Перспективы совершенствования казначейской технологии исполнения бюджетов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Основной задачей Федерального казначейства в соответствии с ориентирами, установленными Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через максимальную автоматизацию процессов, применение самых передовых технологий, упрощение административных и технических процедур. Реализация мероприятий стратегического развития системы органов Федерального казначейства направлена на обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, управление Единым Казначейским счетом, повышение эффективности и результативности деятельности каждого сотрудника на своем рабочем месте по функциональным направлениям, осуществление мероприятий, максимально обеспечивающих устойчивость, надежность финансовой системы страны (табл. 1)
Таблица 1 - Стратегические цели развития Казначейства России на период до 2015 г.
Дальнейшее совершенствование государственных функций казначейства нашло свое отражение в Стратегической карте, которая разработана на период до 2015 года. В Стратегической карте Казначейства России выработаны 12 стратегических задач, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности, усиление устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации. Одна из 12 стратегических задач будущего связана с обеспечением прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов.
Очевидно, что источником данной информации являются органы Федерального казначейства, обрабатывающие в используемых программных системах ежедневно десятки тысяч операций. Только УФК по Ростовской области проводит в ежедневном режиме обработку порядка 40 ООО платежных документов. Органы Федерального казначейства располагают возможностью преобразования накопленных колоссальных массивов данных в структурированный вид для формирования оперативной информации о ходе исполнения и финансового состояния бюджета за каждый операционный день по каждому муниципальному поселению Российской Федерации. С 2010 года внедрена система ключевых показателей эффективности (КПЭ) исполнения бюджетов по доходной, расходной части. Система КПЭ позволяет в определенном разрезе по заданной теме получать актуальную информацию и принимать оперативные управленческие решения как для федерального бюджета, так и для региональных и местных бюджетов. В этом качестве система КПЭ подлежит применению заинтересованными пользователями с учетом предоставления прямого доступа к КПЭ Минфина России, аппарата Правительства Российской Федерации, Счетной палаты РФ. Следующим перспективным направлением деятельности является создание и ведение с 1 января 2011 года Общероссийского сайта реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования. Создаваемый информационный портал будет содержать сведения о ресурсах, администрируемых в части государственных закупок Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службой вместе с реестром недобросовестных поставщиков. На органах Федерального казначейства лежит задача регистрации пользователей официального сайта в сети Интернет.
Немаловажным в работе казначейства является то, что с 1 января 2011 года меняется правовой статус учреждений: под учреждениями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации у муниципальным образованием, признаются казенные, бюджетные и автономные учреждения. В новых условиях работы органам Федерального казначейства предстоит обеспечить обслуживание бюджетных учреждений с учетом принятых изменений. В части работы с информационными ресурсами на органы Федерального казначейства возлагаются с 1 января 2012 года полномочия по размещению сведений о бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность таких документов, как: учредительные; отчеты о деятельности, об использовании имущества; планы финансово-хозяйственной деятельности; годовой бухгалтерской отчетности; государственное (муниципальное) задание. Порядок предоставления перечисленной информации, ее размещение и ведение сайта будет осуществляться органами Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином России (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3). Расширение сферы деятельности органов Федерального казначейства в перспективе связано с переводом на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Срок начала кассового обслуживания установлен законодательно с 2014 года (Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3). В предстоящий подготовительный период обеспечивается разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок открытия и ведения лицевых счетов органов государственных внебюджетных фондов и кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перспективная задача совершенствования системы бюджетных платежей определена механизмом управления ликвидностью на едином казначейском счете. Проведенная работа по включению 79 управлений Федерального казначейства по субъектам в состав ассоциированных участников системы банковских электронных срочных платежей (система БЭСП) с перечислением Банком России неиспользованных остатков денежных средств со счетов управлений позволяет сосредоточить все средства на едином счете федерального бюджета и управлять ликвидностью счета путем размещения остатков и/или привлечения средств на кассовые разрывы. Вопрос поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов и местных бюджетов рассматривается в проекте программы по повышению эффективности бюджетных расходов, которая разработана Минфином России. В разделе третьем, определяющем позиции долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, предполагается создание механизма поддержки ликвидности счетов бюджетов, основанного на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в т. ч. беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов, т.е. при недостаточности на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета. Данное направление деятельности подлежит освоению и реализации органами Федерального казначейства. Таким образом, органы Федерального казначейства являются проводниками нововведений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ через применение автоматизированных передовых технологий.
Заключение
В Российской Федерации в ходе реформирования бюджетного процесса сформирована казначейская система исполнения бюджета, при которой четко разграничены бюджетные полномочия между органами, обеспечивающими исполнение бюджета - Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации, между органами, организующими исполнение бюджета - финансовые органы и между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета - органы Федерального казначейства. Для каждой из перечисленных групп полномочий установлены процедуры и функции, выполняемые участниками бюджетного процесса.
Роль органов Федерального казначейства заключается в обеспечении эффективного управления государственными ресурсами на федеральном уровне, а также в осуществлении полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов: открытием счетов бюджетов на соответствующей территории, регистрацией на них, поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты и осуществлением платежей с единых счетов от имени и по поручению финансовых органов и (или) получателей средств. По соглашению с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав, могут быть переданы исполнительному органу субъекта Российской Федерации с учетом выполнения ряда условий. Однако в этом случае, полномочия по открытию, ведению единых счетов бюджетов и отражению на них операций сохраняются за органами Федерального казначейства. С целью конкретизации роли Казначейства России в бюджетном процессе и более глубокого понимания их функций целесообразно уточнить определение понятия "кассовое обслуживание исполнения бюджета" как "проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета, открытом органу Федерального казначейства". Важнейшим элементом системы управления государственными и муниципальными финансами является управление ликвидными активами, под которыми понимаются государственные (муниципальные) активы, которые могут быть использованы в качестве платежных средств. При этом управление ликвидностью означает стремление публично-правового образования иметь достаточное количество денег в определенный момент времени, для выполнения своих обязательств. Цель казначейской системы исполнения бюджета - обеспечить полное использование ликвидных активов, которыми располагает публично-правовое образование в каждый отдельно взятый момент времени. Одной из проблем, препятствующих успешному исполнению бюджета, является наличие кассовых разрывов (недопоступление в определенный период финансового года доходов для осуществления неотложных расходов, предусмотренных утвержденной бюджетной росписью, с учетом источников финансирования дефицита бюджета).
В настоящее время в Казначействе России кассовое планирование осуществляется в годовом и помесячном разрезах, но в краткосрочной перспективе необходимо повышать его точность и дискретность (вплоть до поэтапного перехода к подневному прогнозированию), а также развивать систему интеграции кассовых планов федеральных министерств и ведомств и кассового плана исполнения федерального бюджета. Для осуществления этой работы необходимо совершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу и провести организационную подготовку. Одной из важнейших задач в этом направлении деятельности Казначейства России является повышение степени достоверности планирования параметров и сроков мобилизации средств суверенных фондов РФ для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. Список использованной литературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс Бессонов, В.В. Федеральное казначейство в условиях проводимых реформ / В. В. . Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. - СПб.: Питер, 2009. . Бессонов // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2010. - №20. - С.6-8 . Гарнов, И. Новая система бюджетного учета / И. Гарнов // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". - 2011. - № 2. - С.9-10. . Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Федеральное Казначейство в системе бюджетного регулирования. - Новосибирск: Наука, 2012. . Дубинина, И. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации / И. Дубинина // Финансы. - 2009. - № 12 - С.7-11. . Зырянова, Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2010. - № 10. - С.5-9. . Мацкуляк Д.И., Петров А.В. О безопасном исполнении бюджета в системе казначейства. // Финансы и кредит. 2011. № 11 (299). . Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2012. - № 3. - С.3-8. . О результатах работы Федерального казначейства. // Министерство финансов Российской Федерации. - М., 2009. . Обухова, Т. Функции органов Федерального казначейства / А. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 6 - С.2-4. . Петров А.В. Совершенствование исполнения бюджета в системе казначейства. // Актуальные проблемы рыночной экономики: социально-финансовое содержание и решения. Сб. науч. трудов. Выпуск 5. / Науч. ред. И.Д. Мацкуляк. - М.: Фонд "Экономика", 2008. . Прохоренкова Л.Ю. Комплексная автоматизация бюджетного процесса - залог стабильного качества исполнения бюджета субъекта // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2011. - № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|