Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. 1. 1. Понятие и сущность налогов.




Раздел 1 Основы налогообложения

Глава 1. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Тема 1. 1. 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ.

План: 1. 1. Понятие налогов и сборов. Экономическая сущность налогов.     

       1. 2. Функции налогов.

       1. 3. Принципы налогообложения.

       1. 4. Роль налогов в рыночной экономике. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

1. 1. Понятие налогов и сборов. Экономическая сущность налогов.

Каждая организация или физическое лицо должны участвовать в формировании бюджета и других государственных фондов по законодательству, установленному государством, путем внесения обязательных платежей.

Обязательные платежи имеют разные формы:

1. налоги,

2. сборы, в том числе пошлинные.

Налог – обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог имеет четыре признака, т. е. если платеж имеет эти четыре признака, то он является налогом, если же отсутствует хотя бы один из них, то данный платеж налогом быть не может, а является или сбором, или пошлиной, или другим платежом.

Признаки налога:

1. Обязательность – означает, что все организации и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

Т. е. все лица, получившие доход в результате профессиональной или предпринимательской деятельности, должны часть его отдать государству. Причем уплата налогов за счет доходов других лиц запрещена. В результате каждое лицо принимает участие в формировании государственных ресурсов за счет своих доходов, лично.

2. Уплата налога гарантируется государством, т. е. именно государство принимает законы, выполняя которые лицо вынуждено будет платить налоги.  

3. Индивидуальная безвозмездность. Он означает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого – либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику.      

4. Система налогов, общие принципы налогообложения, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов устанавливаются законодательно – Налоговым Кодексом РФ и другими законодательными актами.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В России существуют следующие виды сборов:

1. лицензионные,

2. регистрационные,

3. пошлины, в том числе:

а) таможенная,

б) государственная (судебная, нотариальная и прочие),

в) почтовая.

Пошлина – обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (один из видов сборов).

Налоги являются исторической категорией, так как они возникли в процессе исторического развития общества, их возникновение является объективным и связано с возникновением государства, т. к. государству необходимы финансовые ресурсы для содержания армии, судов, чиновников, социальной сферы и др.

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии части дохода плательщика в пользу государства, причем индивидуально – безвозмездно. В масштабах всей страны сущность налога состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного платежа.

1. 2. Функции налогов.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Выделяют следующие функции налогов:

1. фискальная (или мобилизующая),

2. распределительная,

3. регулирующая,

4. контрольная,

5. прочие.

Фискальная функция – это изъятие средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет). Данная функция воплощает в себе суть налогообложения и является основной. Через фискальную функцию налоги выполняют свое назначение – формируют финансовые ресурсы государства, мобилизуют их в бюджетной системе, чтобы государство имело финансовые ресурсы необходимые ему для выполнения собственных функций – оборонных, социальных, природоохранных и др. (например, административных).

Распределительная функция налогов заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и прочие государственные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную и финансирует межотраслевые целевые программы, имеющие общегосударственное значение.

Система налоговых ставок, права и обязанности региональных и местных органов власти, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Регулирующая функция начала осуществляться с тех пор, как государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Это происходит при помощи налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Важное значение при этом имеет и сама налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность организаций и физических лиц. Одновременно, осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств.

В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

      Отдельными экономистами выделяются также следующие функции:

· стимулирующая,        как разновидности

· дестимулирующая,    регулирующей

· социальная (выравнивание доходов физ. лиц),

· поощрительная (через льготы для физ. лиц).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...