Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психических функций у дошкольников и детей младшего школьного возраста




 

Любая форма поведения человека обусловлена длительным периодом индивидуального развития. Уже от того, как протекает беременность и каково состояние матери, желанный ли ребенок для нее, насколько уравновешенны члены семьи, принимают они алкоголь, наркотики или нет, зависит, создадутся ли предпосылки для нормального или патологического развития ребенка. Темпы физического, эмоционального и интеллектуального развития зависят в громадной степени от детско-родительких отношений. Алкоголизм, наркомании родителей, их агрессия по отношению к ребенку, недостаточность внимания и заботы о нем сказываются на его развитии. От взаимоотношений в семье зависит формирование детской психики, что в дальнейшем приведет или к успешности в жизни, или он станет неудачником, сопьется, будет болеть, конфликтовать с миром, с собой, людьми. Родители ответственны за формирование той дороги жизни ребенка, по которой он будет двигаться, за его психический склад, стиль мышления, пути решения жизненных проблем, особенности эмоционального реагирования.

В свою очередь, характер детско-родительских отношений тесно связан с экономическим благосостоянием, культурным уровнем семьи, а также с общественно-политическим устройством общества. Все это определяет реальные особенности проведения родителями семейной стратегии, направленной на воспитание ребенка.

Возраст до 7 лет. К семи годам жизни у ребенка уже сформировалось восприятие окружающего мира, он самостоятелен в передвижении, в состоянии обслуживать себя сам. У детей к 7 годам уже сформировано представление о своей половой принадлежности. В зависимости от этого дошкольники усваивают стереотипы поло-ролевого поведения. Они заимствуют их из наблюдений за особенностями реагирования матери и отца, подражают им. Начинает усиливаться влияние сверстников, телепередач, воспитателей.

Существенное влияние на развитие детей оказывают игры. Различают игру-наблюдение, игру в одиночестве, параллельные игры, совместные игры. Тем не менее даже играя в совместные игры, дети до 7 лет не знают как координировать правила игры, поскольку каждый играет для себя. Ребенок еще фиксирован на себе. Он может совместно что-то делать с другими детьми, но еще, как правило, не возникает связанный разговор двух собеседников, касающийся общего предмета.

В это время формируются особенности эмоциональной жизни, закладываются характерологические особенности, хотя они еще очень изменчивы. Складывается фон настроения (оптимистический или подавленный), его изменчивость, глубина эмоций, их продолжительность и стойкость. Появляются первые формы морального чувства.

Ребенок осваивает речевое взаимодействие с другими людьми, но его речь еще очень проста. Это в большой мере вызвано особенностями мышления ребенка. Мышление ребенка этого возраста резко отличается от мышления детей младшего школьного возраста и пубертатного периодов. Ребенок на ранних этапах своего развития говорит для себя. О понимании детьми друг друга можно говорить где-то с 7 лет. Мышление еще интуитивно, образно. Например, ребенок считает, что если два случайных события произошли одновременно, то они непременно связаны друг с другом. Дети этого возраста не умеют думать одновременно о части и целом, часто смешивают в общую кучу массу образов, представлений, минуя рассуждения от общего к частному. Последнее появляется лишь после 11 лет. Эти особенности мышления ребенка называются синкретизмом.

Дети этого возраста сосредоточиваются на одной какой-то детали предмета и пренебрегают всеми остальными признаками в дальнейших рассуждениях, и вследствие этого извращается само рассуждение.

Они еще не способны к принятию во внимание других особенностей предмета, явления, что помогло бы компенсировать этот дефект мышления.

Несмотря на несовершенство детского мышления и невозможность встать на другую позицию, ребенок уже понимает символы, используя в игре предметы, например, кусочек материи в качестве одеяла. Дошкольники уже способны к фантазированию, поэтому они часто путают реальное и воображаемое. Образуются зачатки причинно-следственных отношений, появляются признаки социальной речи, т.е. стремление сообщить что-то окружающим. Появляется способность к предвидению следствий своих поступков. Начинает возникать первичная основа «Я», чувство уважения к себе, чувство вины. И одновременно все это ведет к первым попыткам противодействия окружающим. На этом уровне психического развития дети часто приписывают неодушевленным предметам или животным человеческие особенности. Такая особенность мышления называется анимизмом. По мере интеллектуального и эмоционального развития анимизм пропадает, хотя это связно с культурными, национальными и религиозными особенностями жизни страны.

Младший школьный возраст (7-12 лет). Его особенности заключаются в том, что ребенок входит в более широкий круг общения со своими сверстниками и с окружающим миром. В школе предъявляются четкие требования к результатам его учебной деятельности, которые постоянно подвергаются оценке. Ребенок становится членом многих групп. Активность ребенка направляется на внешний мир, это период интенсивного формирования умений и приобретения знаний. В социальной жизни ребенок начинает ориентироваться не только на родителей, но и на учителей, а также на сверстников. Повышается негативизм к взрослым и особенно к родителям. И в то же время школьники особо внушаемы к влиянию сверстников и друзей. Они стремятся согласовывать свои поступки и стремления со стереотипом поло-ролевого поведения в группе сверстников. Происходит усвоение групповых форм поведения. До 7 лет у ребенка существуют достаточно жесткие стереотипы поведения, как мужского, так и женского. Например, мужчина может быть летчиком, шофером, космонавтом, начальником, а женщина - только воспитателем, домохозяйкой, библиотекарем, учительницей. В возрасте уже 7-8 лет эти стереотипные представления становятся более пластичными. В 7-13 лет происходит выбор стереотипа поло-ролевого поведения, т.е. степени выраженности мужских и женских черт. Складывается определенный тип характера.

Игры школьников отличаются от игр дошкольников. Первые любят выдумывать свои правила и ритуалы поведения и пытаются внедрить их в группу. У них имеются свои секретные пароли, вои слова, тайны, особые знаки и т.д. Они совместно играют в салочки, прятки, классики, скакалки, военные игры, жмурки и т.д. Повышается способность к целенаправленным волевым актам. Начинается процесс логического самоконтролирования «Я». Эти процессы тесно связаны с развитием мышления, в первую очередь логических операций.

Главная особенность мышления школьников заключается в том, что они переходят на следующий этап развития мышления, который можно назвать этапом конкретных логических операций. Конкретность проявляется в том, что деятельность по структурированию и организации внешнего и внутреннего мира осуществляется в отношении конкретных объектов и явлений, существующих в настоящий момент. Любой акт представления является частью организованной сети соотнесенных друг с другом актов. Примером таких операций являются логические операции равенства, сложения, вычитания, умножения, деления и т.д. внутри различных классов и отношений. Сюда же относятся операции, включающие категории количества, измерения, времени, пространства и даже операции, имеющие отношение к системам ценностей и общению с другими людьми.

Школьник уже обладает богатой внутренней логической структурой, которая является более прочной и взаимосвязанной и вместе тем гибкой и пластичной. На этом уровне развития мышления возникают логико-математические структуры, которые являются глубинной неосознаваемой основой познания ребенка и применяются им в различных областях повседневной жизни. В целом можно сказать, что у школьников возникает новая форма мышления, позволяющая ребенку искать решение проблем чисто логическим путем. Но мышление ребенка еще ограничено проблемами конкретных реальных объектов. Абстрактно-отвлеченное мышление еще не развито. До 11 лет логические операции выполняются только на самих предметах. Однако школьники уже могут осуществлять классификации и производить операции с классами объектов. Например, класс В (млекопитающие) включает подкласс А (собаки), и поэтому если подкласс собак сложить с классом млекопитающих, то сумма будет равна классу млекопитающих, т.е. А+В=В, что не соответствует простому арифметическому сложению.

К 7-8 годам одновременно с формированием классов, отношений и чисел конструируются, и притом параллельно, исходные качественные группировки времени и пространства. К 8 годам отношения временного порядка («до» и «после») координируются с продолжительностью («более» или «менее») и едва объединившись в единое целое, они порождают понятие общего времени для различных движений на разных скоростях. К 8 годам образуются качественные операции, структурирующие пространство; вырабатывается система координат, сохранение длины, поверхностей.

На этом уровне развития логических конкретных операций сами эти операции еще полностью не отделены от конкретных предметов, к которым они применяются. Каждая предметная область постепенно подвергается логическому структурированию. В целом операции еще не достигают всеобщей связанности. Операционные системы пока еще частичны. С помощью конкретных операций можно классифицировать, упорядочивать серии, получать равенства, устанавливать соответствия жду объектами и т.д., не объединяя эти операции в единое структурированное целое.

Но в отличие от предыдущего возраста преимущество мышления детей 7-11 лет заключается в том, что логические операции позволяют ребенку стабилизировать окружающий его мир объектов и событий. Появляется способность вернуться к исходному пункту рассуждений, если первоначальный вывод оказался неверным. А это было совершенно невозможно для ребенка более младшего возраста. На уровне конкретных операций ребенок начинает расширять свою мысль, охватывая ею не только действительное, но и потенциально возможное.

Эгоцентризм мышления хотя и не исчезает полностью, но становится меньше. Уже в этот период дети могут одновременно учитывать несколько признаков или состояний объекта. Разнонаправленные влияния социально среды, родителей, формирование новых логических форм решения проблем ведут к формированию более сложных и обобщенных моральных рассуждений. Формируются моральные аксиомы.

Появление новых форм классификации влияет на образование более сложных схем памяти. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти быстро совершенствуется. У детей формируются определенные стили мышления. У импульсивных и неуверенных в себе детей они отличаются от уверенных детей. Это в большой степени будет далее определять стиль решения многообразных проблем, которые встанут перед взрослым человеком. В эти годы совершенствуются навыки чтения, и происходит развитие творческих способностей. Одновременно переход от эгоцентризма к социализации, т.е. к включению в жизнь общества ведет к появлению суждений о своей социально значимости, самооценке. Появляется ответственность и самоконтроль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...