Организация системы выплат при достижении пенсионного возраста
Обычной практикой в обязательных и добровольных пенсионных системах, является: - выдача пенсий единовременно всей суммой - Австралия, США; - установление минимального норматива и максимального возраста начала получения накоплений - США, Великобритания, Чили; - принудительная конверсия накоплений в ренту (аннуитет), выплачиваемую до конца жизни вкладчика, - Великобритания (для лиц старше 75 лет), Австралия и др. Зачастую применяется комбинация нескольких вариантов. Создание соответствующего рынка страховых продуктов, порядок преобразования накопленной суммы в аннуитет, минимальные и максимальные размеры изъятий, налогообложение пенсионных выплат или их отсутствие - все это требует детальных расчетов и дискуссии. В России до сих пор порядок выплаты накопительной части пенсии никак законодательно не регламентирован. Между тем, несмотря на то, что до первых выплат не менее 10 лет, этот вопрос требует детального обсуждения и проработки. Необходим компромисс между свободой выбора пенсионера и распоряжения накопленными им активами с одной стороны, и предотвращения слишком быстрой траты накопленных средств или же их нехватки, в случае если пенсионер проживет дольше, чем он рассчитывал, - с другой. Иными словами, обсуждение должно привести к выработке оптимального сочетания свободы выбора и государственного принуждения. В любом случае определенность в этом вопросе - важный фактор повышения доверия к пенсионной системе в целом. Открытым остается и вопрос о налогообложении участников пенсионной системы. Мировая практика в этом вопросе разнообразна. Налогообложение может происходить и на этапе отчислений средств в пенсионный фонд, и/или на этапе выплат.
Рекомендации для России Порядок выплат накопительной части трудовой пенсии должен, в соответствии с действующим законодательством, определяться специальным федеральным законом. Необходимо широкое обсуждение наиболее приемлемого для российских условий варианта (вариантов) организации выплат и налогообложения, поскольку все варианты имеют плюсы и минусы. Определение "правил игры" в этой сфере является важным фактором повышения доверия к пенсионной системе в целом. Охват населения накопительной пенсионной системой Одним из основных преимуществ обязательных отчислений в пенсионную систему по сравнению со свободными накоплениями на старость является принудительное стимулирование сбережений для финансирования будущих пенсионных выплат. Таким образом, значительно большее количество людей становится охвачено пенсионной системой и будет обеспечено пенсией в старости. С другой стороны, накопительная пенсионная система в отличие от распределительной, когда пенсии в общем случае полагались всем, достигшим пенсионного возраста, ставит в зависимость размер и само наличие будущей пенсии от величины перечисленных отчислений. Во многих странах ранее обязательному пенсионному страхованию подлежали далеко не все категории работников, а, например, только занятые в госсекторе (Австралия). Затем обязанность осуществлять обязательные отчисления в пенсионную систему распространилась на всех работодателей, и рабочая сила страны практически полностью оказалась охвачена пенсионной системой. Исключение составляют работники до 18 лет, работающих менее 30 часов в неделю, и люди с низкими доходами. Взносы в большинстве стран перечисляются из фонда оплаты труда работника, что может создать потенциальные проблемы включения в пенсионную систему следующих категорий граждан:
- получающих доход не в виде заработной платы. Это, например, предприниматели, и прочие так называемые самозанятые граждане - адвокаты, частные репетиторы, различные консультанты и пр. Многие из них оказывают услуги населению по договору подряда или другим видам и не связаны трудовыми правоотношениями ни с одним работодателем. - Люди, вообще не получающие формального дохода - например, домохозяйки, воспитывающие детей. Например, в Казахстане все вышеперечисленные категории граждан (кроме предпринимателей) оказываются вне существующей пенсионной системы, и при достижении пенсионного возраста окажутся без какой-либо пенсионной поддержки (минимальные государственные пенсии не предусмотрены). Никакие меры по увеличению охвата населения и применению обязательных отчислений в пенсионные фонды из других источников дохода, не связанных с формальной заработной платой по трудовому договору, пока не приняты. Но даже при существовании таких мер в других странах в реальности охват населения пенсионной системой всегда составляет значительно меньше 100%. Его величина является одним из основных критериев успешности работы пенсионной системы в той или иной стране. Большинством населения отчисления в пенсионную систему рассматриваются как своеобразный дополнительный налог. Поэтому категории населения, формально не связанные трудовыми правоотношениями, далеко не стремятся "включиться" в пенсионную систему. В целом, эффективного механизма стимулирования участия в пенсионной системе тех, кто может уйти от налогообложения при обязательном страховании, к сожалению, нет. Рекомендации для России Поскольку российская пенсионная система носит смешанный характер, шанса остаться совсем без пенсии у граждан России нет. В этом преимущество российской системы перед, например. казахской. С другой стороны, в этом случае снижается привлекательность участия граждан в пенсионной системе (иными словами, легализация доходов - переход к "белым" выплатам). В этих условиях важной представляется кампания по объяснению последствий отсутствия пенсионных накоплений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|