Особенности терморегуляции детей грудного возраста
Терморегуляция – поддержание постоянной температуры тела определяется процессами химической продукции тепла – термогенезом и теплоотдачей. У новорожденных температура тела и теплоотдача выше, чем у взрослых. При понижении температуры среды новорожденный ребенок может увеличить теплопродукцию почти до тех же величин, что и взрослый. Однако в виду малой теплоизоляции диапазон терморегуляции у новорожденного составляет не более 5° С. У взрослого человека термогенез включается при снижении температуры среды больше чем на 15° С. При этом следует учесть, что критическая температура, при которой включается термогенез у новорожденного составляет 33° С, тогда как у взрослого – 23–27° С. Механизмы термогенеза новорожденного и ребенка раннего возраста отличаются от термогенеза взрослого. Взрослый человек в ответ на охлаждение начинает дрожать, включая так называемый «сократительный» термогенез, т.е. дополнительную теплопродукцию в скелетных мышцах. У новорожденных холодовая дрожь отсутствует. У детей имеет место, так называемый «несократительный» термогенез, локализованный, прежде всего, в печени и бурой жировой ткани, масса которой равна 35-40 г. Активацию теплопродукции бурой жировой ткани у здорового ребенка можно заметить по повышению температуры кожи в тех местах, где она расположена близко к поверхности. Это шея и межлопаточная область. По изменению температуры в этих областях можно судить о состоянии механизмов терморегуляции ребенка, о степени его закаленности. Так называемый «горячий затылок» ребенка первых месяцев жизни связан именно с активностью бурого жира. В течение первого года жизни активность химической терморегуляции снижается. У ребенка 5—6 мес роль физической терморегуляции заметно возрастает. С возрастом основная масса бурого жира исчезает, но еще до 3-летнего возраста сохраняется реакция самой крупной части бурого жира — межлопаточной. Имеются сообщения, что у взрослых людей, работающих на Севере, на открытом воздухе, бурая жировая ткань продолжает активно функционировать. В обычных условиях у ребенка старше 3 лет активность несократительного термогенеза ограничена, а главенствующую роль в повышении теплопродукции при активации химической терморегуляции начинает играть специфическая сократительная активность скелетных мышц — мышечный тонус и мышечная дрожь. Если такой ребенок оказывается в условиях обычной комнатной температуры (+20 °С) в трусах и майке, у него в 80 случаях из 100 активируется теплопродукция.
У детей формирование аппарата терморегуляции завершается к концу первого года жизни. Это обусловлено тем, что в механизме физической терморегуляции существенная роль отводится периферическим сосудистым реакциям, нейрогенные механизмы регуляции которых к моменту рождения ребенка еще недоразвиты. Только спустя несколько недель или даже месяцев после рождения на охлаждение ребенок отвечает изменением теплоотдачи. У трех- четырехмесячного ребенка во время сна температура кожи на закрытых местах практически такая же, как и на открытых, и лишь в возрасте 9-10 месяцев температура кожи закрытых участков на 1-3о С выше, чем открытых. Устанавливающееся сразу после рождения относительное постоянство температуры тела обеспечивается высоким уровнем теплопродукции, достигаемым большими энергозатратами за счет тонического напряжения мускулатуры. По мере приближения температуры окружающей среды к 30-32оС мышца расслабляются, и теплопродукция в них почти прекращается. Конечно, способность физиологически зрелых новорожденных устанавливать температуру тела достигается и за счет теплоотдачи через кожу и потоотделение, однако последние развиты относительно слабо.
В первые часы после рождения ректальная температура ребенка колеблется от 36,8о до 39оС. Затем она быстро снижается. Начиная с восьмого дня жизни, при условии сохранения температуры окружающей среды в диапазоне 21о- 26оС, ректальная температура имеет постоянный характер. Вследствие несовершенной терморегуляции в первое время организм ребенка отличается неустойчивостью температуры при охлаждении, перегревании, приеме пищи, крике, двигательной активности, засыпании и водных процедурах, но с 6-10 месяца эти колебания становятся значительно меньше. Суточный ритм колебаний температуры с максимумов во второй половине дня и минимумом ночью устанавливается на протяжении первого года жизни. Из-за более выраженного развития механизмов теплопродукции по сравнению с механизмами теплоотдачи новорожденные достаточно легко переносят снижение температуры тела на 3-4о, но очень плохо переносят повышение температуры. Перегревание ребенка наступает чрезвычайно легко. Если температура тела новорожденного повышается более чем на 2о, то это представляет опасность для его жизни. Даже у детей более старшего возраста при интенсивной физической работе, приводящей к повышению теплопродукции из-за относительного несовершенства теплоотдачи, температура тела может значительно повышаться. Иногда это наблюдается и у детей школьного возраста. У некоторых детей через 2-3 часа после рождения происходит повышение температуры до 39-40оС не несколько часов - транзиторная лихорадка, возможно, связанная с поступлением в организм белка или недостатком воды. Через 1-1,5 часа после кормления температура повышается на 0,1-0,4оС, после дефекации снижается. У новорожденных значительно усилена отдача тепла через кожу в связи с обильно развитой сетью кровеносных сосудов, слабо развитыми мышцами, относительно большой поверхностью тела по сравнению с его объемом, и большой потерей воды через тонкий эпидермис. Слабо выражена у новорожденных функция потовых желез. Потоотделение начинается при ректальной температуре 37,2оС.
Усиление теплопродукции при снижении температуры воздуха у новорожденных выражено слабо. Повышение обмена может лишь в 2 раза превысить основной обмен, а у взрослых в 3-4 раза. Таким образом, механизмы терморегуляции отличаются у ребенка недоразвитием, что может при нарушениях теплового режима привести к серьезным расстройствам в деятельности организма в целом. В то же время сформировавшиеся к моменту рождения аппараты терморегуляции вполне достаточны для поддержания температурного гомеостазиса в условиях окружающей среды, не превышающих физиологических возможностей детского организма. Чисто физические законы приводят к тому, что по мере увеличения массы и абсолютных размеров тела вклад химической терморегуляции снижается. Так, у новорожденных детей величина терморегуляторной теплопродукции составляет примерно 0,5 ккал/кг • ч • град, а у взросло человека — 0,15 ккал/кг-ч-град. Новорожденный ребенок при понижении температуры среды может увеличить теплопродукцию почти до тех же величин, что и взрослый человек, — до 4 ккал/кг • ч. Однако ввиду малой теплоизоляции (0,15 град-м2-ч/ккал) диапазон химической терморегуляции у новорожденного ребенка очень небольшой — не более 5°. При этом следует учесть, что критическая температура, при которой включается термогенез, составляет для доношенного ребенка +33°С, ко взрослому состоянию она снижается до +27...+230С. Однако в одежде величина критической температуры снижается до +20 °С, поэтому ребенок в обычной для него одежде при комнатной температуре находится в термонейтральной среде, т. е. в условиях, не требующих дополнительных затрат на поддержание температуры тела. Только при процедуре переодевания для предотвращения охлаждения ребенок первых месяцев жизни должен включать достаточно мощные механизмы теплопродукции. Усиление ростовых процессов в период т.н. полуростового скачка (5—6 лет) приводит к увеличению длины и площади поверхности конечностей, что обеспечивает регулируемый теплообмен организма с окружающей средой. Это в свою очередь приводит к тому, что начиная с 5,5—6 лет (особенно отчетливо у девочек) происходят значительные изменения терморегуляторной функции. Теплоизоляция тела возрастает, а активность химической терморегуляции существенно снижается. Такой способ регуляции температуры тела более экономичен, и именно он в ходе дальнейшего возрастного развития становится преобладающим. Этот период развития терморегуляции является сенситивным для проведения закаливающих процедур.
С началом полового созревания наступает следующий этап развития терморегуляции, проявляющийся в расстройстве складывавшейся функциональной системы. У 11—12-летних девочек и 13-летних мальчиков, несмотря на продолжающееся снижение интенсивности обмена покоя, соответствующей подстройки сосудистой регуляции не происходит. Лишь в юношеском возрасте после завершения полового созревания возможности терморегуляции достигают дефинитивного уровня развития. Повышение теплоизоляции тканей собственного тела позволяет обходиться без включения химической терморегуляции (т. е. добавочной теплопродукции) даже при снижении температуры среды на 10—150С. Такая реакция организма, естественно, более экономична и эффективна.
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|