Особенности водно-солевого обмена.
Наиболее существенной особенностью водно-солевого обмена является его высокая интенсивность, лабильность, а также задержка жидкости и минеральных солей в организме ребенка (положительный водно-солевой обмен). Формирование гомеостатических функций почек отражает их способность к сохранению водно-солевого баланса организма, который определяется количеством жидкости в различных средах, их ионным составом, осмолярностью и кислотно-щелочным равновесием. Наиболее распространенным и важным соединением в организме человека является вода. В водной среде осуществляются все химические, обменные и транспортные процессы, она служит универсальным растворителем продуктов питания и обмена. На долю жидкости приходится 58—80 % массы тела. Возрастные особенности содержания и распределения жидкости в организме (в % от массы тела)
К моменту рождения ребенка содержание воды в организме составляет 75—80 % его массы и зависит от степени зрелости. У недоношенных количество жидкости больше в связи с незрелостью регуляторных механизмов, повышенной гидрофильностью тканей и незначительным содержанием жира. С возрастом относительное количество ее уменьшается, особенно интенсивно в первые годы жизни. К 3—5 годам общее количество жидкости (в %) достигает уровня взрослого человека (табл. 1). С возрастом абсолютная потребность в воде увеличивается, а относительная уменьшается с 150—200 мл/кг у новорожденного до 40-50 мл/кг у взрослого.
Вода в организме находится в трех секторах: сосудистом (плазма крови), интерстициальном (межтканевая жидкость) и внутриклеточном (клеточная плазма). Распределение жидкости в них зависит от возраста (см. табл. 2). По мере развития организма относительный объем внеклеточной жидкости уменьшается главным образом за счет интерстициального пространства, а внутриклеточный сектор возрастает в основном благодаря увеличению количества клеток. Несмотря на то, что в раннем возрасте на единицу массы тела приходится больше воды, детский организм существенно хуже взрослого противостоит потерям жидкости. Такое напряжение водного баланса в определенной степени связано с тем, что у детей интенсивность обмена веществ и площадь поверхности тела, приходящиеся на единицу массы, относительно больше, чем у взрослых. В результате этого потери воды через легкие и кожу у новорожденных в 2 раза превышают аналогичные потери у взрослых. С возрастом изменяется и количество жидкости, экскретируемой почками. Хотя абсолютная скорость мочеотделения увеличивается, однако в расчете на 1 кг массы тела (или другую стандартную величину) наблюдается снижение суточного диуреза с 110 мл/кг у новорожденных до 60—80 мл/кг в 2—3 года и 20— 30 мл/кг у взрослых. На выведение одного и того же количества органических и неорганических веществ новорожденные дети затрачивают в 2—3 раза больше воды, чем взрослые. Именно это обстоятельство и диктует повышенную потребность ребенка в воде. У детей по сравнению со взрослыми существенно выше суточный обмен воды. У новорожденных он составляет примерно половину объема внеклеточной жидкости (700 мл из 1400 мл), тогда как в зрелом возрасте — 1/7 (200 из 1400 мл). Кроме того, у детей фиксированный резерв жидкости весьма мал, вода более подвижна в связи с недоразвитием соединительной ткани. У новорожденных и грудных детей не развито чувство жажды, что также обусловливает их склонность к обезвоживанию.
Общий баланс воды (в мл на 1 кг массы тела) у детей и взрослых
В целом у детей водный обмен характеризуется высокой лабильностью и напряженностью, а при патологических состояниях значительно быстрее, чем у взрослых, развиваются его нарушения. Регуляция водно-солевого обмена. Поддержание осмотической концентрации, ионного состава и объема жидкостей внутренней среды организма обеспечивается деятельностью специальных нейрогормональных систем, в основе которых лежат осмо-, ионо- и волюморегулирующие рефлексы. Информационным звеном этих рефлексов являются специфические осмо-, иона- и волюморецепторы, широко представленные в организме человека. Особое значение имеют рецепторы, локализованные в кровеносных сосудах и ткани печени, поскольку они первыми улавливают отклонения физико-химических показателей крови при всасывании воды, солей и питательных веществ из желудочно-кишечного тракта. В управлении гомеостатической деятельностью почек участвуют гипоталамус, ретикулярная формация и кора больших полушарий. Активность почки регулируется двумя гормонами гипофиза — вазопрессином и окситоцином. Наряду с этими гипофизарными нейропептидами, значительную роль в регуляции почечных процессов играют минерало- и глюкокортикоиды коры надпочечников, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, катехоламины, инсулин, эпифизарные факторы, простагландины. В процессе онтогенеза происходит постепенное созревание различных элементов функциональной системы, регулирующей водно-солевой гомеостаз, благодаря чему увеличиваются резервные возможности организма по поддержанию водно-электролитного равновесия.
Морфофункциональное развитие почек происходит в течение длительного времени. Раньше всего возникает способность системы регулировать содержание воды в организме. Поэтому уже к 7 годам детский организм достаточно эффективно устраняет избыток воды и экономит жидкость при ее недостатке. Что же касается ионной регуляции, то она формируется только к 10—11 годам. При этом у детей одного и того же календарного возраста не всегда одинаковый уровень развития функций почек. То есть у разных детей-одногодок уровень развития гомеостатической системы может соответствовать более старшему или более младшему возрасту. Из-за незрелости регуляторных механизмов для детей грудного возраста характерны полиурия и гипостенурия. В то же время у новорожденного выделение воды из организма происходит с меньшей скоростью, чем у детей более старшего возраста. Так, новорожденный за 2 часа выводит только 10% выпитой воды, тогда как трехмесячный за это же время удаляет всю полученную воду. Новорожденные дети не могут быстро удалить избыток соли, вследствие чего у них легко возникает нарушение осмотического равновесия ми вторичная задержка жидкости. Незрелость регуляторных механизмов, обеспечивающих водно-солевой гомеостаз, является причиной низкой устойчивости детей к любым ситуация, сопровождающимся недостаточным поступлением воды в организм или ее избыточным выведением. Особенно плохо переносят дети обезвоживание при недостаточном введении жидкости на фоне относительно большой ее потери (при дыхании, потоотделении, выведении с каловыми массами и т.п.). У ребенка значительно большее количество воды, чем у взрослых, выводится, минуя почки. Экстраренальные потери воды у ребенка зависят от различных факторов: волнения, общего беспокойства, крика, плача, изменения температуры, влажности и т.п. Все эти факторы увеличивают объем внепочечных потерь и тем самым нарушают равновесие воды между кровью и тканями.
Баланс минерального обмена у детей положительный, что связано с ростом организма и главным образом костной ткани. Особенно много задерживается солей фосфора, кальция, калия и натрия. Периоды повышенной задержки минеральных солей сменяются периодами усиленного их выведения. Потребность в минеральных солях на 1 кг массы с возрастом уменьшается. При рациональном и разнообразном питании потребность в минеральных веществах полностью покрывается за счет естественной пищи, добавлять необходимо только поваренную соль. Нельзя недоучитывать и значение обмена микроэлементов (меди, цинка кобальта, магния, брома, фтора и др.). Хотя эти вещества требуются в ничтожно малых количествах, они играют важную биологическую роль. Грудной ребенок получает их только с молоком матери, в старших возрастных группах потребность в микроэлементах должна обеспечиваться за счет сбалансированного питания. Баланс микроэлементов в организме ребенка положительный, т.е. отмечается постоянная задержка их, что указывает на участие элементов в пластических процессах и депонировании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|