Программа развития для малыша в возрасте с 3 до 5 месяцев
Развитие общей двигательной активности · Двигательные возможности ребенка совершенствуются во время многократного повторения одних и тех же движений. Для развития определенного типа движений требуется соблюдение целого ряда условий: необходимо наличие свободного пространства, участие мамы в двигательных упражнениях с малышом, полезен комплекс массажа, проведенный специалистом. · Совершая гигиенические процедуры с малышом, располагайте его на поверхности различной фактуры: твердой и мягкой, гладкой и шершавой. Поддерживайте двигательную активность ребенка прикосновениями и речью. · Развивайте умение ребенка двигать рукой, включая лопатку, в положении на животе при опоре на одну руку: пусть ребенок ощупывает руками игрушки, извлекает из них звук. · Знакомьте ребенка с его собственным телом во время массажа: ощупывайте его ножки, ручки. · Играйте ручками и ножками ребенка: «это моя нога стучит в кроватке, это моя рука стучит в кроватке». · Играйте в ванне: «это моя рука булькает в водичке буль-буль, это моя нога шлепает в водичке шлеп-шлеп». · Приучайте ребенка поворачиваться со спины на бочок вместе с взрослым, с пеленкой, за игрушкой. · Учите ребенка поднимать голову вслед за светом, игрушкой, опираться на руки: в положении на животе, с валиком под грудью, на коленях у взрослого. · Продолжайте учить ребенка подтягивать руками свои ножки для обследования. · Как можно чаще меняйте позы малыша во время бодрствования - это даст ему возможность целостно воспринимать окружающее пространство. Выкладывайте ребенка на живот, как на твердую, так и на мягкую поверхность (надувной круг, живот мамы). Подобная смена поз является тренировкой вестибулярного аппарата, развивает мышцы спины, учит удерживать голову.
· Совершенствуйте контроль позы в положении ребенка на животе. Это становится возможным в результате долгих тренировок, во время выполнения двигательных упражнений. Активность ребенка в течение дня дает возможность мышцам туловища окрепнуть, сформировать контроль положения туловища, координировать движения таза, совершать симметричные и независимые движения конечностями. Такие навыки позволяют ребенку осваивать окружающее пространство, формируют ползанье. Ползанье положительно влияет на физическое развитие: у ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка. Ползанье полезно для полноценного взаимодействия в работе полушарий головного мозга. · Как можно чаще группируйте ребенка в позе, которая напоминает ползанье (ношение в позе ползания, группировка конечностей в позе на животе). · Учите ребенка переносить вес тела с одной руки на другую, дотягиваться до предмета в позе на четвереньках, стимулируйте подползание за предметом с использованием пеленки и без нее. · Подкладывайте под грудь ребенка подушку и учите его перемещать центр тяжести снизу вверх, как бы имитируя ползание, при этом ручки ребенка также выносим вперед. Перекатывая ребенка таким образом, необходимо немного придерживать его таз. · Тренируйте вставание на колени. Из положения на четвереньках ребенку удобно вставать за опору и сделать первые шаги (игра в кроватке, у зеркала). · Когда берете малыша на руки, следите за тем, чтобы ребенок сам контролировал положение тела в пространстве, принимал правильные удобные позы: не напрягал спину, не выгибался, придерживал шею взрослого двумя руками, с опорой на плечо взрослого. · Используйте упражнения на сохранение равновесия: подбрасывайте ребенка, играйте за руки «плывет кораблик», качайте на своем животе или на ноге, на коленях, катайте ребенка, лежащего (сидящего) на одеяле по комнате.
Развитие движений рук · Движения руками дети совершают с рождения. Сжимание пальцев происходит, когда предмет касается ладони младенца (рефлекторное хватание). Создайте условия для того, чтобы каждое движение ребенка во время занятий вызывало какой-то эффект: звук, одобрительную реакциею матери, тактильные ощущения. · Развивать активностью рук можно в любой момент общения с ребенком: в период гигиенических процедур, кормления, укачивания. Вкладывайте в ручки ребенка различные по качеству и форме предметы, учите ребенка хватать, исследовать и отпускать их. Не забывайте делать массаж рук малыша: легкими поглаживающими движениями массируйте каждый палец, ладошку и всю кисть ребенка от периферии к центру. Ощупывайте руками младенца лица близких людей, лицо ребенка и его другую ручку. · Не забывайте, что игрушку нужно предлагать ребенку непосредственно над его ручкой, затем увеличивая расстояние от руки до игрушки, следите за зрительными реакциями ребенка, не забывайте о необходимом зрительном контроле движения руки к игрушке. · Регулярно делайте массаж рук и ног, выводите большой пальчик из кулачка, раздражайте руку звучащей игрушкой, добиваясь при этом зрительного сосредоточения на ней и захвата пальчиками. · Продолжайте играть с носочком, резинками, колокольчиками: побуждайте снимать носочек с ручки, стягивать резинки. · Учите дергать за ленточки, подвешенные над грудью ребенка, желательно, чтобы тянущее движение руки вызывало звук. · Предлагайте для захвата и обследования контрастные по цвету и разнообразные на ощупь игрушки, помогайте рукам ребенка найти игрушку, дотянуться до нее. · Формируйте не только правильный захват, но и умение черпать рукой, лепить рукой, действовать рукой по-разному (переливать, отжимать, рвать). Для этого малыш может в ванной отжимать губку, отрывать от кафеля игрушку-присоску, рвать бумажные салфетки, размазывать крем. · Продолжайте формировать у ребенка содружественные движения рук, совершать захват предметов с учетом их величины: маленькую игрушку одной рукой, а большую двумя.
· Продолжайте делать гимнастику рук, разучивайте новые движения руками: «ладушки», «сорока». · Побуждайте ребенка удерживать одновременно два предмета двумя руками. · Учите нажимать одним пальчиком, ковырять пальчиком, указывать пальчиком. · Учите снимать прищепки с одежды и пеленки. · Учите ребенка снимать заколки типа «крокодил» с одежды и пеленки. · Учите малыша кидать предмет и прослеживать, куда он упал (можно привязывать игрушку к телу, к ручке ребенка или использовать яркую погремушку). · Учите ребенка отталкивать от себя мишку или куклу, сидящую напротив ребенка, одновременно произнося «уйди – ди». С этой целью вы можете изготовить игрушку своими руками. В небольшую пластиковую бутылку насыпьте бисер или мелкие бусины (1/3 бутылки), плотно закройте крышку. Бутылку положите под ножки ребенка и учите его толкать игрушку ногами. · Пусть ребенок отбросит предмет далеко и ползет за ним. · Учите тянуть игрушки за веревочку (неваляшку, шарик, машинку), это поможет освоить дальнее пространство. · Учите отдавать игрушку взрослому со словами «дай маме, спасибо». · Формируйте дифференцированный захват в зависимости от формы и величины предмета (ладонный, щипковый, пинцетный). · Учите доставать предметы разной величины из банки, пакета; разворачивать игрушку, завернутую в бумагу. · Учите махать платочком, сжимать игрушку-пищалку, хлопать в ладошки, стучать одним предметом о другой. · Учите ребенка совершать действия с предметами с поднятыми вверх руками: махать, снимать, тянуть, нажимать, хлопать. · Учите использовать один предмет по-разному: бубен - хлопаем и трясем; ложка - едим и стучим; шарик – катаем, трясем, сжимаем ручками. · Совершайте с разными предметами одинаковые действия: трясем погремушку, шарик, банку; стучим кубиком, ложкой, молоточком; машем флажком, лентой, шариком. Развитие зрительных реакций · Предлагайте различные по форме и цвету игрушки, располагая их на разном расстоянии от глаз ребенка. Подберите для показа малышу не только различные погремушки, шары, кубики и кольца, но и игрушки с глазками, носиком и ртом.
· В период бодрствования ребенка добивайтесь зрительного сосредоточения, как на лице взрослого, так и на звучащей и беззвучной игрушке. Приближайте и удаляйте свое лицо или игрушку от лица малыша, побуждая его следить в разных направлениях. Меняйте положение ребенка в пространстве: на спине, животе, вертикально на руках у взрослого. · Развивайте умение следить за предметом и лицом взрослого в различных плоскостях и направлениях (вверх-вниз, вправо-влево, близко-далеко, наискосок). Перемещайте игрушку медленно и плавно, чтобы малыш был в состоянии удерживать ее в поле зрения. · Во время кормления добивайтесь концентрации зрительного внимания ребенка на лице взрослого, поддерживайте его песней и разговором с ребенком, наблюдайте за тем, как ребенок изучает ваше лицо. Упражнения для развития слуховых реакций · Учите ребенка прислушиваться к голосу взрослого: во время общения постепенно увеличивайте расстояние между Вами и малышом, меняйте тембр и интонацию голоса, подключайте родственников к развитию слуховых реакций. Приучайте ребенка различать звучание разных игрушек. · Добивайтесь того, чтобы ребенок находил источник звука (голоса взрослого) в пространстве поворотом головы в нужную сторону. Учите ребенка узнавать и радоваться знакомым голосам и звуку любимой игрушки. Приучайте ребенка засыпать под мелодию одной и той же колыбельной. · Развивайте умение ребенка находить звучащий предмет и следить за его движением на достаточно большом расстоянии от уха. Ребенок должен следить за звучащей игрушкой, находясь в различном положении: на спине, животе, руках взрослого. · Учите прислушиваться к разным звукам - часы, музыка разного характера и силы звука. · Выполняйте с ребенком различные движения в соответствии с характером мелодии. · Учите ребенка откликаться на имя. · Выполняя действие с предметом, повторяйте подряд одни и те же звуки лепета (рука ребенка на губах взрослого, взгляд на губах взрослого или предмете, добивайтесь повторения слогов лепета, пытайтесь вызвать соответствующие слогу лепета действие с предметом (бах-тук, оп, пи). Тактильные ощущения · Продолжайте занятия с разными по фактуре предметами. Все, что попало в ручки должно быть обследовано глазами. Задача родителей добиться этого исследования от ребенка. · Ощупывайте руками ребенка лица близких взрослых. · Привлекайте внимание малыша к новым тактильным ощущениям, учите не бояться новых незнакомых на ощупь предметов. · Во время массажа продолжайте петь песенки о той части тела, на которой делаете массаж, совершайте ей движение в такт музыке.
Развитие эмоциональных и речевых реакций ребенка · Смыслом общения для ребенка в этом возрасте является взаимная радость от созерцания друг друга, обмена улыбками, физического контакта. Во время контакта с родителями ребенок имеет возможность получать информацию об окружающем мире. Общайтесь с ребенком простыми фразами с выразительной интонацией. Зовите малыша по имени, когда вы к нему обращаетесь. Побуждайте ребенка к ответным речевым реакциям, повторяйте за ним то, что он только что произнес. Сделайте это похожим на разговор. Привлекайте всех членов семьи к играм со звуками. Меняйте выражение Вашего лица и используйте различные мимические гримасы в процессе общения. · Устраните все отвлекающие моменты. Детям раннего возраста может мешать любой посторонний шум. Следите за реакциями малыша и вовремя останавливайте игру, так как эмоциональные игры требуют большой концентрации внимания от ребенка. Уставший ребенок начинает отводить взгляд, отворачиваться, сжимать кулачки. · Возьмите малыша на руки, ласково разговаривая с ним, добейтесь улыбки в ответ на Ваше общение. Со временем ребенок будет улыбаться Вам при первом Вашем появлении. К обмену улыбками можно присоединить активные движения руками и ногами ребенка. Разгибайте конечности малыша плавно, совершая движения в такт песенки. · Голосовые переклички с малышом лучше проводить, когда ребенок находится в хорошем настроении. Вы привлекаете внимание ребенка разговором или песенкой, добиваетесь его сосредоточения на Вашем лице, побуждаете вступить с Вами в перекличку: произносите на распев гласные звуки, совершаете массаж губок ребенка, щекочите шейку и щечки. Пропев несколько звуков, сделайте паузу, давая тем самым возможность ребенку ответить Вам своими голосовыми модуляциями. Проделывайте такие упражнения как можно чаще, и вскоре Ваш малыш заполнит дом веселыми детскими песенками. · Меняйте голосовые интонации в зависимости от настроения песни. Учите ребенка понимать и чувствовать Вас. Привлекайте близких родственников к эмоциональным играм с ребенком. Учите ребенка подражать мимике взрослого: хмуриться, высовывать язык, тянуть губы трубочкой. · Побуждайте ребенка к ответным речевым реакциям, повторяйте за ним то, что он только что произнес. Сделайте это похожим на диалог. Добавляйте во время общения новые звуки лепета. · Создавайте моторные уклады и учите подражать губам взрослого па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да, га-га-га. · Артикуляционная гимнастика: облизываемся, выталкиваем изо рта предмет, крепко привязанный к нитке (прячем его за щеку ребенка и дожидаемся, когда он сам языком вытолкнет его), хлопаем губами. · Игра перед зеркалом «вот язычок – ам, нет язычка». · Продолжайте поддерживать лепет ребенка и формировать более сложные смычки: пфу, ва-ва, пру, бу-бу, ба-ба, да-да, та-та, ай и т.д. Общие правила для занятий · Не забывайте чередовать игрушки каждые 2 дня. · Занятия нужно прекращать вовремя, не допуская переутомления малыша. Занятие длится не более 10-15 минут. Сигналом прекращения занятия служит изменение настроения ребенка, сжимание кулачков, потирание глаз, нарастание двигательной активности. · Один вид упражнений не предлагайте более трех-пяти раз, чередуйте вид деятельности в процессе игры (движение руки - двигательная активность). · Игрушки и упражнения, предлагаемы на занятиях, должны соответствовать возрасту ребенка: быть небольшого размера, веса, звук игрушки должен быть приятным и не резким, цвет натуральным. · Для усвоения нового действия, ребенку нужно повторить его не менее 150 раз. · Сохраняйте положительный эмоциональный контакт на протяжении всего занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|