Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль и регулирование пенсионной системы и отдельных ее участников со стороны общества




На основе опыта существующих пенсионных систем (Великобритания, Польша, Австралия) оптимальной представляется трехзвенная система общественного надзора, состоящая из:

- независимого попечительского совета при каждой управляющей компании;

- Общественного Совета, который осуществлял бы общий контроль за соблюдением интересов вкладчиков системы и других заинтересованных лиц;

- механизма разрешения споров.

На уровне отдельных фондов требуется обеспечить участие компетентных представителей будущих пенсионеров. Согласно российскому законодательству, пенсионные фонды и управляющие компании могут (но не обязаны) формировать Попечительские Советы. Однако такие советы реально будут способны защитить интересы клиентов только при компетентности их членов и ответственности перед клиентами. В данном случае не имеет значение даже принцип отбора представителей: выборы (Венгрия), назначение по должности (представители профсоюзов), назначение самими учредителями фонда (чековые фонды в период приватизации). Обычно (вне зависимости от страны) в такие Советы принято назначать отставных генералов, космонавтов (при их наличии), деятелей науки и искусства. При всем уважении к таким представителям, довольно часто они оказываются бесполезны для выработки и принятия решений по причине отсутствия опыта в данной сфере.

Для обеспечения адекватности попечительских советов, представляется необходимым обеспечить минимальный уровень квалификации их членов. Возможны два подхода: удовлетворение минимальным квалификационным требованиям при назначении (образование, опыт) и/или обучение после назначения. Ответственность членов попечительских советов перед участниками должна обеспечиваться как публичностью их деятельности, возможностью дисквалификации попечителей, так и гражданской ответственностью, по аналогии с членами директоров акционерных обществ.

На системном уровне, задача несколько сложнее. Необходим постоянный обмен мнениями между представителями государства (в лице регулятора), работодателей, профсоюзов, финансовой индустрии, и общества. При этом надо учитывать, что многие экспертные советы при правительственных органах и в России, и за рубежом превращаются в пустые говорильни. Поэтому при формировании такого совета необходимо изучение практики работы успешно действующих аналогичных органов.

С нашей точки зрения, весьма интересной и эффективной представляется модель, принятая в Великобритании. При едином регулирующем органе финансовой индустрии Financial Services Authority (FSA) действует специальный Потребительский совет (Consumer Panel). FSA Consumer Panel состоит из тринадцати экспертов, набранных по конкурсу, и занимается рассмотрением общих проблем, стоящих перед клиентами финансовых компаний. Задача Consumer Panel - выражение интересов клиентов по всему кругу вопросов, включая вопросы практической деятельности финансовых компаний, регулирования и т.п. Consumer Panel принимает к рассмотрению тот или иной вопрос как по собственной инициативе, так и по просьбе FSA. Мнение Consumer Panel в обязательном порядке учитывается при разработке регулирующих решений. В принципе, FSA может отклонить предложения Consumer Panel, но только обосновано и после публичного обсуждения. Обоснование по закону должно быть дано в письменной форме. Consumer Panel независима от FSA в своих решениях. Хотя в основном ее деятельность ориентирована на FSA, Consumer Panel может давать рекомендации и другим государственным органам по вопросам, затрагивающим интересы потребителей финансовых услуг. Consumer Panel по собственной инициативе может проводить различного рода исследования, направленные на выявление потребительских проблем в различных сегментах финансового рынка.

Также существует аналогично организованная Practitioners' Panel (Совет участников рынка), которая позволяет учесть интересы финансовых институтов. Оба органа, стали равноправными участниками в процессе разработки правил пруденциального надзора, регулирующих стандартов, правительственных директив, мер применяемых к конкретным компаниям со стороны FSA. Такая структура достаточно эффективно позволяет ограничить волюнтаризм чиновников и защитить стабильность системы.

По мнению председателя Consumer Panel Колина Брауна, на основании британского опыта можно сформулировать несколько общих рекомендаций по представительству интересов потребителей в регулировании финансовой отрасли в целом и пенсионной системы в частности. Во-первых, интересы потребителей должны быть выражены отдельно от интересов других участников системы. Если создается некий консультационный орган при правительстве, финансовом регуляторе и т.п. должен быть выделен отдельный комитет, группа и т.п., ориентированная именно на защиту интересов потребителей. При создании общего совещательного органа, в который входят и представители отрасли, и другие заинтересованные лица, велик шанс, что голос потребителя не будет услышан. Во-вторых, представительство интересов потребителей должно быть обеспечено на максимально ранних стадиях разработки регулирующих решений. На стадии обсуждения готового проекта нормативного акта обеспечить учет интересов потребителей значительно сложнее, чем на стадии разработки такого проекта. В-третьих, работа по представительству интересов потребителей должна быть финансово обеспечена. Обеспечение интересов потребителей на финансовых рынках требует высокой экспертной квалификации, проведения специальных исследований и т.п. Создание консультационных органов без соответствующего финансового обеспечения с высокой долей вероятности приведет к провалу в их работе.

Третьим элементом системы является создание механизмов разрешения споров. Во многих странах законодательно определены жесткие сроки рассмотрения претензий клиентов пенсионными фондами / управляющими компаниями, а также разработаны процедуры дальнейшего разрешения конфликтов (Омбудсман в Великобритании, принудительный арбитраж в США). В Великобритании все компании, работающие на финансовом рынке. Обязаны участвовать в схеме омбудсмана.

В целом, система балансировки интересов клиентов, финансовой индустрии и государства позволяет избежать значительного числа конфликтов и проблем еще до их возникновения или же разрешить их в кратчайшие сроки.

Рекомендации для России

Согласно российскому законодательству, пенсионные фонды и управляющие компании могут (но не обязаны) формировать Попечительские Советы. Однако такие советы реально будут способны защитить интересы клиентов только при компетентности их членов и ответственности перед клиентами.

Возможны два подхода: удовлетворение минимальным квалификационным требованиям при назначении (образование, опыт) и/или обучение после назначения. Регулирующий орган и Общественный Совет могут разработать такие требования или образовательную программу по обучению будущих попечителей. Учитывая то, что накопительная пенсионная система - совершенно новое для России явление, скорее всего многим попечителям потребуется тренинг. Ответственность членов попечительских советов перед участниками должна обеспечиваться как публичностью их деятельности, возможностью дисквалификации попечителей, так и гражданской ответственностью, по аналогии с членами директоров акционерных обществ.

Необходим постоянный обмен мнениями между представителями государства, работодателей, профсоюзов, финансовой индустрии и будущих пенсионеров. В законодательстве предусмотрено формирование Общественного Совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. Положение о таком совете и его персональный состав должны утверждаться Президентом РФ. Общественный совет может создавать экспертные группы для рассмотрения различных вопросов пенсионной реформы.

К сожалению, такой совет не был сформирован на первом этапе пенсионной реформы, то есть возможность воздействовать на многие решения на стадии их разработки уже потеряна.

Нам представляется целесообразным формирование в рамках совета как минимум двух комитетов (представители финансовой индустрии + работодателей и общества). При такой структуре работа совета может быть значительно эффективнее. Узкоспециальные вопросы могут обсуждаться заинтересованной стороной вместе с регулирующим органом, а для обсуждения общих вопросов комитеты могут заранее вырабатывать согласованную позицию. Более того, регулирующий орган и комитеты смогут обсудить и согласовать многие вопросы еще до публичного обсуждения в прессе.

Общественный Совет и комитеты должны иметь реальную возможность проводить исследования и расследования по текущим проблемам. Члены Общественного Совета должны иметь допуск к конфиденциальной информации во избежание принятия неадекватных решений. Предложения комитетов (как минимум потребительского комитета) должны публично обсуждаться и отклоняться только при наличии достаточных мотивов.

Четко должны быть прописаны принципы финансирования экспертной деятельности и формирования отчетности. Как вариант, предлагается единый сбор с финансовых институтов (включая государственную управляющую компанию) напрямую или через организации саморегулирования.

Отдельной задачей, как уже говорилось, является создание системы внесудебного разрешения споров. Инфраструктура такой системы должна учитывать географические особенности и стремиться к снижению издержек для клиентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...