Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление как социальное явление и его соотношение с государственным управлением и исполнительной властью.




Управление является функцией организованных систем любой природы определенным воздействием одного элемента (субъекта управления или управляющего субъекта) на второй элемент (объект управления или управляемый объект) с целью достижения задач, стоящих перед системой. Неотъемлемым элементом системы управления, помимо ее субъекта и объекта, является также и элемент обратной связи между ними. Выделяют следующие виды управления:
1) технологическое (или техническое) управление – это управление технологическими процессами. 2) биологическое управление – это управление, связанное с выбором надлежащей формы воздействия на животный мир. 3)социальное управление – это управление человеческим обществом, формирующее формы влияния на связи человека с человеком, на общность людей с целью упорядочения общества.
Социальное управление обладает следующими признаками:
1) оно организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы;
2) воздействие на участников совместной деятельности для придания взаимодействиям людей признаков организованности;
3) его объектом являются существующие отдельные люди и их взаимоотношения между собой;
4) оно всегда базируется на соподчиненности волевых качеств людей;
Социальное управление подразделяется на несколько разновидностей, одной из которых является государственное управление, с функционированием которого и связано формирование административного права. 2.Государственное управление и его признаки Государственное управление в широком смысле слова – это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Под государственным управлением в узком смысле слова следует понимать вид государственной деятельности, отличный от иных ее проявлений (а именно – от законодательной и судебной деятельности), а также от управленческой деятельности общественных объединений и ряда других негосударственных формирований (трудовых коллективов, коммерческих структур и т. п.), и связанный с функционированием системы исполнительной власти в РФ. И именно это (узкое) понимание государственного управления как раз и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Т.о, государственное управление – это вид государственной деятельности, в рамках которой осуществляется практическая реализация исполнительной власти. Органы, осуществляющие эту власть, именуются органами исполнительной власти и их нельзя путать с исполнительными органами власти.
Основные характеристики (признаки) государственного управления сводятся к следующему:
а) государственное управление – это конкретный вид государственной деятельности, осуществляемой субъектами управления в соответствии с их компетенцией;
б) государственное управление носит исполнительно-распорядительный характер: тот или иной субъект по отношению к управляемым им объектам осуществляет распорядительную деятельность, являясь в то же время объектом управления по отношению в вышестоящим звеньям системы и осуществляя таким образом исполнительную деятельность;
в) государственное управление осуществляется различными субъектами управления, однако управленческая функция – это прерогатива специальных органов государственной власти – органов исполнительной власти;
г) деятельность по осуществлению государственного управления является подзаконной деятельностью, осуществляемой на основе и во исполнение требований закона, т. е. она всегда вторична по отношению к законодательной деятельности;
д) государственное управление характеризуется наличием преимущественно наличием вертикальных (субординационных) связей между своими элементами, но может носить и горизонтальный (координационный) характер;
е) реализация властных полномочий субъектов государственного управления осуществляется преимущественно в административном (т. е. во внесудебном) порядке.
3.Исполнительная власть: понятие, признаки и соотношение с государственным управлением
Исполнительная власть – это ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти во главе в Правительством РФ, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивающая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий (распорядительств.
Также, как и у любой другой власти, у исполнительной власти есть свои строго определенные признаки, а именно:
1) исполнительная власть непрерывна и существует везде, где функционируют человеческие коллективы;
2) исполнительная власть характеризуется принудительным характером;
3) исполнительная власть носит организующий характер;
4) исполнительная власть характеризуется строго определенной предметностью – наличием правовых, информационных, технических и организационных ресурсов своего практического осуществления (реализации).
Исполнительную власть нельзя попросту отождествлять с государственным управлением как исполнительной и распорядительной деятельностью. Управленческая деятельность является практической формой реализации исполнительной власти, тогда как сама исполнительная власть отражает лишь функциональное назначение этой деятельности. Таким образом, государственное управление по своему назначению представляет вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. И в этом проявляется соотношение этих понятий.

2. Понятие административного права, его предмет и соотношение с другими отраслями российского права.

Административное право – это отрасль правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного управления в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль права характеризуется двумя аспектами: предметом и методом правового регулирования.
В предмет административного права входят:
1) управленческие общественные отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти;
2) управленческие общественные отношения внутриорганизационного характера, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти;
3) управленческие общественные отношения, связанные с осуществлением судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

Административное право тесно взаимодействует и «переплетается» с другими отраслями российского права, прежде всего, отраслями публично-правовой сферы.
Государственно-правовой характер становления и развития административного права обуславливает его теснейшую связь с конституционным (государственным) правом. Ведь именно Конституция РФ устанавливает основы административно-правового статуса граждан РФ, определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Взаимосвязь административного и трудового права проявляется в вопросах правовой регламентации порядка и условий прохождения государственной службы как вида профессиональной трудовой деятельности граждан России.
Такая же тесная связь существует и между административным и уголовным правом при решении вопроса о правовой квалификации того или иного противоправного деяния как административного правонарушения либо преступления по смежным составам.
Тесная связь административного права существует не только с отраслями публичного права, но и с отраслями частного права, в частности, с гражданским правом. Эта связь строится и проявляется, например, через отношения, связанные с правом собственности, через отношения по государственной регистрации, лицензированию и сертификации деятельности хозяйствующих субъектов.
Административное право не только тесно взаимодействует с отраслями публичного и частного права, но также является в некотором роде «материнской отраслью» для целого ряда отраслей публичного права – финансового, таможенного, земельного, экологического и др.
В основе взаимодействия административного права с теми или иными отраслями российского права всегда, так или иначе, лежит наличие общественных отношений управленческого характера в сферах правового регулирования соответствующей отрасли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...