Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой акт управления: понятие и виды.




Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Юридическое значение правовых актов управления проявляется через их соотношение с другими актами государственных органов и общественных организаций.
1. Соотношение правового акта управления и закона.
И закон, и любой правовой акт управления являются юридическими актами, регулирующими общественные отношения. Однако в отличие от закона, правовой акт управления может быть не только нормативным, но и правоприменительным. И при этом он имеет юридическую силу лишь в том случае, если издан в соответствии с законом, на основе и во исполнение закона, т. е. в целях его реализации. Таким образом, закон является источником для правовых актов управления, а содержание и юридическая сила правового акта управления определяется законом.
2. Соотношение правового акта управления и судебного акта.
Судебные акты (приговоры, решения, постановления и определения) – это всегда процессуальный результат конкретного дела; это индивидуальные акты, имеющие целью урегулирование определенного жизненного случая, факта. Судебный акт – это всегда акт применения нормы права (правоприменительный акт), он не может содержать нового правила поведения. В то же время органы, осуществляющие исполнительную власть, правомочны в пределах предоставленных им прав не только на основе закона разрешать конкретные жизненные случаи, применяя к ним действующие нормы права, но и устанавливать новые правила поведения, т. е. создавать номы права. Кроме того, в отличие от судебных актов правовые акты управления издаются преимущественно не в связи с нарушением права, а в целях организации общественных отношений в различных областях общественной жизни.
3. Соотношение правовых актов управления и акта прокурорского надзора.
Акты прокурорского надзора (протесты, представления, постановления) являются формой реагирования прокурора на нарушения законности, они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, присущих правовых актам управления.
4. Соотношение правового акта управления и договора.
Любой договор (как гражданско-правовой, так и административный) – это всегда результат взаимного волеизъявления двух и более субъектов, обладающих равными возможностями по его разработке и заключению (диспозитив). Правовой же акт управления – это всегда одностороннее волеизъявление полномочного субъекта, наделенного властными полномочиями (императив).
5. Соотношение правового акта управления и акта общественных организаций.
Акты, издаваемые общественными организациями, обязательны к исполнению только в пределах этих организаций и имеют силу только для их членов. Правовые же акты управления исходят от государства, наделившего субъекта, их издавших, определенным кругом прав и обязанностей. Невыполнение акта управления влечет силу государственного принуждения, в отличие от актов общественных организаций, такового обеспечения не имеющих.
6. Соотношение правового акта управления и документа, имеющего юридическое значение, а также от обычного служебного документа.
Правовые акты управления подразделяются (классифицируются) на соответствующие виды по следующим основным критериям.
По юридическим свойствам По сроку действия По территории действия
По характеру компетенции органов, их издающих, акты делятся на общие, отраслевые и специальные (межотраслевые).
По органам, их издающим, правовые акты управления делятся на издаваемые Президентом РФ (указы и распоряжения), Правительством РФ (постановления и распоряжения), министерствами и другими органами исполнительной власти (приказы, инструкции, распоряжения и др.).
По форме выражения правовые акты управления делятся на письменные, устные и на конклюдентные.

18. Методы государственного управления.

Под методами государственного управления следует понимать способы (приемы) воздействия органа исполнительной власти (должностного лица) как субъекта управления на объект управления, который используется для достижения поставленных целей и задач государственного управления.
1. Методы управления органически связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.
2. Методы управления выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.
3. Методы управления находят свое непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами государственного управления.
4. Методы управления используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.
5. Метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный).
6. С учетом существующего многообразия приемов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определенная возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.
7. В методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.
8. Метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащее государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.
9. Для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.
10. Выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но и, прежде всего, от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, принадлежности к гражданству России и пр.).
Основными методами государственного управления (административно-правыми методами управления) являются убеждение и принуждение.
На базе соотношения методов убеждения и принуждения выделяются и иные специальные методы. Так, по характеру (содержанию) управляющего воздействия выделяют морально-политические методы (воспитание, пропаганда, моральное поощрение); организационные методы (координация, согласованность); социологические методы (интервьюирование, анкетирование, наблюдение); психологические методы (мотивация, авторитет).
Исходя из содержания управляющего воздействия все методы управления принято подразделять на две группы: административные методы и методы экономические.
Административные методы, как правило, квалифицируются в качестве способов внеэкономического (прямого) управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты. А экономические же методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Экономические методы воздействуют на объекты управления не прямо, а косвенно, т. к. их управляющее воздействие достигается посредством материальных стимулов, создание таких экономических условий, которые побуждают управляемых к должному поведению (это могут быть, например, материальное поощрение в случае успешной деятельности, предоставление имущественных или налоговых льгот и т.п.).
Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.
Меры административного принуждения разнообразны, но всем им присущ властно-принудительный характер и по их целевому назначению все они могут быть поделены на три группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) административно-пресекательные меры;
3) административно-наказательные меры (меры административной ответственности).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...