Досрочное изъятие средств из пенсионной системы
В законодательстве отдельных стран прописаны случаи, когда пенсионные накопления могут быть изъяты вкладчиком до достижения пенсионного возраста. Такие исключения, будучи вполне разумными на бумаге, на практике приводят к неоднозначным результатам. Например, в Казахстане основанием выдачи вкладчику средств, находящихся на его индивидуальном счете, считается его отъезд на постоянное место жительства за границу. Люди за определенную символическую сумму покупают в миграционной полиции справку о том, что они выезжают за границу на постоянное жительство, изымают свои пенсионные накопления, а затем начинают все "с чистого листа" в другом пенсионном фонде. В данный момент принят закон, ужесточающий эту процедуру. Рекомендации для России В российском законодательстве этот вопрос не урегулирован. Более-менее прописан только порядок наследования средств пенсионных накоплений. При дальнейшей работой над нормативной базой необходима конкретизация вопроса о возможности и порядке досрочного изъятия средств. Также необходимо оговорить в законодательстве вопросы о праве супругов на накопления при разводе, праве детей и иждивенцев, порядок изъятия средств при инвалидности и т.п. Выбор пенсионного фонда: раскрытие информации и недобросовестная конкуренция Подвижность денег в системе должна обеспечиваться зашитой свободы выбора пенсионного фонда и базироваться на достоверной информации, при отсутствии принуждения и подкупа, со стороны третьих лиц (включая работодателя и государство). Именно поэтому процедура привлечения клиентов должна быть жестко отрегулирована, а будущий клиент подготовлен к выбору фонда и/или управляющей компании. Для этого, прежде всего, вкладчик пенсионной системы должен иметь возможность оценить предлагаемые альтернативы.
Следует иметь в виду, что применение стандартных мер по раскрытию информации, аналогичных применяемым в индустрии ценных бумаг, является недостаточным в силу неадекватных знаний среднестатистического участника пенсионной системы, даже в странах с развитыми финансовыми рынками и действующей много лет накопительной системой. Предписываемая законодательством информация изложена на "юридическом языке", и непонятна участникам. С точки зрения управляющей компании или пенсионного фонда, основной целью раскрытия информации часто является не донесение ее до участника, а формальное выполнение требования законодательства и защита компании от ответственности. Раскрытая таким образом информация не позволяет обычному человеку рационально выбрать способ инвестирования собственных накоплений. Эта проблема в большей или меньшей степени актуальна для всех стран, в которых действуют накопительные системы. Недобросовестная конкуренция на рынке накопительных пенсионных фондов сводится к трем основным проблемам. Принудительные переводы из фонда в фонд по указанию руководства предприятия либо воспрепятствование переходу от государственной к частной управляющей компании и обратно. Эта проблема весьма актуальна для Казахстана, в котором широко распространена практика "оптовых" переводов из всех работников больших предприятий в определенный фонд, с которым достигнута договоренность руководства пердприятия. Привлечение клиентов недобросовестной рекламой или подкупом. Проблема одно время была характерна для Чили. Обычно для эффективной борьбы с этим злом достаточно эффективно работающего законодательства о рекламе. Может потребоваться его дополнение с учетом новых положений о пенсионной системе. Недобросовестная реклама и подкуп могут также жестко пресекаться в рамках системы раскрытия информации и кодекса саморегулирования.
Использование государственным фондом своих преимуществ для удержания клиентов. Эта проблема может стать весьма актуальной для России, поскольку для перехода в частную систему человеку потребуется предпринять определенные действия. Если же не делать ничего, то средства застрахованного автоматически остаются в ПФР и передаются государственной управляющей компании. Насколько сложна будет процедура перехода - пока вопрос открытый. Казахский опыт в данном вопросе направлен на повышение привлекательности частной системы по сравнению с государственной и включает следующий комплекс мер: - жесткое ограничение на рекламу и стимулирование привлечения новых клиентов; - более жесткие лимиты на инвестирование (см. об эффекте "ползучей приватизации" в разделе "риски инвестирования"). Несмотря на все эти меры, постепенная приватизация государственной компании представляется наиболее эффективным средством избежать конфликта интересов ПФР как представителя вкладчиков и государства в целом. Рекомендации для России С точки зрения раскрытия информации разумным представляется введение наряду со стандартным вариантом "для специалистов" дополнительной упрощенной формы раскрытия информации о пенсионных фондах и управляющих компаниях. Образцом может служить, например, форма раскрытия информации для пользователей кредитных карт в США. Над концепцией должны работать не только юристы, но и психологи, чтобы изложение было понятным. Такая форма может быть принята как на уровне нормативного акта, так и добровольно управляющими компаниями и НПФ в рамках системы саморегулирования. Кроме упрощения формы представления информации, необходимо также одновременное повышение уровня информированности среднего человека о том, как работает пенсионная система и как в ее рамках сделать рациональный выбор. Необходима активная пропаганда концепции рисков и достижение понимания того, что риск потерь и сниженной пенсии несет вкладчик, а также того, какие финансовые инструменты (по степени риска) используются тем или иным пенсионным фондом. Задачу информирования и просвещения населения должны решать и государственные органы, и частные фонды и управляющие компании, и независимые организации. в том числе потребительские.
Для борьбы с недобросовестной конкуренцией на новом рынке необходимо активное использование действующего конкурентного законодательства. Пока сложно сказать, насколько проблема недобросовестной конкуренции, в том числе недостоверной информации, будет актуальна для России. В любом случае многое зависит от активной позиции антимонопольных органов. Часть вопросов добросовестной рекламной и маркетинговой политики можно решить на уровне добровольных кодексов, принимаемых участниками рынка. Возможно, потребуется формирование дополнительной нормативной базы, направленной на недопущение принуждения работников к выбору того или иного фонда или управляющей компании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|