Методические указания по изучению курса
Прохождение практики по данной дисциплине не предусмотрено учебным планом. Курсовые работы и рефераты по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом. Самостоятельная работа студентов дневной формы обучения с контрольными вопросами предполагает теоретическую подготовку к текущим практическим занятиям согласно перечня вопросов пункта 4.1. рабочей программы по дисциплине. Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения с контрольными вопросами предполагает глубокий самостоятельный анализ и проработку тем курса, рассмотренных на лекциях и практических занятиях в ходе установочной сессии. Детальное изучение и подробные ответы на вопросы промежуточного контроля (пункт 4.1. рабочей программы) и работа с учебно-методическими пособиями и УМК, разработанными кафедрой, позволят студентам заочной формы обучения самостоятельно подготовится к сдаче теоретической части зачета и к решению типовых задач. Самостоятельная работа с заданиями студентов дневного отделения предполагает выполнение заданной преподавателем домашней работы, конспектирование разделов, вынесенных на самостоятельную подготовку, выполнение творческого задания. Самостоятельная работа студентов с тестами направлена на самопроверку уровня знаний. Студентам рекомендуется отвечать на тестовые вопросы по мере изучения соответствующих тем, а также в ходе подготовки к экзамену (зачету). Самостоятельная работа студентов с перечнем рекомендуемой литературы предполагает самостоятельное углубленное рассмотрение материала, изложенного в ходе лекций. Чрезвычайно важным представляется рассмотрение примеров и решенных задач. В этой части рекомендуется обратить особое внимание на следующее учебное пособие - Ниворожкина Л.И., Морозова З.А. Математическая статистика с элементами теории вероятностей в задачах с решениями:Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. В данном учебном пособии приводятся не только условия решения задач, но и подробное их решение, что сделано впервые в отечественной практике преподавания рассматриваемой дисциплины.
Самостоятельная работа студентов с вопросами к экзамену (зачету) начинается уже в начале семестра, когда студенты получают их перечень. В ходе самостоятельной работы в течение семестра студенты детально отвечают на вопросы самоконтроля, что позволяет ответить на вопросы экзамена зачета подробно и обстоятельно. Контроль знаний
Вопросы к зачету 1. Определение эконометрики. 2. Эконометрика и экономическая теория. Эконометрика и статистика. Эконометрика и экономико-математические методы. 3. Области применения эконометрических моделей. 4. Методологические вопросы построения эконометрических моделей: обзор используемых методов. 5. Понятие о функциональной, статистической и корреляционной связях. Основные задачи прикладного корреляционно-регрессионного анализа. 6. Уравнение регрессии, его смысл и назначение. Выбор типа математической функции при построении уравнения регрессии. 7. Парная регрессия. Метод наименьших квадратов и условия его применения для определения параметров уравнения парной регрессии. 8. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация. 9. Оценка степени тесноты связи между количественными переменными. Коэффициент ковариации. Показатели корреляции: линейный коэффициент корреляции, индекс корреляции, теоретическое корреляционное отношение. Коэффициент детерминации. 10. Стандартная ошибка уравнения регрессии. 11. Оценка статистической значимости показателей корреляции, параметров уравнения регрессии, уравнения регрессии в целом: t - критерий Стьюдента, F - критерий Фишера.
12. Понятие о множественной регрессии. Классическая линейная модель множественной регрессии (КЛММР). Определение параметров уравнения множественной регрессии методом наименьших квадратов. 13. Стандартизованные коэффициенты регрессии, их интерпретация. 14. Парные и частные коэффициенты корреляции. 15. Множественный коэффициент корреляции и множественный коэффициент детерминации. Оценка надежности показателей корреляции. 16. Оценка качества модели множественной регрессии: F – критерий Фишера, t - критерий Стьюдента. 17. Мультиколлинеарность. Методы устранения мультиколлинеарности. 18. Эконометрические модели: общая характеристика, различия статистического и эконометрического подхода к моделированию. 19. Спецификация переменных в уравнениях регрессии. Ошибки спецификации. 20. Обобщенная линейная модель множественной регрессии. Обобщенный метод наименьших квадратов. 21. Проблема гетероскедастичности. Автокорреляция. 22. Анализ линейной модели множественной регрессии при гетероскедастичности и автокорреляции. 23. Фиктивные переменные: общий случай. Множественные совокупности фиктивных переменных. Фиктивные переменные для коэффициентов наклона. Тест Чоу. 24. Моделирование: влияние отсутствия переменной, которая должна быть включена; влияние включения в модель переменной, которая не должна быть включена. Замещающие переменные. 25. Специфика временных рядов как источника данных в эконометрическом моделировании. 26. Аналитическое выравнивание временных рядов. Оценка параметров уравнения тренда. 27. Автокорреляция в остатках, ее измерение и интерпретация. 28. Критерий Дарбина-Уотсона в оценке качества трендового уравнения регрессии. 29. Анализ временных рядов при наличии периодических колебаний: аддитивная и мультипликативная модели. 30. Особенности изучения взаимосвязанных временных рядов. 31. Автокорреляция рядов динамики и методы ее устранения. 32. Метод последовательных разностей. Интерпретация параметров уравнения регрессии, построенного по первым и вторым разностям. 33. Метод отклонения уровней ряда от основной тенденции.
34. Метод включения фактора времени. 35. Виды систем эконометрических уравнений. Независимые системы. Рекурсивные системы. Системы одновременных (совместных) уравнений. 36. Структурная и приведенная формы эконометрической модели. 37. Проблемы идентификации. Косвенный и двухшаговый метод наименьших квадратов, общая схема алгоритма расчетов. 38. Применение эконометрических моделей. Модель Кейнса (статистическая и динамическая формы). Модель Клейна.
Тесты 1. Термин «эконометрика» был введен в научный оборот: А) В. Парето; Б) Р. Фришем; В) Дж. Кейнсом Г) Гукером.
2. Все переменные в эконометрических моделях делятся на (выберите несколько правильных ответов): А) экзогенные; Б) эндогенные; В) пространственные; Г) предопределенные.
1. Парная регрессия – это: А) односторонняя стохастическая зависимость; Б) функциональная зависимость; В) двухсторонняя стохастическая зависимость; Г) детерминированная зависимость.
2. Коэффициент парной регрессии интерпретируется: А) в зависимости от экономического смысла задачи. Чаще всего отражает совокупное воздействие на Y неучтенных X -ом факторов; Б) как показатель изменения Y при изменении X на единицу измерения признака; В) не имеет интерпретации.
3. Стандартная ошибка оценки уравнения регрессии – это: А) мера вариации относительно среднего X; Б) мера вариации относительно среднего Y; В) мера вариации относительно линии регрессии.
4. Коэффициент детерминации может быть рассчитан как: А) ; Б) ; В) ; Г) .
5. Для проверки качества оценивания регрессии необходимо рассчитать: А) ; Б) ; В) .
8. Частный коэффициент корреляции характеризует: А) тесноту связи между результативным и факторным признаками; Б) тесноту связи между результативным и факторным признаками при фиксированном воздействии других факторов, включенных в уравнение регрессии; В) тесноту связи между факторными признаками.
9. Для измерения эффекта мультиколлинеарности используют: А) ; Б) ; В) . 10. Модель временного ряда с аддитивной компонентой выглядит как:
А) Фактическое значение = Трендовое значение + Сезонная вариация + Ошибка (A = T + S + E); Б) Фактическое значение = Трендовое значение·Сезонная вариация·Ошибка (A =T · S · E); В) Фактическое значение =Трендовое значение + Сезонная вариция·Ошибка (A=T + S · E). 11. Эконометрика получила свое развитие на стыке следующих наук (выберите несколько правильных ответов): А) экономической теории; Б) статистики; В) кибернетики; Г) математики.
12. По уровню иерархии экономической системы, анализируемой при помощи эконометрики, выделяют (выберите несколько правильных ответов): А)мегауровень; Б) макроуровень; В) мезоуровень; С)микроуровень.
13. Относительно числа явлений (переменных), учитываемых в регрессии различают (выберите несколько правильных ответов): А) простую (парную) регрессию; Б) сложную регрессию; В) множественную регрессию; Г) единственную регрессию.
14. Найденная с помощью Метода Наименьших Квадратов линия регрессии: А) максимизирует сумму квадратов отклонений ; Б) минимизирует сумму квадратов отклонений ; В) оптимизирует сумму квадратов отклонений .
15. Параметр b в модели парной регрессии может быть найден как: А) ; Б) ; В)
16. Коэффициент детерминации – это: А) доля вариации, которая не объясняется зависимыми переменными в регрессионной модели; Б) доля вариации, которая не объясняется независимыми переменными в регрессионной модели. В) доля вариации, которая объясняется зависимыми переменными в регрессионной модели; Г) доля вариации, которая объясняется независимыми переменными в регрессионной модели.
17. Для проверка значимости параметра уравнения используется: А) хи- квадрат; Б) F -критерий Фишера;) t -критерий Стьюдента.
18. Множественный коэффициент детерминации оценивает: А) степень тесноты связи между результативным признаком и каждым факторным; Б) совокупное влияние факторыных признаков на результативный; В) какой из факторных признаков в большей степени влияет на результативный.
19. Гомоскедастичность случайных остатков означает, что: А) остатки модели ei имеют постоянную дисперсию; Б) распределение остатков ei является нормальным; В) остатки ei носят случайный характер
20. Критерий Дарбина - Уотсона используется при выявлении: А) мультиколлинеарности; Б) гомоскедастичности; В) гетероскедастичности; Г) автокорреляции.
21. Случайная составляющая (ошибка) обусловлена: А) стохастическим характером зависимости между X и Y; Б) функциональным характером зависимости между X и Y; В) детерминированным характером зависимости между X и Y.
22. При эконометрическом моделировании встречаются следующие типы данных (выберите несколько правильных ответов): А) пространственные данные; Б) экзогенные данные; В) временные ряды.
23. Свободный член уравнения регрессии интерпретируется: А) в зависимости от экономического смысла задачи. Чаще всего отражает совокупное воздействие на Y неучтенных X -ом факторов; Б) как показатель изменения Y при изменении X на единицу измерения признака; В) не имеет интерпретации.
24. Параметр a в модели парной регрессии может быть найден как: А) ; Б) ; В) ; Г) .
25. Сила корреляционной связи между двумя переменными в генеральной совокупности измеряется при помощи коэффициента корреляции, который изменяется в пределах: А) от 0 до +1; Б) от –1 до 0; В) от –1 до +1; Г) от –1 до +∞.
26. Вывод о значимости параметра уравнения делается если: А) ; Б) ; В) ; Г) .
27. Для проверки значимости коэффициента детерминации используется: А) хи-квадрат; Б) F -критерий Фишера;) t -критерий Стьюдента.
28. Для получения прогноза по уравнению множественной регрессии необходимо: А) оценить статистическую значимость параметров уравнения регрессии; Б) найти средние значения факторных признаков, включенных в уравнение множественной регрессии; В)подставить в уравнение множественной регрессии значения x .
29. Скорректированный коэффициент детерминации в модели множественной регрессии находят как: А) ; Б) ; В) .
30. Автокорреляция – это: А) замена данных, имеющих отношение к мелким временным периодам, данными по более крупным периодам; Б) выравнивание уровней ряда по аналитическим формулам; В) зависимость между последовательными (соседними) уровнями временного ряда.
31. Источниками ошибок являются (выберите несколько правильных ответов): А) неучтенные факторы; Б) недетерминированность индивидуального поведения; В) ошибки измерения; Г) детерминированный характер зависимости.
32. Наиболее распространенными в эконометрическом моделировании являются следующие классы моделей (выберите несколько правильных ответов): А) регрессионные модели с одним уравнением; Б) модели временных рядов; В) системы одновременных уравнений; Г) Logit – модели.
33. Относительно формы регрессии различают (выберите несколько правильных ответов): А) линейную регрессию; Б) нелинейную регрессию; В) множественную регрессию; Г) простую регрессию.
34. Метод Наименьших Квадратов используется для: А) нахождения параметров регрессии; Б) интерпретации параметров регрессии; В) определения формы регрессионной зависимости.
35. Стандартная ошибка оценки уравнения регрессии может быть рассчитана как: А) ; Б) ; В) .
36. Выборочный коэффициент корреляции (R) связан с коэффициентом детерминации() следующим образом: А) ; Б) ; В) ; Г) .
37. Для проверки значимости параметра уравнения необходимо рассчитать: А) ; Б) ; В) .
38. Явление мультиколлинеарности состоит в следующем: А) две или более независимых переменных, включенных в уравнение множественной регрессии, связаны между собой линейной корреляционной зависимостью; Б) две или более независимых переменных и зависимая переменная связаны между собой линейной корреляционной зависимостью; В) правильного ответа нет
39. Гетероскедастичность случайных остатков означает, что: А) остатки модели ei имеют непостоянную дисперсию; Б) распределение остатков ei является нормальным; В) остатки ei носят случайный характер.
40. Модель временного ряда с аддитивной компонентой выглядит как: А) Фактическое значение=Трендовое значение + Сезонная вариация + Ошибка (A = T + S + E); Б) Фактическое значение = Трендовое значение·Сезонная вариация·Ошибка (A=T · S · E); В) Фактическое значение = Трендовое значение + Сезонная вариация · Ошибка (А = T + S · E).
41. Модель временного ряда с мультипликативной компонентой выглядит как: А) Фактическое значение=Трендовое значение + Сезонная вариация + Ошибка (A = T + S + E); Б) Фактическое значение = Трендовое значение·Сезонная вариация·Ошибка (A=T · S · E); В) Фактическое значение = Трендовое значение + Сезонная вариация · Ошибка (А = T + S · E).
Сведения о ППС
Деловые игры
Деловая игра проводится как игровая форма выполнения и защиты одного из домашних заданий по дисциплине с целью закрепления у студентов навыков эконометрического моделирования, начиная с постановки задачи, затем спецификации модели, идентификации параметров модели и заканчивая выводами и рекомендациями для принятия решений; а также развитие творческого (критического) подхода к исследованию экономических процессов. Результатом игры является постановка и решение конкретной практической экономической задачи с помощью эконометрических методов с интерпретацией результатов и формулировкой выводов. Студенты разбиваются на 4 группы по 5-6 человек, выбирают руководителей групп. Каждая группа презентует свои результаты и защищает свои выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|