень её преображающего спасительного действия. См. Ин. 1: 16: «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Жизнь в Боге именуется в Евангелии пребыванием в Славе Божией. В Богочеловеке Христе Присутствие Бога и Славы Божией – совершенны. Ср.: Ин. 10: 30: «Я и Отец – одно»; Ин. 17: 5: «…ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»); Ин. 17: 22: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Степени же эсхатологического прославления человека в Царстве Небесном – различны, ибо, по св. ап. Павлу, «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор. 15: 41).

[573] 1Кор. 11: 26: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».

[574] Ин. 6: 48: «Я есмь хлеб жизни».

[575] Ин. 6: 49-51: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

[576] В грядущем Царстве Небесном, в Новом Веке = Новом Эоне.

[577] Присно – впредь, постоянно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...