Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности водно-солевого обмена.




 

Наиболее существенной особенностью водно-солевого обмена является его высокая интенсивность, лабильность, а также задержка жидкости и минеральных солей в организме ребенка (положительный водно-солевой обмен).

Формирование гомеостатических функций почек отражает их способность к со­хранению водно-солевого баланса организма, который определя­ется количеством жидкости в различных средах, их ионным со­ставом, осмолярностью и кислотно-щелочным равновесием. Наиболее распространенным и важным соединением в орга­низме человека является вода. В водной среде осуществляются все химические, обменные и транспортные процессы, она служит универсальным растворителем продуктов питания и обмена. На долю жидкости приходится 58—80 % массы тела.

Возрастные особенности содержания и распределения жидкости в организме (в % от массы тела)

    Возрастной период     Общее содержание внеклеточ- ного и внутри- клеточного секторов Водный сектор  
    Сосудистый       Интерстициальный       Внекле- точный       Внутри- клеточный
Эмбриональный 85-97    
Новорожденность 70-80 5-6 35-45 40-50  
Грудной 65-70        
1—5 лет 62-70     22-30 35-40
Старше 5 лет 60-70   15-17 20-24 40-45
             

 

К моменту рождения ребенка содержание воды в организме со­ставляет 75—80 % его массы и зависит от степени зрелости. У не­доношенных количество жидкости больше в связи с незрелостью регуляторных механизмов, повышенной гидрофильностью тканей и незначительным содержанием жира. С возрастом относительное количество ее уменьшается, особенно интенсивно в первые годы жизни. К 3—5 годам общее количество жидкости (в %) достигает уровня взрослого человека (табл. 1). С возрастом абсолютная потребность в воде увеличивается, а относительная уменьшается с 150—200 мл/кг у новорожденного до 40-50 мл/кг у взрослого.

Вода в организме находится в трех секторах: сосудис­том (плазма крови), интерстициальном (межтканевая жидкость) и внутриклеточном (клеточная плазма). Распределение жидкости в них зависит от возраста (см. табл. 2). По мере развития организма относительный объем внеклеточной жидкости уменьшается глав­ным образом за счет интерстициального пространства, а внутриклеточный сектор возрастает в основном благодаря увеличению количества клеток.

Несмотря на то, что в раннем возрасте на единицу массы тела приходится больше воды, детский организм существенно хуже взрослого противостоит потерям жидкости. Такое напряжение вод­ного баланса в определенной степени связано с тем, что у детей интенсивность обмена веществ и площадь поверхности тела, приходящиеся на единицу массы, относительно больше, чем у взрослых. В результате этого потери воды через легкие и кожу у новорожденных в 2 раза превышают аналогичные потери у взрослых.

С возрастом изменяется и количество жидкости, экскретируемой почками. Хотя абсолютная скорость мочеотделения увели­чивается, однако в расчете на 1 кг массы тела (или другую стан­дартную величину) наблюдается снижение суточного диуреза с 110 мл/кг у новорожденных до 60—80 мл/кг в 2—3 года и 20— 30 мл/кг у взрослых. На выведение одного и того же количества органических и неорганических веществ новорожденные дети затрачивают в 2—3 раза больше воды, чем взрослые. Именно это обстоятельство и диктует повышенную потребность ребенка в воде.

У детей по сравнению со взрослыми существенно выше суточ­ный обмен воды. У новорожденных он составляет примерно поло­вину объема внеклеточной жидкости (700 мл из 1400 мл), тогда как в зрелом возрасте — 1/7 (200 из 1400 мл). Кроме того, у детей фиксированный резерв жидкости весьма мал, вода более подвиж­на в связи с недоразвитием соединительной ткани. У новорожден­ных и грудных детей не развито чувство жажды, что также обус­ловливает их склонность к обезвоживанию.

Общий баланс воды (в мл на 1 кг массы тела) у детей и взрослых

 

  Ребенок (масса тела, кг)  
Баланс воды масса тела масса тела Взрослый
  менее 10 кг 10-40 кг  
Поступление воды 120-150 70-120 40-50
Потери через:
почки 20-50 20-32 11-16
кишечник 2,5-4,0 2,4-4,0 1,3-2,7
«неощутимые» 7,5-30,0 12,0-24,0 8,0-13,0
Все потери 30,0-84,0 34,4-60,0 20,3-31,7

 

В целом у детей водный обмен характеризуется высокой лабиль­ностью и напряженностью, а при патологических состояниях зна­чительно быстрее, чем у взрослых, развиваются его нарушения.

Регуляция водно-солевого обмена. Поддержание осмотической концентрации, ионного состава и объема жидкостей внутренней среды организма обеспечивается деятельностью специальных нейрогормональных систем, в основе которых лежат осмо-, ионо- и волюморегулирующие рефлексы. Информационным звеном этих рефлексов являются специфические осмо-, иона- и волюморецепторы, широко представленные в организме человека. Особое значение имеют рецепторы, локализованные в кровеносных со­судах и ткани печени, поскольку они первыми улавливают откло­нения физико-химических показателей крови при всасывании воды, солей и питательных веществ из желудочно-кишечного трак­та. В управлении гомеостатической деятельностью почек участву­ют гипоталамус, ретикулярная формация и кора больших полу­шарий. Активность почки регулируется двумя гормонами гипо­физа — вазопрессином и окситоцином. Наряду с этими гипофизарными нейропептидами, значительную роль в регуляции по­чечных процессов играют минерало- и глюкокортикоиды коры надпочечников, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, катехоламины, инсулин, эпифизарные факторы, простагландины. В процессе онтогенеза происходит постепенное созревание раз­личных элементов функциональной системы, регулирующей вод­но-солевой гомеостаз, благодаря чему увеличиваются резервные возможности организма по поддержанию водно-электролитного равновесия.

Морфофункциональное развитие почек происходит в течение длительного времени. Раньше всего возникает способ­ность системы регулировать содержание воды в организме. По­этому уже к 7 годам детский организм достаточно эффективно устраняет избыток воды и экономит жидкость при ее недостатке. Что же касается ионной регуляции, то она формируется только к 10—11 годам. При этом у детей одного и того же календарного возраста не всегда одинаковый уровень развития функций почек. То есть у разных детей-одногодок уровень развития гомеостатической системы может соответствовать более старшему или бо­лее младшему возрасту.

Из-за незрелости регуляторных механизмов для детей грудного возраста характерны полиурия и гипостенурия. В то же время у новорожденного выделение воды из организма происходит с меньшей скоростью, чем у детей более старшего возраста. Так, новорожденный за 2 часа выводит только 10% выпитой воды, тогда как трехмесячный за это же время удаляет всю полученную воду. Новорожденные дети не могут быстро удалить избыток соли, вследствие чего у них легко возникает нарушение осмотического равновесия ми вторичная задержка жидкости. Незрелость регуляторных механизмов, обеспечивающих водно-солевой гомеостаз, является причиной низкой устойчивости детей к любым ситуация, сопровождающимся недостаточным поступлением воды в организм или ее избыточным выведением. Особенно плохо переносят дети обезвоживание при недостаточном введении жидкости на фоне относительно большой ее потери (при дыхании, потоотделении, выведении с каловыми массами и т.п.).

У ребенка значительно большее количество воды, чем у взрослых, выводится, минуя почки. Экстраренальные потери воды у ребенка зависят от различных факторов: волнения, общего беспокойства, крика, плача, изменения температуры, влажности и т.п. Все эти факторы увеличивают объем внепочечных потерь и тем самым нарушают равновесие воды между кровью и тканями.

Баланс минерального обмена у детей положительный, что связано с ростом организма и главным образом костной ткани. Особенно много задерживается солей фосфора, кальция, калия и натрия. Периоды повышенной задержки минеральных солей сменяются периодами усиленного их выведения. Потребность в минеральных солях на 1 кг массы с возрастом уменьшается. При рациональном и разнообразном питании потребность в минеральных веществах полностью покрывается за счет естественной пищи, добавлять необходимо только поваренную соль.

Нельзя недоучитывать и значение обмена микроэлементов (меди, цинка кобальта, магния, брома, фтора и др.). Хотя эти вещества требуются в ничтожно малых количествах, они играют важную биологическую роль. Грудной ребенок получает их только с молоком матери, в старших возрастных группах потребность в микроэлементах должна обеспечиваться за счет сбалансированного питания. Баланс микроэлементов в организме ребенка положительный, т.е. отмечается постоянная задержка их, что указывает на участие элементов в пластических процессах и депонировании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...