Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ регулируется законодательством РФ международными договорами
Основными нормативными актами в этой сфере являются Конституция РФ (в частности, ст. 27, 62 и 63), № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан РФ» и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и порядке въезда в РФ».
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ одинаков, если из положений закона не вытекает иное.
Законодательство РФ различает иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ временно проживающих в РФ и временно пребывающих в РФ. Их в зависимости от этого различается и объем их административно-правового статуса.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории РФ на основании следующих документов:
а) приглашение на въезд в РФ – документа, являющегося основанием для выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства российской визы
либо для въезда в Россию в порядке, не требующем получения визы в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором;
б) разрешение на временное проживание – документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство, оформленного в виде отметки, удостоверяющем личность этого субъекта, либо в виде отдельного документа, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего его личность;
в) вид на жительство – документа, выданного иностранному лицу или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их право на свободный выезд из России и въезд в нее.
Постоянно проживающие на территории иностранные граждане и лица без гражданства обладают большим объемом прав, нежели временно пребывающие в РФ и временно проживающие в ней.
В то же время российское законодательство устанавливает и ряд ограничений прав и обязанностей этих субъектов, которые определяют специфику их административно-правового статуса. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Законодательство РФ ограничивает это право, устанавливая, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, а также занимать иные должности или заниматься деятельностью, которые требуют принадлежности к гражданству России. Для них предусмотрен особый порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумах РФ и и ее субъектов. Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не могут поступить на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала. Еще одна особенность: иностранные граждане как и российские имеют право свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства, однако, в целях обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка допускаются и некоторые ограничения этих прав: требованием наличия специального разрешения на посещение территорий, организаций и объектов по перечню Правительства РФ.
9. Обращения граждан как элемент их административно-правового статуса.
Общественные отношения, связанные с реализацией гражданами России закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ. Он касается порядка рассмотрения абсолютно всех обращений граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления.
Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов или иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод и конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Основные принципы рассмотрения обращений граждан:
1) каждое поданное обращение подлежит обязательному рассмотрению;
2) рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно;
3) письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такого обращения (в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 30 дней с обязательным уведомлением об этом подавшего обращение гражданина);
4) если поданное обращение не входит в компетенцию органа или должностного лица, к которому оно поступило, то такое обращение в течение семи дней со дня его регистрации подлежит направлению в тот орган или тому должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов, с обязательным письменным уведомлением гражданина о переадресации его обращения;
5) если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, то копия соответствующего обращения в семидневный срок со дня ее регистрации должна быть направлена указанным субъектам;
6) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;
7) если переадресация жалобы с соблюдением указанного выше запрета невозможна, то такая жалоба должна быть возвращена гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд;
8) обращение, в котором обжалуется судебное решение, рассмотрению по существу не подлежит, а возвращается гражданину, его направившему, с разъяснением ему порядка обжалования данного судебного решения;
9) если текст письменного обращения не подлежит прочтению, то ответ на него не дается и оно переадресации не подлежит, о чем сообщается гражданину, его подавшему, если его фамилия и адрес подлежат прочтению;
10) если обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы в адрес должностного лица или членов его семьи, то оно может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением гражданина, его подавшего, о недопустимости злоупотребления правом;
12) если в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину уже давался письменный ответ по существу и в новом обращении не содержатся новые доводы и обстоятельства, то руководитель соответствующего органа или уполномоченное на это должностное лицо вправе принять решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу и уведомить об этом гражданина;
13) если ответ на обращение гражданина не может быть дан по существу без разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, то об этом сообщается гражданину, подавшему такое обращение, без содержания ответа по существу поданного обращения;
14) ответ на обращение гражданина подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется по информационным системам общего пользования (как правило. почтовой связью) по адресу, указанному в обращении;
15) гражданин имеет право по решению на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных ему незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении его обращения; в то же время в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения также по решению суда могут быть взысканы с этого гражданина.
10. Понятие, виды, система и административно-правовой статус органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, федеральными и иными законами. Вместе с тем общими характерными чертами правового положения органов исполнительной власти являются:
а) подзаконный характер их деятельности;
б) наделение их правом распорядительства, издания подзаконных юридических актов нормативного и индивидуального характера;
в) подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим органам в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих;
г) оперативная самостоятельность органов в пределах их компетенции.
2. Виды органов исполнительной власти. По своему правовому положению органы исполнительной власти делятся на определенные виды по следующим классификационным признакам.
По порядку образования органы исполнительной власти делятся на две группы: органы исполнительной власти, образование которых предусмотрены конституциями и органы исполнительной власти, которые образуются на основе текущего законодательства и подзаконных актов.
По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти делятся на: федеральные органы и; региональные (территориальные) федеральные органы исполнительной власти,; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,.
По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой (внутриведомственной) и специальной компетенции.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различают коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти.
По организационно-правовым формам органы исполнительной власти делятся на правительства (федеральное и региональные), министерства (федеральные и региональные), государственные комитеты или комитеты (только на региональном уровне), федеральные службы (в том числе и по надзору) и федеральные агентства, администрации и мэрии (в субъектах Российской Федерации, не являющихся республиками), департаменты, главные управления, управления, отделы – структурные или территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Российской Федерации.
По источнику финансирования органы исполнительной власти делятся на финансируемые за счет средств федерального бюджета и финансируемые за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Система органов исполнительной власти в РФ состоит из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Органом государственной власти, возглавляющим ветвь исполнительной власти РФ, является Правительство РФ.
Систему федеральных органов исполнительной власти образуют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или Правительству РФ..
Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство может быть подведомственно напрямую Президенту РФ и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых актами Президента РФ и Правительства РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: