Методы правового регулирования в административном праве.
Любая отрасль российского правфа в той или иной степени использует в качестве средств (методов) правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет и дозволение. И административное право здесь не исключение.
Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запрет – это фактически также предписание, но несколько иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или действия в условиях, предусмотренные правовой нормой. За нарушение установленных государством запретов виновные должностные лица несут дисциплинарную ответственность.
Дозволение – это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. При этом дозволение как метод регулирования общественных отношений в административном праве имеет свою определенную специфику в зависимости от того, на регулирование поведения какого субъекта административного права он направлен. У гражданина, в частности, его права в сфере государственного управления (именуются еще правомочиями) всегда субъективны и отделимы от его обязанностей в сфере государственного управления. Правами он может пользоваться, а может и не пользоваться, а вот обязанности всегда исполнять должен, иначе последуют меры административного принуждения. Для должностных же лиц государственных органов и иных государственных служащих ситуация в этом вопросе несколько иная: права и обязанности государственных служащих неразрывно связаны между собой и в совокупности именуются полномочиями. Государственный служащий (например, сотрудник милиции) не может реализовывать свои обязанности, не пользуясь предоставленными ему при этом законом правами. Более того, в определенных жизненных условиях его право (например, право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) может стать его обязанностью, подкрепляемой мерами соответствующего вида юридической ответственности за их не реализацию. В силу этого они и именуются в совокупности как полномочия и накладывают определенную специфику на использование дозволения как метода правового регулирования в их деятельности.
Таким образом, суть методов административно-правового:
1. установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным конкретной административно-правовой нормой;
2. запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических мер воздействия;
3. предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой;
4. предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.
4. Функции, принципы и источники административного права.Под функциями административного права понимать основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Основной функцией административного права является регулятивная функция - создание норм административного права определенного правового режима воздействия на общественные отношения посредством установления взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, а также посредством определения их правового статуса и взаимодействия между собой.
Содержание регулятивной функции административного права имеет свои следующие формы:
а) правоисполнительная функция (административное право – это юридическая форма реализации исполнительной власти);
б) правотворческая функция (в целях регулирования соответствующих общественных отношений субъекты исполнительной власти наделены полномочиями по административному нормотворчеству);
в) организационная функция, определяемая организационным характером государственно-управленческой деятельности;
г) координационная функция, опосредованная необходимостью эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
д) правоохранительная функция, обеспечивающая соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту прав и законных интересов всех участников регулируемых управленческих отношений посредством установления и применения мер административного и дисциплинарного принуждения. Принципы административного права – это объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом и исполнительной власти в частности, определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих) по осуществлению ими управленческих функций.
Принципы административного права подразделяются на конституционные (политико-юридические) и организационные принципы. Первые обусловлены положениями Конституции РФ и конкретизируются далее в соответствующих законодательных актах, а вторые отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев. К конституционным принципам административного права относятся:
1) принцип законности; 2)принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты;
3) принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами – принцип федерализма;
4) принцип разделения властей;
5) принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении – принцип эффективного управления;
6) принцип равенства граждан перед законом;
7) принцип гуманизма.
К организационным (организационно-функциональным) принципам административного права относятся:
1) принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих (принцип вертикальной подчиненности в системе управления);
2) принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению;
3) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении ими государственного управления; 4) принцип гласности в осуществлении государственного управления; 5) принцип ответственности государственных органов и их должностных лиц за принимаемые административные акты, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) принцип обязательного учета научных основ организации государственного управления.
Система и источники административного права. система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права – подотрасли (правовые институты) – правовые нормы.
Административное право включает две части: Общую и Особенную.
Общая часть включает юридические нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера. Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть представляет собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих отношения в тех или иных сферах государственного управления – экономической, социально-культурной, административно-политической.
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. т. е. нормативные акты.
К числу источников административного права относятся:
1) Конституция РФ 2) законы Российской Федерации – федеральные законы, касающиеся предмета административно-правового регулирования; 3) нормативные Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования; 4) нормативные Постановления Правительства РФ, а также соответствующие нормативные акты правительств субъектов Российской Федерации;
5) приказы, инструкции, распоряжения, постановления и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующие нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: