Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 6. Виды текстов по способу изложения (рассуждение).




 6. Виды текстов по способу изложения (рассуждение).

 

Рассуждение – самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограничиться повествованием о событиях или их описанием. Непосредственная реакция на то, что было увидено или почувствовано им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явлениями, обобщить их, сделать вывод. Логические и синтаксические особенности рассуждения предопределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс выведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос. Особенности логических, смысловых связей находят своё отражение и в синтаксической структуре рассуждения. Если для описания и повествования характерен синтаксический параллелизм, выражающийся в строении предложений, в подборе форм сказуемых, то основная единица «рассуждающей речи» – прозаическая строфа с цепной связью. Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являющееся предикатом суждения, в следующем предложении повторяется. Таким образом, синтаксическая структура рассуждения отражает движение, развитие, сцепление мыслей. Временной план, соотнесённость сказуемых, которые обращали на себя наше внимание при анализе описаний и повествований, в рассуждениях играют второстепенную роль, главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли. Лингвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуждениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содержание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о событиях или описать их. Рассуждение, так же как повествование и описание, в тексте редко существует в «чистом виде». В публицистике оно всегда бывает осложнено включениями фрагментов других видов текста, облегчающих читателю постижение подчас весьма сложной логической конструкции.

7. Композиция нехудожественного текста.

Композиция типичного научного текста является отражением фаз научного исследования, в котором выделяются следующие этапы: 1) осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - «введение»; 2) поиск способов решения проблемы, рассмотрение возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство основного тезиса (гипотезы) - «основная часть»; 3) решение исследовательской задачи, получение ответа - «заключение».

В любом научном тексте можно выделить два вида информации: 1) фактическую, т. е. информацию об объекте исследования; 2) информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию, т. е. автор указывает, какие логические действия он производит (обоснование, сравнение, противопоставление; приведение примера, ссылка; дополнение, пояснение, отступление, актуализация информации.

Информация научного текста может быть квалифицирована также следующим образом: 1) основная (главная) информация, непосредственно отражающая тему исследования; 2) дополнительная, содержащая сведения, не связанные непосредственно с темой исследования; 3) второстепенная информация (дублирующая информация, поясняющая информация, иллюстративная информация).

 

8. Виды редакторской правки (вычитка).

Вычитка - это редакционно-техническая обработка всех материалов издательского оригинала при подготовке его к сдаче в типографию.

 

Вычитка - грамматическая и редакционно-техническая обработка оригинала издания, подготовленного редактором к набору (устранение орфографических, пунктуационных ошибок, опечаток; выбор такой формы расстановки признаков препинания и такой графической формы слов, при обнаружении смысла текста схватывается быстрее и легче; выявление разночтений повторяющихся элементов и т. д. )

 

Задачи вычитки:

 

· устранение орфографических и пунктуационных ошибок;

· завершение единообразия (унификации) описания названных, фамилий, сокращенных, ссылок и других элементов текста, а также единообразия в формах представлений таблиц, формул, рисунков, подрисуночных подписей, элементов, связывающих текст произведений и аппаратных изданий;

· проверить систему рубрикации, всех шрифтовых выделений, ссылок, нумерации разделов, таблиц, формул, рисунков и др.;

· пояснить применение типографии элементов документов (буквы, цифры, знаки) со сходным начертанием или непонятными в каком-либо отношении (например, верх и низ рисунка);

· обратить внимание редактора на несвязанные факты и стилистические погрешности.

Текст не претерпевает никаких изменений. Это означает, что задача правщика-вычитчика сводится к тому, чтобы вычитываемый текст полностью соответствовал оригиналу, с видами его идентифицируют. Это преимущественно всего переиздания классических законов, а также любой другой источник литературы без дополнений и развития. Это также документальные издания.

 

Очевидно, что в процессе издания и переиздания составитель-текстолог и редактор обнаруживают какие-то фактические неточности, пробелы, нормативные установленные установки, стилистические погрешности. Как быть с ними? В таких случаях необходимо давать пояснение в носках или в последствиях, примечаниях в конце книги. Если же переиздается книга с дополнениями и переработкой при живом авторе, то к ней включены все виды рекомендаций.

 

Вычитку выполняет корректор-вычитчик или редактор. Завершает вычитку редактор, занимающийся редактированием произведений. Он просматривает пометы вычитчика и использует права по поставленным вопросам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...