Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие казначейства в РФ




 

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную системуорганов федерального казначейства возглавляет руководитель Федеральногоказначейства - начальник Главного управления Федерального казначействаМинистерства финансов РФ.

В истории Донской земли деятельность казначейских структур насчитывает несколько веков с момента возникновения в XVI веке Войска Донского до 20-х годов XX века.

В современном постсоветском периоде создание казначейских органов было определенно необходимостью реформирования, как экономики, так и государственного устройства, разграничения полномочий предметов ведения новой демократической России. За короткий пятнадцатилетний период Федеральное казначейство стало единой централизованной высокотехнологичной системой, входящей в структуру органов федеральной исполнительной власти, со своими Управлениями в каждом субъекте Российской Федерации.

История развития казначейства на Дону имеет свои особенности. Уже в начале своей деятельности Войско Донское имело законодательный орган, избирающий исполнительную власть в лице атамана Войска Донского, помощником которого был избираемый кошевой атаман, фактически ведающий войсковой казной.

По Указу Павла I от 6 июля 1797 года о ликвидации на Дону Войскового гражданского правительства была восстановлена Войсковая канцелярия, в которой были сосредоточенны и дела "по казначейской части". В 1804 году Войсковая канцелярия была разделена на 3 экспедиции: военную, гражданскую и экономическую. В ведении последней находились все дела по войску, различные сборы, приходы и расходы, подряды, отпуска, оборочные статьи и денежные отчеты.

Важной вехой в реформировании управления Войском Донским было принятие в 1835 году "Положения об управлении Войском Донским". Область Войска Донского разделилась на 7 административных округов, в каждом из которых находилось свое правление. Правления были созданы и в станицах, где все поступающие в казну средства находились в распоряжении схода, который и избирал казначея не моложе 25 лет, отслужившего службу и вышедшего по какой-либо причине в отставку, не состоявшего под судом и следствием Казначей на весь срок своей деятельности освобождался от всех натуральных повинностей. В округах казначейскую службу нес также проверенный человек, избираемый из числа казаков-дворян.

В областном правлении с 1835 года казной войска ведали первоначально 2 экспедиции - казенных доходов и войсковых питейных сборов, и экспедиция войскового хозяйства. Первая осуществляла, в основном, сбор доходов. Вторая заведовала войсковым капиталом и имуществом. В ведении экспедиции находилось войсковое казначейство, созданное на правах особого отделения хозяйственной экспедиции войскового правления. Казначейство осуществляло прием, хранение всех денежных сумм как войсковых, так и поступающих в общегосударственную казну.

июня 1812 года Император Александр II утвердил Постановление Государственного Совета "О создании на Дону Казенной палаты и Областного казначейства", вследствие чего в 1837 году отделение казенных доходов было преобразовано в Донскую казенную палату. Она являлась главным финансовым органом власти, ведала поступлением и распределением казенных доходов. Исполнительными органами на местах стали казначейства в округах. Деятельность Донской казенной палаты регламентировалась циркулярами и инструкциями Министерства финансов. Периодические отчеты Донской казенной палаты направлялись в Департаменты Министерства финансов, общие - войсковому атаману, а именные, об исполнении приказов - Правительствующему Сенату.

Самостоятельно казенная палата имела право производить расходы только в пределах сумм ассигнованных Министерством финансов, во всех остальных случаях казенная палата была обязана согласовывать выдачу денежных средств с Министерством финансов.

На казенную палату возлагалось счетоводство и отчетность по приходу и расходу сумм в областном и уездных казначействах, непосредственно ей подчиненных. Она наблюдала за поступлением государственных доходов, понуждая к их уплате, но сама не вводила и не взимала никаких сборов. Казенная палата самостоятельно распоряжалась производством всех расходов в пределах ассигнованных средств, но не могла исполнять распоряжения никаких других ведомств, вплоть до высочайших повелений. В ведение казенной палаты входило наложение взысканий за нарушение уставов казенного управления. Донская казенная палата сбором и хранением доходов не занималась, предоставляла право сбора сумм областному и окружному казначействам, осуществляя надзор и ревизию их деятельности.

Первым областным казначеем с правами самостоятельного руководителя данного ведомства был коллежский асессор Дмитрий Мартынович Марковский, занявший эту должность в 1873 году.

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта "Учреждения для управления губерний Российской империи" от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты "для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества" и определяются основные их функции: "1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были,

) Дабы доходы куда надлежит доставлены были,

) Дабы доходы в целости сохранены были".

Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах.

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г. Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест "Об учреждении министерств", в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года "Особенным учреждением Министерства финансов". Управление финансами было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I "Быть по сему" был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

В конце 1991 года произошли кардинальные изменения в политическом и бюджетном устройстве страны. Прекратил свое существование государственный бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из равноправных звеньев: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. На месте Государственного банка был образован Центральный банк, который не только изменил название, но и содержание, выполняемых им функций.

К середине 1992 года, в условиях функционирования значительного количества коммерческих банков, исполнение федерального бюджета, как и других звеньев бюджетной системы практически вышло из под контроля исполнительных органов власти. Стала актуальной проблема внесения изменении и процесс исполнения бюджета.

Необходимо отметить, что объективным условием разрешения сложив - шейся ситуации стало принятие Конституции Российской Федерации, которая четко определила функции органов государственной власти (федеральной и субъектов Российской Федерации) и местного самоуправления, а также Центрального банка Российской Федерации. В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение федерального бюджета, а статья 75 Конституции Российской Федерации определяет независимость Центрального банка Российской Федерации. Это обстоятельство дополнялось тем, что Центральный Банк с принятием Закона "О Центральном банке Российской Федерации" резко снизил приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета, так как в законе о Центральном банке Российской Федерации за последним не была закреплена функция кассового исполнения бюджета.

Начиная со второй половины 1992 года Центральный банк РФ, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, фактически перестал выполнять функции кассового исполнения бюджета. Почти все счета и бюджета, и бюджетных учреждений были переведены в коммерческие банки, деятельность которых Правительство напрямую не контролирует. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств.

Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и "вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся".

Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были:

движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;

главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств;

заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;

дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;

дела по составлению росписи доходов и расходов;

дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы.

Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента Государственного казначейства - до местных - губернских и уездных казначейств.

Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

Предметами ведения казначеев в то время были:

) прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов;

) производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;

) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;

) выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;

) счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;

) открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.

Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;

обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;

определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.

В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.

Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 "О Федеральном казначействе" было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;

распределение доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам.

В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Например, в 2001 г. органы федерального казначейства передали в правоохранительные органы материалы проверок по 781 факту незаконного использования средств федерального бюджета. Сумма этих нарушений составила 121,6 млн. руб.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...