Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Элементы предметно-логической и стилистической структуры текста.




3. Элементы предметно-логической и стилистической структуры текста.

Предметно-логическая (интеллектуальная, объективная, содержательно-фактуальная) информация передает сведения о фактах, событиях, процессах, имевших место быть, осуществляющихся в настоящий момент или имеющих возможность осуществиться. Ряды компонентов, которые непосредственно соотносят текст с действительностью, с трудом могут быть заменены синонимами или другими соотносительными средствами языкового выражения или вовсе не могут быть заменены.

 

Стилистика текста – одно из направлений стилистики, предметом изучения которого является целый текст и его (текстовые) единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста (речевого произведения) как содержательно-смыслового, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения.

4. Виды текстов по способу изложения (описание).

Описание – один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать явление – значит перечислить его признаки.

 

Фактографические описания распространены в научно-технической сфере, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность.

 

Расположение частей в фактографических описаниях обычно таково: 1 – общее назначение (функция) предмета; 2 – его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа.

Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным.

 

При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. Не менее важен и выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.

 

Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т. д. ), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм описания.

5. Виды текстов по способу изложения (повествование).

Повествование - это способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования представляется как относительно законченный, необходимо влекущий последующее.

 

Цель повествования – дать изображение событий в хронологической последовательности.

 

Виды хронологии: прямая (когда изложение событий в тексте соответствует их реальной последовательности), обратная (когда события излагаются от конца к началу), прямая с отступлениями (когда в прямой хронологии появляются отступления - возвраты назад, опережение событий).

 

Композиция – завязка, развитие действия, кульминация, развязка действия.

 

Виды повествования

 

Определяется его предметом, целью автора, материалом, которым он располагает, жанровыми особенностями произведения и формой выражения авторской позиции.

 

Историческое повествование - традиционная форма рассказа о событиях прошлого, представляющая читателю их последовательность и подробности.

 

События 24-25 октября 1917 года описаны многими авторами, но немногословные наблюдения журналиста, профессионально отмечающего подробности, помогают читателю восстановить картину происходившего. Для редактора всегда важен принцип отбора узлов исторического повествования, обоснованность их последовательности, фактическая

точность и разработка каждого узла, органичность включения в рассказ о событиях авторского комментария, который проясняет суть событий, уточняя для читателя значение исторических фактов.

 

Биографическое повествование сочетает в себе обычно несколько повествовательных планов. Оно объединяет факты биографии героя, факты действительности, служащие для них фоном, и оценку этих фактов автором жизнеописания.

 

Анализируя последовательность и соразмерность частей биографического повествования, разработку отдельных его узлов, редактор должен следить, чтобы автор не поменял рассказ о жизни героя рассказом о себе, освободить изложение от ненужных подробностей, взыскательно оценить точность и достоверность фактического материала, приемы разработки отдельных эпизодов.

 

Публицистическое повествование реализует две функции речи - информационную и воздействующую. Форма проявления авторского Я диктуется условиями конкретного жанра, но всегда определяет общую тональность публицистического повествования. Его автор не только сообщает факты, но и оценивает их, стремится воздействовать на читателя, используя выразительные средства языка - словарь, синтаксические конструкции устной и книжной речи, разнообразные риторические приемы.

 

Повествование в событийной информации. Публикации о недавно свершившихся событиях передают их стремительную смену. Для них характерна информационная насыщенность, динамика, лаконизм, нарушение последовательности в накоплении информации, пропуск узлов повествования, неожиданность новых сведений, что создает напряженный ритм фразы. Номинативные формы в сочетании с глаголами несовершенного вида в настоящем времени подчеркивают стремительность событий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...